12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аладинская Марина Фёдоровна44
Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории. Работаю в школе с 2001 года. Закончила Камчатский государственный педагогический университет
Россия, Камчатский край, Петропавловск-Камчатский

Методическая разработка урока.


Автор: Аладинская Марина Фёдоровна, учитель истории и обществознания.

Предмет: обществознание.

Тема: Экологический форум.

УМК: Обществознание. 8 класс. Л.М.Боголюбов и др.– М.: Просвещение, 2014

Класс: 8.

Цель: формирование знаний о глобальной экологической проблеме, экологическом состоянии РФ и мира.

Планируемые результаты:

личностные:

Осознание учащимися роли экологического сознания и культуры,

выработка понимания, что наша планета в буквальном смысле задыхается от мусора.

Метапредметные:

умение рассуждать и аргументировать свои ответы;

развитие общеучебных умений и навыков (работа с текстом, выделение главного, умение анализировать и делать выводы, сотрудничество и работа в группе);

Предметные:

обобщение знаний об экологической проблеме, выделение ее причин, проявлений, последствий и необходимых условий для ее решения.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Основные термины и понятия: экологическая проблема; загрязнение воздуха, воды, почвы; техногенный кризис.

Межпредметные связи: экология, биология, география, правоведение.

Наглядность: презентация; распечатки с заданиями и текстами; составленная во время урока схема («ромашка») и ватманы (листы с предложениями групп).

Оборудование: компьютер, проектор, экран.


Ход урока.


Организационный этап. Учитель и обучающиеся приветствуют друг друга. Класс разделен на 5 групп.


Изучение новых знаний. Обсуждение проблемных вопросов.

- Сегодня мы обсудим очень важную проблему, касающуюся каждого. Посмотрите на экран. О чем мы будем говорить на уроке? (демонстрируются слайды № 2-6 с загрязненной природой).

Дети называют термин «экологическая проблема».

- Да, именно экологическая проблема будет ключевой на нашем уроке. А поскольку урок пройдет в виде обсуждения, то тема урока – экологический форум.

Так, с помощью учителя учащиеся сформулировали тему урока (записывают тему урока).


«В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, – не только не блага, но несомненное и очевидное зло», - говорил Лев Толстой.

- Объясните эти слова. Можно ли согласиться с мнением Л.Н.Толстого? (Слайд № 7)

- Сформулируем вопросы, на которые нам нужно будет ответить в ходе урока. (Возможные ответы детей: Что такое экологическая проблема?

Причины возникновения экологической проблемы?

Последствия экологической проблемы?

Пути решения экологической проблемы? (Слайд № 8)


- О чем мы говорили на прошлом уроке? (О глобальных проблемах человечества).

- Какие проблемы называют глобальными? (ученики называют признаки глобальных проблем).

- Почему экологическая проблема является глобальной? (дети аргументируют).

- Когда и почему появилась экологическая проблема?


(Дети подводятся к правильному ответу: во второй половине 20 века. Научно-техническая революция, хозяйственная деятельность человека и активное использование полезных ископаемых земли привело к тому, что экологическая ситуация на нашей планете ухудшается буквально на глазах. Человечество стоит на пороге глобальной катастрофы техногенного характера).


Антуан де Сент-Экзюпери сказал: …Мы все уносимся вдаль на одной и той же планете — мы экипаж одного корабля. Как вы понимаете эти слова? (Дети рассуждают над фразой). Слайд № 9.


- Экологическая проблема очень многолика. На доске вы видите «ромашку», на лепестках которой вам нужно обозначить проявления экологической проблемы в современном мире.

На доске в центре «ромашки» написано «Экологическая проблема». Дети обсуждают в группах, затем представители подходят к доске и вписывают в «лепестки» свои варианты. Нужно быть внимательными, чтобы не допускать повторений.

Возможные варианты:

изменение климата Земли;

загрязнение воды;

загрязнение воздуха;

загрязнение почвы;

разрушение озонового слоя;

истощение запасов пресной воды;

рост заболеваний;

оскудение биологического разнообразия;

исчезновение некоторых видов животных, растений и др.


- Как вы думаете, если мы не изменим свое отношение к окружающей среде, каковы будут последствия? (Дети предполагают).

- У вас на столах распечатки с прогнозом ученых на 2030 г. Прочитайте его, согласны ли вы с ним? Сформулируйте в нескольких предложениях перспективы развития мира, если мы ничего не изменим. Приложение № 1. Изменения окружающей среды и ожидаемые тенденции до 2030 г. [1]


- Ученые выделяют 3 варианта развития проблемы [2]. Познакомимся с ними (раздать детям распечатки).


1) пессимистический прогноз – предсказывающий в недалёком будущем глобальный ресурсный, экологический, продовольственный кризис и предлагающий выход, состоящий в сокращении населения и производства (англ. Учёный Томас Мальтус)

2) оптимистический прогноз – считающий, что: недра Земли, Мировой океан и космическое пространство содержат множество ещё не освоенных сырьевых и энергетических ресурсов; демографический взрыв не вечен; сокращение военных расходов и установление мира на Земле станут жизненной необходимостью и реальностью, а значит, откроется путь к устойчивому экономическому процветанию. И станет возможным социальный и научно-технический прогресс человечества (нем. учёный Фриц Бааде)

3)нейтральный прогноз – исходящий из того, что невозможно с определённостью сказать, приведут ли глобальные тенденции к ужасным катастрофам или будут предотвращены удивительными достижениями человеческой приспособляемости (амер. учёный Пол Кеннеди)

- С каким прогнозом вы согласитесь и почему?

- Как вы считаете, что необходимо сделать для того, чтобы последствия экологического кризиса были минимальными?

«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (Слайд № 10).

- Как вы думаете, откуда эти слова? (Из Конституции РФ).

Подвести учащихся к выводу, что есть альтернативы развития проблемы и многое зависит от нас. Очень важно понимать, что человек должен изменить свое отношение к миру, быть не завоевателем природы, а сотрудничать с ней.

- Каковы пути решения экологической проблемы? Посоветуйтесь в группах и предложите ваши варианты. Оформите ваши варианты на ватманах и через 7 минут вывесим их на доске. Обратите особое внимание на то, что меры по решению экологической проблемы должны быть всеобщими:

1. Только усилиями всего мирового сообщества можно минимизировать эту проблему.

2. Важно изменить систему экологического воспитания подрастающего поколения.

Обсуждение предложений.

К счастью, все больше государственных и общественных организаций понимает глубину и опасность проблемы.

Работа над улучшением сложившейся ситуации набирает обороты. Уже сейчас современные технологии предлагают многие способы решения экологических проблем, от создания экологических видов топлива, экологического транспорта до поиска новых экологически чистых источников энергии и разумного использования ресурсов Земли.

«Одна из сложнейших задач современности — проблемы замедления процесса уничтожения живой природы…» Арчи Карр (Слайд № 11).


Закрепление изученного.

- Какой вывод сделали для себя на уроке?

Подвести детей к выводу, что сегодня экологическая проблема стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь осознанная деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, понимание того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема заключается в предотвращении стихийного воздействия людей на природу. Человек должен сознательно, целенаправленно, планомерно взаимодействовать с природой. Такое взаимодействие предполагает воспитание в каждом человеке эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.


Обобщение и систематизация.

Синквейн на тему «Экологическая проблема» (работа в группах).


Рефлексия.

Что нового Вы узнали сегодня на уроке?

Что Вам понравилось на уроке?

Что Вам было сложно?

О чем Вы хотели бы узнать подробнее?


Домашнее задание (1 мин). Слайд № 12.

На выбор – подготовка простого плана «Экологическая проблема современности» или эссе по теме:

Кто не любит природы, тот не любит и человека, – тот плохой гражданин. (Федор Достоевский).


На следующем уроке может быть проведена самостоятельная работа на закрепление знаний. Банк заданий в приложении» [3]. Можно варьировать задания по желанию учителя.


Литература:


http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/globalnye-ekologicheskie-problemy.html

http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/04/14/razrabotka-uroka-po-teme-globalnye-problemy

https://soc-oge.sdamgia.ru/search

http://сезоны-года.рф/решение%20экологических%20проблем.html

http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/globalnye-ekologicheskie-problemy.html


Приложение.

Задания по теме «Глобальная экологическая проблема»[3]

Самостоятельная работа.


Гло­баль­ная эко­ло­ги­че­ская про­бле­ма вы­ра­жа­ет­ся в...

 1) ор­га­ни­за­ции за­по­вед­ни­ков и за­каз­ни­ков

2) рас­про­стра­не­нии нар­ко­ма­нии и ал­ко­го­лиз­ма

3) ис­то­ще­нии при­род­ных ре­сур­сов

4) угро­зе новой ми­ро­вой войны

 

Пра­виль­ный ответ: 3.


Что от­но­сит­ся к эко­ло­ги­че­ским про­бле­мам? 

1) про­бле­ма меж­ду­на­род­но­го тер­ро­риз­ма

2) рас­про­стра­не­ние ал­ко­го­лиз­ма среди под­рост­ков

3) пе­ре­на­се­лен­ность стран Азии и Аф­ри­ки

4) за­гряз­не­ние воз­ду­ха про­мыш­лен­ны­ми от­хо­да­ми

 

Пра­виль­ный ответ: 4.


На пла­не­те Земля про­ис­хо­дит ис­то­ще­ние пло­до­род­но­го слоя почвы, ис­то­ща­ют­ся за­па­сы прес­ной воды, про­ис­хо­дит пол­ное уни­что­же­ние от­дель­ных видов жи­вот­ных и рас­те­ний. О на­ли­чии каких про­блем сви­де­тель­ству­ет дан­ная си­ту­а­ция? 

1) о фи­нан­со­вом кри­зи­се

2) о меж­ду­на­род­ном по­ли­ти­че­ском кри­зи­се

3) о гло­баль­ных эко­ло­ги­че­ских про­бле­мах

4) о ду­хов­ном кри­зи­се


Пра­виль­ный ответ: 3.


Мно­гие стра­ны мира столк­ну­лись с про­бле­мой из­ме­не­ния кли­ма­та: ка­та­стро­фи­че­ские на­вод­не­ния, за­су­хи и лес­ные по­жа­ры про­ис­хо­дят все чаще. В этом про­яв­ля­ет­ся(-ются)

 

1) про­бле­ма раз­ры­ва в уров­нях раз­ви­тия ре­ги­о­нов мира

2) про­бле­ма ис­чер­па­ния при­род­ных ре­сур­сов

3) гло­баль­ные про­бле­мы на­ро­до­на­се­ле­ния

4) гло­баль­ные эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы


Пра­виль­ный ответ: 4.



Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и фор­ма­ми по­ли­ти­че­ско­го уча­стия граж­дан РФ, к ко­то­рым они от­но­сят­ся: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

 ФАКТЫ

 

ГЛО­БАЛЬ­НЫЕ ПРО­БЛЕ­МЫ

А) всплеск рож­да­е­мо­сти в стра­нах Азии

Б) про­до­воль­ствен­ная по­мощь стран Ев­ро­пы го­ло­да­ю­ще­му на­се­ле­нию аф­ри­кан­ских стран

В) со­кра­ще­ние пло­ща­ди лесов на по­верх­но­сти Земли

Г) тен­ден­ция ста­ре­ния ев­ро­пей­ских наций

Д) за­гряз­не­ние Ми­ро­во­го оке­а­на

 

1) эко­ло­ги­че­ская

2) де­мо­гра­фи­че­ская

3) раз­рыв «Се­ве­ра и Юга»

 За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д







Пра­виль­ный ответ: 23121


В стра­не X был про­ве­ден со­цио­ло­ги­че­ский опрос граж­дан. Им был задан во­прос: «Как вы оце­ни­ва­е­те эко­ло­ги­че­скую об­ста­нов­ку в том го­ро­де, где вы жи­ве­те?» Ре­зуль­та­ты опро­са пред­став­ле­ны в таб­ли­це.

t1618039067aa.png

Какие из при­ве­ден­ных ниже вы­во­дов не­по­сред­ствен­но вы­те­ка­ют из по­лу­чен­ной в ходе опро­са ин­фор­ма­ции? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Среди на­се­ле­ния стра­ны X нет един­ства мне­ний по во­про­сам эко­ло­ги­че­ской об­ста­нов­ки.

2) Пра­ви­тель­ству стра­ны X можно по­со­ве­то­вать уве­ли­чить фи­нан­си­ро­ва­ние про­грамм по эко­ло­ги­че­ско­му про­све­ще­нию граж­дан.

3) Эко­ло­гия яв­ля­ет­ся самой острой про­бле­мой для эко­но­ми­ки стра­ны X.

4) Ос­нов­ная масса на­се­ле­ния не­до­воль­на от­сут­стви­ем воз­мож­но­сти жить в бла­го­при­ят­ной эко­ло­ги­че­ской об­ста­нов­ке.

5) При раз­ви­тии про­из­вод­ства дол­жен быть уси­лен эко­ло­ги­че­ский кон­троль.


Пра­виль­ный ответ: 124.


Прочитайте текст и выполните задания к нему.


Сов­мест­ное гар­мо­нич­ное раз­ви­тие При­ро­ды и Об­ще­ства есть цен­траль­ная про­бле­ма со­вре­мен­ной жизни. И вы­ра­бот­ке сов­мест­ной стра­те­гии че­ло­ве­че­ства, име­ю­щей целью обес­пе­че­ние этой гар­мо­нии, пред­сто­ит за­нять важ­ней­шее место в кол­лек­тив­ных уси­ли­ях всех стран зем­но­го шара. Имен­но кол­лек­тив­ных, и каж­до­му придётся чем-то по­сту­пить­ся ради общих целей. 

Внеш­ние усло­вия из­ме­ня­ют­ся че­ре­с­чур быст­ро. А рас­со­гла­со­ва­ние, про­ти­во­ре­чие между усло­ви­я­ми жизни и со­зна­ни­ем, не­со­от­вет­ствие форм об­ще­ствен­ной жизни, её мо­раль­ной ос­но­вы из­ме­ня­ю­щим­ся усло­ви­ям жизни могут ока­зать­ся ги­бель­ны­ми. Пре­одо­ле­ние этого про­ти­во­ре­чия, этого рас­со­гла­со­ва­ния, долж­но идти по двум путям.

 Пер­вое — це­ле­на­прав­лен­ное вос­пи­та­ние об­ще­ства и пе­ре­строй­ка его нрав­ствен­но-эти­че­ско­го фун­да­мен­та.

 Вто­рое — огра­ни­че­ние ха­рак­те­ра раз­ви­тия про­из­во­ди­тель­ных сил. И не про­сто си­сте­ма за­пре­тов на темпы раз­ви­тия и объём про­из­вод­ства то­ва­ров, энер­гии и т. д.

 Речь — о со­гла­со­ва­нии того, как это про­из­вод­ство будет ме­нять эко­ло­ги­че­скую об­ста­нов­ку на пла­не­те, с тем, на­сколь­ко об­ще­ство будет го­то­во при­спо­со­бить­ся к этим из­ме­не­ни­ям. А это озна­ча­ет не толь­ко ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние без­от­ход­ных и энер­го­сбе­ре­га­ю­щих тех­но­ло­гий. Их будет не­до­ста­точ­но. По­на­до­бит­ся из­ме­не­ние ха­рак­те­ра по­треб­но­стей людей, из­ме­не­ние их по­тре­би­тель­ских иде­а­лов, пе­ре­ход от об­ще­ства по­треб­ле­ния к ка­ко­му-то но­во­му от­но­ше­нию к вещам. Это может быть толь­ко след­стви­ем су­ще­ствен­но­го из­ме­не­ния об­ра­за жизни.

 По­треб­но­сти об­ще­ства в усло­ви­ях со­вре­мен­ных эко­ло­ги­че­ских труд­но­стей будут опре­де­лять­ся не толь­ко про­из­ведённым про­дук­том, но и тем, как он был про­из­ведён, то есть вы­бо­ром при­ро­до­сбе­ре­га­ю­щих тех­но­ло­гий. (Н. Н. Мо­и­се­е­в)

 

Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.


На­зо­ви­те два фак­то­ра, ко­то­рые, по мне­нию Н. Н. Мо­и­се­е­ва, могут опре­де­лять по­треб­но­сти об­ще­ства в усло­ви­ях со­вре­мен­ных эко­ло­ги­че­ских труд­но­стей.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть на­зва­ны два фак­то­ра:

1) про­из­ведённый про­дукт;

2) ис­поль­зо­ва­ние при­ро­до­сбе­ре­га­ю­щих тех­но­ло­гий.

Фак­то­ры могут быть при­ве­де­ны в иных, близ­ких по смыс­лу фор­му­ли­ров­ках.


О каком про­ти­во­ре­чии го­во­рит автор? Объ­яс­ни­те, по­че­му оно может при­ве­сти к ги­бель­ным по­след­стви­ям.


В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) ответ на во­прос, на­при­мер: про­ти­во­ре­чие между усло­ви­я­ми жизни и со­зна­ни­ем людей;

2) объ­яс­не­ние, до­пу­стим: уже близ­ки к ис­чер­па­нию мно­гие виды при­род­ных ре­сур­сов, за­гряз­не­на при­род­ная среда, что не толь­ко от­ра­жа­ет­ся в эко­но­ми­че­ской сфере, но и при­чи­ня­ет вред здо­ро­вью людей; в пер­спек­ти­ве среда оби­та­ния может стать не­при­год­ной для че­ло­ве­ка, но че­ло­ве­че­ство ещё не до конца осо­зна­ло эти пер­спек­ти­вы и про­дол­жа­ет экс­плу­а­ти­ро­вать при­ро­ду.


Для вы­жи­ва­ния че­ло­ве­че­ства, по мне­нию Н. Н. Мо­и­се­е­ва, не­об­хо­ди­мо из­ме­не­ние по­треб­но­стей людей, новое от­но­ше­ние к вещам. При­ве­ди­те любые три про­яв­ле­ния воз­мож­ных из­ме­не­ний по­треб­но­стей людей, их от­но­ше­ния к вещам.


По­яс­не­ние.

Долж­ны быть при­ве­де­ны три про­яв­ле­ния, до­пу­стим:

1) по­треб­ность людей окру­жать себя раз­но­об­раз­ны­ми и мно­ги­ми ве­ща­ми сме­нит­ся по­треб­но­стью огра­ни­чи­вать­ся не­об­хо­ди­мы­ми пред­ме­та­ми;

2) от­но­ше­ние к вещи как к знаку по­каз­но­го бо­гат­ства сме­нит­ся от­но­ше­ни­ем к вещи как к сред­ству жизни;

3) люди будут стре­мить­ся про­из­во­дить вещи из ма­те­ри­а­лов, ко­то­рые легко ути­ли­зи­ру­ют­ся, под­да­ют­ся по­сле­ду­ю­щей пе­ре­ра­бот­ке.

Могут быть при­ве­де­ны дру­гие про­яв­ле­ния.

Не­ко­то­рые про­бле­мы су­ще­ство­ва­ния со­вре­мен­но­го че­ло­ве­че­ства, пред­став­ля­ю­щие угро­зу его вы­жи­ва­нию, на­зы­ва­ют гло­баль­ны­ми. Пути пре­одо­ле­ния какой из этих про­блем рас­смот­ре­ны в тек­сте? Ука­жи­те любые две дру­гие (не упо­мя­ну­тые в тек­сте) гло­баль­ные про­бле­мы.


В со­вре­мен­ном мире дей­ству­ют меж­ду­на­род­ные ор­га­ни­за­ции по охра­не при­ро­ды («Грин­пис», «Все­мир­ный фонд дикой при­ро­ды» и др.), из­вест­ные мас­со­вы­ми ак­ци­я­ми, ши­ро­ко осве­ща­е­мы­ми прес­сой. Пред­по­ло­жи­те, по­че­му в деле охра­ны при­ро­ды не­до­ста­точ­но уси­лий толь­ко на­ци­о­наль­ных пра­ви­тельств и на­се­ле­ния кон­крет­ных го­су­дарств (вы­ска­жи­те два пред­по­ло­же­ния).

По­яс­не­ние.

Могут быть вы­ска­за­ны сле­ду­ю­щие пред­по­ло­же­ния:

1) если люди хотят вы­жить, то они долж­ны по­за­бо­тить­ся об окру­жа­ю­щем мире, а сде­лать это можно лишь со­об­ща;

2) толь­ко сов­мест­ны­ми уси­ли­я­ми можно пе­ре­стро­ить со­зна­ние людей на эко­ло­ги­че­ские уста­нов­ки, так как про­бле­ма имеет гло­баль­ный ха­рак­тер.

Могут быть вы­ска­за­ны дру­гие пред­по­ло­же­ния.


Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Боль­шин­ство си­ту­а­ций та­ко­вы, что нужно вы­брать луч­шую аль­тер­на­ти­ву из воз­мож­ных. Луч­шую, есте­ствен­но, для того, кто вы­би­ра­ет...

Если вам пред­сто­ит по­стро­ить мост и есть не­сколь­ко ва­ри­ан­тов места для его стро­и­тель­ства, то никак не­воз­мож­но вы­брать два ва­ри­ан­та, ибо нужен толь­ко один мост.

По прин­ци­пу «всё или ни­че­го» может быть при­ня­то со­всем не­мно­го ре­ше­ний... Биз­не­смен может со­че­тать огра­ни­чен­ный бюд­жет на га­зет­ную ре­кла­му с ши­ро­ко развёрну­той кам­па­ни­ей ре­кла­мы по почте, а пра­ви­тель­ство может от­ло­жить по­строй­ку не­ко­то­рых школ с целью от­ре­мон­ти­ро­вать до­ро­ги с ин­тен­сив­ным дви­же­ни­ем. Каж­дое из этих ре­ше­ний пред­став­ля­ет собой ком­про­мисс­ный выбор — ча­стич­но от­ка­зать­ся от чего-либо, чтобы по­лу­чить что-то дру­гое в более пол­ной мере.

Од­ни­ми из наи­бо­лее ясных при­ме­ров про­бле­мы вы­бо­ра яв­ля­ют­ся ре­ше­ния, при­ни­ма­е­мые в связи с про­бле­ма­ми за­щи­ты окру­жа­ю­щей среды. На­при­мер, боль­ной аст­мой, ин­же­не­ры, по­ли­ти­ки и эко­ло­ги могут спо­рить о до­пу­сти­мых нор­мах за­гряз­не­ния ат­мо­сфе­ры, од­на­ко сто­и­мость пол­но­го устра­не­ния ат­мо­сфер­но­го за­гряз­не­ния очень вы­со­ка. В ре­зуль­та­те при­ня­тые пра­ви­тель­ством до­пу­сти­мые нормы яв­ля­ют­ся ком­про­мисс­ны­ми с учётом про­ти­во­по­лож­ных ин­те­ре­сов дан­ных групп людей.

(Рос­сий­ская эко­но­ми­ка. − М., 1997)


Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.


Автор го­во­рит о том, что наи­бо­лее про­блем­ны­ми яв­ля­ют­ся ре­ше­ния, свя­зан­ные с эко­ло­ги­ей. При­ве­ди­те два объ­яс­не­ния, по­че­му в со­вре­мен­ном мире эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы яв­ля­ют­ся наи­бо­лее на­сущ­ны­ми.


По­яс­не­ние.

В от­ве­те долж­ны при­сут­ство­вать два объ­яс­не­ния: 

1. Эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы яв­ля­ют­ся ми­ро­вы­ми гло­баль­ны­ми про­бле­ма­ми, без ре­ше­ния ко­то­рых су­ще­ство­ва­ние че­ло­ве­че­ства на­хо­дит­ся под угро­зой.

2. В усло­ви­ях по­сто­ян­но рас­ши­ря­ю­ще­го­ся про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства про­бле­мы, свя­зан­ные с ми­ни­ми­за­ци­ей ущер­ба от про­мыш­лен­но­го роста, стоят осо­бен­но остро.

 

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Че­ло­век живёт в опре­делённой окру­жа­ю­щей среде. За­гряз­не­ние среды де­ла­ет его боль­ным, угро­жа­ет его жизни, гро­зит ги­бе­лью че­ло­ве­че­ству. Всем из­вест­ны те ги­гант­ские уси­лия, ко­то­рые пред­при­ни­ма­ют­ся нашим го­су­дар­ством, от­дель­ны­ми стра­на­ми, учёными, об­ще­ствен­ны­ми де­я­те­ля­ми, чтобы спа­сти от за­гряз­не­ния воз­дух, водоёмы, моря, реки, леса, чтобы со­хра­нить жи­вот­ный мир нашей пла­не­ты, спа­сти ста­но­ви­ща перелётных птиц, леж­би­ща мор­ских жи­вот­ных. Че­ло­ве­че­ство тра­тит мил­ли­ар­ды и мил­ли­ар­ды не толь­ко на то, чтобы не за­дох­нуть­ся, не по­гиб­нуть, но чтобы со­хра­нить также ту окру­жа­ю­щую нас при­ро­ду, ко­то­рая даёт людям воз­мож­ность эс­те­ти­че­ско­го и нрав­ствен­но­го от­ды­ха. Це­ли­тель­ная сила при­ро­ды хо­ро­шо из­вест­на.<…>

Со­хра­не­ние куль­тур­ной среды — за­да­ча не менее су­ще­ствен­ная, чем со­хра­не­ние окру­жа­ю­щей при­ро­ды. Если при­ро­да не­об­хо­ди­ма че­ло­ве­ку для его био­ло­ги­че­ской жизни, то куль­тур­ная среда столь же не­об­хо­ди­ма для его ду­хов­ной, нрав­ствен­ной жизни, для его «ду­хов­ной осед­ло­сти», для его нрав­ствен­ной са­мо­дис­ци­пли­ны и со­ци­аль­но­сти. А между тем во­прос о нрав­ствен­ной эко­ло­гии не толь­ко не изу­ча­ет­ся, он даже и не по­став­лен нашей на­у­кой как нечто целое и жиз­нен­но важ­ное для че­ло­ве­ка. <…>

Че­ло­век вос­пи­ты­ва­ет­ся в опре­делённой, сло­жив­шей­ся на про­тя­же­нии мно­гих веков куль­тур­ной среде, не­за­мет­но вби­рая в себя не толь­ко со­вре­мен­ность, но и про­шлое своих пред­ков. Ис­то­рия от­кры­ва­ет ему окно в мир, и не толь­ко окно, но и двери, даже во­ро­та.

(Д. С. Лихачёв)

Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.


Со­глас­ны ли Вы с тем, что для со­вре­мен­но­го че­ло­ве­че­ства про­бле­ма со­хра­не­ния куль­тур­ной среды равна по зна­чи­мо­сти эко­ло­ги­че­ским про­бле­мам? При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та (объ­яс­не­ния) в за­щи­ту сво­е­го мне­ния.


По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) мне­ние обу­ча­ю­ще­го­ся: со­гла­сие или не­со­гла­сие с при­ведённой точ­кой зре­ния;

2) два ар­гу­мен­та (объ­яс­не­ния) в за­щи­ту сво­е­го вы­бо­ра, на­при­мер:

в слу­чае со­гла­сия с при­ведённой точ­кой зре­ния может быть ука­за­но, что про­бле­ма со­хра­не­ния куль­тур­ной среды равна по зна­чи­мо­сти эко­ло­ги­че­ским про­бле­мам, по­сколь­ку:

куль­тур­ная среда столь же не­об­хо­ди­ма для раз­ви­тия и су­ще­ство­ва­ния че­ло­ве­че­ства, как и при­род­ная среда;

по­те­ря со­ци­аль­но­сти че­ло­ве­ка рав­но­силь­на, по сути, его уни­что­же­нию как вида; в слу­чае не­со­гла­сия с при­ведённой точ­кой зре­ния может быть ука­за­но, что эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы, не­со­мнен­но, важ­нее, по­сколь­ку:

куль­тур­ная среда создаётся че­ло­ве­ком, раз­ви­ва­ет­ся вме­сте с об­ще­ством, по­это­му её по­те­ря не­воз­мож­на;

че­ло­ве­че­ство по­сто­ян­но ме­ня­ет­ся, по­это­му по­те­ря не­ко­то­рых уста­рев­ших цен­но­стей, норм, об­раз­цов по­ве­де­ния не может со­здать угро­зу его су­ще­ство­ва­нию.

Могут быть при­ве­де­ны дру­гие ар­гу­мен­ты (объ­яс­не­ния).


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.