12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Приходько Ольга Сергеевна2742
Россия, Забайкальский край, Чита
15

Технологическая карта по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и техника речи». Тема: «Золотая осень».



Государственное общеобразовательное учреждение

«Забайкальский центр специального образования и развития

«Открытый мир»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

по учебному предмету

«Развитие слухового восприятия и техника речи».

Тема: «Золотая осень».

 

 

Подготовила:

учитель-дефектолог,

учитель начальных классов

Приходько Ольга Сергеевна


 

г. Чита

2017 год

 

Аннотация к технологической карте

  Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, программы для начальных классов специальных (коррекционных учреждений) для слабослышащих и позднооглохших детей, требованиями ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир», на основании примерной программы по учебным предметам «Начальная школа».

  Технологическая карта разработана по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и техника речи», предназначена для фронтальных занятий с учащимися 2 класса с нарушением слуха.

Тема урока: «Золотая осень».

   Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию, составленному        на основе рабочей программы курса «Развитие слухового восприятия и техника речи»         (I отделение).

   Речевой материал урока составлен с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, имеющегося опыта младших школьников с нарушением слуха.

    В ходе урока наблюдаются межпредметные связи: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, литературное чтение.

   Цели и задачи урока построены с учетом диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей учеников, зоны их актуального и ближайшего развития, личностно-ориентированного подхода.

   Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – и обеспечивает интеграцию речевого и познавательного развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением технологий на разных этапах занятия: проблемно-диалогических, информационно-коммуникативных, деятельностного подхода в обучении, развивающего обучения, игровых, здоровьесберегающих.

    Технологическая карта урока содержит полное описание каждого этапа работы на занятии, в которых представлены определенные вопросы, задания, предлагаемые ученикам, предполагаемые действия учащихся, способы взаимодействия учителя и ученика, а также ход использования презентации и наглядных пособий.

 


Презентация "Золотая осень".
PPT / 25.34 Мб

Государственное общеобразовательное учреждение «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»

I ступень (начальная школа)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Общая часть

Ф.И.О. учителя:

Приходько Ольга Сергеевна

Класс:

2

Тема урока:

«Золотая осень» (40 мин.).

Предмет:

Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальное занятие)

Межпредметные связи:

Развитие речи, грамматика, чтение, окружающий мир.

Тип урока:

Комбинированный

Цель урока:

обобщить и систематизировать знания детей об осени; упражняться в составлении рассказов по картинно-графическому плану. Учить воспринимать и воспроизводить ритм четырех- пятисложных слов, коротких стихотворных текстов; произносить речевой материал, соблюдая словесное ударение, интонацию (побудительную, вопросительную, повествовательную). Соблюдать интонацию при произнесении всего речевого материала.

Задачи урока:

Предметные

(образовательные):

Обобщение и систематизация представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображении на них.

Учить воспринимать и воспроизводить ритм четырех-пятисложных слов, коротких стихотворных текстов; произносить речевой материал, соблюдая словесное ударение, интонацию (побудительную, вопросительную, повествовательную). Соблюдать интонацию при произнесении всего речевого материала.

Коррекционно-развивающие:

Продолжить работу над автоматизацией правильного произношения звуков у младших школьников, над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи. РСЗВ, РСВ.

Развивать точность, прочность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Личностные

(воспитательные):

Воспитывать интерес к урокам РСВ; доброжелательность, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества.

Планируемые результаты:

Предметными результатами изучения темы являются сформированность следующих умений:

- воспринимать на слух, слухо-зрительно музыкальные произведения, тексты в исполнении учителя, детей;

- осознанно, правильно, выразительно читать стихи;

- составлять предложения по вопросам, по картинке, на заданную тему с помощью учителя и самостоятельно.

Личностными результатами изучения темы являются следующие умения:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных высказываний других детей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов).

Регулятивные универсальные учебные действия (УУД):

- определять и формулировать тему, цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение, отношение на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в иллюстрациях, тексте, картинно-графических планах;

- делать выводы в результате совместной работы детей и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь детей и учителя; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему, ключевые слова;

-выразительно читать поэтический текст.

Оборудование урока:

Экранно-звуковые пособия:

Аудиозаписи пьесы П. Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года».

Аудиозаписи с записью музыкального сопровождения к динамической паузе «Осенние листья».

http://muz-color.ru/?s=Чайковский+-+Осенняя+песня+из+цикла+Времена+года

Презентация «Осень».

Слайды - репродукции картин Ф. Васильева «Болото в лесу» и И. Левитана «Сумерки. Луна».

Наглядные пособия:

1. Крутящийся модуль с подвешенными на тонких нитях разноцветными листьями.

2. Ваза с букетом из осенних листьев и астр

3. Картинно-графический план рассказа на тему «Осень».

Технологии, методы, формы:

Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Методы: репродуктивные и эвристические, творческие (беседа, наблюдения, анализ, сравнения, обобщения, наглядный метод).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап № 1. Мотивационно-целевой (организационный) (2-3 мин.).

1. Организационный момент. Цель: Создание эмоционального положительного фона урока. Развитие обоняния.

Учитель приглашает школьников пройти в кабинет, где тихо звучит «Осенняя песня» П. Чайковского.

http://muz-color.ru/?s=Чайковский+-+Осенняя+песня+из+цикла+Времена+года

Над головами детей крутится модуль с разноцветными листьями. На полу в вазе стоит осенний букет. На ковре разбросаны листья. Дети входят в кабинет и останавливаются возле стульчиков. На интерактивной доске – репродукции картин И. Левитана и Ф. Васильева. Через 1 – 2 минуты учитель выключает магнитофон.

Модуль- шар «Осенние листья».

И. Левитан «Золотая осень».

Ф. Васильев «Осень».

Организаторская деятельность - выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Организационный момент, речевой треугольник.

Работа за экраном.

- [..., спроси у ..., какой сейчас будет урок?]

- [Что мы будем делать?]

Ученики приветствуют друг друга и учителя:

Утром солнышко встаёт, |

Всех на улицу зовёт. ||

Выхожу из дома я: |

«Здравствуйте, мои друзья!» ||


 

Отвечают на вопросы учителя.

2. Фонетическая зарядка (2 мин.).

   Основной целью фонетической зарядки является закрепление в устной речи учащихся произносительных навыков, их совершенствование и предупреждение распада.

    Вид работы: воспроизведение речевого материала по подражанию, чтение, ответы на вопросы и выполнение заданий.

Слайд 2.

Работа над автоматизацией звука [С]

С_____ С

с____о со солнце

ос___ ос осень

Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
(Поздняя осень)

- Скажите тихо ОСЕНЬ.

- Скажите громко ОСЕНЬ.

- Что мы делали?

Обучающиеся отгадывают время года, последовательно один за одним вслух читают слоги, слова, текст загадки.

Анализируют степень выразительности

чтения; содержание поэтического

произведения (ПУУД).

Этап № 2. Операционно-познавательный (актуализация знаний, постановка цели и задач урока) (15 мин.)

Цель: Развитие у учащихся способности самостоятельно определять тему урока, ставить учебные задачи; проектировать пути их реализации.

1. Мотивация учебной деятельности учащихся и определение темы, цели и задач урока

1. Учитель читает стихотворение.

Кроет уж лист золотой                Влажную землю в лесу…                        Смело топчу я ногой                          Вешнюю леса красу.                              С холоду щеки горят:                      Любо в лесу мне бежать,           Слышать, как сучья трещат,          Листья ногой загребать!

- Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?

Прочитайте стихотворение.

- Так писал об осени русский поэт Аполлон Майков. Сегодня мы с вами тоже будем говорить об осени, посмотрим фильм и составим рассказ на тему «Осень».

- Внимательно послушайте и ответьте на мои вопросы:

Назовите осенние месяцы.

Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)

Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая.)

Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.)

Выдвигают предположения о теме урока.

Слушают вопросы учителя ((ПУУД))

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме (КУУД). Контролируют правильность ответов одноклассников (РУУД). Принимают и сохраняют учебную цель и задачу (РУУД).


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2. Проверка знаний учащихся фактического материала и основных понятий, умение раскрывать внешние и внутренние связи в явлениях природы.

II. Просмотр презентации «Осень».

(Слайды 3 -19).

(Развитие эмоционального мира и образного строя речи. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картин о природе, формирование целостного представления об изображенном на них. Развитие всех видов восприятия.)

III. После просмотра презентации вывешивается картинно-графический план.

солнце

             небо

деревья

птицы

             звери

люди

- Ребята, мы с вами посмотрели фильм об осени. Теперь давайте ответим на вопросы, используя, картинно-графический план.

- Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, солнечных дней стало меньше.)

- А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.)

- Что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)

- Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад.)

- Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются.)

- С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает.)

- Что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края.)

- Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные.)

- Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев.)

- Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, еж, барсук), другие меняют шкурку (заяц, белка, еж), третьи (белка) делают запасы на зиму.)

- Осенью на полях, в садах и огородах идет уборка урожая. Люди собирают урожай овощей и фруктов. Для чего люди собирают урожай? (Делают запасы на зиму.)

- Какая погода осенью? (холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)

- Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад)

- Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на все вопросы. Давайте немножко отдохнем.

Этап № 4. Динамическая пауза (2 мин.).

Цель: снятие наступающего переутомления, восстановление работоспособности, повышение эффективности урока.

Физкультминутка выполняется под музыкальное сопровождение. Дети повторяют за учителем текст физминутки и выполняют соответствующие движения (ПУУД, КУУД, РУУД).

Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на пальчиках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся, (приседают),

И под ногами шуршат, шелестят, (движения руками вправо-влев),

Будто опять закружиться хотят. (поднимаются, кружатся).

Этап № 5. Применение знаний и умений в новой ситуации (10 мин.).

V. Работа по группам.

Составление рассказа по графическому плану на тему «Осень» (устно).

- Сейчас мы будем работать по группам. Разделитесь на две группы.

- Послушайте внимательно задание. Составьте рассказ по графическому плану на тему «Осень».

Солнце. (Солнце светит все реже и реже.)

Дождь. (Часто идут дожди.)

Листья. (Листья на деревьях меняют цвет.)

Ежик. (Животные готовятся к зиме.)

Птицы. (Птицы улетают в теплые края.)

Морковь, яблоко. (Люди собирают урожай овощей и фруктов.)

Детям дается время на составление рассказа. Заслушиваются рассказы каждой группы, выбирается лучший рассказ.

- Какой рассказ вам понравился больше и почему?

- Ребята, а вы хотите, послушать какой рассказ составила я?

Рассказ учителя.

ОСЕНЬ

    Наступила осень. Солнышко светит ярко, но слабо согревает землю. Становится холодно. Часто идут дожди. Листья на деревьях меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый и багряный, поэтому осень и называют «золотой».

   Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм. Все животные осенью линяют—меняют летний мех на теплый зимний.

   Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

  Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов.

- Ребята, как надо относиться к окружающей нас природе?

- А почему, надо относиться к природе бережно, с любовью?

Этап № 6. Применение знаний и умений в новой ситуации (5-6 мин).

Цель: совершенствование умений самостоятельно добывать и систематизировать знания.

Чтение стихов об осени, анализ.

(Слайды 20-31).

Этап № 7 Рефлексия. Итог урока (1-2 мин.) (Слайды 32-33).

Цель: формулирование полученных результатов, определение цели дальнейшей работы, корректирование своих последующих действий.

Учитель предлагает учащимся подвести итог урока.

Работа за экраном:

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Кому работать было легко?

- Кто испытывал трудности?

- Оцените свою работу с помощью трех цветов.

красный - урок прошел плодотворно, всё понятно.
зеленый - есть небольшие проблемы.
желтый - скучно, неинтересно.

- Мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность.

- Послушайте, какие отметки я поставила за урок.

Ученики оценивают свои успехи на уроке (ПУУД). Слушают собеседника (КУУД). Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок (РУУД).


 

 

Список использованной литературы

Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений - М.: Академия, 2000.

Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи. – М. Академия,2011.

Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. «Развитие слухового восприятия слабослышащих детей» – М.: ВЛАДОС, 2004.

Чтение. 2 класс: поурочные планы по учебнику М.В. Головановой, В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой «Родная речь»/ ав.-сост. С.В.Савинова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 239 с.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Аудиозаписи пьесы П. Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года».

Аудиозаписи с записью музыкального сопровождения к динамической паузе «Осенние листья».

http://muz-color.ru/?s=Чайковский+-+Осенняя+песня+из+цикла+Времена+года

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Комысов Владимир Викторович, 05.01.18 в 13:40 1Ответить Пожаловаться
Замечательный урок. Столько много интересных заданий.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.