Методическая разработка урока "Строение скелета человека"

1
1
Материал опубликован 8 January

Тема.  Строения скелета человека.

Основная цель:

Учебная:

- изучить строение скелета человека, его основные отделы;

- связать особенности строения скелета с функциями, которые он выполняет;

- сравнить строение скелета человека со скелетом млекопитающих;

- углубить знания о строении своего организма;

- сделать эволюционные выводы.

Развивающая:

- развивать творческую активность учащихся, их познавательные интересы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать умение работать в группах.

Воспитательная:

- воспитывать тактичное отношение друг к другу во время работы в группах, трудолюбие, усердие;

- продолжить формировать гигиенические навыки;

- сформировать желание учиться и знать как можно больше.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Основные понятия и термины: остеология, опорно – двигательная система, скелет, кости, атлант, эпистрофей.

Материалы и оборудование к уроку: плакат "строение скелета", муляж "Скелет человека", учебник, мультимедийная презентация

"Обзор скелета человека", видео ролик, мультимедийная доска, компьютер.

Методы и методические приемы:

А) словесный: рассказ, описание, беседа, сообщение учащихся, работа с учебником.

Б) наглядный: иллюстрация, демонстрация муляжей, таблицы, презентация.

В) формы работы: изложение информации, объяснение, активизация внимания и мышления.

Структура урока

I. Организационный момент

Слово учителя Доброго дня всем присутствующим! Рада вас видеть.

Проверка готовности учащихся к уроку

II. Актуализация опорных знаний.

1. Начинаем с экспресс-опроса.

1) какую роль выполняет скелет?

2) Какие типы Костей мы знаем?

3) за счет чего кости нарастают в длину и ширину?

4) Что такое опорно-двигательная система? (Опорно-двигательная система-это комплекс костей, хрящей, суставов, связок и мышц, который обеспечивает опору тела и передвижение в пространстве, а также движение отдельных частей тела относительно друг друга.

5) функции опорно-двигательной системы.

Функции опорно-двигательной системы-это:

1. опорная (скелет)

2. двигательная (мышцы)

3. кроветворная (красный костный мозг)

4. защитная (череп защищает мозг, грудная клетка-сердце, легкие, крупные сосуды, мышцы живота, внутренние органы)

5. депозитарная (накапливает минеральные соли)

2. Ответить на вопрос:

Почему у детей переломы костей встречаются реже? (Потому что у детей в составе костей преобладают органические вещества, в частности белок осеин, коллаген, который придает костям гибкость и упругость. С возрастом содержание неорганических веществ в костях возрастает, поэтому у взрослых людей кости становятся крепче, но хрупкими, часто ломаются).

III. Мотивация учебной деятельности.

Загадка

Кость к косточке, это лишь букет, вы не пугайтесь – это всего лишь ... ( скелет)

Объявление темы, цели урока. (Слайд 1)

От настроения, с которым мы начинаем день, урок, зависят наши успехи, результаты работы. Пусть эти 2700 секунд, которые мы проведем вместе дадут вам знания и положительные эмоции. Позитивным началом сегодняшнего урока пусть станет воображаемая доска объявлений.

(Слайд 2)

Бегать, плыть, ходить

Для этого скелет имеем

И с ним нам точно легче жить

Мы изучить его сумеем!

Эпиграф "Движение может по своему действию заменить любое лекарство , но никакие лекарства в мире не могут заменить целебной силы движения"

Симон-Андре Тиссо (французский врач)

(Слайд3)

Слово учителя

"Движение-это жизнь", - утверждал Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а возможно и обречен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают это делать сознательно уже на 4 месяце после рождения – тянутся, хватают разные предметы, поворачиваются.?

ІV. Изучение нового материала.

1. Проверим домашнее задание поискового характера, рубрика "Курьезы о скелете»

Что интересного вы подготовили о скелете человека?

1-й докладчик изучение скелета человека имеет свою историю.

Долгое время церковь запрещала анатомические исследования. Несмотря на это ученые не прекращали работы, чтобы изучить строение человеческого организма. Демокрит - древнегреческий ученый – философ, создатель учения об атомах, собирал кости на кладбище. А известный римский врач Клавдий Гален заставлял своих учеников приносить ему кости мертвецов, он специально поехал в Александрию, чтобы изучить единственный, в то время, скелет человека. В начале 18 века Петр I закупил за границей дорогие коллекции по анатомии и поместил их в музей, который назвал «Кунсткамерой», что означает « кабинет редких вещей».

Докладчик -2 Интересные факты о человеческом скелете:

При рождении в теле ребенка около 270 костей, во взрослом возрасте их остается лишь 206, некоторые из костей срастаются в крупные кости.

Человеческий скелет состоит из 206 костей, имеет вес 8 кг.

Бедренная кость является самая длинная

Скелет растет до 24 лет

Самая короткая кость является стремя, которая находится в среднем ухе.

Почти половина всех костей человека содержится в запястьях и ступнях.

В ходе изучения нового материала мы с вами должны исследовать проблему:

"Почему человек может ходить на двух конечностях?»

ІV. Изучение нового материала

1. Сформировать понятие

Наука, изучающая кости-остеология.

Скелет человека - это твердая структура, образованная совокупностью костей, которая служит опорой человеческого тела.

Позвоночник-основа всего скелета, он объединяет в единое целое все его составные части.

Скелет человека - это пассивная часть организма. Он состоит из 203-206 костей. Из них 36-40 четные,164 нечетные.

Скелет человека, как и скелет млекопитающих, разделяют на осевой и дополнительный, то есть скелет конечностей. (Слайд 4)

Осевой скелет состоит из

Скелет головы (череп)

Позвоночник

Грудная клетка

Дополнительный скелет, то есть скелет конечностей, состоит:

Пояс верхних конечностей

Скелет верхних конечностей

Пояс нижних конечностей

Скелет нижних конечностей

Рассматриваем скелет головы череп состоит из 23 костей, средняя окружность черепа 52-64 см, длина 15-18 см, ширина 12-15 см.

(Слайд 5)

Череп имеет два отдела: лицевой и мозговой.

Мозговой отдел по размерам значительно преобладает над лицевым.

Мозговой отдел образован 8 костями:

парные:

височные;

теменные;

непарные:

лобная;

затылочная;

клиновидная;

решетчатая.

Лицевой отдел образован 15 костями

парные:

верхнечелюстные;

носовые;

слезные;

скуловые;

небные;

нижние носовые;

непарные:

нижнечелюстная;

лемех;

подъязычная.

Все кости черепа, кроме нижней челюсти, соединены неподвижно — швами.

Кости черепа имеют определенную подвижность, это очень важно во время родов.


2. Рассмотреть строение скелета человека

Строение позвоночника (Слайд 6)

У каждого на парте лежит опорная схема «позвоночник» ваша задача внимательно ее рассмотреть, и приступить к выполнению упражнения

«Комментатор»

1. из какого количества позвонков состоит позвоночник человека? ( 33-34)

1. на сколько отделов делится позвоночник? ( 5)

2. перечислить отделы позвоночника? (шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый)

3. Есть ли у человека изгибы позвоночника? Какую форму имеет позвоночник? (S-образную образуя 4 изгибы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый)

4. из какого количества позвонков состоит каждый отдел позвоночника?

(шейный-7, грудной -12, поясничный -5, крестцовый -5, копчиковый-1-4.)

Наибольшие размеры имеют 5 поясничных позвонков. Крестцовые 5 позвонков срослись между собой образовали единую кость – крестец. К боковым частям крестца крепятся кости таза. Завершается позвоночник копчиковым отделом 4 позвонка.

t1736344296aa.jpg

Грудная клетка образована ребрами и грудиной. У человека 12 пар ребер, из которых первые 7 пар соединены непосредственно с грудиной, следующие 3 прикрепляются к хрящам более высоких ребер, а последние 2 пары расположены свободно. Грудина расположена впереди грудной клетки и выполняет важную функцию-скрепляет ребра между собой. (Слайд 7)

t1736344296ab.jpg

У человека две пары конечностей — одна пара верхних (руки) и одна пара нижних (ноги).

(Слайд 8)

Скелет верхних конечностей состоит из двух частей:

пояс верхних конечностей-включает лопатку и ключицу;

свободные верхние конечности - включают плечо (плечевая кость), предплечье (локтевая и лучевая кости), кисть (кости запястья, пястная кость, фаланги пальцев).

t1736344296ac.jpg

(Слайд 9) Скелет нижних конечностей состоит из двух частей:

пояс нижних конечностей-образован тазовыми и крестцовыми костями;

свободные нижние конечности - включают бедро (бедренная кость), голень (большая и малая берцовые кости), надколенник, стопа (кости заплесневелая, плюсневая, фаланги пальцев).

t1736344296ad.jpg

5. Физкультминутка (Слайд 10)

Сегодня мы с вами напряженно работали, почувствовали много эмоциональных переживаний, давайте попробуем восстановить свою работоспособность. ( Выполняем движения под стихотворение)

У меня есть голова,

И она творит дива.

Шея голову поддержит,

Поворачивает, кружит

У меня есть две руки,

Это мои помощники.

А непоседливые ноги,

Прокладывают в мир дороги.

Туловище все соединяет,

Быть опорой обожает.

V. Закрепление нового материала (Слайд 11)

1. Упражнение "Анаграмма" (Слайд 12)

Есть слова, в которых перепутаны буквы. Составить сроки к теме урока.

Р Е Ч Е П-череп

ЕЧ КОНСТЬНО-конечность

К ОЧ И К П-копчик

ДИРУГНА-груднина

Б Р О Е Р-ребро.

2. Дать ответ на тесты (Слайд 13-15)

1. Выберите ряд костей, составляющих мозговой отдел черепа.:

а) клиновидная, затылочная, лобная, теменные и височные;

б) клиновидная, затылочная, лобная, скуловая и верхнечелюстная;

в) скуловые, нижнечелюстные, лобные, теменные и височные;

г) клиновидная, верхнечелюстная, лобная, теменная и височная.

2. Выберите компоненты грудной клетки:

а) ребра;

б) грудина;

в) грудные позвонки;

г) лопатка.

3. Выберите тип соединения костей черепа:

а) неподвижный;

б) полурухомый;

в) подвижный.

4. Найдите соответствие между отделами скелета свободной верхней конечности и костями, которые их образуют:

Отделы скелета:

1-плечо;

2-предплечья;

3-Кисть.

Кости, которые их образуют:

А-локтевая;

Б-кости пястная кость;

В-фаланги пальцев;

Г-плечевая;

Д-лучевая;

Е - кости запястья.

4. закончить фразы: (Слайд 16)

         Первый позвонок…

Второй позвонок…

Общее количество позвонков…

Шейных позвонков…

Грудных позвонков…

Поясничных позвонков…

У человека ребер…

Ключицы и лопатки образуют…

Второй отдел верхней конечности…

Большая большеберцовая и малоберцовая кости –это…

Предплюсна относится к …

Единственная подвижная кость в черепе…

VI. Рефлексия слово учителя:

1. Достигли ли мы с вами поставленной цели?

2. Понадобятся ли вам эти знания в будущем?

3. Что вас больше всего заинтересовало?

VІІ. Итог урока

VІІІ. Домашнее задание. (Слайд 17)

Проработать параграф, для учащихся среднего уровня-уметь показывать составляющие скелета; для учащихся достаточного уровня-объяснить чем обусловлены различия скелета человека и высших позвоночных животных;

для учеников высокого уровня-замерить свой рост утром и вечером, незадолго до сна. Объяснить полученные результаты.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Нет презентации!

10 January