Методическая разработка урока по всеобщей истории «Греческие колонии на берегах Черного и Средиземного морей» (5 класс)

1
0
Материал опубликован 31 December 2019


Методическая разработка урока


Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Мулюкин Василий Алексеевич

Район

Гагинский

Место работы

МАОУ «Гагинская СШ»

Должность

Учитель истории


Общая информация

Тема урока

Греческие колонии на берегах Черного и Средиземного морей

Тип урока

Изучение нового материала

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель - формировать у учащихся ценностное отношение к процессу греческой колонизации на основе выявления причин и последствий этого процесса, развивать навыки работы с исторической картой, текстом источника.

Задачи:

- образовательные: ознакомить учащихся с сущностью понятий «колония», «скифы», «хитон», «гиматий»; важнейшими греческими колониями на берегах Черного и Средиземного морей, культурными ценностями жителей греческих колоний, причинами и последствиями колонизации;

- развивающие: развивать умения сравнивать, систематизировать информацию, выявлять причинно-следственные связи, давать оценку и аргументировать свою позицию, работать с текстом, исторической картой, в группах, коммуникативные навыки;

- воспитательные: способствовать формированию у учащихся ценностного уважительного отношения к греческой колонизации как процессу, способствующему культурному, экономическому сближению народов, способу разрешения экономических и политических противоречий.

Необходимое оборудование

Учебное пособие (урок 32), компьютер, мультимедийная установка

Дидактическое обеспечение

Раздаточный материал (распечатанные исторические карты), отрывки из произведений художественной литературы, фрагмент фильма о греческой колонии (на электронном носителе), атрибуты, используемые на этапе рефлексии


Планируемые результаты урока

личностные

учащиеся ценят значение греческой колонизации (хозяйственное освоение берегов Черного и Средиземного морей, распространение области земледелия, культурное и экономическое сближение народов, влияние на решение проблем перенаселения и роста социальной напряженности в Греции)

предметные

учащиеся понимают сущность колонизации, ее причины и последствия, выделяют социальные группы населения Греции, участвующие в колонизации и мотивы их переселения, понимают особенности устройства греческих колоний и взаимодействия колонистов с местным населением и метрополией

метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

а) регулятивные УУД (ученик ставит цель собственной познавательной деятельности и придерживается ее, адекватно реагирует на замечания и принимает критику для коррекции результатов деятельности, регулирует собственную деятельность в соответствии с морально-этическими нормами, оценивает собственные достижения);

б) познавательные УУД (способен ориентироваться в тексте учебника, выделять важную для изучения нового материала информацию, разрабатывать план ее изучения, умение сравнивать, систематизировать, выявлять причинно-следственные связи);

в) коммуникативные УУД (владеет навыками групповой работы, выполняет свои обязанности в группе и видит цель своей деятельности, прислушивается к мнению собеседников, высказывает свою точку зрения и аргументирует ее, грамотно оформляет свои мысли в устной речи, читает про себя текст и понимает содержание, оказывает помощь, владеет навыками участия в диалоге).

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Фронтальный и индивидуальный опросы учащихся, составление кластера, организация работы с текстом, выполнение творческой работы в парах и индивидуально (по обобщению пройденного материала)


Литература и интернет-ресурсы

Основная

Вигасин А. А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2015

Дополнительная

Колобова К. М. и Озерецкая Е. Л. Как жили древние греки.

Прилежаева-Барская Б. М. В Северном Причерноморье.

Щеглов А. Н. Подвиги Геракла. По памятникам Херсонеса Таврического.

Интернет-ресурсы

http://rushist.com – Греческие колонии на Черном море – Русская историческая библиотека

http://www.fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

ЭОРы

Фрагмент учебного видеофильма о греческой колонии




План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Время

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся

с указанием форм организации

Используемые методики

и технологии (на разных этапах урока)

1. Организационный

1

Приветствует учащихся, проверяет подготовленность классного помещения к уроку, наличие у учащихся школьных принадлежностей.

Учащиеся приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.



Словесный метод

2. Вводно-мотивационный

4

Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать название темы, определить предмет изучения, рассмотрев исторические карты и прослушав шутливое высказывание Сократа о греческой колонизации.

Записывает название темы урока.

Учащиеся анализируют содержание исторической карты, отвечают на вопрос учителя (приходят к выводу, что на уроке речь пойдет о переселениях греков и создании греческих колоний).

Записывают название темы урока.

Эвристический метод

3. Актуализация знаний

7

Учитель предлагает учащимся поработать с исторической картой, найти греческие колонии и описать их местоположение; наметить план изучения новой темы путем постановки вопросов об устройстве колоний, причинах их основания и последствиях колонизации.

Учащиеся работают с исторической картой, выявляют проблемы, определяют, каких знаний не хватает, что нужно узнать на уроке. Намечают план изучения новой темы (причины создания колоний, устройство греческих торговых поселений, последствия колонизации).

Технология проблемного обучения, наглядно-иллюстративный метод

4. Изучение нового материала

15

Предлагает поработать с текстом учебника, выявить, какие мотивы заставляли греков покидать Родину, какие социальные группы участвовали в колонизации. Рассказывает о подготовке переселениям.

Учитель предлагает поработать с отрывками из произведений художественной литературы, обращает внимание на иллюстрации презентации и учебника, просит выявить особенности устройства колонии, хозяйственной жизни переселенцев и их культурных контактов с местным населением.

Показывает фрагмент фильма об Ольвии, памятниках греческой культуры, обнаруженных в Северном Причерноморье, о развитии культуры колоний, контактах греков со скифами.

Учащиеся работают с текстом, отвечают на вопросы учителя.






Учащиеся читают фрагменты произведений художественной литературы, работают с иллюстративным материалом, выявляют особенности устройства колоний (местоположения колоний, управления, торговых и культурных контактов переселенцев).

Учащиеся смотрят фильм, делают вывод об особенностях колоний, культурном и хозяйственном значении колонизации.

Технология проблемного обучения, работа с текстом, наглядно-иллюстративный метод, метод ценностной ориентировки

5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала

10

Предлагает учащимся закрепить пройденный материал, подготовить творческую работу (рассказ от имени переселенца по плану: причины выезда из Греции, подготовка к переселению, местоположение колонии, особенности ее устройства, культурных и хозяйственных контактов ее жителей).

Учащиеся выполняют творческое задание, работая в парах или индивидуально. Затем отвечают.

Работа в парах, систематизирующий метод, метод ценностной ориентировки

6. Подведение итогов урока

5

Предлагает составить кластер по теме.








Предлагает провести рефлексию работы учеников на уроке, используя необходимые атрибуты (шкатулки и листочки трех цветов, отражающих эмоциональное восприятие урока и уровень собственной успешности на уроке); выставляет оценки за работу.

Составляют кластер, показывая связь ключевых вопросов, рассмотренных в ходе изучения темы; делают вывод о значении колонизации.

Участвуют в проведении рефлексии (оценивают свою работу на уроке), выставляют оценки.

Метод рефлексии, систематизирующий метод, метод ценностной ориентировки

7. Организация изучения домашнего задания

3

Учитель дает дифференцированное задание (для всех – ответить на вопросы по теме 32, для более сильных учащихся – написать эссе (сообщение об историческом значении греческой колонизации), индивидуальное задание - подготовить презентацию об археологических находках памятников греческой культуры на берегах Черного моря.

Учащиеся записывают домашнее задание, консультируются с учителем.

Дифференцированное обучение







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации