Методическая разработка урока по ФЭМП для детей с ОВЗ "Знакомство с числом 5 , цифрой 5"

2
0
Материал опубликован 2 November в группе

ГБУ ЦСПР Роза ветров

Департамента труда и социальной защиты населения

города Москвы











Методическая разработка урока по ФЭМП
детей с ОВЗ


«Знакомство с числом 5, цифрой 5»





подготовила и провела

учитель-дефектолог













г. Москва
2024









Цель:

подготовка к обучению счетным операциям

углубление знаний о множестве.

Образовательная задача:

формировать представление о том, что пять больше, чем четыре, на один

познакомить с числом пять

усвоение итогового числа пять при пересчете

учить детей выделять пять предметов из множества по словесной инструкции

упражнять в преобразовании множеств, в пределах пяти

учить сравнивать группы предметов по количеству

учить определять количество предметов, изображенных на картинках (в пределах четырех)

учить сопоставлять по количеству движения и звуки, действия

учить обозначать количество цифрой.

Воспитательная задача:

воспитание дружеских чувств

воспитание бережного отношения к наглядному и раздаточному материалу.

Коррекционная задача:

развитие зрительно-тактильно-двигательного восприятия

коррекция слухового внимания

развитие мышления (операция сравнения), памяти, мышления

развитие речи (согласование числительного с существительным; употребление речевой конструкции «больше», «меньше», «поровну»).


Оборудование. (В скобках курсивом обозначены предполагаемые ответы детей). Наборное полотно по количеству детей, волшебный мешочек с деревянными овощами, геометрические фигуры плоскостные, цифры, раздаточные листы с заготовками для закрашивания, сюжетные картинки с изображенными на них предметами или животными в рамках лексической темы (три матрешки, две кошки, четыре поросенка, три кровати).


Организационный момент. Педагог напоминает, что начинается занятие. У детей на столах геометрические фигуры (по одной у каждого ребенка). Сядет тот, у кого геометрическая фигура, которую я назову. (Треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Дети садятся на свои места. А теперь назовите предметы, которые похожи на круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. Дети поочередно называют предметы, похожие на геометрические фигуры;

на треугольник: (флажок, гирлянда на елку, крыша домика)

на квадрат: (коробка, кубики, платок)

на круг: (яблоко, мячик, апельсин)

на прямоугольник: (шкаф, ковер, коробочка).


Повторение. А теперь я буду вам показывать картинку, на которой нарисовано какое-то количество предметов, а вы будете поднимать нужную цифру. (Повторить 5-8 раз с разной наглядностью), (у детей цифры 1,2,3,4;-на карточках предметы количеством от 1 до 4). Какие вы знаете цифры? (1, 2, 3, 4). Приготовьте ваши цифры, выложите их по порядку в домике. Покажите мне цифру ... один (дети показывают), покажите мне цифру ... два (и т.д.). А теперь покажите мне такую цифру, сколько здесь котят (3), сколько здесь домиков ( ) и т.д.





Актуализация знаний. Предлагаются задания:

Возьмите четыре синих квадрата. Выложите их на верхней полосочке. Сколько квадратов? (Посчитайте, сколько квадратов: один, два, три, четыре, всего четыре квадрата.)

Возьмите красных кругов столько, сколько квадратов. Выложите их на нижней полосочке. (Положите под каждым квадратом только один круг). Сколько кругов? (Посчитайте).


Все фигуры удалось положить один к одному? (Да.)


Что мы можем сказать про круги и квадраты, сколько их? (Сколько кругов, столько и квадратов. Кругов и квадратов одинаково, поровну, по четыре).


Сообщение нового материала. Операции над преобразованием множеств педагог проделывает на демонстрационной доске и сопровождает их комментариями, а дети у себя на раздаточном материале.

На доске прикрепляются квадраты, под ними круги. Педагог сообщает: «Перед вами квадраты и круги. Кругов и квадратов одинаково, поровну, по четыре». У меня так же, как у вас.

А как сделать, чтобы квадратов было больше, чем кругов? (Добавить один квадрат). Добавим один квадрат. Я добавила один квадрат. И вы добавьте у себя. Сколько получилось квадратов? Посчитайте. (Пять). Посмотрите, кругов меньше, а квадратов больше. На сколько квадратов больше, чем кругов? (На один).

Сколько было квадратов? Сколько теперь стало квадратов? (Было четыре, стало пять). Что мы для этого сделали? (Добавили к четырем один квадрат). И сколько теперь стало квадратов? (Стало пять).

Давайте, посчитаем. (Один, два, три, четыре, пять, всего пять). Педагог показывает на каждый квадрат, а дети четко произносят числительное. А теперь посчитайте квадраты у себя. (Один, два, три, четыре, пять, всего пять).


Физкультминутка. ( Дети выполняют действия под текст.)


Мы ногами - топ-топ.

Мы руками - хлоп-хлоп.

Мы глазами - миг-миг.

Мы плечами – чик-чик.

Раз - сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два - привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали,

Неваляшкой, словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились вскач,

Будто наш веселый мяч.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора!


Закрепление изученного. Предлагаются задания: упражнения на счет, счет движений, поиск предметов заданного количества: (раздаточный материал)

хлопните в ладоши столько раз, сколько хлопну я (топните, присядьте),

придумайте, какие действия можно сделать пять раз (постучать, подпрыгнуть). Подпрыгните (постучите) пять раз. (Актуализация опыта другого ребенка). Слушают все, а Оля будет считать, а вы проверяйте, правильно он сделает? Сколько раз ты подпрыгнул (постучал)?

выберете из мешочка пять предметов. Выбирают все дети у себя на парте (посчитай Ваня, Сережа пересчитай),

посчитайте, сколько предметов лежит в мешочке (пять) (пять морковок и т.д.)

вспомните и назовите предметы, которые есть в группе, которых мы можем отсчитать пять (пять шапок, пять кроватей, пять мячей).

закрасьте пять предметов. Здесь нарисовано много предметов, а вам нужно закрасить только пять. Сколько предметов вы закрасили? (пять апельсинов, пять машин, пять треугольников) (работа на раздаточном материале.)


Подведение итогов занятия. Ребята, мы сегодня познакомились с числом пять и научились считать до пяти. Что мы делали на занятии? (считали мебель/животных, закрашивали, называли что похоже на геометрические фигуры., называли действия, которые мы можем сделать три раза. Молодцы! Все вы узнали на занятии много нового.




















Список использованной литературы


1. Калинченко А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи. – М.: «Айрис дидактика.» , 2005.







​​​​​​​

x1730580803.jpg
e1730580790.jpg
k1730580776.jpg
x1730580757.jpg
m1730580725.jpg




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.