Методическая разработка урока по учебному предмету «Музыка» (5 класс, УМК Критская Е.Д.)

0
0
Материал опубликован 8 December 2020 в группе


Методическая разработка урока по предмету «Музыка» 5 класс, УМК Критская Е.Д.,учитель МБОУ СОШ № 1 города Тулуна Синозацкая Н.О.

По теме: «Всю жизнь мою несу родину в душе. Перезвоны…»

Цель: Формирование чувства любви к своей Родине через соприкосновение с искусством.

Планируемые результаты.

1.Планируемые результаты: -Умение понимать термин «инструментальная музыка», «вокальная музыка», «симфоническая миниатюра»; -Умение применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения, усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке; -Умение обучающихся входить в мир духовных ценностей музыкального искусства. 2.Метапредметные результаты: -Умение осознавать широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства. –Умение работать в команде( слушать и слышать, учитывать мнение другого). –Умение осуществлять поиск информации, структурирование знаний, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез - составление целого из частей.

3. Личностные результаты: -Умение ответственно относиться к учению, самообразованию, на основе мотивации к познанию; –Умение уважительно относиться к мнению окружающих; –Умение оценивать свое мнение в сравнении с мнением других обучающихся; –Умение осмысливать взаимодействия искусств как средство расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.

Оборудование: электронная презентация; Интернет-ресурсы; учебник Критской Е.Д.


Основные этапы

время

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.Организационный момент.2мин

Дети входят в класс под музыку Пахмутовой А.Н. «Русский вальс».

Мотивация на процесс. Создать эмоциональный настрой на работу.


Показ видеосюжета из фильма «Звоны». Беседа с обучающимися: Кто из вас слышал звон колоколов?
– Какое чувство рождается в душе?

Что значит колокольный звон для России? Появился бы этот вид музыки, если бы не было литературы? Почему?

Учащиеся сопоставляют, выделяют главное, находят ответ на вопрос учителя (голос народа, Родины, страны и т.д.)


2. Актуализация знаний по ранее изученной теме.5мин

Воспроизведение знаний обучающихся, полученных раннее на уроках литературы.

Создание и погружение обучающихся в психологически комфортную обстановку.

Вывод учителя: колокольный звон несет добро, покой в душе, мир и согласие. Это голос Родины. Назовите тему четверти. «Всю жизнь мою несу родину в душе».Беседа с детьми о творчестве Рахманинова. Что нам рассказал о Родине композитор? – Что вы услышали в этой музыке? Как она звучит?
– С каким звучанием можно сравнить эти аккорды.

Слушание. Концерт №2 Рахманинова С.В. Вступление

Ответы уч-ся: (звон, звук, колокол раскачивается и т.д.)


Л: умение уважительно относиться к мнению окружающих; Р:анализ и синтез, классификация и обобщение изученного

К.умение находить связь музыки и литературы


Работа по теме

3.Объяснение нового материала, усвоение новых знаний. 10мин

Подтверждение связи темы урока с темой четверти, выход на проблему через определение темы урока. Прогнозировать результаты своего знания – незнания


Проблеммно-поисковый блиц-опрос:

Активизация работы обучающихся.

Деление на группы:

1.Получение заданий и инструктаж

2.Работа в группе

3.Презентация результата


У.Опираясь на тему урока, сформулируйте цель урока, используя опорные фразы на доске: узнать, в чем связь музыки и литературы в произведении С.В.Рахманинова .
– Что переживает композитор?
– Что его волнует?
Вывод учителя: Музыка С. В. Рахманинова вызывает у нас зримые образы: бескрайние дали, просторы России … События начала 20 в. в России заставили его покинуть свою Родину, но через долгие годы, проведенные вдали от нее, он пронес светлое чувство любви к родному краю. Он безмерно, трепетно, с волнением в душе любил свою Родину.

Чтение отрывка из воспоминаний жизни С.Рахманинова - А ты любишь Родину? - А как?
– С чего начинается Родина для каждого из нас.
Беседа с уч-ся, вопросы: Задание классу:
Нарисуй образ-символ «Моя Родина – это …» Вывод учителя по рисункам детей. - Человек не может долго жить вдали от своей Родины. Даже если он уехал на время, то мысли его вновь и вновь будут возвращаться к дому, к родным (дети показывают всем свои работы, учитель дает оценку)
– Молодцы! Спасибо Вам за откровения, за Ваши чувства.




(ответы детей). (судьба Родины, своего народа)
Дают определения жанрам. Говорят о взаимосвязи музыки и литературы в различных жанрах. На фоне музыки концерта №2

(Дети рисуют образ-символ Родины, учитель рисует на доске вместе с детьми)

Л:умение оценивать свое мнение в сравнении с мнением других обучающихся; Р:учащиеся сопоставляют, выделяют главное, находят ответ на вопрос учителя

К.работа в парах


4. Первичное закрепление.

Работа с понятиями

6 мин.

Знакомство с автором литературной основы музыки В.А.Гаврилина. 1.Инструментальная музыка

2.Симфония-действо

3.Колокольный звон

4.Понятие «Родина»

5.Симфоническая миниатюра

Закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала. Отработка навыка с различными источниками информации

Организует беседу, выявляющую знания учащихся о жанре «симфония-действо».

Слушание симфонии-действо В.Гаврилина. Игра «Сложи музыку»

Ответы на вопросы учителя, размышляют и рассуждают о том, что общего в литературной и музыкальной основе .Гаврилина «симфония-действо» «Перезвоны» и рассказами писателя, режиссера и актера В,Шукшина.

Р:Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая сюда контроль сотрудничества с учителем и сверстниками

К:общение

и взаимодействие в процессе нахождения общего и разного в литературе и музыке.

5.Электронная презентация «Всю жизнь мою несу родину в душе» 3мин.

Сравнить язык двух художественных произведений.

Подбор слов-ассоциаций



Рассказ учителя.

-Свою родословную симфония-действо «Перезвоны» ведет от древней традиции колокольности в русской музыке. - Какой из образов литературного произведения В.Шукшина вам запомнился больше всего? Почему?

Учащиеся читают отрывок В.Шукшина в учебнике, а затем сравнивают с музыкой В. Гаврилина. Учитель предлагает во время сравнения, заполнить двухчастный дневник: записать в левой колонке таблицы, что они услышали в музыке, а в правой – свое понимание этой мысли .

Познают особенности музыкального языка. Сравнивают с литературным описанием родины. Предоставить возможность учащимся высказывать свое мнение.

Обсудить записи дневника.

Л: оценивать свое мнение в сравнении с мнением других обучающихся; Р:способность принимать и сохранять поставленную на уроке цель

К.работа в группах


6. Показ слайда: моя Восточная Сибирь. 6мин

Воспроизведение знаний, полученных на уроке, оценивание своих результатов.


Организация обсуждений отдельных утверждений, мнение по которым разошлись

Рассказ учителя:

Русь великая…
Даль бескрайняя Широки и многолики просторы России, но ближе и родней для нас –
Моя Восточная Сибирь, моя малая родина. – Как вы это понимаете? Вывод учителя: Малая Родина – это не только мой край, но это и мой дом, моя школа, это ласковые руки мамы, это мой город. Много стихов, песен написано о разных городах, но один – дороже всего! Это мой город родной – Тулун!

Составить ассоциации в виде синквейна слова «Родина»

Взаимодействие с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. (Ответы детей).

Л:Умение аргументировать свою точку зрения

Р: Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме


7. Вокально-танцевальная работа на песню «Тулунский вальс» 4мин

Знакомство с автором песни «Тулунский вальс». (Фисенко Е.Р.)

Показ фотографии композитора. Оценка учителя: (знаки-символы) – поощрения уч-ся

- Как вы думаете, почему автор и композитор назвали песню Тулунский вальс»? (а не «Тулунская полька», например?),
– Что авторы хотели выразить этим танцем? Эта песня стала визитной карточкой нашего города. А написали её – композитор и автор стихов в одном лице Елена Ренатовна Фисенко. (директор музыкальной школы г.Тулуна)


Пение учителя с уч-ся, выполнение танцевальных движений под музыку вальса.
Танец детей- вальс (на 2-й куплет)


Ответы детей.

(Свою любовь к нашему городу, ведь вальс – это танец двух любящих сердец, двух влюблённых душ искренно и нежно).

Л:умение уважительно относиться к мнению окружающих; Р: оценивают предлагаемые для анализа произведения искусства.

К.умение сравнивать и анализировать мнения других

8. Подведение итогов.

2мин

Восполнение пробелов в знаниях.


Планирование способов и приемов работы

Формулирование выводов

Сегодня я узнал, что без любви… Меня удивило…. Сегодняшние знания я смогу применить … Больше всего мне понравилось… Я расскажу о Рахманинове, Гаврилине, Шукшине (кому?)… Я понял, что «симфония - действо» - это…

Я узнал о симфонии программной…

Участие в беседе, формулирование выводов и умозаключений

Р: Оценка того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

К:

- Включаемость в коллективное обсуждение вопросов


9. Рефлексия

Смайлики «Мое настроение» 1мин

Наклейте стик на доску

Красный – узнал новое, буду применять

Желтый – узнал новое

Синий – ничего нового не узнал

Самоанализ обучающихся своей деятельности и ее результатов новое, буду применять





Л:умение уважать мнение других;

Р: умение работать в группе.

10.Сообщение домашнего задания.1мин

Инструктаж.





Л: уметь делать самоанализ своей деятельности и других.

Р: умение делать выводы

Список рекомендованной литературы:

1.СергееваГ.П.Музыка:учебник.дляучащихся5кл.общеобразовател.учреждений/.Сергеева Г.П.,Критская Е.Д,издание М.Просвещение,2008

2. Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка» под руководством Кабалевского Д.Б.М.Просвещение, 2007

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации