Методическая разработка урока по теме «Отношения» (Математика, 6 класс)

3
0
Материал опубликован 16 October 2019

Технологическая карта урока


Предмет

математика

Класс

6 класс

Тип урока

открытие нового знания

Технология построения урока


Тема

Отношения

Цель

1) Сформировать понятие отношения двух величин;

2) Сформировать умение находить отношение двух величин с разными единицами измерения; умение объяснять, что показывает отношение двух величин.

Основные термины, понятия

Отношение; отношение величин; отношение двух величин с разными единицами измерения.


Планируемый результат

Предметные умения


умение находить отношение двух величин с разными единицами измерения; умение объяснять, что показывает отношение двух величин.















 Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.


Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Познавательные УУД: формировать навыки нахождения  отношения двух величин,  отношение двух величин с разными единицами измерения и умения объяснять, что показывает данное отношение.

Коммуникативные УУД: воспитывать, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, самостоятельность мышления.


Организация пространства

Формы работы

Ресурсы


Фронтальная, индивидуальная, групповая







Книгопечатная продукция

«Математика 6 класс». учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков.- :. М.: Мнемозина, 2013.  

Технические средства обучения






Дидактические задачи этапов урока


№ п/п

Этапы урока

Дидактические задачи (цель этапа)

1

Мотивация к учебной деятельности

Замотивировать на личностно-значимом уровне и включить в учебную деятельность.

2

Актуализация знаний и пробное учебное действие

готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

3

Выявление места и причины затруднения

выявление и фиксация места и причины затруднения.

4

Построение проекта выхода из затруднения

постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств     ее реализации. 

5

Реализация построенного проекта

построение и фиксация нового знания.

6

Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи)

применение нового знания в типовых заданиях.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

8

Включение в систему знаний и повторение

включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке

соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания



Технология изучения



Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Мотивация к учебной деятельности


Личностные:


коммуникативные:


- Здравствуйте, ребята! Вспомните, с какими понятиями вы познакомились на предыдущем уроке? (Мы познакомились с понятием «отношение двух чисел» и узнали что оно показывает)

- На прошлых уроках мы успешно работали над темой «Отношения» и я уверена, что вы будете сегодня так же активны и сделаете интересные открытия на нашем уроке. Я желаю вам удачи. Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». А тему урока вы сформулируете сами позже в ходе нашей деятельности.

Включаются в деловой ритм урока.

 

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Предметные:


регулятивные:

коммуникативные:

познавательные:



Устный счет.

На доске записаны задания (приложение 1).

В чем отличие задания №1 от задания №2?

(В первом задании находят часть от целого, а во втором целое по его части).

Выдвигает проблему.

Учащимся предлагается решить задания 3,4 и 5 в группах с дальнейшей проверкой фронтально (приложение 2). Как найти данные отношения? - Обсудите в группах следующий вопрос: являются ли задания 4 и 5 пробными. Ответ необходимо обосновать.

Одна из групп предлагает свой вариант ответа и обоснования: это задание пробное, т.к. оно новое, в задаче надо найти не отношение чисел, раньше мы таких заданий не выполняли.

- А теперь каждый задумайтесь, и скажите, какие затруднения у вас могут возникнуть при решении данного задания?


Дети сравнивают, анализируют.

 

Выявление места и причины затруднения

регулятивные:

коммуникативные:

познавательные:



- Посовещайтесь в группах  в течение 1 минуты и ответьте на вопросы:

1) какими знаниями можно воспользоваться при выполнении задания 4 и 5;

2) в каком месте и почему возникнет затруднение.

Возможный вариант ответа: Необходимо найти отношение масс, длин, площадей, а также и с разными единицами измерения.

Одна из групп озвучивает результат обсуждения, остальные при необходимости уточняют, дополняют.


 

Построение проекта выхода из затруднения


Предметные:


регулятивные:

коммуникативные:

познавательные:



- Посовещайтесь в группах в течение 1 минуты:

1. сформулируйте цель дальнейшей деятельности;

2. сформулируйте тему урока.

Возможный вариант ответа:

Цель: Узнать, как найти отношение длин, масс, площадей, если значения выражены одной и той же единицей измерения и с разными единицами измерения.

Тема урока: «Отношение величин».

- Для достижения поставленной цели вы должны будете работать с заданием (приложение 3)

- Что теперь необходимо сделать? (Составить план действий по реализации сформулированной цели.)

- У вас в группах лежат шаги будущего плана. Прочтите эти шаги и расставьте их в нужном порядке.

После обсуждения на доске фиксируется план действий:

1. перевести величины в одинаковые единицы измерения

2. узнать сколько процентов составляет масса заготовки после обработки. Для этого – найти отношение массы заготовки после обработки к массе заготовки до обработки.



Дети  анализируют, высказывают свою точку зрения.


Реализация построенного проекта

регулятивные:

коммуникативные:

познавательные:



-Что показывает данное отношение?

-Отношением каких величин оно является?

-Какой вывод можно сделать?

- Вернитесь к заданиям 4 и 5(приложение 2) и найдите отношение величин.

- Вы справились с затруднением?


Один ученик озвучивает результат. Остальные дополняют и уточняют.


Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи)

Предметные:


регулятивные:

коммуникативные:

познавательные:


Личностные:


Учащимся предлагается выполнить задание (приложение 4):

Задание выполняется в группах. После выполнения задания проводится самопроверка по образцу.

.

Один из группы озвучивают затруднения, которые возникли при выполнении задания.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Предметные:


регулятивные:

коммуникативные:

познавательные:


Личностные:


Для самостоятельной работы учащимся предлагается выполнить задание (приложение 5)

Учащиеся выполняют самостоятельную работу, указывая этапы выполнения  задания и проводят самопроверку по эталону для самопроверки.

- Проанализируйте в группах результаты выполнения самостоятельной работы:

  • назовите, какие эталоны использовали при выполнении заданий;
  • назовите, в каких местах и почему возникли затруднения.


Дети создают алгоритм решения и озвучивают его.

Включение в систему знаний и повторение

Предметные:


Метапредметные:

регулятивные:

коммуникативные:

познавательные:


Личностные:


-Приведите примеры отношения величин разных наименований.

-Что можно сказать о таком отношении? (приложение 6)

-Что интересного заметили? (здесь отношение величин разных наименований образуют новую величину – скорость).

Задание (приложение 7)

-Как узнать, какую часть число а составляет от числа b?

-Что называют отношением величин?



Дети анализируют, высказывают свою точку зрения.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

регулятивные:

коммуникативные:


Личностные:


- Что вы сегодня узнали нового?

- Какова была цель вашей деятельности?

- Почему вы поставили перед собой такую цель?

- Вы достигли поставленной цели?


Домашнее задание.

№754, 756











Приложение 1

  1. Что больше и на сколько?
    • 20 % от 50 или 50% от 20
    • 10% от 40 или 20% от 20
    • 5% от 500 или 70% от 70
  2. Найдите число, если:
    • 25% равны 80
    • 5% равны 15
    • 400% равны 8000

Приложение 2

  1. Найдите процентное отношение:  4 к 5; 3 к 4; 7 к 25; 1 к 2;1 к 8;
  2. Найти отношение:
    • 5 кг к 2 кг
    • 4 км к 3 км
    • 6 т к 5 т
    • 4 га к 12 га
  3. Найти отношение:
    • 12 кг к 400 г
    • 40 м к 2 км
    • 2 км к 40 м

Приложение 3

При обработке детали её масса уменьшилась со 120 кг до 105000 г. На сколько процентов уменьшилась масса заготовки?

Приложение 4

Найти отношение:

    • 15 кг к 500 г
    • 240м к 2 км
    • 10 т  к 40 кг
    • 32 а к 100м2

Приложение  5

А) Масса ящика с товаром 11,5 кг. Масса товара 9200 г. Сколько процентов масса пустого ящика составляет от массы ящика с товаром?

Б) Бригада  планировала отремонтировать за день 1200 м дороги. До обеда было отремонтировано 750 м, а после обеда лишь 240 м. какая часть дороги отремонтирована до обеда? Во сколько раз после обеда отремонтировали меньше, чем до обеда?

Приложение  6

10 км4 чimage-20191016235504-1.png

Приложение  7

А) Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4:1. Какова суточная норма в витамине Е, если  витамина С   мы в день должны употреблять 60 мг.?

Б) найдите отношение 8,4 кг к 1,2 кг; 7,8 км к 1300м; 10 к 45.


Комментарии
Комментариев пока нет.