Методическая разработка урока по физике «Вес тела. Невесомость и перегрузки» (10 класс)

4
2
Материал опубликован 22 October 2020 в группе


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Турышева Наталья Валерьевна


МБОУ «СОШ» с. Койгородок


Должность- учитель физики


Предмет - физика


Класс - 10


Тема и номер урока в теме: №17 «Вес тела. Невесомость и перегрузкиё в теме «Основы динамики»


Базовый учебник - Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский, физика 10 (классический курс) , М. «Просвещение» 2010 г.



Цель урока: обеспечить усвоение у учащихся понятия вес, рассмотреть особенности явлений невесомости и перегрузки; проверить знания и умения учащихся в процессе решения задач. Сформировать у учащихся практическую ценность получаемых знаний, продолжить формирование коммуникативных умений.

Задачи урока:

Образовательная: создать условия для актуализации ранее полученных знаний формирования новых знаний по теме, умения применять полученные знания и умения на практике.

Развивающая: создать условия для развития: коммуникативных, толерантных качеств учащихся, операции логического мышления (анализ, синтез, сравнение). Показать связь науки с техникой.

Воспитательная: совершенствовать коммуникативные умения учащихся; способствовать осознанию учащимися необходимости осваивать и понимать методы научного.

Тип урока: урок повторения и формирования новых знаний, закрепление их через решение расчетных и качественных задач, тестирование.

Формы работы учащихся:частично-поисковый, контроль, самооценка


Необходимое техническое оборудование:компьютер, мультипроектор, звуковые колонки.

Оборудование для учащихся: динамометры, набор грузов.

Технологическая карта урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Название

используемых ЭОР


Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин.)


Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Организация начала урока




1 мин




2

Проверка домашнего задания


Организует проверку домашнего задания «Первая космическая скорость» п. 32. Проведение физического диктанта.

Выполняют физический диктант, взаимопроверку, самооценку работы.

5мин

Умения устанавливать причинно-следственные связи, использовать их для объяснения явлений действительности

Осуществлять контроль деятельности, оценивать правильность выполнения действия

Координировать позиции в сотрудничестве с учетом различных мнений, уметь разрешать конфликты.

3

Мотивация учебной деятельности

Презентация

Слайд 1

Предлагает посмотреть на слайд . Задает вопросы: Кому поставлен памятник? Кто этот человек по профессии? Чем он знаменит? Демонстрирует фото Нестерова после обсуждения.

Рассматривают фото: Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения в отношении увиденногообсуждают кто на переднем, кто на заднем плане, во что одет, что он может показывать руками. Предлагают свои варианты ответов.

3 мин

.


Умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их. Умения сравнивать разные точки зрения, на основе их анализа делать выводы и принимать решения

4

Актуализация опорных знаний по физике







Предлагает распечатанные тексты о П. М. Нестерове и о перегрузках, которые может испытывать человек. Задает вопросы по изученному: Объясните суть стихотворения? Объясните смысл понятий «перегрузка» и «невесомость».

Задает вопросы: Что такое вес тела?

Как невесомость и перегрузка связано с понятием «вес»?

Пытаются решить проблему известным способом. Умение использовать в учебных целях информацию из текстов, аргументируют свою точку зрения на прочитанное.Читают текст, слушают вопросы учителя, обсуждают и отвечают на те вопросы, на которые смогли найти ответ в тексте.

3 мин

Владение навыками смыслового чтения. Осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Умения структурировать тексты: выделять главное, основную идею текста, выстраивать последовательность описанных событий.

Владение навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности:

Умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью:

5

Целеполагание


Задает вопросы: На какие вопросы вам затруднительно ответить? Какую цель для сегодняшнего урока мы поставим?

Высказывают свои затруднения, формулируют цель и тему урока. Осознанно строят речевые высказывания.

1 мин


Умение самостоятельно формулировать для себя задачи в соответствии с целью учебной деятельности. Умения осуществлять целеполагание, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности:


6

Изучение нового материала


Предлагает составить план эксперимента по определению веса.

Назовите правила, которыми будете руководствоваться при работе в группе.


Проводят коллективное обсуждение способов действий. Осуществляют самоконтроль.

2 мин

Умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

Умение определять последовательность действий

Готовность слушать собеседника и вести диалог




Организует экспериментальную работу: на столах учащихся динамометр и набор грузов. Организует обсуждение неодинаковых показаний динамометра задает вопрос о том, почему показания не одинаковы?

Выполняют эксперимент по составленному плану в группах по 2. Делают вывод о том, что вес изменятся.

Обсуждают, но не могут дать однозначного правильного ответа.

3 мин

Умения распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной работе

Умения оценивать результат собственной деятельности, осознанно управлять своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленной цели. Умения определять причины затруднений, анализировать допущенные ошибки

Умения фиксировать в цифровой форме и анализировать результаты измерений, поиска данных, анализировать изображения. Умения распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной работе.







Слайд 3

Демонстрирует видео: движение лифта вверх и вниз. Предлагает использовать законы физики объяснить поведение предметов в лифте.

Наблюдают, делают высказывания, прочитывают учебник. Делают записи в тетради формул, в которых доказывается изменение веса. В ходе фронтального диалога высказывают свой ответ на затруднение.

8 мин

Владение навыками смыслового чтения.

Умение самостоятельно соотносить полученные результаты и способы действий с планируемыми

Умения фиксировать в цифровой форме и анализировать результаты измерений, поиска данных, анализировать изображения

7

Первичное закрепление во внешней речи

слайд 4

Демонстрирует фрагмент видео, задает вопросы: Почему Космонавты лежат?Почему они пользуются раздвижной указкой? Для чего висит медвежонок?

Обсуждают. Отвечают на вопросы, обращаются для ответа в текст, который получили в начале урока.

5 мин

Владение навыками смыслового чтения.

Умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения:

Умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

10

Самостоятельная работа

Слайд 5, 6

Демонстрирует слайды 4, 5: возвращает учащихся в начало урока к П. М. Нестерову. Предлагает выполнить задачу

Смотрят видео, делают рисунок в тетради, применяют полученные формулы для решения задачи. Сравнивают решении задачи с доской.

5 мин

Умение создавать схемы решения задач

Умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения:

Умения осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

11

Включение в систему знаний и повторение

Слайд 8

Предлагает самостоятельно решить задачу.

Решают задачу на движение тела по выгнутой траектории.

5 мин

Умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Умение создавать схемы решения задач.

Умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения:

Умения осуществлять эффективные приемы решения познавательных задач.

12

Рефлексия учебной деятельности


Что я научился делать? Какие новые виды и способы деятельности я применял и усвоил? Что я узнал? Что я еще хочу узнать?


Отвечают на вопросы

3

Умение осуществлять рефлексию своей деятельности на уроке.

Умения определять причины затруднений, анализировать допущенные ошибки

Умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией:

Умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

13



Домашнее задание.





П. 33

Формулирует домашнее задание: прочитать параграф учебника п. 27, рассмотреть пример решения задачи а стр. 78, выполнить задачи из упр. 6 (2, 3)

Записывают и уточняют домашнее задание.

1






Физический диктант по теме: Вставь пропущенные слова из списка.

Ученик 10 класса Вася Иванов решил изготовить искусственный спутник Земли. Установил на него самодельный двигатель и в течение некоторого промежутка времени пытался его запустить. Но ничего у него не получалось: спутник возвращался назад на Землю. Тогда одноклассники решили ему помочь и дали ему свои советы. Отправили ему электронным письмом, но часть советов повредил вирус, который был на компьютере Васи. Восстановите текст сообщения.

Советы одноклассников: «В зависимости от скорости движения тела относительно Земли, спутник может двигаться по одной из траекторий: (1). Чтобы твой спутник двигался по этой траектории, он должен обладать (2) космической скоростью. При движении по такой орбите равнодействующая сила – это (3). Исходя из этого можно утверждать, что скорость движения тела по данной орбите зависит от (4). Эта скорость для Земли должна быть больше или равна (5). Если твой спутник будет обладать этой скоростью, то, скорее всего ты свой спутник больше уже не видишь. Удачи!»

Подсказки: прямая, круг, квадрат, парабола, гипербола, синусоида, первой, второй, третьей, четвертой, сила упругости, сила тяжести, сила Ампера, Архимедова сила, массы тела, массы планеты, размеров тела, радиуса планеты, квадрата радиуса планеты, 7.9 м/с, 7.9 км/с, 11.2 км/с, 13 км/с, 13 м/с, 17 км/с).



Текст «Петля Нестерова»

Петля Нестерова

На заре авиации большинство авиаторов летало «блинчиком», «тарелочкой», ровненько. Строго-настрого запрещалось при поворотах накренять самолет. «Бойтесь кренов!» — учили молодых пилотов инструкторы тогдашних авиационных школ. У военного летчика Петра Николаевича Нестерова такие советы вызывали возмущение и протест. «Посмотрите на птиц, — говорил он своим товарищам-летчикам, — разве они так летают? Делая поворот, птица непременно накренится, повернется боком к земле: одно крыло — вверх, другое — вниз».

Сам он летал иначе. При виражах смело наклонял машину. Авиаторы, видевшие его полеты, только ахали от изумления, а командир отряда нет-нет да и предупредит строго: «Поосторожней надо бы, поручик, а то и до беды недалеко». «Как они не понимают? — удивлялся Нестеров. — Ведь если правильно управлять машиной, воздух будет удерживать ее в любом положении». Петр Николаевич вспоминал: «Я много спорил об этом с опытными летчиками, но все мои доказательства оставались без внимания. А порой приходилось выслушивать даже насмешки».

ЦИРКОВОЙ НОМЕР

В цирке он видел номер, называвшийся «мертвой петлей». Артист стремительно съезжал на велосипеде по наклонной дорожке. Затем она круто шла вверх, сворачивалась в огромную спираль. Артист мчался по спирали. В какой-то момент он оказывался вниз головой, но не падал. При быстром движении возникала сила, которая удерживала его от падения. Нестеров был уверен, что на самолете, в воздухе, тоже можно выполнить такую же «мертвую петлю». Об этом ему говорил весь его опыт летчика, подтверждали и расчеты.

«Но для чего нам нужен этот цирковой трюк?» — спрашивали летчики. Кое-кто из них начал поговаривать, что Нестеров просто хочет прославиться, выделиться. В рукописном журнале авиаторов даже появилась стихотворная загадка под названием «Кто он?». В ней предлагалось разгадать имя того «полупризнанного героя», который бредит «мертвой петлей». Петр Николаевич ответил тоже стихами, обращением к авиаторам:

Не мир я жажду удивить,

Не для забавы иль задора,

А вас хочу лишь убедить,

Что в воздухе везде опора.

«МЕРТВАЯ ПЕТЛЯ»

Нестеров считал, что военный летчик должен владеть самолетом так, как гимнаст владеет своим телом. «Воздушные бои будут схожи с нападениями ястребов на ворон. А кто из нас захочет быть вороной?» — спрашивал он авиаторов. Он служил под Киевом, летая на «Ньюпоре», распространенном тогда военном самолете. Здесь он и осуществил 9 сентября 1913 года давно задуманный план. Позже Петр Николаевич писал: «О своем опыте я никого не предупреждал, хотя все знали, что я вообще собираюсь его сделать».

Теплый день клонился к вечеру, когда Нестеров сел в свой «Ньюпор», привязался к сиденью, опробовал мотор и пошел на взлет. На высоте километра закрыл бензин и направил машину в пике.

Все, кто находился в ту минуту на аэродроме, с волнением смотрели в небо. А Нестеров, набрав скорость, включил мотор и повел самолет вверх, положил его «на спину». Потом — опять вниз. И, наконец, снова — в горизонтальный полет. Самолет описал в воздухе круг, петлю. Все это заняло не более десяти секунд. Нестеров выровнял машину и красивой змейкой спланировал на аэродром, к ангарам.

1.Перегрузки .

Термин жэ используется в космонавтике и авиации для обозначения перегрузок — увеличения веса тела, вызванные его ускоренным движением.

Допустимое значение перегрузок для гражданских самолетов составляет 4,33 жэ.

Обычный человек может выдерживать перегрузки до 5 g.

Тренированные пилоты в антиперегрузочных костюмах могут переносить перегрузки до 9 g. Сопротивляемость к отрицательным, направленным вверх перегрузкам, значительно ниже.

Обычно при 2-3 g в глазах «краснеет» и человек теряет сознание из-за прилива крови к голове. Примерные значения перегрузок, встречающихся в жизни:

Человек, стоящий неподвижно 1 g

Пассажир в самолете при взлете 1,5 g

Парашютист при приземлении со скоростью 6 м/с 1,8 g

Парашютист при раскрытии парашюта (при изменении скорости от 60 до 5 м/с) 5,0 g

Космонавты при спуске в космическом корабле «Союз» до 3,0—4,0 g

Летчик при выполнении фигур высшего пилотажа до 5 g

Летчик при выведении самолета из пикирования 8,0—9 g

Перегрузка (длительная), соответствующая пределу физиологических возможностей человека 8,0—10,0 g



Ссылки на видео:

1. Десять самых опасных фигур высшего пилотажа - ссылка

2. Вес тела в лифте – ссылка.

3. Момент старта экипажа – ссылка


Презентация к уроку
PPTX / 1.26 Мб





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ответ #331172 был удален 26 October 2020

а вот это правильно: "Предлагает распечатанные тексты о П. М. Нестерове"? Да, а не предлагали показать невесомость в классе, не вставая?

26 October 2020

уважаемые коллеги-физики, вы готовы сообщить своим ученикам такую информацию: "Примерные значения перегрузок, встречающихся в жизни: Человек, стоящий неподвижно 1 g Пассажир в самолете при взлете 1,5 g Парашютист при приземлении со скоростью 6 м/с 1,8 g Парашютист при раскрытии парашюта (при изменении скорости от 60 до 5 м/с) 5,0 g Космонавты при спуске в космическом корабле «Союз» до 3,0—4,0 g"? А вдруг один спросит: Так я и сижу с ускорением, да?

27 October 2020