12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Екатерина Оксененко34
Белгородская обл.

Кристаллические решётки

Цель: изучить виды кристаллических решёток, познакомить с законом постоянства вещества.

Задачи:

актуализировать знания о видах химической связи, агрегатных состояниях веществ.

сформировать представление о кристаллических и аморфных веществах, о типах кристаллических решеток; научить характеризовать и объяснять свойства веществ; познакомитьс законом постоянства состава вещества.

развивать умения работать с текстом, обобщать изученный материал

План урока

Время

Основные этапы и их содержание

Методы и приёмы


Организационный момент.

Приветствие, проверка рабочего места, проверка

отсутствующих.

Постановка задач урока

Словестный:

фронтальная

работа


Актуализация опорных знаний

Работа по карточкам (Приложение 1)

Устный опрос

Словесный

Наглядный


Изучение нового материала

1. Виды химической связи, агрегатные состояния веществ с определенным видом химической связи.

2. Кристаллические и аморфные вещества.

3. Типы кристаллических решеток — атомная, ионная, молекулярная и металлическая.

4. Закон постоянства состава вещества.

5. Характеристика вещества и его свойств на основании химической формулы, вида химической связи и типа кристаллической решетки.

Наглядный

Словесный


3. Закрепление изученного материала

Работа по карточкам (Задачи по химии и способы их решения 8-9 класс О.С. Габриелян, П.В. Решетов, И.Г. Острокмов)

Наглядный

Словесный


4.Подведение итогов урока.

- Характеристика работы класса

- Выставление оценок

Словестный:

Заключительный

рассказ


5.Домашнее задание задачи

2.54, 2.49 (Приложение 1)

Словестный

Конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент.


Приветствие, проверка рабочего места.

Проверка отсутствующих.

Постановка задач урока.

Приветствуют. Слушают учителя.

Дежурный называет отсутствующих

Актуал. опорных знаний

Работа по карточкам (Приложение 1,2)


Какие виды химической связи вам известны?

Какое агрегатное состояние у соединений с ионной связью?

Какое агрегатное состояние у веществ с ковалентной связью?





Слушают учителя

(Ионная, ковалентная, металлическая.)

(Все они твердые, тугоплавкие, например хлорид натрия

NaCl, оксид кальция СаО.)

(При обычных условиях они бывают газообразными, жидкими и твердыми. Например, вещество вода с ковалентной
полярной связью: при
t >100 °С — газ, при t < О °С — твердое вещество, при 0 °C<t< 100 °С — жидкость, легко испаряется.)

Выполняют задание

Изучение нового материала


Работа с учебником

Какие вещества называют аморфными?

Кристаллические вещества характеризуются упорядоченным
расположением в пространстве образующих их частиц, формированием кристаллов с определенной кристаллической решеткой.

Точки, в которых размещены частицы кристалла, называются узлами решетки. Частицами могут быть атомы, ионы и молекулы, в узлах решетки они совершают колебательные движения, при повышении температуры их колебания возрастают, происходит тепловое расширение тел.

В зависимости от типа частиц в узлах кристаллической решетки и вида химической связи между ними различают четыре типа кристаллических решеток: атомные, ионные, молекулярные и металлические.

Атомные кристаллические решетки характеризуются наличием в узлах отдельных атомов. Вид химической связи в подобных решетках ковалентная неполярная. Такой тип кристаллической решетки имеют простые вещества алмаз, графит (аллотропные видоизменения углерода), бор, кремний, германий и сложное вещество оксид кремния, который входит в состав кремнезема, горного хрусталя, кварца, песка.

Работа с учебником. Выпишите особенности физических свойств веществ с атомной кристаллической решеткой.

Ионные кристаллические решетки характеризуются наличием в узлах ионов. Такой тип кристаллической решетки имеют вещества с ионной связью. Она может возникнуть между простыми
ионами —
Na+CP или сложными — (NH4)+(OH)-. Таким образом, соли, основания и некоторые оксиды имеют ионную кристаллическую решетку.

Работа с учебником. Выпишите особенности физических свойств веществ с ионной кристаллической решеткой.

Все они твердые, тугоплавкие (/пл поваренной соли 801 °С, оксида кальция — 2580 °С), многие растворимы в воде, в отличие от веществ с атомной кристаллической решеткой.

Молекулярные кристаллические решетки характеризуются наличием в узлах молекул (рис. 72, с. 119). Вид химической связи
в этих молекулах: ковалентная полярная (Н
20, НС1, NH3) и ковалентная неполярная (N2, С12, Н2). Силы межмолекулярного взаимодействия в кристалле очень слабые. Вещества с молекулярной кристаллической решеткой обладают малой твердостью, легкоплавкие, летучие. Например, твердый углекислый газ - «сухой лед», твердая вода — лед, сера кристаллическая, органические
вещества сахароза, нафталин, глюкоза.

(Ученики читают теоретический материал в учебнике)

Металлическая кристаллическая решетка характерна для всех веществ с металлической связью (рис. 73, с. 119). В узлах таких решеток находятся атомы, атом- ионы, а также свободные электроны. Такое внутреннее строение обусловливает общие физические свойства металлов: ковкость, пластичность, металлический блеск, электро- и теплопроводность.

- Как определить, какой тип кристаллической решетки характерен для простого вещества, образованного определенным химическим элементом?

(Учитель обращает внимание учеников на табл. 6 «Положение
элементов в ПСХЭ Д.И. Менделеева и типы кристаллических решеток их простых веществ» (с. 116).)

На основании молекулярной формулы вещества можно дать
характеристику вещества и его свойств, руководствуясь следующим планом:

1. Молекулярная формула вещества, его название.

2. Качественный и количественный состав молекулы вещества.

3. Простое или сложное вещество, молярная масса, отношение масс в молекуле вещества, массовые доли элементов
в соединении.

4. Вид химической связи, тип кристаллической решетки.

5. Особенности физических свойств вещества.

Выполняют задание, работают с учебником

Закрепл. Изуч. материала

Задание 1

(Ученики устно выполняют задания № 1,2 из учебника (с. 120).

Выполняют задание

Подвед-ение итогов урока

- Характеристика работы класса

- Выставление оценок

Словестный:

Заключительный рассказ.

Д.З

П. 22

Слушают задание.


Приложение 1

Определение по формуле класса веществ.

Распределите по группам: оксиды, основания, кислоты, соли из следующего перечня веществ

(коллективная работа с интерактивной доской).

N2O5,
H
2SO4,
FeCl
2,
BaO,
HCl,
Al(OH)
3
CO2
MnO
2
Fe(OH)
2
HNO
2

FeI2

K2SiO3

CrO

ZnBr2

HgO

HF

AgI

Mg3(PO4)2 ​​​​​​​

Приложение 2 Составьте формулы солей

Нитрат калия

Ортофосфат кальция

Сульфат меди (II)

Сульфит цинка

Йодиди свинца (II)

Карбонат натрия

Силикат калия

Хлорид железа (III)

Карбонат магния

Хлорид цинка



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.