Методическая разработка урока по ФЭМП для детей с ОВЗ "Знакомство с числом 5 , цифрой 5"
ГБУ ЦСПР Роза ветров
Департамента труда и социальной защиты населения
города Москвы
Методическая разработка урока по ФЭМП
детей с ОВЗ
«Знакомство с числом 5, цифрой 5»
подготовила и провела
учитель-дефектолог
г. Москва
2024
Цель:
подготовка к обучению счетным операциям
углубление знаний о множестве.
Образовательная задача:
формировать представление о том, что пять больше, чем четыре, на один
познакомить с числом пять
усвоение итогового числа пять при пересчете
учить детей выделять пять предметов из множества по словесной инструкции
упражнять в преобразовании множеств, в пределах пяти
учить сравнивать группы предметов по количеству
учить определять количество предметов, изображенных на картинках (в пределах четырех)
учить сопоставлять по количеству движения и звуки, действия
учить обозначать количество цифрой.
Воспитательная задача:
воспитание дружеских чувств
воспитание бережного отношения к наглядному и раздаточному материалу.
Коррекционная задача:
развитие зрительно-тактильно-двигательного восприятия
коррекция слухового внимания
развитие мышления (операция сравнения), памяти, мышления
развитие речи (согласование числительного с существительным; употребление речевой конструкции «больше», «меньше», «поровну»).
Оборудование. (В скобках курсивом обозначены предполагаемые ответы детей). Наборное полотно по количеству детей, волшебный мешочек с деревянными овощами, геометрические фигуры плоскостные, цифры, раздаточные листы с заготовками для закрашивания, сюжетные картинки с изображенными на них предметами или животными в рамках лексической темы (три матрешки, две кошки, четыре поросенка, три кровати).
Организационный момент. Педагог напоминает, что начинается занятие. У детей на столах геометрические фигуры (по одной у каждого ребенка). Сядет тот, у кого геометрическая фигура, которую я назову. (Треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Дети садятся на свои места. А теперь назовите предметы, которые похожи на круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. Дети поочередно называют предметы, похожие на геометрические фигуры;
на треугольник: (флажок, гирлянда на елку, крыша домика)
на квадрат: (коробка, кубики, платок)
на круг: (яблоко, мячик, апельсин)
на прямоугольник: (шкаф, ковер, коробочка).
Повторение. А теперь я буду вам показывать картинку, на которой нарисовано какое-то количество предметов, а вы будете поднимать нужную цифру. (Повторить 5-8 раз с разной наглядностью), (у детей цифры 1,2,3,4;-на карточках предметы количеством от 1 до 4). Какие вы знаете цифры? (1, 2, 3, 4). Приготовьте ваши цифры, выложите их по порядку в домике. Покажите мне цифру ... один (дети показывают), покажите мне цифру ... два (и т.д.). А теперь покажите мне такую цифру, сколько здесь котят (3), сколько здесь домиков ( ) и т.д.
Актуализация знаний. Предлагаются задания:
Возьмите четыре синих квадрата. Выложите их на верхней полосочке. Сколько квадратов? (Посчитайте, сколько квадратов: один, два, три, четыре, всего четыре квадрата.)
Возьмите красных кругов столько, сколько квадратов. Выложите их на нижней полосочке. (Положите под каждым квадратом только один круг). Сколько кругов? (Посчитайте).
Все фигуры удалось положить один к одному? (Да.)
Что мы можем сказать про круги и квадраты, сколько их? (Сколько кругов, столько и квадратов. Кругов и квадратов одинаково, поровну, по четыре).
Сообщение нового материала. Операции над преобразованием множеств педагог проделывает на демонстрационной доске и сопровождает их комментариями, а дети у себя на раздаточном материале.
На доске прикрепляются квадраты, под ними круги. Педагог сообщает: «Перед вами квадраты и круги. Кругов и квадратов одинаково, поровну, по четыре». У меня так же, как у вас.
А как сделать, чтобы квадратов было больше, чем кругов? (Добавить один квадрат). Добавим один квадрат. Я добавила один квадрат. И вы добавьте у себя. Сколько получилось квадратов? Посчитайте. (Пять). Посмотрите, кругов меньше, а квадратов больше. На сколько квадратов больше, чем кругов? (На один).
Сколько было квадратов? Сколько теперь стало квадратов? (Было четыре, стало пять). Что мы для этого сделали? (Добавили к четырем один квадрат). И сколько теперь стало квадратов? (Стало пять).
Давайте, посчитаем. (Один, два, три, четыре, пять, всего пять). Педагог показывает на каждый квадрат, а дети четко произносят числительное. А теперь посчитайте квадраты у себя. (Один, два, три, четыре, пять, всего пять).
Физкультминутка. ( Дети выполняют действия под текст.)
Мы ногами - топ-топ.
Мы руками - хлоп-хлоп.
Мы глазами - миг-миг.
Мы плечами – чик-чик.
Раз - сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали,
Неваляшкой, словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскач,
Будто наш веселый мяч.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!
Закрепление изученного. Предлагаются задания: упражнения на счет, счет движений, поиск предметов заданного количества: (раздаточный материал)
хлопните в ладоши столько раз, сколько хлопну я (топните, присядьте),
придумайте, какие действия можно сделать пять раз (постучать, подпрыгнуть). Подпрыгните (постучите) пять раз. (Актуализация опыта другого ребенка). Слушают все, а Оля будет считать, а вы проверяйте, правильно он сделает? Сколько раз ты подпрыгнул (постучал)?
выберете из мешочка пять предметов. Выбирают все дети у себя на парте (посчитай Ваня, Сережа пересчитай),
посчитайте, сколько предметов лежит в мешочке (пять) (пять морковок и т.д.)
вспомните и назовите предметы, которые есть в группе, которых мы можем отсчитать пять (пять шапок, пять кроватей, пять мячей).
закрасьте пять предметов. Здесь нарисовано много предметов, а вам нужно закрасить только пять. Сколько предметов вы закрасили? (пять апельсинов, пять машин, пять треугольников) (работа на раздаточном материале.)
Подведение итогов занятия. Ребята, мы сегодня познакомились с числом пять и научились считать до пяти. Что мы делали на занятии? (считали мебель/животных, закрашивали, называли что похоже на геометрические фигуры., называли действия, которые мы можем сделать три раза. Молодцы! Все вы узнали на занятии много нового.
Список использованной литературы