Урок по родной (русской) литературе в соответствии с требованиями ФГОС ООО на тему «Гуманизм как главный закон сохранения жизни» (по рассказам Г. Цыплёнковой «Конопатый» и К. Воробьёва «Немец в валенках») (7 класс)

4
1
Материал опубликован 4 April

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Липецкой области

«Кадетская школа имени майора милиции Коврижных А.П.»

 

Разработка урока по родной (русской) литературе в соответствии с требованиями ФГОС ООО

 

«Гуманизм как главный закон сохранения жизни» (по рассказам Г. Цыплёнковой «Конопатый» и К. Воробьёва «Немец в валенках»).

(7 класс)

 

Учитель русского языка и литературы Чухно Наталья Евгеньевна

 

Тема урока: Гуманизм как главный закон сохранения жизни (по рассказам Г. Цыплёнковой «Конопатый» и К. Воробьёва «Немец в валенках») (1 час).

Тип урока: урок открытия новых знаний, урок литературного чтения.

Форма урока: урок открытых мыслей, урок-размышление (проблемно-диалогический) с реализацией метапредметных связей: литература, история, обществознание.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная.

Методы обучения: поисковый (эвристический поиск), эвристический метод, словесный (рассказ, беседа, пересказ, выразительное чтение, работа с печатным словом), наглядный (демонстрация на доске).

Педагогические технологии: проблемное обучение.

Оборудование: компьютер, проектор, карта урока (задания для индивидуальной самостоятельной работы), смайлики для рефлексии, тексты рассказов К.Д. Воробьёва «Немец в валенках» и Г. Цыплёнковой «Конопатый».

Цель урока: создание условий для понимания идейно-художественного своеобразия рассказов К.Д. Воробьёва «Немец в валенках» и Г.М. Цыплёнковой «Конопатый»; организация деятельности учащихся по анализу прозаического текста; создание условий для развития морально-нравственных качеств учащихся, подвести учащихся к пониманию того, что люди, относящиеся к двум враждующим во время войны сторонам, способны поступать гуманно, что каждый человек, находящийся в плену, имеет право на сохранение жизни, что даже среди ужасов военного времени людям важно сберечь в себе истинно человеческое: доброту, любовь к людям, сострадание.

Задачи:

Обучающие: научить работать с прочитанным произведением, приводить примеры из текста и ориентироваться в нём, сравнивать и сопоставлять образы героев, анализировать их поступки; находить художественные средства и определять их роль в тексте.

Развивающие: развивать логическое мышление, критическое мышление, внимание, развивать и совершенствовать навыки самостоятельной работы; формировать у учащихся способность к фиксированию собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднения; продолжить работу по развитию речи учащихся (умение грамотно, четко излагать свои мысли при анализе рассказа) через активизацию их пассивного словаря, пополнение новыми словами, оборотами, по развитию понятийного аппарата.

Воспитательные: воспитание чувства патриотизма, уважения к историческому прошлому своей страны, гуманного отношения к человеку в любой ситуации, воспитание у детей товарищества.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание у детей товарищества на примере главного героя рассказа Константина Дмитриевича Воробьёва «Немец в валенках»; формирование ответственности за свои поступки, осмысление вечных ценностей: доброты, любви к людям, сострадания, гуманизма, являющегося основным законом сохранения жизни.

Метапредметные: умение самостоятельно формулировать тему и цель урока, умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, способность самостоятельно организовать поисково-исследовательскую деятельность, умение контролировать и оценивать собственную деятельность, умение определять степень успешности своей работы и работы одноклассников, умение формулировать собственное мнение.

Предметные: умение анализировать прозаический текст, понимание проблемы, идеи произведения и гуманистического пафоса рассказов К.Д. Воробьёва «Немец в валенках» и Г.М. Цыплёнковой «Конопатый», умение находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль в создании художественных образов.

 

ХОД УРОКА

 

Организация начала урока и мотивация к учебной деятельности

Заместитель командира взвода сдает рапорт учителю.

- Здравствуйте, товарищи кадеты! Также мы приветствуем гостей, присутствующих сегодня на нашем уроке.

 

Работа с эпиграфом урока (учитель выразительно читает):

Гремят истории колокола,

Взывая к памяти моей,

И в них набаты

Жестоких битв, и созиданий даты,

И праздники, чья ширь и даль светла.

И позабытый вновь встает рассвет,

И кто-то в травы падает сраженный,

И город, артиллерией сожженный,

От дыма чёрен и от пепла сед.

(звучит звон колоколов)

Они гремят, в них отзвук прежних дней,

Намек, подсказка, предостереженье.

Кто помнит, тот не знает пораженья,

Кто помнит, тот беспамятных сильней.

Николай Матвеевич Грибачёв

 

- О чем идет речь в эпиграфе? О какой памяти говорит поэт? (об исторической памяти)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии

Учитель: Мы должны знать историю и помнить прошлое. На долю нашей Родины выпало немало испытаний, но самым страшным испытанием 20 столетия стала Великая Отечественная война. Военное время диктует непримиримое отношение к врагу. К захватчикам более жестокое отношение, чем к освободителям.

Мозговой штурм:

- Как складывались судьбы людей в годы ВОВ? (Судьбы людей складывались по-разному: одни погибали на фронте, другие сражались и работали в тылу, третьи оказывались в оккупации, четвертые же - в плену, в концлагерях)

- В чем заключается смысл взятия в плен? (не унизить, не наказать противника, а ограничить боеспособность армии противника, получить информацию)

- А почему попадают в плен, сдаются в плен? (когда ранен, попал в окружение, потерял ориентировку и вышел на вражеские позиции, отстал от товарищей во время отступления, закончились боеприпасы, в надежде сохранить себе жизнь складывают оружие, умереть здесь и сейчас или, возможно, выжить в плену).

- Какие ассоциации у вас вызывает слово «пленный»? (ассоциация – это связь, возникающая при определенных условиях):

Негативные Позитивные

оскорбление надежда

лишение свободы право на жизнь

мучение уважение

тюрьма гуманное отношение

голод толерантность

война человеческое достоинство

враг

принудительный труд

пытки

(после того, как назовут негативные ассоциации) ПРОБЛЕМА: (затруднение: дети называют негативные ассоциации, позитивные назвать им сложно)

 

Формулирование темы и цели урока 

Какая жизнь ждала солдат, оказавшихся в плену? Плен – это пытки и неминуемая гибель, есть ли место надежде, положительным качествам и чувствам в неволе?

ПРОБЛЕМА: В конце урока мы должны ответить на вопрос: Совместимы ли понятия «война», «плен» и «гуманное отношение к врагу»? Способны ли люди, относящиеся к враждующим сторонам, поступать гуманно? Найти ответы на эти вопросы помогут прочитанные нами рассказы.

- Как вы понимаете слово «гуманный»? Подберите синонимы к этому прилагательному (человечный, отзывчивый, милосердный, отличающийся любовью к людям, проникнутый вниманием, уважением к людям)

Humanus (лат.) – человеческий. Это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки общественных отношений.

Учитель: давайте сформулируем тему урока.

Тема урока: «Гуманизм как главный закон сохранения жизни» (по рассказам К. Воробьёва «Немец в валенках» и Г. Цыплёнковой «Конопатый»).

Цель урока: показать, что даже среди ужасов военного времени, в плену людям важно сберечь в себе истинно человеческое: доброту, любовь, сострадание.

 

4. Построение алгоритма выхода из затруднения

Учитель: Дома вы читали рассказы Галины Цыплёнковой «Конопатый» и Константина Воробьёва «Немец в валенках».

- Скажите, пожалуйста, в какой ситуации оказываются главные герои этих рассказов? Каков их статус? (оба находятся в плену, военнопленные)

О каком времени идет речь в рассказах? («Немец в валенках» – военное время, «Конопатый» – послевоенное. В центре этих произведений непростые взаимоотношения пленных и их неприятелей). Обратимся к рассказам.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с произведением К.Д. Воробьева «Немец в валенках». В нем очень правдиво показан внутренний мир человека, оказавшегося в плену, его взгляды, его характер, отношение к нему окружающих и, самое главное, врага.

УЧИТЕЛЬ:

К. Воробьёв, сам прошедший через ад Ржевского концентрационного лагеря, в потрясающей повести «Это мы, Господи!..» пишет: «Кем и когда проклято это место? Почему в этом строгом квадрате, обрамленном рядами колючки, в декабре еще нет снега? Съеден с крошками земли холодный пух декабрьского снега. Высосана влага из ям и канав на всем просторе этого проклятого квадрата! Терпеливо и молча ждут медленной, жестоко неумолимой смерти от голода советские военнопленные…»

Рассказ «Немец в валенках» был написан в 1966 г. В основу его положен реальный факт из лагерной жизни. Когда Воробьев находился в Саласпилсе, в лагере для военнопленных, ему встретился такой охранник - немец и звали его, как и героя рассказа, Вилли Броде. Этот человек проникся к Воробьеву сочувствием и однажды дал ему хлеб и сигарету.

Реализация построенного алгоритма и первичное усвоение учебного материала

Эвристическая беседа:

- Вслушаемся в название рассказа «Немец в валенках». Что вас удивило в нем? (сочетание несовместимых, контрастных, противоположных понятий, образов)

- Передайте сюжет рассказа. (Действие происходит в лагере для военнопленных весной 1942 года. В ба­рак, где доживали свои последние дни самые неблагонадежные пленные, при­ходит охранник Вилли Броде. Он сочувствует одному пленному, угощает его сигаретой, знакомится с ним, на второй и третий день приносит ему кусочек хлеба с маргарином, а на четвертый день командование лагеря его аресто­вывает). Речь идет в рассказе о пленных.

- Когда и где происходит действие рассказа? (весна, Прибалтика, лагерь штрафников).

ЧИТАЕМ НАЧАЛО РАССКАЗА, ОБРАЩАЯ ВНИМАНИЕ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА.

- Как вы понимаете выражения «проклевывалась трава и засвечивались одуваны»? (пробивалась, появлялась трава) и «засвечивались одуваны»? (зацветали одуванчики – название общеизвестного растения. В.И. Даль приводит форму без уменьшительного суффикса одуван. Это метафора)

- События рассказа разворачиваются весной. Опираясь на детали в тексте, сделайте вывод о том, случайно ли автор выбрал это время года? (Не случайно. Ожидаем неожиданного поворота. Весна – символ просыпающейся жизни)

- Что за пленные были собраны в этом бараке? (штрафники)

- Как автор называет обитателей барака? (доходяги).

- Что обозначает это слово? (ДОХОДЯГА м. и ж. (прост.). Обессилевший, изможденный человек).

- До какого состояния доведены пленные? В каких условиях они живут? (голод, холод, идут неуверенно, шатаясь, намечая себе цель, даже сидеть не могут, «доходяга коротал свой последний градус жизни» – был на грани жизни и смерти – это метафора).

- Почему им не давали даже воды? (В этом бараке были собраны те, кто уже пытался бежать, были сурово наказаны).

- Как автор передает атмосферу, царящую в бараке? Какую фразу автор повторяет в тексте, описывая атмосферу барака? («В бараке было тихо и холодно». Повтор – повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя (слушателя) и тем самым усиливается их роль в тексте, возникает ощущение неминуемой смерти, жизненные силы покидают людей, здесь 46 человек, но безлюдно, но слышна тишина, одиночество, это ощущение усиливается с каждым повтором этой фразы).

 

Реализация построенного алгоритма и усвоение учебного материала через анализ текста художественного произведения

1 появление Вилле Броде в бараке

- Обратимся к главному герою - Вилле Броде. Чем любопытна его внешность? Найдите в начале рассказа портретную характеристику охранника. («Он был коренастый, широколицый и рыжий, как подсолнух, и ступал мягко и врозваль, как деревенский кот»).

- Какой прием использует К. Воробьёв, говоря о внешности Вилли Броде? Есть ли в них авторская оценка? (сравнение)

Очень необычные сравнения. Если бы вы прочли такое описание: «рыжий, как огонь», «ступал, как дикая кошка, как тигр, как медведь» - повлияло бы это на ваше восприятие немца и как? (охранник бы тогда вызывал страх одной своей внешностью)

- Какое сравнение, мало сочетающееся с образом врага, использует писатель, описывая Вилли в лагере? 2 появление Вилли Броде

(«Немец стоял у дверей - коренастый, неподобранный и рыжий, как одуван в запретной черте нашего лагеря»).

Учитель: Мы убедились, что сравнение в портретной характеристике играет очень большую роль. (Сравнение с одуванчиком - теплым весенним цветком, который растет» в запретной черте…лагеря», с подсолнухом, с деревенским котом. Автор словно смягчает облик врага, показывает его невоенную внешность, он словно луч света в этом бараке, где царят мрак, сырость, холод и голод, тем самым отказываясь от принятых в течение длительного времени в отечественной литературе стереотипов в изображении врага)

 

Детали портрета, раскрывающие облик человека, а не врага: Махнул рукой, как кот лапой, соломенная желтизна волос, в рыжих глазах была надежда, обветренные губы расползлись в улыбке, голубые глаза, опушенные белесыми ресницами).

Да, перед нами немец, но его описание не вызывает отталкивающего чувства.

 

-А вот пленных во внешности Вилли Броде что-то настораживало. Что?

- Почему пленные смотрят на ноги немца? Почему их раздражали «сибирские валенки с обрезанными голенищами? (Он обут в валенки).

- Что это означает для пленных? (он побывал в сражениях под Москвой зимой 1941, где немецкая армия потерпела поражение).

- А почему важно, что немец воевал под Москвой? (Жестокий. Опытный. Мстительный. Пленные понимали, что новый охранник воевал под Москвой - а это зима     1941 года,-  где немецкая армия потерпела поражение. Значит, перед пленными был не новичок, а солдат, уцелевший в страшной битве, значит, мог быть озлобленным, особенно жестоким, мстительным.)

 

- Как сначала воспринимают этого охранника пленные? (настороженно, враждебно, холодно)

- Что сразу понимает герой рассказа, когда видит, как морщится при ходьбе фашист? (У него отморожены пальцы).

- Чего он ожидает от немца? Ждет ли он чего-нибудь хорошего от фашиста? О чем в первую минуту встречи думает Александр, глядя на немца? (ждет смерти, броситься, принять удар, не заслоняться, не охать, оказать сопротивление).

- Почему не признается, что и у него ноги болят? (Он не хочет показаться ему слабым, ведь слабых, больных, жалующихся на боль, особо жестоко били)

- Зачем, по-вашему, подходит к другу Иван Воронов? (выручать, даже в состоянии между жизнью и смертью он сумел сохранить чувство плеча)

- Что означает протянутая охранником сигарета? (Немец хочет показать расположение).

- Что их объединяет? Что позволило охраннику увидеть в общей массе пленных конкретного человека? (Ноги, общая боль, своя боль соотнесена с чужой).

- Понял ли пленный, зачем приходил охранник? (Они встретились взглядами, и герой почувствовал интерес к себе со стороны немца, он не знает, чего он хотел, но предполагает, что, возможно, он вернется)

- Почему немец не сразу уходит? (Он видит в пленном человека, общается с ним).

- Давайте подумаем, зачем Вилли сказал, что он до войны был крестьянином? (мирный человек)

- Сколько раз встречаются Вилле Броде и рассказчик?

ПОДГОТОВЬТЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ, используя карточку (с опорой на вопросы, при ответе вопросы не читайте, должен прозвучать связный рассказ)

1 ряд - 2 появление Вилле Броде в бараке. Расскажите о встрече героев.

Не забудьте дать ответы на следующие вопросы:

 

- Как Вилли Броде обращается к рассказчику во второй свой приход? (называет его по имени АЛЕКШАНДР).

- Знаете ли вы, как обращались к заключенным в лагере? (по номеру).

- Как вы думаете, почему Вилли принес в барак именно хлеб, а не другую еду? Символом чего является хлеб? (жизнь, надежда, хлеб – это жизнь). (Символично, что он принес именно хлеб. Ведь хлеб - символ жизни. Как и блокадном Ленинграде, хлеб имеет огромное значение, его нельзя оценить с точки зрения вкусно или невкусно, одно его наличие – надежда на выживание в суровых условиях).

- Прочитайте описание хлеба. Какое художественное средство использует автор, говоря о хлебе?

- Что для заключённых этого особого барака означала "скрыто-живая телесная теплота" хлеба?

Словарь: Как вы понимаете эпитеты изнурительный запах, невесомая важность, скрыто-живая телесная теплота хлеба?

- Как в тексте показано, что охранник осознает: он рискует, принося заключенным хлеб? (Он оглядывается, отбирает обертку, торопит съесть).

- Как собирается Александр поступить с хлебом? (Герой не съедает весь хлеб, принесенный ему немцем, он оставляет ровно половину Воронову. Остальные обитатели барака отнеслись к дружбе немца и русского презрительно и враждебно, не скрывая своего отношения).

- Дайте оценку поведению главного героя (ситуация выбора, в которой оказался главный герой очень сложная. Поддерживать отношения с немцем герой решается не только ради своего благополучия, но и ради продления жизни сокамерникам, которые были готовы его возненавидеть).

 

Отсюда следует, что немец нес в барак не смерть, а жизнь, надежду.

2 ряд - 3 появления Вилле Броде в бараке. Расскажите о встрече героев.

Не забудьте дать ответы на следующие вопросы:

 

- Ждет ли Александр после второго появления немца в валенках? Докажите текстом («С этой минуты я стал ждать…»).

- С чем приходит в третий раз немец к пленным?

- Что означает для доходяг “разовый укус” хлеба? (После разового укуса хлеба доходяга оказывается в состоянии встать и пройти несколько шагов).

- О чем в этот раз говорили Вилли и Александр?

- Как в бараке отнеслись к общению русского и немца? Найдите в тексте. (смотрели отчужденно, мстительно, с укоризной смотрели, презрительно и враждебно)

 

3 ряд - 4 появления Вилле Броде в бараке. Расскажите о встрече героев.

Не забудьте дать ответы на следующие вопросы:

 

 

- Понимает ли военинженер Тюрин, что происходит между Вилли и Александром? (военный инженер Тюрин, будучи старостой барака, предупредил, что тот, кто примет от Александра вражескую приманку, должен будет сурово ответить, староста военнопленных выдал Вилли Броде начальству лагеря. И те пришли в барак для разбора поступка).

- За что он так возненавидел героя?

- Как вы относитесь к Тюрину? Какой поступок он совершил? Оцените его поступок

- Как заканчивается рассказ? (Наказан Вилли Броде за то, что носил русским хлеб, благодаря ему они остались живы. Финалом является расправа не с тем, кому давал немец хлеб, а со старостой, ибо на него указал Вилли Броде, кому носил он хлеб. Что стало с самим Броде и с его ногами автор не знает, хотя узнать о его судьбе было бы ему небезразлично.

- Почему Вилли Броде решил помогать пленным? Какое намерение лежит в основе его поступка? (Благое намерение лежит в основе его поступка - облегчить страдания, помочь выжить)

 

Определение идеи произведения

 

- Сделайте вывод, почему Вилли нарушил немецкие правила обращения с пленными? Почему поступал именно так, а не как большинство фашистов в годы войны? (Он видел в пленном человека. Такого же, как он сам. Да, он увидел в пленном не номер, а человека. Пусть они враги, но у них много общего: оба солдаты, знающие тяготы солдатской жизни, у обоих отмороженные ноги, вши. Оба испытывают физическую боль. Вилли не учился милосердию, германское правительство по отношению к советским людям его полностью отрицало)

- Как вы отнеслись к поступку Вилли? Сочувствуете ли вы Вилли Броде?

- Хотелось бы вам, так же, как и главному герою рассказа, чтобы «немец в валенках» дожил до наших дней? Почему?

Делаем вывод по рассказу, учитель: Правда в рассказе предстаёт жестокой, горькой. Мы должны знать и о такой странице нашей истории, как плен. И враг может быть хорошим человеком, и в плену есть место надежде на сохранение жизни, пленный имеет право на гуманное к себе отношение. Заставить быть милосердным нельзя. Милосердие зарождается в сердце неравнодушного человека. И это одна из вечных ценностей жизни. Война по своей сути антигуманна, и важно прежде всего оставаться Человеком)

Физ. минутка (пауза релаксации).

Участие в физкультурной паузе, которая создает условия для снятия переутомления у детей и разнообразит виды деятельности на уроке. Создаёт игровую ситуацию.

Потрудились – отдохнём.

Встанем ровно, глубоко вдохнём.

Руки вытянем чуть-чуть вперёд,

Влево, вправо поворот.

Закрой глаза, теперь открой…

Посмотри перед собой.

Руки вверх, на них смотри –

Головою не крути.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

- Молодцы, садитесь на свои места.

 

Реализация построенного алгоритма и усвоение учебного материала через анализ текста художественного произведения

Давайте теперь обратимся к рассказу Галины Цыпленковой «Конопатый»

Учитель: Рассказ Г. Цыпленковой опубликован в 2003 году в журнале «Костёр».

- Передайте сюжет рассказа (Главный герой Филька испытывает злость при виде пленных немцев, которых привели на строительство моста в маленький провинциальный городок. И однажды он швыряет в лицо немца камень, рассекая ему лоб. Но есть герои, которые сочувствуют немецким пленным).

ЧИТАЕМ НАЧАЛО РАССКАЗА, ОБРАЩАЯ ВНИМАНИЕ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА.

«Скатка» - нам встретилось это слово в тексте. Что это такое? (свернутая особым образом шинель, с которой даже летом солдаты не расставались)

- Каковы последствия войны для героев рассказа? (Галкин отец –муж Ольги Ивановны пропал без вести, у тети Агаши погиб сын на фронте, пришли две похоронки следом, дед Тимофей лишился ноги)

- Как встречают пленных немцев жители городка? (Местные жители по-разному относятся к ним: сочувствуют, помогают, проявляют агрессию и выражают ненависть) - Разделите их на две противоположные группы по отношению к пленным.

- Приведите примеры, в которых мы находим подтверждение того, что жители городка к пленным немцам настроены дружелюбно. (Галка заступалась за фашистов, говоря, что они хорошие немецкие люди, плачет, когда Филька рассек камнем лоб конопатому; Ольга Ивановна, Галкина мать, вынесла конопатому целый чугунок теплой, сваренной в мундире картошки, картошку считает милостыней за мужа, а затем перевязывает ему рану, ведет в поликлинику, где работает, чтобы тому наложили швы; тетя Агаша приносила конопатому что повкуснее – вареного сахарку, яичек; даже дед Тимофей, которой поначалу принял немцев враждебно, изменился: «оттаяло немного сердце» у него)

- Какое это отношение? (проявляется гуманное отношение к конопатому)

В чьих словах ключ к раскрытию идейного содержания рассказа? (В словах тёти Агаши: "Прости их, господи!")

- Какие чувства испытывает тетя Агаша по отношению к пленным немцам? О ком они ей напомнили? («– Господи, прости их душу грешную. Какие они убивцы? Совсем как наши мужики, только одежка другая, - вздыхая крестилась она. - А во-о-о-он тот, конопатый, вылитый мой Степан».)

Что побудило Ольгу Ивановну помогать пленному?

- Как вели себя пленные немцы, как напомнили о себе, чем занимались помимо строительства? (Они ходили по домам и меняли на продукты самодельные игрушки.)

- Среди всех пленных особенно выделяется конопатый немец. Что вы можете сказать о нём? (трудолюбивый, благодарный, добрый)

- Как ведёт себя по отношению к нему Филька? Он пострадал от войны? Почему он настроен так враждебно, недружелюбно? Имел ли он право оскорблять, обзывать этих людей бить? (называет фрицами, фашистами, гадами, обвиняет Галку в том, что она с матерью фашистов привечает, злится, запустил камень в лоб немца, и тот залился кровью, он жестокий, враждебное отношение, ненависть)

- В чём смысл названия рассказа? (в рассказе также звучит мысль о христианском прощении, это не слабость, прощение врага – это подвиг, человек становится нравственно выше).

9. Включение в систему знаний на личностно значимом уровне.

 

Война диктует непримиримое отношение к врагу. Любить врагов наших очень сложно. Человек так устроен, что чаще на зло он отвечает злом, а на добро - добром. Но в борьбе с врагом человек не может забывать в себе человека. Относясь гуманно к нашим неприятелям, мы одерживаем нравственную победу. И эта нравственная победа оказывается самой великой нашей победой.

 

Вывод урока:

Участь человека, оказавшегося в плену, зависит от соблюдения норм международного гуманитарного права. Эти нормы распространяются не только на тех, кто взят в плен, но и на всех невоюющих, где бы они ни находились: на суше, на море, в воздухе. Жаль, что только в 1949 году почти все государства подписали в Женеве конвенцию, а в годы Второй мировой войны гибли в концлагерях миллионы ни в чём неповинных людей. В 1949 году появилась конвенция, посвящённая защите пленных. В ней говорится о том, что пленные имеют право на гуманное обращение независимо от расы, цвета кожи, национальности, религии, веры, пола и т. д. Конвенция запрещает негуманные действия по отношению к пленным (посягательство на жизнь и здоровье, оскорбление и унижение человеческого достоинства).

(возвращаемся к началу урока)

К. Воробьёв и Г. Цыпленкова поднимают очень важную нравственную проблему: война и стремление к добру. У нас возникает мысль, что никакая война не преграда для человеческих отношений, даже в самой бесчеловечной ситуации важно сохранить в себе человеческое: милосердие, сострадание, любовь к людям.

Великий русский полководец А.В. Суворов говорил: «Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать»

- Так почему же нам так важно знать настоящую, «суровую правду» о войне, помнить, что было? (возвращаемся к эпиграфу урока).

- Всякий ли пленный может рассчитывать на гуманное отношение к себе? (Совершенно не обязательно любить врага, но и чувство ненависти, мести не должно помешать соблюдению основного гуманитарного правила: военнопленный имеет право на гуманное обращение и сохранение жизни)

- Только ли в связи с темой ВОВ мы можем говорить о гуманности или в мирное, невоенное время также важно проявлять человечность по отношению друг к другу? (человеческая доброта, милосердие, сопереживание создают основу человеческого счастья. Куда чаще человечность требуется в повседневной жизни. Мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться. Есть люди, которым необходимы наши сострадание и милосердие.

- Что в условиях войны, плена легче: быть жестоким или поступать гуманно по отношению к неприятелю?

В бесчеловечном сохранить человеческое - вот подвиг. Война – это противное человеческому естеству событие, но необходимо понимать, что ты не можешь, не имеешь права дать погибнуть в твоей душе тому, что и делает тебя человеком.

 

Рефлексия учебной деятельности и эмоционально состояния

ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ

Рассказ(ы) … заставил(и) меня содрогнуться…

Рассказ(ы) … заставил(и) меня плакать…

Рассказ(ы) ….меня растрогал(и)…

Рассказ(ы) …дал(и) мне помечтать…

Рассказ(ы) …заставил меня задуматься о….​​​​​​​

- Мне понравилось на уроке…

- Урок получился интересным, познавательным, потому что….

- Мне не понравился урок, потому что…

- Сегодня я узнал и понял…

ИТОГОВОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Мне хочется, чтобы вы ушли с нашего урока не с пустым сердцем, а стали добрее, милосерднее и в жизни совершали только гуманные поступки, хотя сделать это бывает порой нелегко.

В суровые годы ВОВ советские войска сохранили и приумножили лучшие традиции российского воинства. И такие ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг, несгибаемая воля к победе, беззаветное мужество и храбрость, воинское братство стали священными для защитников Родины.

И вы – кадеты, будущие защитники Родины. Мы сейчас тоже живем в непростое время. Каким будет наше будущее? Во многом это зависит и от вас, от вашего умения договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу гуманно даже в условиях жестокого противостояния. Конечно, нельзя в одночасье добиться всеобщего мира, счастья, согласия, но необходимо приложить все усилия, чтобы уменьшить страдания людей.

Домашнее задание:

О том, как проявляется гуманность в мирное время, мы поговорим на следующем уроке литературы. А для этого дома вы прочитаете рассказ Лескова «Старый гений». Заполнить таблицу «Художественные средства»

Выставление оценок. Урок подошел к концу. Всем большое спасибо.

Командир командует «Урок окончен».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо,Наталья Евгеньевна!

0
4 April