Методическая разработка урока по математике в 5 классе «Угол. Биссектриса угла»
КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2»
Методическая разработка
«Угол. Биссектриса угла»
Разработала: Вытоптова Т.А.,
учитель математики
2021 г.
Предмет: Математика
Класс: 5
УМК: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс. Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.В. Суворова и др. Просвещение.
Тема урока: Угол. Биссектриса угла
Тип урока: урок открытия нового знания
Прогнозируемые результаты
Личностные результаты:
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
- умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
Метапредметные результаты:
- применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
- умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
Предметные результаты:
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- приобретение навыков изображения фигур;
- знакомство с идеями равенства фигур (углов); умение распознавать и изображать равные фигуры (углы);
- использование букв для записи общих утверждений.
Дидактические средства: учебник, тетрадь-тренажер, интерактивная доска, карточки с заданиями для групповой работы.
Оборудование: шаблоны углов, трафареты.
Этап у рока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||
Мотивация к учебной деятельности | Словесное приветствие | Приветствует учащихся. Проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. | Приветствуют учителя. Организовывают рабочее место, демонстрируют готовность к уроку. | Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: развитие умения организовать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. | Готовность учащихся к обучению. | ||
Актуализация знаний | Повторение ранее изученного материала | Организует работу по актуализации опорных знаний (Слайд 2) | Отвечают на вопросы, письменно. (приложение 1) | Регулятивные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую | Отрабатывают навыки работы с чертёжными инструментами (линейка, карандаш). | ||
Целеполагание | Беседа. Проблемная ситуация. Поиск решения учебной задачи | - При выполнении задания у вас возникли затруднения. - На какой вопрос вы не смогли ответить? (Слайд 3) Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует обсуждение. - Проведем на листе бумаги два луча АВ и АС с общим началом в точке А. Мы получим угол. Из полученных данных сформулируйте цель урока. - Сегодня на уроке вы узнаете: 1. Новую фигуру – угол; 2. Что такое биссектриса угла. Подводит учащихся к теме урока. | Фиксируют проблему. - Можно ли провести два луча с общим началом в точке О так, чтобы они не составляли прямую? Учащиеся предлагают варианты выхода из проблемной ситуации. Познакомиться с новой фигурой. Формулируют тему урока и записывают в тетрадь «Угол. Биссектриса угла». | Регулятивные: уметь принимать решение в проблемной ситуации; определять цели учебной деятельности. Коммуникативные: участвовать в диалоге. Познавательные: самостоятельно ставить цели. | Уметь видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях Уметь сформулировать тему и цель. | ||
Изучение нового материала | Работа с текстом учебника Работа в парах Практическая работа | Предлагает учащимся найти информацию в тексте учебника о построении угла. Выводит на экран алгоритм построения угла, проговаривают элементы, из которых состоит угол. (Слайд 4) - У вас на партах лежат конверты с разноцветными углами. - Как можно сравнить эти углы? - Что вы можете сказать об этих углах? - А сейчас, возьмите любой угол, вырезанный из бумаги. Сложите его так, чтобы стороны угла совпали. - Разогните лист, что вы видите? - Луч, который проходит по линии сгиба, называется биссектрисой угла. Луч ОС делит угол АОВ на два равных угла: <АОС=<СОВ. Этот луч – биссектриса угла АОВ.(Слайд 5) | Самостоятельно работают с текстом учебника, разрабатывают алгоритм построения угла, знакомятся с элементами, из которых состоит угол. Чертят в тетради угол. Делают записи. Сравнивают и если есть необходимость, исправляют. Учащиеся работают в парах. Выполняют практическую работу, делают выводы. Учащиеся высказывают свои наблюдения. Записывают в тетрадь. | Коммуникативные: взаимодействовать и находить общие способы работы; Регулятивные: выделять и формулировать то, что усвоено, и что нужно усвоить. | Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, прямая, луч, угол. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки. | ||
Физкультминутка | | А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Наклонились вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. | Выполняют упражнения | Регулятивные: контролировать свои действия, соотносить их с действиями учителя и одноклассников. | | ||
Первичное закрепление знаний | Практическая работа | Откройте учебник на стр.82, Упр.№263. Для выполнения задания вам понадобится калька. Калька позволяет воспользоваться естественным представлением о равенстве как совпадении при наложении. Учитель помогает учащимся выполнить первое задание такого рода: вам необходимо скопировать угол А на лист кальки и в поисках равных углов последовательно накладывать этот «двойник» на углы, изображенные на рисунке. Учитель обращает внимание на то, что переносить изображение на кальку надо аккуратно заточенным карандашом.
Сравните свое решение с правильным ответом. Учитель выводит на экран правильный ответ. | Учащиеся выполняют практическое задание. Сравнивают свое решение с правильным ответом. | Предметные: применять свои знания в процессе индивидуальной работы. Регулятивные: проявлять познавательную инициативу, планировать свою деятельность по решению проблемы, осуществлять контроль своих действий. Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Распознавать на чертежах, рисунках и моделях углы. Изображать углы от руки и с использованием чертёжных инструментов на нелинованной и клетчатой бумаге, моделировать из бумаги и др. материалов. Распознавать, моделировать биссектрису угла. | ||
Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний | Самостоятельная работа (индивидуально) Самоконтроль | Предлагает выполнить задания Упр. № 266, Т. № 109 Учитель выводит на экран решение задания. | Выполняют задание.
Проводят самоконтроль. | Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Регулятивные: осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые корректировки. | Выполнили верно | ||
Подведение итогов | Самооценка | Подводит итоги урока. - Акцентирует внимание на конечном результате. - Какую цель поставили в начале занятия? - Мы достигли её? | Подводят итоги совместной и индивидуальной деятельности и оценивают личный вклад в совместную деятельность | Регулятивные: уметь адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников. Познавательные: контроль, самооценка, обобщение | Уметь вести диалог, высказывать мнение, приводить аргументы | ||
Рефлексия | | На интерактивной доске выводит слайд, где указаны варианты: Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Я научился… Было интересно узнать, что… (Слайд 6) | Делают выводы, оценивают свою деятельность | Регулятивные: уметь адекватно оценивать свою деятельность | Уметь высказывать мнение, приводить аргументы | ||
Информация о домашнем задании | | У: с. 80 – читать; № 264, 265, 267, 248 (б); Т: № 105. Поясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание | Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | |
Приложение 1
Карточка №1 | |
Задание | Ответ |
Проведите прямую и отметьте на ней точку О. | |
Отметьте на одном из лучей точку А, а на другом точку В. | |
Назовите лучи. | |
Чем является точка О для лучей? | |
Проведите два луча с общим началом в точке О так, чтобы они не составляли прямую? | |
Учащиеся пользуются линейкой и карандашом.
Приложение 2
Лист самоконтроля |
Сегодня я узнал… |
Было трудно… |
Я понял, что… |
Я научился… |
Было интересно узнать, что… |