Технологическая карта урока по искусству в 9 классе «Развитие дизайна в современном мире»
Технологическая карта урока по искусству в 9 классе.
Тема урока: «Развитие дизайна в современном мире».
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель урока: формирование представлений о дизайне и его развитии в современном мире.
Задачи:
Формировать навыки самостоятельной работы с учебником и дидактическим материалом на этапе усвоения новых знаний.
Формировать навыки устного комментирования статьи учебника, авторских высказываний.
Формулировать устно и оформлять письменно промежуточный и итоговый выводы по этапам урока.
Виды деятельности на уроке |
Компетенции учителя |
УУД |
Результаты |
Организационный этап (мотивационный) |
|||
1.Приветствие учащихся. |
Организационная (действия, умения и навыки учителя): уметь создавать ситуацию мотивации к обучению («стартовое желание учиться») |
Личностно-регулятивные (ученик будет приобретать навыки): -Умение мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности»; -Установление целевых приоритетов; -Самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале |
Личностно-регулятивные (ученик научится, приобретает навыки): -Выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению; -Соблюдение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников на уроке; -Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующих функций познавательного мотива; -Осознание самого себя как движущей силы своего научения |
2.Проверка готовности к уроку (раздаточный материал, закладки в учебниках, книгах, рабочие тетради). |
Коммуникативно-образовательная: формировать атмосферу исследования, творчества, сотворчества. |
Познавательные: -Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -Формулирование проблемы |
Познавательные: -Умение переходить от одного вида общения к другому; -Умение видеть проблему; -Умение проявлять интерес к индивидуальному и коллективному творчеству |
1.Знакомство с целями и задачами урока, моделирование целей и задач урока. |
Коммуникативные: Речевые действия (речевое отображение): описание, объяснение, доказательство, отображение содержания планируемых действий для достижения цели, решения задач в форме громкой социализированной речи, в форме внутренней речи |
Коммуникативные: -Умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; -Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами условиями коммуникации |
|
Технологии: индивидуально-личностное обучение; здоровьесбережение. |
|||
Этап целеполагания: постановка целей и задач урока. |
|||
1.Определение цели и задач урока. |
Методическая: уметь включать учащихся в разные виды исследовательской, аналитической деятельности в соответствии с намеченными результатами, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы. |
Личностно-регулятивные: -Готовность к самообразованию; -Готовность к выбору профильного образования; -Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; -Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата |
Личностно-регулятивные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной и коллективной деятельности и сотрудничества с партнером; Освоение основ ознакомительного, поискового, изучающего, усваивающего чтения |
2. Изучение содержания учебника, опорного дидактического материала, комментирование содержания. |
Познавательные: -Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; -Структурирование текста, содержания, уяснение сущности исследовательской работы как показателя успешности учебной деятельности |
Познавательные: -На основе знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации; -Обнаруживать ценность или недостоверность информации, находить пробелы в информации и пути восполнения пробелов; -Использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; -Использовать приемы работы с учебной книгой |
|
Технологии: организации самостоятельной деятельности; поэтапное формирование умственных действий; первичное проектирование индивидуального маршрута выполнения задач урока; здоровьесбережение. |
|||
Этап актуализации знаний, умений, навыков (актуализация компетенций учащихся) |
|||
1.Систематизация общих сведений о современном искусстве и дизайне. |
Коммуникативная: уметь помочь учащимся определять и формулировать цели и образовательные результаты на языке умений (компетенций). |
Познавательные: -Формирование понятий. -Систематизация знаний об искусстве Коммуникативные: реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности |
Познавательные: Обнаруживать и исправлять ошибки. Объяснять свой выбор в устной форме (рассуждение, аргументация), письменной форме ( с помощью графических символов) Коммуникативные: - Аргументировать свою точку зрения - Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать |
2.Выработка умения определять виды современного искусства: индивидуальная и групповая работа. |
Образовательная: формирование понятий и организация своих и ученических действий на их основе. |
Личностно-регулятивные: умения осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их |
Личностно-регулятивные: - Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной, парной и коллективной деятельности - Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и походу его реализации |
Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий и реализация проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающее обучение |
|||
Этап освоения нового (исследовательский этап) |
|||
1.Самостоятельная работа учащихся с учебником, дидактическим материалом. Прием: «Двухрядный круглый стол» цель – обмен мнениями участников по наиболее актуальной проблеме ( Знакомство со стилями и знаменитыми художниками- дизайнерами). Две группы: первая - «внутренний» круг, участники имеют возможность свободных высказываний по обсуждаемой проблеме; вторая – «внешний» круг, участники фиксируют высказывания «внутреннего» круга, готовя свои комментарии и вопросы. |
Методическая: включать в учебную деятельность в соответствии с намеченными результатами, учитывая индивидуальные способности учащихся к участию самостоятельно и организованной групповой (коллективной) деятельности. |
Личностно-регулятивные: - умение составлять алгоритмы решения практической задачи; - формирование умения работать по алгоритму; - умение редактировать текст ответа; - умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и коррекция их |
Личностно-регулятивные: - устойчивый познавательный интерес; - становление смыслообразующих функций познавательного, исследовательского, аналитического мотива |
2. Чтение текста. Прием: составление «интеллект – карты» (графическое выражение процесса). Обучающиеся на основе чтения текста выделяют образы и понятия и структурируют их в определенную систему. Используя рисунок цветными карандашами (описание стилей дизайна – картинка в определенной цветовой гамме). |
Образовательная: формирование навыков самостоятельной работы с учебником, дидактическим материалом по предложенным учителем памяткам и алгоритмам деятельности. |
Познавательные: - формирование навыков решения практической задачи (составление плана, формулирование вопроса, тезиса, вывода и др.) индивидуальным образом. - поиск информации |
Познавательные: - связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями, полученными из других источников; - оценивать утверждения, сделанные в тексте. Исходя из своих представлений о мире |
3.Запись этапов усвоения изученного и выводов в тетрадь (конспектирование) с опорой на адресную помощь учителя. Прием: «Кластеры» - выделение смысловых единиц текста (составление развернутого плана) оформление в определенном порядке в виде «грозди». |
Коммуникативная: установление правил продуктивной самостоятельной работы учащихся и учебных действий на их основе. |
Коммуникативные: - установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество и способствование продуктивной кооперации; - интеграция в группу (пару) сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым в условиях решения предметной задачи |
Коммуникативные: - ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные поставленной предметной задаче; - строить монологическое контекстное высказывание; - инициативно сотрудничать в поиске и сборе, обработке информации |
Технологии: продуктивного чтения, РКМ, развивающего обучения, реализация проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока. |
|||
Этап закрепления знаний (этап фиксации) |
|||
1.Фронтальная беседа по подготовленным заданиям с целью проверки выполненной работы. 2. Фронтальная устная работа с вопросами – заданиями из учебника по схеме: вопрос – ответ - коррекция ответа другими учениками – самокоррекция -выполнение практического задания. |
Образовательная: актуализация ведущих способов исследовательской, аналитической, мыслетворческой деятельности учащихся во всех формах действия. |
Личностно-регулятивные: - умение осуществлять рефлексию своей деятельности в процессе учебного занятия; - самостоятельное применение знаний в новой ситуации; - формирование и реализация навыков решения практической задачи индивидуальным и коллективным образом; - рефлексия, коррекция, самокоррекция Познавательные: - формирование умения работать по алгоритмам; - умение составлять алгоритмы решения практической задачи; Коммуникативные: - формулирование вопросов для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, учителем; - адекватное использование речи для планирования и регуляции деятельности и результатов выполнения предметной задачи |
Личностно-регулятивные: - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и походу его реализации; - выбирать альтернативные способы достижения цели и наиболее эффективный способ Познавательные: - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владеть устной и письменной речью; - строить монологическое контекстное высказывание |
Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий и реализация проекта индивидуального маршрута выполнения задания. |
|||
Проектирование выполнения домашнего задания (комментирование) |
|||
1.Проектирование (разъяснение) вариантов выполнения домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении («каждому по силам») |
Образовательная: формирование навыков создания индивидуального проекта учащимися с целью накопления ими вспомогательного (опорного) материала. |
Личностно-регулятивные: - умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; - умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия; - умение самоанализа результатов; |
Личностно-регулятивные: - проявлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; - осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач |
2.Комментирование содержания памяток для: - составления алгоритмов выполнения проекта - составление плана для защиты проекта |
Методическая: ориентирование учащихся на применение памяток и алгоритмов к выполнению дифференцированного домашнего задания. Рефлексивная: формирование умения рефлексии учебных действий и результатов обучения учащимися на основе комментирования учителем достижений учащихся и путей преодоления затруднений в выполнении задания. |
Познавательные: формирование и реализация навыков составления предметного портфолио с целью накопления вспомогательного материала, направляющего выполнение домашних, самостоятельных заданий Коммуникативные: отображение в речи содержания совершаемых действий |
Познавательные: создавать и преобразовывать модели, схемы, алгоритмы, рекомендации для решения предметной задачи Коммуникативные: в процессе коммуникации точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
Технологии: дифференцированное обучение, индивидуально – личностное обучение, проектная деятельность. |
|||
Этап диагностики и рефлексии |
|||
1.Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся. 2.Рефлексия. Выбирая начало фразы, сделать вывод одним предложением: «Я научился… Меня удивило… У меня получилось… Я приобрел… Я понял, что… Сегодня я узнал…» |
Организационно – методическая: проектирование способов и форм индивидуально – личностной и коллективной учебно-образовательной деятельности на основе выявленных и обозначенных в сводной ( коллективной) диагностической карте индивидуальных затруднений учащихся. |
Личностно-регулятивные: формирование навыков заполнения индивидуальной диагностической карты с целью выработки учащимися индивидуального маршрута преодоления проблемных зон |
Личностно-регулятивные: формировать программу личных достижений, преодоления проблемных зон в знании и способах деятельности |
Технология: анализ результатов реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока. |