Разработка урока по химии для 8 класса на тему «Кислоты, их классификация и свойства»

4
0
Материал опубликован 14 February 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Разработка урока по химии для 8 класса по теме: «Кислоты, их классификация и свойства»

по программе Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана.

Цель урока: Сформировать понятие о кислотах, рассмотреть их классификацию и общие свойства кислот.

Задачи урока

1. Образовательная: изучить состав, строение, классификацию и свойства кислот.

2. Развивающие:

а) учебно-познавательные: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;

б) коммуникативные: развитие навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;

в) информационные: выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.

4. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни.

Планируемые результаты обучения

В результате изучения данного материала учащиеся должны:

Знать:

а) определение понятия - кислоты;

б) классификацию кислот;

в) физические и химические свойства кислот.

Уметь:

а) составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства кислот;

б) распознавать кислоты при помощи индикаторов;

в) определять валентность кислотного остатка;

г) пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева;

д) соблюдать ТБ при обращении с кислотами в повседневной жизни

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование и реактивы: презентация, периодическая таблица, таблица растворимости, видео сюжеты -свойства кислот ; учебник Г. Е. Рудзитис «Химия. Неорганическая химия. 8 класс» М.: Просвещение, 2010;

Пояснительная записка.

На уроке используется компьютерная презентация, которая позволяет:

показать дополнительный материал по теме урока;

является средством для обеспечения наглядности и уплотнения материала;

экономично расходовать время урока.

План урока.

Организационный этап- 1 мин.

Повторение - 7 мин.

Объяснение нового материала - 25 мин.

Закрепление материала - 7мин.

Аналитический этап – 5 мин.

Задание на дом - 1 мин.

Ход урока.

1. Организационный этап: проверка наличия необходимого оборудования для проведения урока на рабочих местах учащихся.

На доске отражена тема урока: «Кислоты, их классификация и свойства». Слайд №1.
Презентация "Кислоты. Классификация и свойства"
PPTX / 999.39 Кб

2. Повторение

Задача этапа: Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.

Методы контроля: устный опрос, письменная работа

Учитель проводит:

Письменная работа.

Учащимся даны формулы веществ: CaO, NaOH, HCl, Cu(OH)2 , H2SO4 , Al2O3, K2O, H2CO3 , Al(OH)3 , надо выбрать из формул оксиды и основания. Оформить в виде таблицы:

Учащиеся выполняют работу :

 

оксиды

основания

CaO, Al2O3, K2O,

NaOH, Cu(OH)2 , Al(OH)3

 

 

Остались формулы.

Ответьте на вопросы:

Какие вещества мы будем называть оксидами?( Оксиды –сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород).

Какие вещества мы будем называть основаниями? (Основания – сложные вещества, состоящие их катионов металла и одной или нескольких гидроксогрупп).

Назовите оксиды и основания.

3. Объяснение нового материала.

Задачи этапа: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Методы: беседа, самостоятельная (сообщения) и индивидуальная работа учащихся

Учитель: Мы продолжаем изучать основные классы неорганических соединений. Нам уже известны классы оксидов и оснований, сегодня тема нашего урока «Кислоты, их классификация и свойства». Цель урока: Сформировать понятие о кислотах , рассмотреть их классификацию и общие свойства кислот. Слайд №2

Учитель: как вы думаете, какие вещества мы будем называть кислотами?

Учащиеся дают предполагаемые определения.

Слайд 3. Определение.

Кислоты — это сложные вещества, состоящие из кислотных остатков и атомов водорода, который может замещаться на атомы металлов.

Учитель: запишите определение в тетрадь посмотрите на формулы веществ, представленных на слайде. Вы видите, что все они начинаются с водорода.

Записываем формулы кислот и даем их название.

H3PO4

ортофосфорная

HCl

соляная

HNO3

азотная

H2CO3

угольная

H2SO4

серная

Для составления формул полученных веществ важно знать, что валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в кислоте, способных замещаться атомами металлов.

 

К доске выходит ученик для выполнения задания. В формулах кислот подчеркните кислотный остаток и определите его валентность. Проговариваем названия кислот.

H3PO4

HCl

HNO3

H2CO3

H2SO4

Учитель: посмотрите на слайды № 4-5, на них представлена классификация кислот. Кислоты минеральные и органические.

По составу минеральные кислоты делятся на бескислородные и кислородсодержащие.

По числу атомов водорода , способных замещаться на атом металла, кислоты делят на одноосновные, двухосновные и трехосновные.

По силе кислоты бывают сильные и слабые, по отношению к воде – растворимые и нерастворимые. Кислоты – вещества, которые обладают определёнными физическими свойствами. Слайд 6.

Кислоты существуют в трех видах: газообразном – сероводородная (H2S), жидком - азотная (HNO3) и серная кислота (H2SO4), твердом- борная (H3BO3) и метафосфорная (HPO3) кислоты. Некоторые из них имеют цвет и запах. Разные кислоты по-разному растворяются в воде (кремниевая (H2SiO3) -нерастворимая). Жидкие кислоты имеют кислый вкус. Название некоторым кислотам дали плоды, в которых они находятся. Другие же получили свое название от химических элементов, содержащихся в них.

Слайды 7-9 закрепляют данный материал.

Проверочная по классификации . Приложение 2 . Слайд 10

Учащиеся знакомятся с классификацией кислот, записывают схемы, приводят примеры – хотя бы 1-2х кислот

Кислоты:

Бескислородные (HCl, H2S)

Кислород содержащие (H2SO4, HNO3)

Одноосновные (HNO3 ,HF)

Двухосновные (H2CO3, H2SO4 )

Трехосновные (H3PO4)

Твердые (лимонная)

Жидкие (соляная)

Учитель: А теперь мы познакомимся с химическими свойствами кислот. Каждый из вас получил памятку по ТБ при работе с кислотами. Ознакомьтесь с ее положениями. Приложение 3- Памятка по ТБ при работе с кислотами. (на столах). Слайд 11-12

1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.

2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.

3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.

4.При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.

5.Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.

Рассмотрим химические свойства кислот.

1. Водные растворы кислот реагируют с индикаторами. Дайте определение, какие вещества называют индикаторами?

Ответ учащегося: вещества, под действием которых растворы кислот и щелочей меняют свой цвет, называют индикаторами.

Слайд 13.

лакмус

метиловый

оранжевый

фенолфталеин

красный

розовый

бесцветный

2. Характерным свойством кислот является взаимодействие с металлами. В пробирки с кислотой опускаем металлический алюминий, цинк и медь.

алюминий

цинк

медь

Пузырьки газа выделяются

интенсивно

Мg+H2SO4→ МgSO4 +H2

Пузырьки газа выделяются менее интенсивно

Zn + H2SO4 →

ZnSO4 + H2

Пузырьки газа не выделяются.

Знакомство с рядом вытеснения металлов. Слайд 14. (учащимся рекомендуется закончить уравнения реакций представленные на слайде). На слайде 15 показан опыт по взаимодействию кислот с металлами. Видео 1, 2.

3. Кислоты способны реагировать с основными и амфотерными оксидами . Слайд 16. (учащимся рекомендуется закончить уравнения реакций представленные на слайде). На слайде 17 показан опыт по взаимодействию кислот с основными оксидами. Видео 3.

4. Кислоты способны реагировать с основаниями и амфотерными гидроксидами (реакция нейтрализации). Слайд 18. (учащимся рекомендуется закончить уравнения реакций представленные на слайде). На слайде 19 показан опыт по взаимодействию кислот с основаниями. Видео 4.

5. Кислоты способны реагировать с растворами солей (более слабых и летучих кислот). ). Слайд 12. (учащимся рекомендуется закончить уравнения реакций представленные на слайде). На слайде 21 показан опыт по взаимодействию кислот с солями. Видео 5.

6. Некоторые кислоты разлагаются при нагревании на оксид и воду. Слайд 22. Видео 6.

4.Закрепление материала

Задачи этапа: Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

Методы: беседа, самостоятельная и индивидуальная работа учащихся

Слайд.23

Общие химические свойства кислот обусловлены свойствами атома Н
Свойства кислот:

Кислота + металл (до Н) = соль + водород

Кислота + оксид металла = соль + вода.

Кислота + основание = соль + вода ( реакция нейтрализации)

Кислота + соль = новая соль = новая кислота ( если ↓ или ↑)

Учащимся предлагается написать уравнения реакций по предложенным схемам реакций.

Закрепление. Парная работа:

Дан текст, в котором «спрятаны» формулы кислот. Выпишите их.

H2OSOHBrNa2Co3MgBSO4KOHH3PO4P2O5CaH2SKPHNO3H3

CHClBaSHKSHH2Na2OH2SO4

2. В каждом ряду найдите лишнюю формулу, ответ мотивируйте:
1. H3PO4 ; H2SO4 ; HCl
2. H2SiO3 ; H2SO3 ; H3PO4

3. HCl ; HNO3 ; HBr

5.Аналитический этап

Задачи: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Методы: беседа.

Учитель: предлагаю сделать выводы по уроку.

6. Домашнее задание:

Задачи: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Слайд 24

§32, выучить названия кислот, задача №1, вопрос № 8 (первый столбик), с.104

Приложение 1.

CaO, NaOH, HCl, Cu(OH)2 , H2SO4 , Al2O3, K2O, H2CO3 , Al(OH)

Приложение 2.

Кислоты: приведите по 1-2 примера

Бескислородные (___________________________)

Кислород содержащие (______________________)

Одноосновные (_______________________)

Двухосновные (__________________________)

Трехосновные (_________________________)

Твердые (______________________________)

Жидкие (____________________________)

Приложение 3.

Памятка по ТБ при работе с кислотами:

1.Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.

2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.

3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.

Приложение 4.

1.Дан текст, в котором «спрятаны» формулы кислот. Выпишите их.

H2OSOHBrNa2Co3MgBSO4KOHH3PO4P2O5CaH2SKPHNO3H3CHClBaSHKSHH2Na2OH2SO4

2. В каждом ряду найдите лишнюю формулу, ответ мотивируйте:
1. H3PO4 ; H2SO4 ; HCl
2. H2SiO3 ; H2SO3 ; H3PO4

3. HCl ; HNO3 ; HBr

Предварительный просмотр презентации

Кислоты, их классификация и свойства. Выполнила Прыткова Марина Николаевна учитель химии МКОУ «Кондрашкинская ООШ» Каширского района

Цель урока: Сформировать понятие о кислотах , рассмотреть их классификацию и общие свойства кислот.

Кислоты — это сложные вещества, состоящие из кислотных остатков и атомов водорода , который может замещаться на атомы металлов. HCl соляная кислота HNO3 азотная кислота H2SO4 серная кислота H2CO3 угольная кислота H3PO4 фосфорная кислота

Классификация Кислоты Минеральные Кислородсодержащие (H2SO4, H3PO4, H2CO3, HNO3) Бескислородные (HCl, HI, HBr, H2S) Органические Органические (уксусная, лимонная, яблочная, щавелевая, молочная, муравьиная)

Кислоты бывают: Сильные Слабые (по силе) Растворимые Нерастворимые (по отношению к воде)

Физические свойства Кислоты существуют в трех видах: газообразном – сероводородная (H2S), жидком - азотная (HNO3) и серная кислота (H2SO4), твердом- борная (H3BO3) и метафосфорная (HPO3) кислоты. Некоторые из них имеют цвет и запах. Разные кислоты по-разному растворяются в воде (кремниевая (H2SiO3) -нерастворимая ). Жидкие кислоты имеют кислый вкус. Название некоторым кислотам дали плоды, в которых они находятся. Другие же получили свое название от химических элементов, содержащихся в них.

H H H 2 H 2 H 2 H 2 H 2 H 3 SO 3 PO 4 SO 4 H X n Cl S SiO 3 CO 3 NO 3

H 2 SO 3 H 3 PO 4 H 2 SO 4 H Cl H 2 S H 2 SiO 3 H 2 CO 3 H NO 3 Основность кислот

SO 3 PO 4 SO 4 H H 2 SiO 3 CO 3 NO 3 Бескислородные кислоты Cl S Кислородсодержа-щие кислоты H 2 H 3 H 2 H 2 H 2 H

Памятка по ТБ при работе с кислотами: 1. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема. 2. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.

Химические свойства кислот 1. Растворы кислот изменяют окраску индикаторов лакмус метилоранж фенолфталеин

2. Взаимодействие с металлами Отношение к металлам (кроме H2SO4конц. и HNO3) Li K Na Al Mg Zn Fe Pb H Cu Hg Ag Au Pt (вытесняют Н из кислот) (не вытесняют H из кислот) Образуются соль и выделяется газ водород Н2. Тип реакции - реакция замещения, например: Mg + 2HCl = MgCl2 + H2 Закончить уравнения реакции: Zn + H2SO4 → … Cu + H3РO4 → …

Взаимодействие серной кислоты с магнием. Мg+H2SO4→ Мg SO4 +H2

Взаимодействие серной кислоты с цинком, медью Zn + HCl = ZnCl2 +H2

3. Взаимодействии с основными и амфотерными оксидами Образуются соль и вода Н2О. Тип реакции - реакция обмена, например: MgО + 2HCl = MgCl2 + H2О Подставьте формулы вместо знака (?) в схеме реакции: ? + CaO → CaCl2 + H2O ? + ZnO → MgSO4 + ?

Взаимодействие серной кислоты с основными оксидами CuO + H2SO4 =Cu SO4 + H2O

4. Взаимодействие с основаниями и амфотерными гидроксидами (реакция нейтрализации). Образуются соль и вода. Тип реакции - реакция обмена, например: Fe(OH)2 + 2HCl=FeCl2 + 2H2O Закончить уравнения: KOH + HCl → … Fe(OH)2 + H2SO4 → …

Взаимодействие серной кислоты с основаниями H2SO4+ Cu(OH)2 =Cu SO4 + 2H2O

5. Реакции с растворами солей (более слабых и летучих кислот) Образуются новая соль и новая кислота. Тип реакции - реакция обмена, например: CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2 (образуется  летучая кислота )    Na2SiO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2SiO3 (образуется нерастворимая кислота)  AgNO3 + HCl = AgCl? + HNO3 (образуется соль, нерастворимая в воде и образующейся кислоте) Закончить уравнения: H2SO3 + BaCl2→ Na2CO3 + HCl →

Взаимодействие соляной кислоты с карбонатом кальция (мрамором) 2 HCl +СaCO3 = СaCl2 + H2O + CO2↑

6. Некоторые кислоты разлагаются при нагревании на оксид и воду: t H2SiO3 = SiO2 + H2O

Общие химические свойства кислот обусловлены свойствами атома Н Свойства кислот: Кислота + металл (до Н) = соль + водород Кислота + оксид металла = соль + вода Кислота + основание = соль + вода ( реакция нейтрализации) Кислота + соль = новая соль + новая кислота ( если ↓ или ↑)

Интернет ресурсы https://multiurok.ru/blog/klassnaia-novaia-fizkul-tminutka-ot-videouroki-net.html https://www.youtube.com/watch?v=pKQssqGnViA&list=PL4E95374AEA52A425&index=42 https://www.youtube.com/watch?v=7grm7heh9t0 https://www.youtube.com/watch?v=D9x2Z06VHR0 https://www.youtube.com/watch?v=pkBmdiSb0uU https://www.youtube.com/watch?v=XUmPsEsdrXE https://www.youtube.com/watch?v=7U21A_BPWPU

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.