Методическая разработка урока по окружающему миру

0
0
Материал опубликован 22 September

Урок окружающего мира в 1 классе

Тема: «Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?»


Ход урока

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

- Ребята, встали, подравнялись. Приветствую вас, ребята, приветствую гостей.

-Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения. Садитесь.

-Давайте проверим готовность к уроку: вам понадобятся цветные карандаши, линейка и ручки.


2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Ребята, сегодня мы начинаем изучать новый раздел. А какой, давайте, прочитаем на экране (Почему и зачем?)

- Поднимите руку кто из вас часто задаёт такие вопросы?

- С какой целью вы их задаёте? (Чтобы узнать новое).

- Вот и сегодня мы пополним свои знания новым, интересным материалом.

- Как всегда с нами на уроке Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик.

Они приготовили для вас ребусы, разгадайте их. (дети разгадывают ребусы)

- Скажите, о чем мы с вами будем говорить на уроке? (о солнце и звездах).


- Мудрая Черепаха интересуется, что вы знаете о солнце? (на доске заполняем кластер)

- А что вы знаете о звездах? (на доске заполняем кластер)

- Ребята, если солнце - это звезда. Звезды светят ночью, значит и солнце как звезды должно светить ночью. Какой возникает вопрос? (Почему солнце светит днем, а звезды ночью?)


3.Постановка учебной задачи, формулирование темы урока.

- А не хотелось бы вам узнать: почему так происходит?

- Кто догадался, какова тема нашего урока.

- Прочитайте тему урока на экране.

(Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью?)

-Какова цель нашего урока? (узнать почему солнце светит днем, а звезды - ночью?)


4.Построение проекта выхода из затруднения.

-Ребята, Мудрая Черепаха предлагает нам такой план нашей работы:

1. Почему Солнце светит днем?

2. Почему звезды светят ночью?

3. Созвездия.

-Принимаем такой план? (да)


- Чтобы ответить на вопрос нашего урока, еще больше узнать о солнце и звездах, Муравьишка-Вопросик предлагает отправиться в необычное путешествие, где нас ждёт только самое удивительное.


- Итак, приготовились к старту. Возьмите за руку соседа по парте. Обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1. Поехали! Именно так перед стартом сказал человек, совершивший первый полет в космос. Назовите его фамилию.

- 12 апреля 1961 года А.Ю Гагарин совершил первый полет в космос.


1)- Мы пролетаем над нашей планетой.

- На какой планете мы с вами живём?

- Как называется страна, в которой мы живём?

- Назовите столицу нашей Родины.

Молодцы! Вы хорошо это знаете.


2) - Что это светится вдали? (Солнце)

А можем мы подлететь к нему поближе? Почему?

- На поверхности Солнца температура 6000ºC тепла, а внутри 15 млн.ºC

- Солнце в 109 раз больше Земли. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, оно выглядело бы как большой футбольный мяч и горошина (показать футбольный мяч и горошину)


- Мудрая Черепаха предлагает вам самостоятельно ознакомиться с информацией о солнце. Читаем самостоятельно и подчеркиваем зеленой ручкой то, что для вас является новым. (Чтение с пометками)

Текст 1. Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Она похожа на огромный пылающий шар. Нам оно кажется маленьким лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии 150 миллионов километров. Солнце не просто светит днём, оно-то создаёт нам и день.

-Давайте дополним сведения о Солнце. Какие открытия вы сделали, что нового узнали? (кластер)


- Мудрая Черепаха спрашивает: что будет, если погаснет Солнце? (ответы детей)

Если погаснет Солнце, на Земле исчезнет жизнь. Растения, животные и люди живут потому, что жизнь им дает Солнце. Оно согревает и освещает Землю.

- Древние люди поклонялись Солнцу как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали восход по утрам.


- Почему Солнце светит днем? (потому что солнце – это ближайшая звезда и оно создает день)

- Какой пункт плана мы выполнили? (1)


- Что мы можем увидеть на небе ночью?

- Хотели бы вы полететь к звёздам?

3) Черепаха предлагает продолжить путь.

- И вот перед нами бесконечное космическое пространство, в котором много звёзд.

- Раньше в старину люди думали, что звезды – это маленькие фонарики, подвешенные к небу.

- Мудрая Черепаха предлагает вам прочитать информацию о звездах. (Чтение с пометками).

Текст 2. Звезды находятся очень далеко от Земли, дальше чем Солнце. Поэтому они не греют, и кажутся очень маленькими.

Звёзды различаются по размерам, цвету и температуре. На ночном небе звёзды мерцают разным светом: голубым, белым, жёлтым, красным. Самые горячие звёзды – белого и голубого цвета, затем жёлтые, а наиболее холодные – красные. Наше Солнце – жёлтая звезда.

- Давайте дополним сведения о звездах на доске. (кластер)


- Рассмотрим на слайде несколько звезд

- Найдите на слайде самые горячие звёзды.

- Какого они цвета?

- Прочитайте, как они называются. (Регул, Сириус)


-Есть звёзды, которые в десятки раз больше Солнца – гиганты, а есть звёзды – карлики.

- Найдите звезду – гигант. Прочитайте её название. (Альдебаран)

- Какую звезду мы ещё не назвали? Каким оно цветом? (Солнце)

- Почему Солнце в сравнении с другими звездами меньшего размера, не самая горячая звезда, а светит ярче и дарит нам тепло? (Солнце находится ближе к земле).


- Когда мы можем любоваться звёздами? (ночью)

- Муравьишка считает, что когда заканчивается ночь, звёзды выключают свет и ложатся спать. Это правда?

Черепаха предлагает вам прочитать об этом информацию.

- Читает Катя Ч.
Текст 3: На самом деле звёзды не ложатся спать днём, а продолжают светить. Но из-за яркого солнечного света мы не можем их видеть днём. Лучше всего смотреть на звёзды в безлунные ночи.


- Почему звёзды видны ночью?

Физминутка

- Какой пункт плана мы выполнили? (2)


- Кто изображён на картинке? (Звездочёт)

- Кто такой звездочёт? (человек, который наблюдает за звёздами.)

Было принято считать, что они носили звёздный колпак и плащ.

- А что это за прибор у звездочёта? (телескоп)

- Для чего он служит? (для изучения звёзд и других небесных тел)

- А сейчас как называют учёных, которые исследуют звёзды? – астрономы

Наука, которая изучает небесные тела, называется астрономия.

- Давайте послушаем звездочета:

Звёзд на небе очень много. Ещё в древности люди заметили, что некоторые звёзды образуют на небе фигуры. Они мысленно соединили их линией. Так появились созвездия. Созвездиям и самым ярким звёздам люди дали имена. - - Чаще всего давали имена мифических героев.

Существуют целые карты созвездий. На небосводе 88 созвездий.


-С некоторыми созвездиями мы знакомились в начале года. Послушайте мою загадку и вспомните о каком созвездии идёт речь? 

Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на него глядят?

(Созвездие Большой Медведицы)

- Недалеко от Большой Медведицы расположено созвездие Льва.

- Мудрая Черепаха предлагает отправиться к созвездию Льва.

-Рассмотрите это созвездие.

Существует Миф о созвездии Льва: Созвездие названо в честь льва, который свирепствовал около греческого города Немен. Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и ударил им зверя. Так Геркулес победил зверя и с тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем.

- Это созвездие состоит из 70 звезд. Самая большая звезда этого созвездия – Регул, что значит “царь”

- Мы уже познакомились с этой звездой.



- Ребята, где можно ещё найти сведения о Солнце, о звёздах и о созвездиях?

- Правильно. Такие книги называются энциклопедиями. Читая энциклопедии можно узнать обо всём.

- Какой пункт плана мы выполнили? (3)


5.Первичное закрепление.

- А сейчас Мудрая Черепаха предлагает вам викторину "звездный час". У вас на партах лежат кружки, это звезды. Звезды разделены на части. Я задаю вопрос, вы ищете ответ и закрашиваете эту часть определенным цветом.


Как называется звезда, которую можно увидеть днём? Желт (солнце)

- Проверяем, если верно ставим +

Какой прибор используют для изучения звёзд? Зел (Телескоп)

- Проверяем, если верно ставим +

Как называется группа звёзд? Син (созвездие)

- Проверяем, если верно ставим +

Как называют учёных, которые изучают космические тела? Красн (астрономы)

- Проверяем, если верно ставим +

Что меньше планета Земля или Солнце? Жел (земля)

- Поднимите звёзды, у кого 5 +, посмотрите, какое получилось созвездие.

- Поднимите звезды, у кого 4+, тоже получилось созвездие.


6.Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

- Наше путешествие подходит к концу и мы летим домой.

-Мы выполнили план? Что мы узнали о солнце, о звездах?

А сейчас мы с вами, дети,

Приземлимся на ракете.

- Но наши двери ракеты заблокированы, и чтобы их открыть, нам нужно выполнить задание.

- Муравьишка и Мудрая Черепаха решили проверить, хорошо ли вы поняли тему урока? (рабочие листы «Утверждение», объяснить: если "да", ставим плюс, если "нет", ставим минус).

1

Солнце – это ближайшая звезда.


2

Звёзды не видны днём из-за яркого солнечного света


3

Звёзды не образуют созвездия



- А теперь сверяем с ответами. У кого все правильные - встаньте, молодцы, вы помогли открыть двери.


7.Рефлексия деятельности (итог урока).

- Вот завершилось наше путешествие.


Когда последний закруглен виток,
Так хорошо сойти на Землю снова,
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в сеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо всякий раз,

Своей Земле мы оставляем сердце.


- Наш урок окончен. Спасибо.














8


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.