Методическая разработка урока "Строение скелета человека"
Тема. Строения скелета человека.
Основная цель:
Учебная:
- изучить строение скелета человека, его основные отделы;
- связать особенности строения скелета с функциями, которые он выполняет;
- сравнить строение скелета человека со скелетом млекопитающих;
- углубить знания о строении своего организма;
- сделать эволюционные выводы.
Развивающая:
- развивать творческую активность учащихся, их познавательные интересы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать умение работать в группах.
Воспитательная:
- воспитывать тактичное отношение друг к другу во время работы в группах, трудолюбие, усердие;
- продолжить формировать гигиенические навыки;
- сформировать желание учиться и знать как можно больше.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Основные понятия и термины: остеология, опорно – двигательная система, скелет, кости, атлант, эпистрофей.
Материалы и оборудование к уроку: плакат "строение скелета", муляж "Скелет человека", учебник, мультимедийная презентация
"Обзор скелета человека", видео ролик, мультимедийная доска, компьютер.
Методы и методические приемы:
А) словесный: рассказ, описание, беседа, сообщение учащихся, работа с учебником.
Б) наглядный: иллюстрация, демонстрация муляжей, таблицы, презентация.
В) формы работы: изложение информации, объяснение, активизация внимания и мышления.
Структура урока
I. Организационный момент
Слово учителя Доброго дня всем присутствующим! Рада вас видеть.
Проверка готовности учащихся к уроку
II. Актуализация опорных знаний.
1. Начинаем с экспресс-опроса.
1) какую роль выполняет скелет?
2) Какие типы Костей мы знаем?
3) за счет чего кости нарастают в длину и ширину?
4) Что такое опорно-двигательная система? (Опорно-двигательная система-это комплекс костей, хрящей, суставов, связок и мышц, который обеспечивает опору тела и передвижение в пространстве, а также движение отдельных частей тела относительно друг друга.
5) функции опорно-двигательной системы.
Функции опорно-двигательной системы-это:
1. опорная (скелет)
2. двигательная (мышцы)
3. кроветворная (красный костный мозг)
4. защитная (череп защищает мозг, грудная клетка-сердце, легкие, крупные сосуды, мышцы живота, внутренние органы)
5. депозитарная (накапливает минеральные соли)
2. Ответить на вопрос:
Почему у детей переломы костей встречаются реже? (Потому что у детей в составе костей преобладают органические вещества, в частности белок осеин, коллаген, который придает костям гибкость и упругость. С возрастом содержание неорганических веществ в костях возрастает, поэтому у взрослых людей кости становятся крепче, но хрупкими, часто ломаются).
III. Мотивация учебной деятельности.
Загадка
Кость к косточке, это лишь букет, вы не пугайтесь – это всего лишь ... ( скелет)
Объявление темы, цели урока. (Слайд 1)
От настроения, с которым мы начинаем день, урок, зависят наши успехи, результаты работы. Пусть эти 2700 секунд, которые мы проведем вместе дадут вам знания и положительные эмоции. Позитивным началом сегодняшнего урока пусть станет воображаемая доска объявлений.
(Слайд 2)
Бегать, плыть, ходить
Для этого скелет имеем
И с ним нам точно легче жить
Мы изучить его сумеем!
Эпиграф "Движение может по своему действию заменить любое лекарство , но никакие лекарства в мире не могут заменить целебной силы движения"
Симон-Андре Тиссо (французский врач)
(Слайд3)
Слово учителя
"Движение-это жизнь", - утверждал Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а возможно и обречен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают это делать сознательно уже на 4 месяце после рождения – тянутся, хватают разные предметы, поворачиваются.?
ІV. Изучение нового материала.
1. Проверим домашнее задание поискового характера, рубрика "Курьезы о скелете»
Что интересного вы подготовили о скелете человека?
1-й докладчик изучение скелета человека имеет свою историю.
Долгое время церковь запрещала анатомические исследования. Несмотря на это ученые не прекращали работы, чтобы изучить строение человеческого организма. Демокрит - древнегреческий ученый – философ, создатель учения об атомах, собирал кости на кладбище. А известный римский врач Клавдий Гален заставлял своих учеников приносить ему кости мертвецов, он специально поехал в Александрию, чтобы изучить единственный, в то время, скелет человека. В начале 18 века Петр I закупил за границей дорогие коллекции по анатомии и поместил их в музей, который назвал «Кунсткамерой», что означает « кабинет редких вещей».
Докладчик -2 Интересные факты о человеческом скелете:
При рождении в теле ребенка около 270 костей, во взрослом возрасте их остается лишь 206, некоторые из костей срастаются в крупные кости.
Человеческий скелет состоит из 206 костей, имеет вес 8 кг.
Бедренная кость является самая длинная
Скелет растет до 24 лет
Самая короткая кость является стремя, которая находится в среднем ухе.
Почти половина всех костей человека содержится в запястьях и ступнях.
В ходе изучения нового материала мы с вами должны исследовать проблему:
"Почему человек может ходить на двух конечностях?»
ІV. Изучение нового материала
1. Сформировать понятие
Наука, изучающая кости-остеология.
Скелет человека - это твердая структура, образованная совокупностью костей, которая служит опорой человеческого тела.
Позвоночник-основа всего скелета, он объединяет в единое целое все его составные части.
Скелет человека - это пассивная часть организма. Он состоит из 203-206 костей. Из них 36-40 четные,164 нечетные.
Скелет человека, как и скелет млекопитающих, разделяют на осевой и дополнительный, то есть скелет конечностей. (Слайд 4)
Осевой скелет состоит из
Скелет головы (череп)
Позвоночник
Грудная клетка
Дополнительный скелет, то есть скелет конечностей, состоит:
Пояс верхних конечностей
Скелет верхних конечностей
Пояс нижних конечностей
Скелет нижних конечностей
Рассматриваем скелет головы череп состоит из 23 костей, средняя окружность черепа 52-64 см, длина 15-18 см, ширина 12-15 см.
(Слайд 5)
Череп имеет два отдела: лицевой и мозговой.
Мозговой отдел по размерам значительно преобладает над лицевым.
Мозговой отдел образован 8 костями:
парные:
височные;
теменные;
непарные:
лобная;
затылочная;
клиновидная;
решетчатая.
Лицевой отдел образован 15 костями
парные:
верхнечелюстные;
носовые;
слезные;
скуловые;
небные;
нижние носовые;
непарные:
нижнечелюстная;
лемех;
подъязычная.
Все кости черепа, кроме нижней челюсти, соединены неподвижно — швами.
Кости черепа имеют определенную подвижность, это очень важно во время родов.
2. Рассмотреть строение скелета человека
Строение позвоночника (Слайд 6)
У каждого на парте лежит опорная схема «позвоночник» ваша задача внимательно ее рассмотреть, и приступить к выполнению упражнения
«Комментатор»
1. из какого количества позвонков состоит позвоночник человека? ( 33-34)
1. на сколько отделов делится позвоночник? ( 5)
2. перечислить отделы позвоночника? (шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый)
3. Есть ли у человека изгибы позвоночника? Какую форму имеет позвоночник? (S-образную образуя 4 изгибы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый)
4. из какого количества позвонков состоит каждый отдел позвоночника?
(шейный-7, грудной -12, поясничный -5, крестцовый -5, копчиковый-1-4.)
Наибольшие размеры имеют 5 поясничных позвонков. Крестцовые 5 позвонков срослись между собой образовали единую кость – крестец. К боковым частям крестца крепятся кости таза. Завершается позвоночник копчиковым отделом 4 позвонка.
Грудная клетка образована ребрами и грудиной. У человека 12 пар ребер, из которых первые 7 пар соединены непосредственно с грудиной, следующие 3 прикрепляются к хрящам более высоких ребер, а последние 2 пары расположены свободно. Грудина расположена впереди грудной клетки и выполняет важную функцию-скрепляет ребра между собой. (Слайд 7)
У человека две пары конечностей — одна пара верхних (руки) и одна пара нижних (ноги).
(Слайд 8)
Скелет верхних конечностей состоит из двух частей:
пояс верхних конечностей-включает лопатку и ключицу;
свободные верхние конечности - включают плечо (плечевая кость), предплечье (локтевая и лучевая кости), кисть (кости запястья, пястная кость, фаланги пальцев).
(Слайд 9) Скелет нижних конечностей состоит из двух частей:
пояс нижних конечностей-образован тазовыми и крестцовыми костями;
свободные нижние конечности - включают бедро (бедренная кость), голень (большая и малая берцовые кости), надколенник, стопа (кости заплесневелая, плюсневая, фаланги пальцев).
5. Физкультминутка (Слайд 10)
Сегодня мы с вами напряженно работали, почувствовали много эмоциональных переживаний, давайте попробуем восстановить свою работоспособность. ( Выполняем движения под стихотворение)
У меня есть голова,
И она творит дива.
Шея голову поддержит,
Поворачивает, кружит
У меня есть две руки,
Это мои помощники.
А непоседливые ноги,
Прокладывают в мир дороги.
Туловище все соединяет,
Быть опорой обожает.
V. Закрепление нового материала (Слайд 11)
1. Упражнение "Анаграмма" (Слайд 12)
Есть слова, в которых перепутаны буквы. Составить сроки к теме урока.
Р Е Ч Е П-череп
ЕЧ КОНСТЬНО-конечность
К ОЧ И К П-копчик
ДИРУГНА-груднина
Б Р О Е Р-ребро.
2. Дать ответ на тесты (Слайд 13-15)
1. Выберите ряд костей, составляющих мозговой отдел черепа.:
а) клиновидная, затылочная, лобная, теменные и височные;
б) клиновидная, затылочная, лобная, скуловая и верхнечелюстная;
в) скуловые, нижнечелюстные, лобные, теменные и височные;
г) клиновидная, верхнечелюстная, лобная, теменная и височная.
2. Выберите компоненты грудной клетки:
а) ребра;
б) грудина;
в) грудные позвонки;
г) лопатка.
3. Выберите тип соединения костей черепа:
а) неподвижный;
б) полурухомый;
в) подвижный.
4. Найдите соответствие между отделами скелета свободной верхней конечности и костями, которые их образуют:
Отделы скелета:
1-плечо;
2-предплечья;
3-Кисть.
Кости, которые их образуют:
А-локтевая;
Б-кости пястная кость;
В-фаланги пальцев;
Г-плечевая;
Д-лучевая;
Е - кости запястья.
4. закончить фразы: (Слайд 16)
Первый позвонок…
Второй позвонок…
Общее количество позвонков…
Шейных позвонков…
Грудных позвонков…
Поясничных позвонков…
У человека ребер…
Ключицы и лопатки образуют…
Второй отдел верхней конечности…
Большая большеберцовая и малоберцовая кости –это…
Предплюсна относится к …
Единственная подвижная кость в черепе…
VI. Рефлексия слово учителя:
1. Достигли ли мы с вами поставленной цели?
2. Понадобятся ли вам эти знания в будущем?
3. Что вас больше всего заинтересовало?
VІІ. Итог урока
VІІІ. Домашнее задание. (Слайд 17)
Проработать параграф, для учащихся среднего уровня-уметь показывать составляющие скелета; для учащихся достаточного уровня-объяснить чем обусловлены различия скелета человека и высших позвоночных животных;
для учеников высокого уровня-замерить свой рост утром и вечером, незадолго до сна. Объяснить полученные результаты.
Трефилова Раиса Поликарповна