Разработка урока по химии для 8 класса на тему «Кислоты, их классификация и свойства»
Пояснительная записка к презентации
Разработка урока по химии для 8 класса по теме: «Кислоты, их классификация и свойства»
по программе Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана.
Цель урока: Сформировать понятие о кислотах, рассмотреть их классификацию и общие свойства кислот.
Задачи урока
1. Образовательная: изучить состав, строение, классификацию и свойства кислот.
2. Развивающие:
а) учебно-познавательные: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
б) коммуникативные: развитие навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;
в) информационные: выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.
3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.
4. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни.
Планируемые результаты обучения
В результате изучения данного материала учащиеся должны:
Знать:
а) определение понятия - кислоты;
б) классификацию кислот;
в) физические и химические свойства кислот.
Уметь:
а) составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства кислот;
б) распознавать кислоты при помощи индикаторов;
в) определять валентность кислотного остатка;
г) пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева;
д) соблюдать ТБ при обращении с кислотами в повседневной жизни
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование и реактивы: презентация, периодическая таблица, таблица растворимости, видео сюжеты -свойства кислот ; учебник Г. Е. Рудзитис «Химия. Неорганическая химия. 8 класс» М.: Просвещение, 2010;
Пояснительная записка.
На уроке используется компьютерная презентация, которая позволяет:
показать дополнительный материал по теме урока;
является средством для обеспечения наглядности и уплотнения материала;
экономично расходовать время урока.
План урока.
Организационный этап- 1 мин.
Повторение - 7 мин.
Объяснение нового материала - 25 мин.
Закрепление материала - 7мин.
Аналитический этап – 5 мин.
Задание на дом - 1 мин.
Ход урока.
1. Организационный этап: проверка наличия необходимого оборудования для проведения урока на рабочих местах учащихся.
На доске отражена тема урока: «Кислоты, их классификация и свойства». Слайд №1.
Презентация "Кислоты. Классификация и свойства"
PPTX / 999.39 Кб
2. Повторение
Задача этапа: Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.
Методы контроля: устный опрос, письменная работа
Учитель проводит:
Письменная работа.
Учащимся даны формулы веществ: CaO, NaOH, HCl, Cu(OH)2 , H2SO4 , Al2O3, K2O, H2CO3 , Al(OH)3 , надо выбрать из формул оксиды и основания. Оформить в виде таблицы:
Учащиеся выполняют работу :
оксиды |
основания |
CaO, Al2O3, K2O, |
NaOH, Cu(OH)2 , Al(OH)3 |
Остались формулы.
Ответьте на вопросы:
Какие вещества мы будем называть оксидами?( Оксиды –сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород).
Какие вещества мы будем называть основаниями? (Основания – сложные вещества, состоящие их катионов металла и одной или нескольких гидроксогрупп).
Назовите оксиды и основания.
3. Объяснение нового материала.
Задачи этапа: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
Методы: беседа, самостоятельная (сообщения) и индивидуальная работа учащихся
Учитель: Мы продолжаем изучать основные классы неорганических соединений. Нам уже известны классы оксидов и оснований, сегодня тема нашего урока «Кислоты, их классификация и свойства». Цель урока: Сформировать понятие о кислотах , рассмотреть их классификацию и общие свойства кислот. Слайд №2
Учитель: как вы думаете, какие вещества мы будем называть кислотами?
Учащиеся дают предполагаемые определения.
Слайд 3. Определение.
Кислоты — это сложные вещества, состоящие из кислотных остатков и атомов водорода, который может замещаться на атомы металлов.
Учитель: запишите определение в тетрадь посмотрите на формулы веществ, представленных на слайде. Вы видите, что все они начинаются с водорода.
Записываем формулы кислот и даем их название.
H3PO4 ортофосфорная |
HCl соляная |
HNO3 азотная |
H2CO3 угольная |
H2SO4 серная |
Для составления формул полученных веществ важно знать, что валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в кислоте, способных замещаться атомами металлов.
К доске выходит ученик для выполнения задания. В формулах кислот подчеркните кислотный остаток и определите его валентность. Проговариваем названия кислот.
H3PO4 |
HCl |
HNO3 |
H2CO3 |
H2SO4 |
Учитель: посмотрите на слайды № 4-5, на них представлена классификация кислот. Кислоты минеральные и органические.
По составу минеральные кислоты делятся на бескислородные и кислородсодержащие.
По числу атомов водорода , способных замещаться на атом металла, кислоты делят на одноосновные, двухосновные и трехосновные.
По силе кислоты бывают сильные и слабые, по отношению к воде – растворимые и нерастворимые. Кислоты – вещества, которые обладают определёнными физическими свойствами. Слайд 6.
Кислоты существуют в трех видах: газообразном – сероводородная (H2S), жидком - азотная (HNO3) и серная кислота (H2SO4), твердом- борная (H3BO3) и метафосфорная (HPO3) кислоты. Некоторые из них имеют цвет и запах. Разные кислоты по-разному растворяются в воде (кремниевая (H2SiO3) -нерастворимая). Жидкие кислоты имеют кислый вкус. Название некоторым кислотам дали плоды, в которых они находятся. Другие же получили свое название от химических элементов, содержащихся в них.
Слайды 7-9 закрепляют данный материал.
Проверочная по классификации . Приложение 2 . Слайд 10
Учащиеся знакомятся с классификацией кислот, записывают схемы, приводят примеры – хотя бы 1-2х кислот
Кислоты:
Бескислородные (HCl, H2S)
Кислород содержащие (H2SO4, HNO3)
Одноосновные (HNO3 ,HF)
Двухосновные (H2CO3, H2SO4 )
Трехосновные (H3PO4)
Твердые (лимонная)
Жидкие (соляная)
Учитель: А теперь мы познакомимся с химическими свойствами кислот. Каждый из вас получил памятку по ТБ при работе с кислотами. Ознакомьтесь с ее положениями. Приложение 3- Памятка по ТБ при работе с кислотами. (на столах). Слайд 11-12
1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции. 2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема. 3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем. 4.При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза. 5.Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой. |
Рассмотрим химические свойства кислот.
1. Водные растворы кислот реагируют с индикаторами. Дайте определение, какие вещества называют индикаторами?
Ответ учащегося: вещества, под действием которых растворы кислот и щелочей меняют свой цвет, называют индикаторами.
Слайд 13.
лакмус |
метиловый оранжевый |
фенолфталеин |
красный |
розовый |
бесцветный |
2. Характерным свойством кислот является взаимодействие с металлами. В пробирки с кислотой опускаем металлический алюминий, цинк и медь.
алюминий |
цинк |
медь |
Пузырьки газа выделяются интенсивно Мg+H2SO4→ МgSO4 +H2 |
Пузырьки газа выделяются менее интенсивно Zn + H2SO4 → ZnSO4 + H2 |
Пузырьки газа не выделяются. |
Знакомство с рядом вытеснения металлов. Слайд 14. (учащимся рекомендуется закончить уравнения реакций представленные на слайде). На слайде 15 показан опыт по взаимодействию кислот с металлами. Видео 1, 2.
3. Кислоты способны реагировать с основными и амфотерными оксидами . Слайд 16. (учащимся рекомендуется закончить уравнения реакций представленные на слайде). На слайде 17 показан опыт по взаимодействию кислот с основными оксидами. Видео 3.
4. Кислоты способны реагировать с основаниями и амфотерными гидроксидами (реакция нейтрализации). Слайд 18. (учащимся рекомендуется закончить уравнения реакций представленные на слайде). На слайде 19 показан опыт по взаимодействию кислот с основаниями. Видео 4.
5. Кислоты способны реагировать с растворами солей (более слабых и летучих кислот). ). Слайд 12. (учащимся рекомендуется закончить уравнения реакций представленные на слайде). На слайде 21 показан опыт по взаимодействию кислот с солями. Видео 5.
6. Некоторые кислоты разлагаются при нагревании на оксид и воду. Слайд 22. Видео 6.
4.Закрепление материала
Задачи этапа: Формирование целостной системы ведущих знаний по теме
Методы: беседа, самостоятельная и индивидуальная работа учащихся
Слайд.23
Общие химические свойства кислот обусловлены свойствами атома Н
Свойства кислот:
Кислота + металл (до Н) = соль + водород
Кислота + оксид металла = соль + вода.
Кислота + основание = соль + вода ( реакция нейтрализации)
Кислота + соль = новая соль = новая кислота ( если ↓ или ↑)
Учащимся предлагается написать уравнения реакций по предложенным схемам реакций.
Закрепление. Парная работа:
Дан текст, в котором «спрятаны» формулы кислот. Выпишите их.
H2OSOHBrNa2Co3MgBSO4KOHH3PO4P2O5CaH2SKPHNO3H3
CHClBaSHKSHH2Na2OH2SO4
2. В каждом ряду найдите лишнюю формулу, ответ мотивируйте:
1. H3PO4 ; H2SO4 ; HCl
2. H2SiO3 ; H2SO3 ; H3PO4
3. HCl ; HNO3 ; HBr
5.Аналитический этап
Задачи: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы
Методы: беседа.
Учитель: предлагаю сделать выводы по уроку.
6. Домашнее задание:
Задачи: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Слайд 24
§32, выучить названия кислот, задача №1, вопрос № 8 (первый столбик), с.104
Приложение 1.
CaO, NaOH, HCl, Cu(OH)2 , H2SO4 , Al2O3, K2O, H2CO3 , Al(OH)
Приложение 2.
Кислоты: приведите по 1-2 примера
Бескислородные (___________________________)
Кислород содержащие (______________________)
Одноосновные (_______________________)
Двухосновные (__________________________)
Трехосновные (_________________________)
Твердые (______________________________)
Жидкие (____________________________)
Приложение 3.
Памятка по ТБ при работе с кислотами:
1.Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.
2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.
3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.
Приложение 4.
1.Дан текст, в котором «спрятаны» формулы кислот. Выпишите их.
H2OSOHBrNa2Co3MgBSO4KOHH3PO4P2O5CaH2SKPHNO3H3CHClBaSHKSHH2Na2OH2SO4
2. В каждом ряду найдите лишнюю формулу, ответ мотивируйте:
1. H3PO4 ; H2SO4 ; HCl
2. H2SiO3 ; H2SO3 ; H3PO4
3. HCl ; HNO3 ; HBr