Методическая разработка урока химии в 8 классе «Кристаллические решётки»
Кристаллические решётки
Цель: изучить виды кристаллических решёток, познакомить с законом постоянства вещества.
Задачи:
актуализировать знания о видах химической связи, агрегатных состояниях веществ.
сформировать представление о кристаллических и аморфных веществах, о типах кристаллических решеток; научить характеризовать и объяснять свойства веществ; познакомитьс законом постоянства состава вещества.
развивать умения работать с текстом, обобщать изученный материал
План урока
Время | Основные этапы и их содержание | Методы и приёмы |
| Организационный момент. Приветствие, проверка рабочего места, проверка отсутствующих. Постановка задач урока | Словестный: фронтальная работа |
| Актуализация опорных знаний Работа по карточкам (Приложение 1) Устный опрос | Словесный Наглядный |
| Изучение нового материала 1. Виды химической связи, агрегатные состояния веществ с определенным видом химической связи. 2. Кристаллические и аморфные вещества. 3. Типы кристаллических решеток — атомная, ионная, молекулярная и металлическая. 4. Закон постоянства состава вещества. 5. Характеристика вещества и его свойств на основании химической формулы, вида химической связи и типа кристаллической решетки. | Наглядный Словесный |
| 3. Закрепление изученного материала Работа по карточкам (Задачи по химии и способы их решения 8-9 класс О.С. Габриелян, П.В. Решетов, И.Г. Острокмов) | Наглядный Словесный |
| 4.Подведение итогов урока. - Характеристика работы класса - Выставление оценок | Словестный: Заключительный рассказ |
| 5.Домашнее задание задачи 2.54, 2.49 (Приложение 1) | Словестный |
Конспект урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент. | Приветствие, проверка рабочего места. Проверка отсутствующих. Постановка задач урока. | Приветствуют. Слушают учителя. Дежурный называет отсутствующих |
Актуал. опорных знаний | Работа по карточкам (Приложение 1,2) Какие виды химической связи вам известны? Какое агрегатное состояние у соединений с ионной связью? Какое агрегатное состояние у веществ с ковалентной связью? | Слушают учителя (Ионная, ковалентная, металлическая.) (Все они твердые, тугоплавкие, например хлорид натрия NaCl, оксид кальция СаО.) (При обычных условиях они бывают газообразными, жидкими и твердыми. Например, вещество вода с ковалентной Выполняют задание |
Изучение нового материала | Работа с учебником Какие вещества называют аморфными? Кристаллические вещества характеризуются упорядоченным Точки, в которых размещены частицы кристалла, называются узлами решетки. Частицами могут быть атомы, ионы и молекулы, в узлах решетки они совершают колебательные движения, при повышении температуры их колебания возрастают, происходит тепловое расширение тел. В зависимости от типа частиц в узлах кристаллической решетки и вида химической связи между ними различают четыре типа кристаллических решеток: атомные, ионные, молекулярные и металлические. Атомные кристаллические решетки характеризуются наличием в узлах отдельных атомов. Вид химической связи в подобных решетках ковалентная неполярная. Такой тип кристаллической решетки имеют простые вещества алмаз, графит (аллотропные видоизменения углерода), бор, кремний, германий и сложное вещество оксид кремния, который входит в состав кремнезема, горного хрусталя, кварца, песка. Работа с учебником. Выпишите особенности физических свойств веществ с атомной кристаллической решеткой. Ионные кристаллические решетки характеризуются наличием в узлах ионов. Такой тип кристаллической решетки имеют вещества с ионной связью. Она может возникнуть между простыми Работа с учебником. Выпишите особенности физических свойств веществ с ионной кристаллической решеткой. Все они твердые, тугоплавкие (/пл поваренной соли 801 °С, оксида кальция — 2580 °С), многие растворимы в воде, в отличие от веществ с атомной кристаллической решеткой. Молекулярные кристаллические решетки характеризуются наличием в узлах молекул (рис. 72, с. 119). Вид химической связи (Ученики читают теоретический материал в учебнике) Металлическая кристаллическая решетка характерна для всех веществ с металлической связью (рис. 73, с. 119). В узлах таких решеток находятся атомы, атом- ионы, а также свободные электроны. Такое внутреннее строение обусловливает общие физические свойства металлов: ковкость, пластичность, металлический блеск, электро- и теплопроводность. - Как определить, какой тип кристаллической решетки характерен для простого вещества, образованного определенным химическим элементом? (Учитель обращает внимание учеников на табл. 6 «Положение На основании молекулярной формулы вещества можно дать 1. Молекулярная формула вещества, его название. 2. Качественный и количественный состав молекулы вещества. 3. Простое или сложное вещество, молярная масса, отношение масс в молекуле вещества, массовые доли элементов 4. Вид химической связи, тип кристаллической решетки. 5. Особенности физических свойств вещества. | Выполняют задание, работают с учебником |
Закрепл. Изуч. материала | Задание 1 (Ученики устно выполняют задания № 1,2 из учебника (с. 120). | Выполняют задание |
Подвед-ение итогов урока | - Характеристика работы класса - Выставление оценок | Словестный: Заключительный рассказ. |
Д.З | П. 22 | Слушают задание. |
Приложение 1
Определение по формуле класса веществ.
Распределите по группам: оксиды, основания, кислоты, соли из следующего перечня веществ
(коллективная работа с интерактивной доской).
N2O5,
H2SO4,
FeCl2,
BaO,
HCl,
Al(OH)3
CO2
MnO2
Fe(OH)2
HNO2
FeI2
K2SiO3
CrO
ZnBr2
HgO
HF
AgI
Mg3(PO4)2
Приложение 2 Составьте формулы солей
Нитрат калия
Ортофосфат кальция
Сульфат меди (II)
Сульфит цинка
Йодиди свинца (II)
Карбонат натрия
Силикат калия
Хлорид железа (III)
Карбонат магния
Хлорид цинка