Методическая разработка урока по учебному предмету «Музыка» (5 класс, УМК Критская Е.Д.)
Методическая разработка урока по предмету «Музыка» 5 класс, УМК Критская Е.Д.,учитель МБОУ СОШ № 1 города Тулуна Синозацкая Н.О.
По теме: «Всю жизнь мою несу родину в душе. Перезвоны…»
Цель: Формирование чувства любви к своей Родине через соприкосновение с искусством.
Планируемые результаты.
1.Планируемые результаты: -Умение понимать термин «инструментальная музыка», «вокальная музыка», «симфоническая миниатюра»; -Умение применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения, усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке; -Умение обучающихся входить в мир духовных ценностей музыкального искусства. 2.Метапредметные результаты: -Умение осознавать широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства. –Умение работать в команде( слушать и слышать, учитывать мнение другого). –Умение осуществлять поиск информации, структурирование знаний, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез - составление целого из частей.
3. Личностные результаты: -Умение ответственно относиться к учению, самообразованию, на основе мотивации к познанию; –Умение уважительно относиться к мнению окружающих; –Умение оценивать свое мнение в сравнении с мнением других обучающихся; –Умение осмысливать взаимодействия искусств как средство расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.
Оборудование: электронная презентация; Интернет-ресурсы; учебник Критской Е.Д.
Основные этапы время | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Деятельность учителя | Задания для учащихся | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия | ||||||
1.Организационный момент.2мин | Дети входят в класс под музыку Пахмутовой А.Н. «Русский вальс». | Мотивация на процесс. Создать эмоциональный настрой на работу. | Показ видеосюжета из фильма «Звоны». Беседа с обучающимися: Кто из вас слышал звон колоколов? | – Что значит колокольный звон для России? Появился бы этот вид музыки, если бы не было литературы? Почему? | Учащиеся сопоставляют, выделяют главное, находят ответ на вопрос учителя (голос народа, Родины, страны и т.д.) | |||||||
2. Актуализация знаний по ранее изученной теме.5мин | Воспроизведение знаний обучающихся, полученных раннее на уроках литературы. | Создание и погружение обучающихся в психологически комфортную обстановку. | Вывод учителя: колокольный звон несет добро, покой в душе, мир и согласие. Это голос Родины. Назовите тему четверти. «Всю жизнь мою несу родину в душе».Беседа с детьми о творчестве Рахманинова. Что нам рассказал о Родине композитор? – Что вы услышали в этой музыке? Как она звучит? | Слушание. Концерт №2 Рахманинова С.В. Вступление | Ответы уч-ся: (звон, звук, колокол раскачивается и т.д.) | Л: умение уважительно относиться к мнению окружающих; Р:анализ и синтез, классификация и обобщение изученного К.умение находить связь музыки и литературы | ||||||
Работа по теме | ||||||||||||
3.Объяснение нового материала, усвоение новых знаний. 10мин | Подтверждение связи темы урока с темой четверти, выход на проблему через определение темы урока. Прогнозировать результаты своего знания – незнания | Проблеммно-поисковый блиц-опрос: Активизация работы обучающихся. Деление на группы: 1.Получение заданий и инструктаж 2.Работа в группе 3.Презентация результата | У.Опираясь на тему урока, сформулируйте цель урока, используя опорные фразы на доске: узнать, в чем связь музыки и литературы в произведении С.В.Рахманинова . | Чтение отрывка из воспоминаний жизни С.Рахманинова - А ты любишь Родину? - А как? | (ответы детей). (судьба Родины, своего народа) (Дети рисуют образ-символ Родины, учитель рисует на доске вместе с детьми) | Л:умение оценивать свое мнение в сравнении с мнением других обучающихся; Р:учащиеся сопоставляют, выделяют главное, находят ответ на вопрос учителя К.работа в парах | ||||||
4. Первичное закрепление. Работа с понятиями 6 мин. | Знакомство с автором литературной основы музыки В.А.Гаврилина. 1.Инструментальная музыка 2.Симфония-действо 3.Колокольный звон 4.Понятие «Родина» 5.Симфоническая миниатюра | Закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала. Отработка навыка с различными источниками информации | Организует беседу, выявляющую знания учащихся о жанре «симфония-действо». | Слушание симфонии-действо В.Гаврилина. Игра «Сложи музыку» | Ответы на вопросы учителя, размышляют и рассуждают о том, что общего в литературной и музыкальной основе .Гаврилина «симфония-действо» «Перезвоны» и рассказами писателя, режиссера и актера В,Шукшина. | Р:Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая сюда контроль сотрудничества с учителем и сверстниками К:общение и взаимодействие в процессе нахождения общего и разного в литературе и музыке. | ||||||
5.Электронная презентация «Всю жизнь мою несу родину в душе» 3мин. | Сравнить язык двух художественных произведений. | Подбор слов-ассоциаций | Рассказ учителя. -Свою родословную симфония-действо «Перезвоны» ведет от древней традиции колокольности в русской музыке. - Какой из образов литературного произведения В.Шукшина вам запомнился больше всего? Почему? | Учащиеся читают отрывок В.Шукшина в учебнике, а затем сравнивают с музыкой В. Гаврилина. Учитель предлагает во время сравнения, заполнить двухчастный дневник: записать в левой колонке таблицы, что они услышали в музыке, а в правой – свое понимание этой мысли . | Познают особенности музыкального языка. Сравнивают с литературным описанием родины. Предоставить возможность учащимся высказывать свое мнение. Обсудить записи дневника. | Л: оценивать свое мнение в сравнении с мнением других обучающихся; Р:способность принимать и сохранять поставленную на уроке цель К.работа в группах | ||||||
6. Показ слайда: моя Восточная Сибирь. 6мин | Воспроизведение знаний, полученных на уроке, оценивание своих результатов. | Организация обсуждений отдельных утверждений, мнение по которым разошлись | Рассказ учителя: Русь великая… | Составить ассоциации в виде синквейна слова «Родина» | Взаимодействие с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. (Ответы детей). | Л:Умение аргументировать свою точку зрения Р: Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме | ||||||
7. Вокально-танцевальная работа на песню «Тулунский вальс» 4мин | Знакомство с автором песни «Тулунский вальс». (Фисенко Е.Р.) | Показ фотографии композитора. Оценка учителя: (знаки-символы) – поощрения уч-ся | - Как вы думаете, почему автор и композитор назвали песню Тулунский вальс»? (а не «Тулунская полька», например?), | Пение учителя с уч-ся, выполнение танцевальных движений под музыку вальса. | Ответы детей. (Свою любовь к нашему городу, ведь вальс – это танец двух любящих сердец, двух влюблённых душ искренно и нежно). | Л:умение уважительно относиться к мнению окружающих; Р: оценивают предлагаемые для анализа произведения искусства. К.умение сравнивать и анализировать мнения других | ||||||
8. Подведение итогов. 2мин | Восполнение пробелов в знаниях. | Планирование способов и приемов работы | Формулирование выводов | Сегодня я узнал, что без любви… Меня удивило…. Сегодняшние знания я смогу применить … Больше всего мне понравилось… Я расскажу о Рахманинове, Гаврилине, Шукшине (кому?)… Я понял, что «симфония - действо» - это… Я узнал о симфонии программной… | Участие в беседе, формулирование выводов и умозаключений | Р: Оценка того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения К: - Включаемость в коллективное обсуждение вопросов | ||||||
9. Рефлексия Смайлики «Мое настроение» 1мин | Наклейте стик на доску Красный – узнал новое, буду применять Желтый – узнал новое Синий – ничего нового не узнал | Самоанализ обучающихся своей деятельности и ее результатов новое, буду применять | Л:умение уважать мнение других; Р: умение работать в группе. | |||||||||
10.Сообщение домашнего задания.1мин | Инструктаж. | Л: уметь делать самоанализ своей деятельности и других. Р: умение делать выводы |
Список рекомендованной литературы:
1.СергееваГ.П.Музыка:учебник.дляучащихся5кл.общеобразовател.учреждений/.Сергеева Г.П.,Критская Е.Д,издание М.Просвещение,2008
2. Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка» под руководством Кабалевского Д.Б.М.Просвещение, 2007