Методическая разработка урока по теме «Отношения» (Математика, 6 класс)
Технологическая карта урока
Предмет | математика |
Класс | 6 класс |
Тип урока | открытие нового знания |
Технология построения урока | |
Тема | Отношения |
Цель | 1) Сформировать понятие отношения двух величин; 2) Сформировать умение находить отношение двух величин с разными единицами измерения; умение объяснять, что показывает отношение двух величин. |
Основные термины, понятия | Отношение; отношение величин; отношение двух величин с разными единицами измерения. |
Планируемый результат | |
Предметные умения умение находить отношение двух величин с разными единицами измерения; умение объяснять, что показывает отношение двух величин. | Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний. Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Познавательные УУД: формировать навыки нахождения отношения двух величин, отношение двух величин с разными единицами измерения и умения объяснять, что показывает данное отношение. Коммуникативные УУД: воспитывать, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, самостоятельность мышления. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная, индивидуальная, групповая | Книгопечатная продукция «Математика 6 класс». учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков.- :. М.: Мнемозина, 2013. Технические средства обучения |
Дидактические задачи этапов урока
№ п/п | Этапы урока | Дидактические задачи (цель этапа) |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Замотивировать на личностно-значимом уровне и включить в учебную деятельность. |
2 | Актуализация знаний и пробное учебное действие | готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия |
3 | Выявление места и причины затруднения | выявление и фиксация места и причины затруднения. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. |
5 | Реализация построенного проекта | построение и фиксация нового знания. |
6 | Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи) | применение нового знания в типовых заданиях. |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. |
8 | Включение в систему знаний и повторение | включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
| ||
Мотивация к учебной деятельности | Личностные: коммуникативные: | - Здравствуйте, ребята! Вспомните, с какими понятиями вы познакомились на предыдущем уроке? (Мы познакомились с понятием «отношение двух чисел» и узнали что оно показывает) - На прошлых уроках мы успешно работали над темой «Отношения» и я уверена, что вы будете сегодня так же активны и сделаете интересные открытия на нашем уроке. Я желаю вам удачи. Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». А тему урока вы сформулируете сами позже в ходе нашей деятельности. | Включаются в деловой ритм урока. |
| ||
Актуализация знаний и пробное учебное действие | Предметные: регулятивные: коммуникативные: познавательные: | Устный счет. На доске записаны задания (приложение 1). В чем отличие задания №1 от задания №2? (В первом задании находят часть от целого, а во втором целое по его части). Выдвигает проблему. Учащимся предлагается решить задания 3,4 и 5 в группах с дальнейшей проверкой фронтально (приложение 2). Как найти данные отношения? - Обсудите в группах следующий вопрос: являются ли задания 4 и 5 пробными. Ответ необходимо обосновать. Одна из групп предлагает свой вариант ответа и обоснования: это задание пробное, т.к. оно новое, в задаче надо найти не отношение чисел, раньше мы таких заданий не выполняли. - А теперь каждый задумайтесь, и скажите, какие затруднения у вас могут возникнуть при решении данного задания? | Дети сравнивают, анализируют. |
| ||
Выявление места и причины затруднения | регулятивные: коммуникативные: познавательные: | - Посовещайтесь в группах в течение 1 минуты и ответьте на вопросы: 1) какими знаниями можно воспользоваться при выполнении задания 4 и 5; 2) в каком месте и почему возникнет затруднение. Возможный вариант ответа: Необходимо найти отношение масс, длин, площадей, а также и с разными единицами измерения. | Одна из групп озвучивает результат обсуждения, остальные при необходимости уточняют, дополняют. |
| ||
Построение проекта выхода из затруднения | Предметные: регулятивные: коммуникативные: познавательные: | - Посовещайтесь в группах в течение 1 минуты: 1. сформулируйте цель дальнейшей деятельности; 2. сформулируйте тему урока. Возможный вариант ответа: Цель: Узнать, как найти отношение длин, масс, площадей, если значения выражены одной и той же единицей измерения и с разными единицами измерения. Тема урока: «Отношение величин». - Для достижения поставленной цели вы должны будете работать с заданием (приложение 3) - Что теперь необходимо сделать? (Составить план действий по реализации сформулированной цели.) - У вас в группах лежат шаги будущего плана. Прочтите эти шаги и расставьте их в нужном порядке. После обсуждения на доске фиксируется план действий: 1. перевести величины в одинаковые единицы измерения 2. узнать сколько процентов составляет масса заготовки после обработки. Для этого – найти отношение массы заготовки после обработки к массе заготовки до обработки. | Дети анализируют, высказывают свою точку зрения. | |||
Реализация построенного проекта | регулятивные: коммуникативные: познавательные: | -Что показывает данное отношение? -Отношением каких величин оно является? -Какой вывод можно сделать? - Вернитесь к заданиям 4 и 5(приложение 2) и найдите отношение величин. - Вы справились с затруднением? | Один ученик озвучивает результат. Остальные дополняют и уточняют. | |||
Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи) | Предметные: регулятивные: коммуникативные: познавательные: Личностные: | Учащимся предлагается выполнить задание (приложение 4): Задание выполняется в группах. После выполнения задания проводится самопроверка по образцу. . | Один из группы озвучивают затруднения, которые возникли при выполнении задания. | |||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Предметные: регулятивные: коммуникативные: познавательные: Личностные: | Для самостоятельной работы учащимся предлагается выполнить задание (приложение 5) Учащиеся выполняют самостоятельную работу, указывая этапы выполнения задания и проводят самопроверку по эталону для самопроверки. - Проанализируйте в группах результаты выполнения самостоятельной работы:
| Дети создают алгоритм решения и озвучивают его. | |||
Включение в систему знаний и повторение | Предметные: Метапредметные: регулятивные: коммуникативные: познавательные: Личностные: | -Приведите примеры отношения величин разных наименований. -Что можно сказать о таком отношении? (приложение 6) -Что интересного заметили? (здесь отношение величин разных наименований образуют новую величину – скорость). Задание (приложение 7) -Как узнать, какую часть число а составляет от числа b? -Что называют отношением величин? | Дети анализируют, высказывают свою точку зрения. | |||
Рефлексия учебной деятельности на уроке | регулятивные: коммуникативные: Личностные: | - Что вы сегодня узнали нового? - Какова была цель вашей деятельности? - Почему вы поставили перед собой такую цель? - Вы достигли поставленной цели? Домашнее задание. №754, 756 | ||||
Приложение 1
- Что больше и на сколько?
- 20 % от 50 или 50% от 20
- 10% от 40 или 20% от 20
- 5% от 500 или 70% от 70
- Найдите число, если:
- 25% равны 80
- 5% равны 15
- 400% равны 8000
Приложение 2
- Найдите процентное отношение: 4 к 5; 3 к 4; 7 к 25; 1 к 2;1 к 8;
- Найти отношение:
- 5 кг к 2 кг
- 4 км к 3 км
- 6 т к 5 т
- 4 га к 12 га
- Найти отношение:
- 12 кг к 400 г
- 40 м к 2 км
- 2 км к 40 м
Приложение 3
При обработке детали её масса уменьшилась со 120 кг до 105000 г. На сколько процентов уменьшилась масса заготовки?
Приложение 4
Найти отношение:
- 15 кг к 500 г
- 240м к 2 км
- 10 т к 40 кг
- 32 а к 100м2
Приложение 5
А) Масса ящика с товаром 11,5 кг. Масса товара 9200 г. Сколько процентов масса пустого ящика составляет от массы ящика с товаром?
Б) Бригада планировала отремонтировать за день 1200 м дороги. До обеда было отремонтировано 750 м, а после обеда лишь 240 м. какая часть дороги отремонтирована до обеда? Во сколько раз после обеда отремонтировали меньше, чем до обеда?
Приложение 6
10 км4 ч
Приложение 7
А) Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4:1. Какова суточная норма в витамине Е, если витамина С мы в день должны употреблять 60 мг.?
Б) найдите отношение 8,4 кг к 1,2 кг; 7,8 км к 1300м; 10 к 45.