Методическая разработка урока по социальному миру на тему: "Моя семья"
Конспект урока по теме «Моя семья»
в 1 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы
Тема урока: «Моя семья»
Тип: сюжетное занятие
Технология: игровое и коррекционно-развивающее обучение
Методы:
словесный;
игровой;
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
Цель: уточнить представления о членах семьи
Задачи:
Формирование представлений о семье, элементарных родственных связях.
Развитие навыков согласования слов и словообразования, использования словосочетаний в устной фразе.
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании.
Воспитание заботливого отношения к членам своей семьи, чувства гордости за свою семью; базовых эмоций личности.
Словарная работа: семья, дружная семья, мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра.
Оборудование урока: рисунки на тему «Моя семья», дидактическая игра «Где кто живёт?», «Назови ласково членов своей семьи», «Что бы вы пожелали своей семье?», «Настроение», сюжетные картинки: дерево без листьев, листочки красного, зелёного цвета, дом, лес, медведь, корова, собака, кот, белка, лиса, заяц, овца, солнышки-настроения, проектор, экран, компьютер, слайды, карандаши, карточки-раскраски, магнитофон.
Музыкальный ряд: песня «Неразлучные друзья».
Предварительная работа: чтение рассказов – Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама», Л. Воронкова «Как Вовка бабушек выручал», Л. Толстой «Старый дед и внучек»; пословицы, поговорке о семье.
Ход занятия
Оргмомент
Собирайтесь, дети, в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь!
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
Я – Ольга Михайловна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут дома (Сашенька, Вовочка ...).
- Здравствуйте, милые дети,
Вы всех прекрасней на свете!
Вот таких хороших- пригожих я приглашаю поиграть.
Психогимнастика
(На доске изображения солнышек с лицами, выражающими разное настроение).
Посмотрите внимательно на доску и выберите то солнышко, которое больше вам нравится.
- Почему выбрали именно это солнышко?
Вам больше понравилось улыбающееся солнце потому, что у вас хорошее настроение?
Пусть это весёлое солнышко будет с нами весь урок.
(На доске оставить только улыбающееся солнышко, а остальные убрать)
Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение. А сейчас посмотрите на своего соседа по парте и пожелайте друг другу удачи.
(Дети желают друг другу удачи).
Подведение итогов наблюдения за погодой
(На доске: Календарь погоды. Дети определяют цвет неба, есть или нет на небе солнце, выпали осадки или нет, есть ветер или нет, учитель говорит температуру воздуха на улице и всё это заносится в календарь погоды. Например,
небо голубое,
светит яркое солнце, ветер слабый, минус 15оС температура воздуха).
Повторение ранее изученного материала
- Мы закончили изучение раздела «Животные», и сейчас давайте проверим, как вы усвоили материал данного раздела.
Сейчас поиграем в игру «Где кто живёт?». Вам надо определить где живут животные: в лесу или с человеком.
(На доске картинка «Лес» и «Дом». Изображения животных: медведь, корова, собака, лиса, белка, кот, овца, заяц. Дети выходят к доске и определяют дом животного. Проговаривают: медведь живёт в лесу, сам добывает пищу, это дикое животное).
Обобщение по заданию: корова, собака, кот, овца – это домашние животные, они живут рядом с человеком, человек за ними ухаживает, кормит; эти животные приносят пользу людям; медведь, белка, лиса, заяц – это дикие животные, они живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят домики.
Сообщение темы урока
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? СЕМЬЯ.
Сегодня мы поговорим о семье.
(На доску вывешивается планшет с надписью СЕМЬЯ).
Изучение нового материала
Как вы понимаете слово семья?
- Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.
Семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.
А у вас семья большая? Расскажите мне о своей семье.
Кто есть в вашей семье?
Сколько человек?
Что делает мама, папа, бабушка и т.д?
А ты помогаешь им?
(Дети рассказывают о своих семьях).
Я вам расскажу о своей семье. В моей семье 3 человека - я, мой муж, дочь Татьяна, которая учится на втором курсе в институте. Я работаю в школе учителем. Мой муж работает в отделе контроля. В свободное время мы любим ходить в лес, отдыхать на природе, вместе ходить в кино.
Скажите, дети, какая семья называется дружной?
( Дети называют признаки дружной семьи: не ссорятся, помогают друг другу, вместя проводят свободное время, уважают старших и т.д. На доску вывешивается планшет с надписью ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ).
Физкультминутка
Наша дружная семья:
Мама, папа, брат и я.
Спортом любим заниматься,
И, конечно, закаляться.
Мы - счастливая семья,
Мама, папа, брат и я.
(На каждую строчку дети выполняют физические упражнения:
1. марш на месте,
2. наклоны влево, вправо, назад, вперёд
3. рывки руками перед грудью
4. рывки руками вверх-вниз
5. прыжки на месте
6. вдох – руки вверх, выдох – руки вниз).
Продолжение изучения нового материала (слайды)
- Скажите, а какую семью можно назвать большой?
(Дети перечисляют членов большой семьи и подсчитывают возможное количество).
- Скажите, а у вас большие семьи? Давайте посчитаем членов ваших семей.
- Хочу познакомить вас с одной большой семьёй.
(Слайды 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12)
- Можно ли назвать эту семью большой и дружной? Почему?
Физкультминутка
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
(На каждую строчку дети соединяют пальца двух рук, встряхивают руками).
Рисование-раскрашивание на тему «Моя семья»
- А сейчас я предлагаю раскрасить рисунок «Моя семья». Пока вы раскрашиваете, будет звучать песня «Неразлучные друзья».
Выставка детских рисунков
(Дети кратко говорят, что изображено на рисунках-раскрасках и помещают их под надписью «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»).
Нравственные заповеди
- Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц:
“При солнышке тепло, при матери – добро”
“Нет милее дружка, чем родная матушка”
“Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют”.
Итог урока
- Что же такое семья для каждого из вас? (Это мама, папа, бабушка, дедушка и т.д.)
- Игра: «Назови ласково по имени (маму, папу, сестрёнку, бабушку, дедушку, братика).
- Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
(Пожелания детей своей семье)
Релаксация
- А теперь я хочу узнать было вам комфортно, интересно на уроке при помощи волшебного дерева. Наше дерево пока без листьев. На столах у вас лежат листочки красного и зелёного цвета. Если вам было интересно занимать, вы узнали новое на уроке, вам понравилось, то возьмите листочки зелёного цвета. Если урок вам не понравился, вам было не комфортно, страшно, вы ничего не запомнили, тио возьмите листочки красного цвета. Выбрали? Прикрепите их к дереву.
Это хорошее настроение мы подарим нашим близким и родным. Нашим семьям. Смотрите, как веселее заулыбалось наше солнышко. Мне было очень приятно работать с вами. И у меня хорошее настроение.
А в заключении урока, я хочу прочитать вам стихотворение Т. Лукашевой «Мой дом».
Круг «От сердца сердцу»
− А теперь, дети, встанем в круг. Давайте все вместе скажем нашим родным, одноклассникам самые тёплые слова: «Очень я вас всех люблю».