12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Добреля Елена Юрьевна20
2

Методическая разработка урока русского языка (урок развития речи) "Как написать письмо? (особенности эпистолярного жанра)

Методическая разработка урока русского языка (урок развития речи)

в 7 классе


Тема урока: Как написать письмо? (особенности эпистолярного жанра).

Тип урока: .Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цели урока: возрождать российские традиции эпистолярного жанра путём сравнения «живых» писем с электронными посланиями, познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, учить приемам написания письма как в эпистолярном жанре, так и в электронном варианте.

Задачи урока:

1. Образовательная:

рассмотреть структуру, культуру написания писем;

формировать умения и навыки организованной речи в эпистолярном жанре (письмо);

формировать навыки использования языковых особенностей жанра;

совершенствовать умение владеть русским языком

2. Развивающая:

продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;

создать ситуацию успеха, направленную на развитие креативных способностей учащихся;

продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения;

3. Воспитательная:

формировать эстетический вкус к слову;

содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации;

направить деятельность учащихся на создание творческого продукта

воспитывать нравственность, чувства патриотизма

воспитывать доброжелательность в отношениях с другими людьми.

Форма урока: творческая мастерская.

Творческий продукт (домашнее задание): письмо Лихачёву Дмитрию Сергеевичу..

Оборудование: компьютер (презентация), личные письма, издания писем русских писателей, иллюстрации, раздаточный материал.







План урока:

Организационный момент.

Мотивация. А).Вступительное слово учителя.

Б). Беседа.

3. Целеполагание.(Сообщение темы и целей урока).

4. Работа над новым материалом .

Этап 1. Знакомство с понятием эпистолярный жанр.

Этап 2. Лексическая работа.

Этап 3. Алгоритм написания письма.

Этап 4. Практическая работа № 1 на уяснение рамочной структуры письма.

Этап 5. Практическая работа № 2 на уяснение языковых особенностей жанра дружеского письма.

Этап 5. Работа с письмом академика Лихачёва.

5. Подведение промежуточных итогов урока.

6. Продолжение работы над новым материалом. Виртуальная переписка.

А). Слово учителя.

Б). Рассказ заранее подготовленной учащейся с творческим заданием для класса.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

8. Домашнее задание





Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены…

Н. Кузовлёва.

Ход урока.

Организационный момент.

Мотивация. (СЛАЙД 1)

Вступительное слово учителя:

Кому-то может показаться, что тема сегодняшнего урока неактуальна, по мнению многих, эпистолярный жанр выпадает из ритма современной жизни. Его давно заменили электронная почта и мобильная связь. Но оказывается, что почти каждый человек не отказался бы увидеть в своем почтовом ящике запечатанный конверт, увидеть свое имя в графе "получатель", волнующий незнакомый почерк, расплывчатый почтовый штемпель: быть может, культура написания писем не умерла совсем?

- Скажите, может ли монитор компьютера или дисплей мобильного телефона заменить написанное от руки послание?

Мне кажется, письмо от руки несет в себе что-то более сокровенное, нежели письмо на мониторе, ведь один почерк человека говорит о многом.

- Ребята, у нас сегодня не просто урок, а творческая мастерская. «Что же мы будем мастерить?» - спросите вы. Обо всем по порядку.

Беседа.

- У меня в руках коробка, которая мне очень дорога. В ней хранятся письма. Некоторым уже более 15- ти лет, другие я получила недавно. Думаю, вы сможете ответить, почему я так берегу их? (Во-первых, их писали дорогие мне люди, делились со мной радостными и печальными известиями, во-вторых, в них отражены события моей жизни и жизни моих современников, то есть время. Письма – это отблеск событий.).

- ( показываю письма детям) Вот это – от мамы , когда я уехала учиться в университет. Вот эти – от бабушки, которую я видела только в летние каникулы. А ещё письма от школьных друзей, однокурсников, родственников, от моих учеников. - Вы видите, ребята, что больше писем старых, они пожелтели от времени. А свежих совсем мало. Что вы на это скажете?( Сейчас мало кто пишет письма)

- Письма – это способ общения на расстоянии. Можно ли современному человеку обойтись без писем?

- Безусловно, достижения научно-технического прогресса постепенно вытесняют роль письма в нашей жизни. Порой действительно легче позвонить другу или послать SMS и сообщить о каком–то важном событии в твоей жизни, чем написать письмо об этом.

И все-таки… чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком).

- Ребята, так, может быть, современный человек напрасно пытается вычеркнуть из своей жизни эту важную сферу общения – общения в письмах? В письмах своим близким, друзьям, любимым... Ведь письмо может открыть внутренний мир человека, подчеркнуть оригинальность натуры, своеобразную манеру излагать свои мысли, если, конечно, он владеет этим непростым искусством - писать письма.

- Умеете ли вы писать письма? Безусловно, каждый ответит утвердительно. А интересные письма? Наверное, задумались?

Целеполагание

Вот этому сегодня мы будем учиться в нашей мастерской. Это самая главная наша цель. И тема нашего занятия: «Как написать письмо. Особенности эпистолярного жанра». (Запишите в тетради) (СЛАЙД № 2).

Работа над новым материалом.

Этап 1. Знакомство с понятием эпистолярный жанр. (СЛАЙД № 3).

Эпистолярный. Это слово произошло от слова эпистола.

Эпистола (лат. Epistola – письмо) – литературное произведение, послание в форме письма, в котором излагаются размышления и суждения автора по поводу определенного предмета.

Учитель: Как литературный жанр эпистола в России существовала в XVIII веке.

Примеров эпистолярного жанра можно привести множество.(СЛАЙД 4)

Н.М.Карамзин «Письма русского путешественника»

Н.В.Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями»

А.И.Герцен «Письма из Франции и Италии»

В.П.Боткин «Письма об Испании»

М.С.Лунин «Письма из Сибири»

Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном»и т.д.

Несмотря на смену времен, традиций эпох, до наших дней сохраняется деление писем на деловые и личные . (СЛАЙД 5).

- Деловое (служебное) письмо. Основные черты: убедительность, строгая последовательность, лаконизм, информативность. Деловая переписка во многом близка официально-деловому стилю наличием особого запаса официальной, канцелярской лексики и фразеологии

- Личное письмо. Основные черты: эмоциональность, непринужденность, передача собственных впечатлений, довольно большой охват событий и сведений из жизни самого автора письма или адресата и др.

Это письмо-рассказ, письмо-поздравление, письмо-просьба, благодарственное письмо.(Мы, ребята, пока будем учиться писать личные письма).

Этап 2. Лексическая работа.

- Отгадайте загадки и запишите ответы в тетради. 1). Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние (Письмо).

2).Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт.)

3)Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (Адрес.)

4).Цифровое условное обозначение населенного пункта (Индекс).

5). Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы (Почтальон).

-( СЛАЙД 6) Познакомимся с новыми словами, связанными с эпистолярным жанром, и их лексическим значением:

Адресат – тот, кому адресовано письмо, получатель.

Адресант – тот, кто пишет письмо, отправитель.

Постскриптум – приписка в письме после подписи, обозначаемая буквами Р.S., по латыни «после написанного»

Письмовник – в старину: сборник образцов для составления писем.

И ещё два слова, без которых не обходится ни одно письмо:

(СЛАЙД 7)

Здравствуйте – живите и будьте здоровы;

До свидания – до скорого свидания.

Этап III. Алгоритм написания письма.(СЛАЙД 8).

1. Приветствие или обращение к адресату:

А) Добрый день, дорогой сын!

Б) Здравствуй, любимая моя мамочка!

2. Вступление.

3. Основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения, пожелания; приветы родным и знакомым, изложение информации, интересующей адресата).

4. Заключение (выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания)

А) Желаю тебе здоровья, добра, счастья. Целую тебя.

Твой отец.

Б) До свидания, моя милая мама. Не скучай и береги себя.

Твой любящий сын.

5. Дата и место написания письма.

2009 г. Алатырь

-Познакомимся с обязательными формулами приветствия , вопросов к адресату, прощания – это элементы рамочной структуры или речевые штампы. (СЛАЙД 9).

Этап IV. Практическая работа №1 на уяснение рамочной структуры письма.

( на партах у учащихся разложен дидактичесий материал - см. Приложение 1, а также карточки с заданиям по группам – см. Приложение 2).

Думаю, тебе будет интересно узнать…

Добрый день, Лёня!

Благодарю тебя за интересное письмо и открытку…

До скорой встречи. Обнимаю тебя. Твоя верная подруга.

Здравствуй, мой незнакомый друг!

Я очень рад за тебя, я всегда знал, что ты не боишься трудностей.

Извини, что задержалась с ответом…

Голова полна интересными мыслями, спешу поведать их тебе…

Не скучай и не болей. Скоро увидимся! Твоя подруга Надя.

Спешу поделиться с тобой своими впечатлениями о фильме…

Как ты думаешь, я смогу…

У меня есть для тебя хорошие новости…

Мне кажется, я была невнимательна к тебе, извини…

Вовка, дружище, здравствуй!

Здравствуй, мой самый лучший друг!

Костя, ты писал, что любишь путешествовать….

Моя любимая подруга Анечка! Здравствуй!

От всей души поздравляю тебя…

Желаю тебе здоровья, счастья. Не скучай, я скоро приеду. Твой друг Николай.

Я очень благодарен тебе, друг,…

Здравствуй, дорогой мой братишка!

Твою книгу я прочитала на одном дыхании…

С нетерпение жду твоего ответа. До следующей письменной встречи!

Алексей! Посоветуй, пожалуйста, как мне поступить…

Лидочка, моя подружка, здравствуй!

В нашей школе большие перемены…

Пока…

С нетерпением жду встречи с тобой. До свидания. Оля.

Знаешь, как это интересно – заниматься в нашем кружке…

Дорогой друг! Здравствуй!

Хочу рассказать тебе о…

Пока, всего хорошего. Привет всем. Наташа.

У меня хорошая новость: мы выиграли турнир по футболу!

Я очень скучаю без тебя…

Напиши мне о…

С нетерпением жду ответа…

Привет, Олег!

До скорого свидания. Желаю тебе добра и счастья. Твоя преданная подруга.

С нетерпение жду от тебя вестей. Всего доброго. Пока. Таня

У меня есть заветная мечта – стать врачом

Задание группе №1 Выберите слова и выражения, которые вы могли бы использовать в письме к другу для приветствия

Задание группе №2. Выберите слова и выражения, которые вы могли бы использовать

в письме к другу для основной части.

Задание для группы №3. Выберите слова и выражения, которые вы могли бы использовать в письме к другу для заключительной части.

Этап V. Практическая работа №2 (в парах) НА УЯСНЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖАНРА дружеского письма.

( СЛАЙД 10) Задание: прочитайте выразительно письмо, ответьте на вопросы, записанные на карточках – см. Приложение 3).

Дорогая Лидочка! Здравствуй!

Случайно узнала твой адрес и вот пишу. Как ты живешь? Как настроение? Я живу хорошо, настроение отличное. Очень хочется узнать что-нибудь о наших ребятах. Не пишет ли тебе кто-нибудь? Если пишет, то напиши мне, что и о ком ты знаешь. Жизнь понемножку входит в свою колею. Снова мы с Машей снайперы-наблюдатели при командире роты. Рота наша считается лучшей в батальоне. Идти вместе в бой, вместе бить подлых гадов-фашистов – это самое лучшее, что можем мы желать. И где бы мы ни были, мы будем стремиться к одному – к победе. А раз так, то наши пути должны встретиться…

Ну, пока, моя любимая подруга, всего самого, самого лучшего. Целую и обнимаю крепко-крепко тебя, и Катю, и Вовку. Все вы мои хорошие, любимые, родные! Будьте здоровы и верьте до конца в нашу замечательную победу над паршивым Гитлером и его поганой армией.

Наташа. 12 декабря 1941 г.

Дайте связный ответ на вопросы:

Назовите адресата и адресанта письма.

. Найдите элементы рамочной структуры.

Обратите внимание, от какого лица ведется повествование( от 1-го лица). Какие местоимения встречаются чаще всего ( ты). Местоимения 2-го лица.

Каким стилем написано письмо( разговорным, научным, официально-деловым, художественным)

Что вы можете сказать об адресанте?

Этап V1 . Работа с письмом академика Лихачёва.

- Ребята, а вот и нам пришло письмо.( читаю надпись на конверте: от академика Д.С.Лихачева) – см. Приложение 4). (СЛАЙД 11)

«Ребята! Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо. Ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневники.. В момент их написания вы не только учитесь писать – вы невольно отчитываетесь в своей жизни, обдумываете то, что с вами было и как вы поступили. Хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, своё расположение к симпатичному вам человеку. Удачи вам, мои юные друзья!»

- Приятно было получить письмо? Какие чувства испытывали при слушании письма, обращённого к вам, мои юные друзья???

- Что нам известно из уроков литературы об этом замечательном человеке?

5. Подведение промежуточных итогов урока.

- Ребята, подведем итоги нашей работы. Скажите, что нового вы узнали о письме?

- Чему научились?

.(Сегодня мы многое узнали об истории письма, об особенностях эпистолярного жанра, , познакомились с правилами написания письма). .

Продолжение работы над новым материалом. Виртуальная переписка.

Слово учителя.

Несмотря на то, что эпистолярный жанр - личные письма – это размышления, наблюдения, эмоциональные признания, часто - исповедь души, именно в этих письмах проявляется непосредственность мироощущения, когда адресат оказывается лицом к лицу с мыслями и чувствами автора, когда короткая записка может воссоздать его черты характера, круг интересов, отношение к событиям, мы с вами всё же живём в век глобальной компьютеризации, развития и совершенствования информационных технологий и повсеместной электронной почты… Но письмо как явление эпистолярного жанра в электронном виде становится другим.

Электронные письма – явление виртуальное, не имеющее материального воплощения, если только не распечатывать их на принтере. И электронная переписка в сети Интернет , будучи неким явлением эпистолярного жанр в современном видении, также имеет ряд особенностей и принципов в написании.

Рассказ заранее подготовленной ученицы, сопровождающийся демонстрацией мультимедийных слайдов.

-Об этом нам расскажет…(рассказ учащейся сопровождает презентация).(СЛАЙДЫ 12-19).

Задание классу : формулировать вопросы друг другу о виртуальных способах общения и правилах СЕТИКЕТА.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что удивило вас на уроке?

Какие открытия для себя сделали?

По способу переписки отнесёте себя к более чувственным натурам или к «сухим» электронным переписчикам?

Как оцениваете свою работу на уроке? (Нарисуйте смайлик на обложке тетради и поднимите)))

(СЛАЙД 20)

Домашнее задание. Напишите ответ на полученное сегодня письмо академику Дмитрию Сергеевичу Лихачёву.


-Урок окончен.


































ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Думаю, тебе будет интересно узнать…

Добрый день, Лёня!

Благодарю тебя за интересное письмо и открытку…

До скорой встречи. Обнимаю тебя. Твоя верная подруга.

Здравствуй, мой незнакомый друг!

Я очень рад за тебя, я всегда знал, что ты не боишься трудностей.

Извини, что задержалась с ответом…

Голова полна интересными мыслями, спешу поведать их тебе…

Не скучай и не болей. Скоро увидимся! Твоя подруга Надя.

Спешу поделиться с тобой своими впечатлениями о фильме…

Как ты думаешь, я смогу…

У меня есть для тебя хорошие новости…

Мне кажется, я была невнимательна к тебе, извини…

Вовка, дружище, здравствуй!

Здравствуй, мой самый лучший друг!

Костя, ты писал, что любишь путешествовать….

Моя любимая подруга Анечка! Здравствуй!

От всей души поздравляю тебя…

Желаю тебе здоровья, счастья. Не скучай, я скоро приеду. Твой друг Николай.

Я очень благодарен тебе, друг,…

Здравствуй, дорогой мой братишка!

Твою книгу я прочитала на одном дыхании…

С нетерпение жду твоего ответа. До следующей письменной встречи!

Алексей! Посоветуй, пожалуйста, как мне поступить…

Лидочка, моя подружка, здравствуй!

В нашей школе большие перемены…

Пока…

С нетерпением жду встречи с тобой. До свидания. Оля.

Знаешь, как это интересно – заниматься в нашем кружке…

Дорогой друг! Здравствуй!

Хочу рассказать тебе о…

Пока, всего хорошего. Привет всем. Наташа.

У меня хорошая новость: мы выиграли турнир по футболу!

Я очень скучаю без тебя…

Напиши мне о…

С нетерпением жду ответа…

Привет, Олег!

До скорого свидания. Желаю тебе добра и счастья. Твоя преданная подруга.

С нетерпение жду от тебя вестей. Всего доброго. Пока. Таня.

У меня есть заветная мечта – стать врачом.







ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


Задание группе №1 Выберите слова и выражения, которые вы могли бы использовать в письме к другу для приветствия.





Задание группе №2. Выберите слова и выражения, которые вы могли бы использовать

в письме к другу для основной части.



Задание для группы №3. Выберите слова и выражения, которые вы могли бы использовать в письме к другу для заключительной части.































ПРИЛОЖЕНИЕ 3.


Дайте связный ответ на вопросы:

Назовите адресата и адресанта письма.

. Найдите элементы рамочной структуры.

Обратите внимание, от какого лица ведется повествование( от 1-го лица). Какие местоимения встречаются чаще всего ( ты). Местоимения 2-го лица.

Каким стилем написано письмо( разговорным, научным, официально-деловым, художественным)

Что вы можете сказать об адресанте?
































ПРИЛОЖЕНИЕ 4.



«Ребята! Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо. Ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневники.. В момент их написания вы не только учитесь писать – вы невольно отчитываетесь в своей жизни, обдумываете то, что с вами было и как вы поступили. Хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, своё расположение к симпатичному вам человеку. Удачи вам, мои юные друзья!»

Д.С. Лихаччёв.



































ЛИТЕРАТУРА.


Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. Н. Развитие речи: теория и практика обучения. — М., 1994.


Королёва И.А. Как написать письмо. -2012.


Логунова Н.В. Эпистолярный жанр в русской литературе второй половины XVIII-первой трети XIX в. в. Ростов-на-Дону, 1999

Они М.Л. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. - С-Петербург : «Человек», 1999.


Подгорная. В.С. Сочинение…? Это интересно! Теория и практика написания сочинений в нетрадиционных жанрах..- С-Петербург: «Каро», 1998.


Школьная риторика 6 класс.Учебное пособие для общеобразовательной школы .В 2ч.\Под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: ООО «С-инфо»; ООО «Баласс», 2003.

































​​​​​​​.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.