12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Любовь Александровна1752
Молодой специалист в области обществоведческих дисциплин. Люблю свою работу, практически все имеющееся время отдаю детям.
Россия, Орловская обл., пгт Верховье

Конспект урока истории.

Класс: 6 

Дата, номер урока, время проведения: 

Предмет: история

Тема: крестовые походы

Тип урока: открытие нового знания

Вид урока: урок – исследование

Цель:

    Рассказать о первых крестовых походах

    Показать роль католической церкви как вдохновителя и организатора походов

    Охарактеризовать причины крестовых походов

    Познакомить обучающихся с основными событиями крестовых походов

Задачи:

Образовательные:

    Формирование представления о целях, ходе и итогах крестовых походов

Развивающие:

    Развитие способности анализировать исторические процессы

    Решать проблемные задания

    Раскрывать причинно – следственные связи

    Уметь делать самостоятельные выводы

Воспитательные:

    Воспитание толерантности к представителям различных вероисповеданий

    Воспитание отрицательного отношения к религиозному фанатизму

    Развитие познавательного интереса к истории взаимоотношений стран Запада и Востока

Планируемые результаты:

Предметные:

    Формирование представления о причинах крестовых походов для всех участвующих сторон

    Хронологическое понимание событий крестовых походов

    Анализ результатов и последствий крестовых походов

    Умение выделять положительные и отрицательные последствия крестовых походов



Метапредметные:

    Развитие умения работать с источниками( исторически документ, текст, карта, учебник и т.д.)

    Осуществлять сбор и анализ информации

    Умение давать определение новым понятиям

    Умение работать в парах, группах, сотрудничать

Личностные:

    Осознание возможных причин насилия и возможности его избегания

    Воспитание уважения обучающихся к другим религиям

Оборудование: учебник, карта «Крестовые походы XI - XIII вв. , таблица «крестовые походы», проектор, презентация, раздаточный материал.

Литература: Е.В. Агибалова Г.М. Донской Всеобщая история. История средних веков., М.: Просвещение, 2014

Приложение:

    Презентация

    Тест для проверки домашнего задания

    Видеоролик «Папа Урбан II»

    Ход крестовых походов

    Анимированная карта крестовых походов

    Физминутка

    Конверт «Духовно- рыцарский орден»

    Последствия крестовых походов

    Таблица «Крестовые походы»

    Лист самооценки

Технологическая карта урока истории «Крестовые походы» 6 класс.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (1 мин)

Психологический настрой на урок.


Долгожданный дан звонок, начинается урок

Встали тихо, замолчали.

Все, что нужно мы достали – приготовились к уроку.

В нем иначе нету проку.

Мы урок начнем сейчас, интересный он для вас.

Слушая внимательно, поймете обязательно.

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.













Готовятся к уроку, проверяют наличие всего необходимого на парте.


Проверка домашнего задания (4 мин)

Организует проверку домашнего задания.

- На ваших партах находится лист с вопросами. Вам необходимо решить их. (Приложение 2)

Организует взаимопроверку учащихся. На экране (сл.2) критерии оценки и правильные ответы.

5 правильных ответов – оценка «5»

4 правильных ответа – оценка «4»

3 правильных ответа – оценка «3»

1-2 –правильных ответа–оценка «2»





Выполняют тестовые задания в предложенных листах.


Поверяют работу соседа по парте и ставят оценку по критериям прописанным на доске.

Изучение нового материала(25мин)

- Обратите внимание на экран. (Приложение 1 – презентация)

Кого вы видите на этой картинке?(сл.3)


- По каким признакам вы смогли определить, что перед вами рыцари?



- Как думаете, почему на их одежде изображены кресты?



- Можете ли вы сказать, куда направляются эти рыцари?




- Что нужно нам с вами сделать, чтобы ответить точно на поставленный вопрос: Куда идут рыцари?


Предлагает послушать аудиозапись колокольного звона и посмотреть видеоролик «Папа Урбан II» (Приложение 3)


- О чем этот видеофрагмент?









Подводит учащихся к теме урока.

- Подумайте, какое отношение имеет этот сюжет к нашему уроку?



Подводит учащихся к понимаю и выдвижению целей и задач урока.

- Определите цели и задачи урока.


На экране выводим план. Учитель озвучивает его учащимся. (сл.4)

План:

    В Палестину!

    Крестовый поход бедноты

    Крестовый поход феодалов

    Духовно – рыцарские ордены

    Борьба народов Ближнего Востока против крестоносцев

    Третий крестовый поход

    Четвертый крестовый поход

    Конец крестовых походов на Восток и их последствия


- в 1095 году на обширной равнине у французского города Клермон перед огромной толпой народ выступил с речью Папа Римский Урбан II.

Речь не сохранилась в первозданном виде, но вот познакомиться с ее фрагментом мы можем. Ответьте на вопросы.

- К чему призывал Папа? И почему именно этот город имел важное значение?

Учитель организует работу в парах с учебником на странице 137.








Организует работу в группах. Класс делится на три группы. На экране выводятся три картинки ( меч, четки, орудие труда).(сл.5) Каждая группа берет по одному предмету и определяет к какой социальной группе принадлежит этот предмет и в чем состоят интересы этой социальной группы при организации крестовых походов.



- Сравните речь Папы Римского и цели социальных групп. Схожи ли они? О чем говорил Папа: об освобождении или завоевании?


- Чтобы сделать точный вывод, предлагаю изучить ход крестовых походов.

Организует работу в группах. Класс делится на 4 группы, каждая из которых получает текст, описывающий ход событий 4-ех крестовых походов. (Приложение 4)


Организует презентацию каждой группы. Работу с картой.




Для закрепления и корректировки недочетов организует просмотр видеофрагмента анимированной карты движения крестовых походов, еще раз демонстрируя движение войск на карте.

( Приложение 5) Задает вопросы классу, чтобы убедится в понимании темы.


Физминутка (Приложение 6)

Организует динамическую паузу.(сл.6)



Организует работу в трех группах.

На парте вы видите конверт. (Приложение 7) В каждом из них краткая характеристика духовно- рыцарских орденов крестовых походов. Ваша задача изучить их и подготовить рассказ для класса


Организует работу в группах. Класс делится на две группы, каждая получает раздаточный материал с последствиями крестовых походов. (Приложение 8) Одна группа выбирает положительные последствия, другая – отрицательные.



- Ответили ли мы на вопросы поставленные в начале урока?

-Куда и зачем шли рыцари и к чему призывал Папа Римский: к завоеванию или освобождении?

Смотрят на слайд презентации и делают предположения об увиденном ( на слайде рыцари)


Дети отвечают, что люди на картинке в доспехах, которые носили рыцари в средневековье.


Предполагают, что крест относится к религии или означает общую идею рыцарей.


Учащиеся выдвигают обоснованные идеи. Наиболее популярной является поход на войну.


Высказывают мнение: на поставленный вопрос поможет ответить учебник и наша общая работа.



Выполняют задание учителя.




По очереди комментируют увиденное.(ответ: Папа Римский призывает все население Европы вступить в крестовые походы, после чего начался длительный период в истории, оказавший влияние на все государства Европы).



Определяют тему урока: Крестовые походы.

Записывают в тетради тему.



Высказывают вопросы, которые хотели бы изучить во время урока. (причины крестовых походов, как и где проходили походы, кто участвовал в походах, итоги походов)



Учащиеся изучают план и сравнивают со своими предложенными вопросами.





















Читают фрагмент речи Папы Римского в учебнике и отвечают на вопросы. (ответ: отправится в Иерусалим, потому что там был распят и воскрес Иисус Христос).




Выполняют задание.

(ответ: Меч – рыцари и феодалы – захватить новые владения и богатства.

Четки – священнослужители – расширить влияние на Восток, увеличить доходы.

Орудие труда – крестьянство – захватить землю и обрести свободу.)




Высказывают свое мнение, обосновывают его.




Работают в группе. Читают текст. Составляют опорную таблицу хода событий. Записывают основные даты и персоналии в тетради.





Делают доклад. Показывают на карте ход движения крестоносцев.




Следят за рассказом учителя и отвечают на вопросы учителя.







Выполняют движения вместе с учителем.





Выполняют задание. Создают краткий конспект.







Выполняют задания в группах. Презентуют ответ классу.







Организуют дискуссию, основанную на изученном материале.

Закрепление нового материала

(5 мин)

- Чтобы закрепить новый материал предлагаю заполнить таблицу на странице 149 учебника, Задание №9. (Приложение 9) (сл.7)

Выполняют задание в тетради

Рефлексия (3мин)

Перед вами оценочный лист (Приложение 10), в котором вы должны оценить свою работу на уроке, работу класса и группы, свое состояние на конец урока.


Озвучивает оценки за урок. Выставляет в дневник и журнал.

Осуществляют самооценку.






Предоставляют дневник для выставления оценок.

Домашнее задание (2 мин)

§ 17, (сл.8)

На выбор:

- сообщение о крестовых походах

(пятый, шестой, седьмой, восьмой)

- мини – проект на тему: История духовно – рыцарского ордена

Записывают в дневник задание

Приложение 1.



Приложение 2.

Задание 1. Как называли человека, критикующего церковное учение?

Ответ______________________

Задание 2. Соотнесите персоналии и действия.

Действия

Персоналии

А) освободил подданных короля от присяги на верность и объявил, что низлагает его с престола

1) Иннокентий III

Б) приходил к стенам Коносса в одежде кающегося грешника, чтобы вымолвить прощение

2) Генрих IV

В) утверждал, что Папа – наместник Бога на Земле

3) Василий


4) Григорий VII



Задание 3. Что такое десятина?

А) специальный налог, который платился церкви

Б) часть земельного участка крестьянина, с которой он отдавал урожай господину

В) мера измерения времени в средние века

Задание 4. Какими полномочиями обладал Папа римский в период наивысшего могущества церкви.

А) править любой страной

Б) возводить на престол и смещать правителей

В) вмешиваться в отношения между государствами

Г) собирать налоги в свою пользу

Д) быть высшими судьей

Задание 5. Составь логическую цепочку.

А) проявление еретиков

Б) создание инквизиции

В) выработка догматов церкви

Ответы:

Зад.1 – еретик

Зад.2 – а4, б2, в1

Зад.3 – 1

Зад.4 – бвд

Зад.5 - бав





























Приложение 3. Видеофрагмент «Папа Урбан II»



Приложение 4.

Первый крестовый поход

1095 год — на Клермонском соборе папа римский Урбан III призвал к крестовому походу для освобождения святых мест из-под ига сарацинов (арабов и турок-сельджуков). Первый крестовый поход состоял из крестьян и малоимущих горожан во главе с проповедником Петром Амьенским. 1096 год — они прибыли в Константинополь и, не дождавшись подхода рыцарского войска, переправились в Малую Азию. Там плохо вооруженное и еще хуже обученное ополчение Петра Амьенского без особого труда разбили турки.

1097 год, весна — в столице Византии сосредоточились отряды рыцарей-крестоносцев. Основную роль в Первом крестовом походе играли феодалы Франции: граф Раймонд Тулузский, граф Роберт Фландрский, сын нормандского герцога Вильгельма (будущего завоевателя Англии) Роберт, епископ Адемар.

В походе также принимали участие граф Готфрид Бульонский – герцог Нижней Лотарингии, его братья Болдуин и Евстафий, граф Гуго Вермандуасский – сын французского короля Генриха I и граф Боэмунд Тарентский. Папа Урбан написал императору Византии Алексею I Комнину, что в поход идут 300 000 крестоносцев. К крестоносцам присоединился и отряд византийской армии, и остатки ополчения Петра Амьенского.

Основная проблема крестоносцев была в отсутствии единого командования. Принимавшие участие в походе герцоги и графы не имели общего сюзерена и не желали подчиняться друг другу, считая себя не менее знатными и могущественными, чем коллеги.

Первый на землю Малой Азии переправился Готфрид Бульонский, а за ним и другие рыцари. 1097 год, июнь — крестоносцы взяли крепость Никею и выдвинулись в Киликию. Армия крестоносцев шла двумя колоннами. Правой командовал Готфрид Бульонский, левой – Боэмунд Тарентский. Войско Готфрида продвигалось долиной Дорилеи, а Боэмунд шел долиной Гаргона. Никейский султан Солиман 29 июня атаковал левую колонну крестоносцев, не успевшую еще удалиться от Дорилеи. Крестоносцы смогли построить вагенбург (замкнутую линию обозов). Кроме этого, их расположение было прикрыто рекой Бафус. Боэмунд послал Готфриду гонца с отрядом, чтобы известить о приближении турок.

Турки обрушили на пехоту Боэмунда град камней и стрел, а после начали отступать. Когда крестоносцы кинулись вслед за отступающими, их неожиданно атаковала турецкая конница. Рыцари оказались рассеяны. Потом турки ворвались в вагенбург и вырезали значительную часть пехоты. Боэмунду удалось при помощи кавалерийского резерва отбросить неприятеля, но к туркам подошло подкрепление, и они вновь оттеснили крестоносцев к вагенбургу.

Боэмунд послал еще одного гонца к Готфриду, колонна которого уже спешила к полю боя. Она прибыла своевременно, чтобы заставить турок отступить. После крестоносцы перестроились для решающей атаки. На левом фланге встали южно-итальянские норманны Боэмунда, в центре – французы графа Раймунда Тулузского, а на правом – лотарингцы самого Готфрида. В резерве оставалась пехота и отряд рыцарей под общим командованием епископа Адемара.

Турки были повержены, а их лагерь достался победителю. Но легкая турецкая кавалерия смогла уйти от преследования без особых потерь. Тяжеловооруженные рыцари не имели шансов за ней угнаться.

Новых атак на соединенные силы крестоносцев турки не предпринимали. Однако переход по безводной каменистой пустыне сам по себе был тяжким испытанием. Большая часть лошадей пала от бескормицы. Когда крестоносцы, в конце концов, вошли в Киликию, местное армянское население встретило их как освободителей. Там основали первое государство крестоносцев – графство Эдесса.

1097 год, октябрь — войско Готфрида после семимесячной осады овладело Антиохией. Город попытался отбить султан Мосула, но потерпел тяжелое поражение. Боэмунд основал еще одно государство крестоносцев – княжество Антиохию.

1098 год, осень — армия крестоносцев выдвинулась к Иерусалиму. По пути она овладела Аккрой и в июне 1099 г. подошла к священному городу, который защищали египетские войска. Почти весь генуэзский флот, везший осадные орудия, египтяне уничтожили. Но один корабль смог прорваться в Лаодикею. Доставленные им осадные машины дали возможность крестоносцам разрушить иерусалимские стены.

1099 год, 15 июля — крестоносцы взяли Иерусалим приступом. 12 августа недалеко от Иерусалима, в Аскалоне, высадилась большая египетская армия, но крестоносцам удалось разбить ее. Во главе основанного ими Иерусалимского королевства встал Готфрид Бульонский.

Второй крестовый поход

Второй крестовый поход, который был предпринят в 1147–1149 годах, окончился безрезультатно. В нем принимало участие, по некоторым оценкам, до 70 000 человек. Крестоносцев возглавляли король Франции Людовик VII и германский император Конрад III. 1147 год, октябрь — немецкие рыцари потерпели поражение у Дорилея от конницы иконийского султана. После на армию Конрада обрушились эпидемии. Император вынужден был присоединиться к войску короля Франции, с которым раньше враждовал. Большинство германских воинов предпочло возвратиться на родину. Французов же в январе 1148 г. разбили у Хонами.

В июле крестоносцы на протяжении пяти дней безрезультатно осаждали сильно укрепленный Дамаск. 1149 год — Конрад, а потом Людовик вернулись в Европу, осознав невозможность расширить пределы Иерусалимского королевства.

Третий крестовый поход

Во второй половине XII столетия султаном противостоявшего крестоносцам Египта стал Саладин (Салах ад-Дин), талантливый полководец. Он разбил крестоносцев при Тивериадском озере и в 1187 г. захватил Иерусалим. В ответ провозгласили Третий крестовый поход, который возглавили император Фридрих I Барбаросса, король Франции Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце.

При переправе через одну из рек в Малой Азии Фридрих утонул, и его войско, лишившись предводителя, распалось и возвратилось в Европу. Французы и англичане, двигавшиеся морем, захватили Сицилию, а после высадились в Палестине, но действовали в целом неудачно. Правда, после многомесячной осады они взяли крепость Аккру, а король Англии захватил недавно отложившийся от Византии остров Кипр, где взял богатую добычу. Там возникло королевство Лузиньянов, на целый век ставшее оплотом крестоносцев на Востоке. Но распри между английскими и французскими феодалами вызвали уход короля Франции из Палестины.

Лишивших помощи французских рыцарей Ричард так и не смог взять Иерусалим. 1192 год, 2 сентября — Ричард подписал с Саладином мир, по которому под контролем крестоносцев осталась лишь прибрежная полоса от Тира до Яффы, при этом Яффа и Аскалон были предварительно разрушены мусульманами до основания.

Четвертый крестовый поход

Четвертый крестовый поход начался в 1202 г. и закончился в 1204 г. завоеванием вместо Палестины Константинополя и значительной части владений христианской Византии. Столица империи взяли штурмом 13 апреля 1204 г. и разграбили. Первый приступ, который был предпринят 9-го числа со стороны моря, византийцы отбили.

Спустя три дня при помощи перекидных мостиков рыцари взобрались на стены. Часть крестоносцев проникла в город через пролом, сделанный при помощи стенобитных орудий, и уже изнутри открыла трое константинопольских ворот. Внутри города войско крестоносцев не встретило уже никакого сопротивления, так как немногие защитники бежали в ночь с 12 на 13 апреля, а население не собиралось браться за оружие, считая борьбу бессмысленной.

На месте Византии основали Латинскую империю, которая просуществовала полвека. Оно представляло из себя эфемерное образование, зависевшее от венецианского флота и паразитировавшее на византийских богатствах. 1261 год — император Никеи Михаил III Палеолог при помощи генуэзцев смог изгнать крестоносцев из Константинополя.

После Четвертого похода масштабы следующих крестовых походов в значительной мере сократились. 1204 год — король Иерусалима Амори Лузиньян попытался утвердить свою власть в Египте, пораженном засухой и голодом. Крестоносцы разбили египетский флот и высадились в Дамиетте в дельте Нила. Султан аль-Адиль Абу Бакр заключил с крестоносцами мирный договор, уступив им ранее отвоеванную египтянами Яффу, а также Рамлу, Лидду и половину Сайды. После чего на протяжении десятилетия между египтянами и крестоносцами не было крупных военных конфликтов.

Приложение 5.Анимированная карта походов. Пути движения крестоносцев первого, второго, третьего и четвертого походов.

Первый крестовый поход

Второй крестовый поход.

Завоевание Саладином Иерусалима.

Третий крестовый поход

Четвертый крестовый поход

Приложение 6. Физминутка.

Участник крестовых походов должен уметь:

- сражаться мечом (руки в замок, к правому плечу – к левой ноге, к левому плечу – к правой ноге)

- стрелять из лука (натянуть тетеву, отпустить, встать на носочки, посмотреть куда полетела стрела)

- метать копье (сначала правой рукой, затем левой)



Приложение 7.

Орден иоаннитов (госпитальеров)

Христианские паломники приходили в Святую землю истощенными путешествием; многие заболевали и оставались без призрения. Тотчас после того, как Иерусалим был взят крестоносцами (1099), несколько французских рыцарейсоединились, чтобы основать странноприимный дом, в котором могли бы находить приют паломники. Они образовали духовную конгрегацию, члены которой обязывались посвящать себя уходу за бедными и больными, жить хлебом и водой и носить простое платье, «как бедные, их господа». Эти рыцари жили милостыней, которую рассылаемые ими люди собирали во всех христианских странах и которую они потом складывали в комнате для больных. Их госпиталь назывался «Странноприимным домом иерусалимского госпиталя» или госпиталем св. Иоанна. Позже он изменил свой характер. Кроме рыцарей, здесь были и послушники, то есть слуги, ходившие за больными. В больнице находило приют до 2 тысяч больных, и ежедневно раздавалась милостыня; рассказывают даже, что мусульманский султан Саладин переоделся нищим, чтобы ознакомиться с благотворительной деятельностью госпитальеров. Этот духовно-рыцарский орден сохранил свое название госпитальеров святого Иоанна (или иоаннитов) и свою печать, на которой был изображен простертый на ложе больной с крестом в головах и светильником в ногах. Но рыцари, вступавшие в орден иоаннитов, образовали военное сообщество, задачей которого была борьба с неверными.

В число госпитальеров допускались уже только рыцари благородного происхождения или побочные сыновья князей; каждый новый член должен был приносить с собой полное вооружение или вносить в арсенал ордена 2 тысячи турских су. Во всех государствах Сирии князья предоставили госпитальерам право строить замки вне городов и укрепленные дома – в городах. Главные поселения духовно-рыцарского ордена иоаннитов находились в областях Антиохии и Триполи, вокруг Тивериадского озера и на египетской границе. Его Маркабский замок, построенный в 1186 г., занимал всю площадь плоскогорья, круто спускавшегося в долину, имел церковь и деревню, в нем находился гарнизон в тысячу человек и припасы на 5 лет; здесь нашел убежище епископ Валении. Во всех странах Европы госпитальеры приобрели владения; в XIII в. они имели, по преданию, 19 тысяч обителей. В каждой из них жило несколько рыцарей с командором; многие деревни, носящие имя святого Иоанна (Saint-Jean), – древние госпитальерские командорства.

Орден тамплиеров (храмовников)

Прежде чем этот духовно-рыцарский орден изменил свой характер, несколько рыцарей, которым наскучил уход за больными, захотели найти занятие, более соответствовавшее бы их вкусам. В 1123 г. восемь французских рыцарей составили братство, члены которого обязались сопровождать паломников по дороге в Иерусалим, чтобы защищать их против неверных; великим магистром ордена они избрали Гуго de Payens. Король Балдуин предоставил им часть своего дворца, так называемый Temple (буквально – «Храм»), построенный на месте древнего Соломонова храма; они приняли название Бедных братьев Иерусалимского храма, или тамплиеров (букв. – «храмовников»). Знаменитый святой того времени, Бернард Клервоский, покровительствовал им и принимал участие в составлении их устава, который частью воспроизводил цистерцианский устав. Устав духовно-рыцарского ордена тамплиеров был утвержден на соборе в Труа (1128). Орден состоял из членов троякого рода; монашеские обеты бедности, послушания и целомудрия были обязательны для всех. Рыцарями были у тамплиеров люди благородного происхождения; они одни могли быть начальниками монастырей и занимать должности в ордене. Служителями были богатые горожане, которые отдали свое имущество ордену и занимали место либо оруженосцев, либо управителей; они руководили финансовыми делами ордена тамплиеров; береговой командор, который наблюдал за посадкой на корабли и за высадкой богомольцев, был служителем. Священники исполняли духовные обязанности в ордене. Папы, которые покровительствовали тамплиерам, позволили им иметь собственные капеллы и кладбища и выбирать себе священников для отправления божественной службы в их монастырях. Они постановили, что все духовные лица, находящиеся на службе ордена, должны подчиняться не своему епископу, а великому магистру тамплиеров (булла 1162 г.). Таким образом, духовно-рыцарский орден тамплиеров сделался в недрах Римской церкви независимой церковью, подчиненной одному только папе. Светские князья, особенно французские, из уважения к этим рыцарям, которые посвящали себя беспрерывной крестовой войне, делали им крупные подарки. Позже орден владел 10 тысячами обителей в Европе, флотом, банками и такой богатой казной, что мог предложить за остров Кипр 100 тысяч золотых.

Тевтонский орден

Как госпитальеры, так и тамплиеры были французскими орденами. Когда немцы начали являться в Святую землю в большем количестве, они также почувствовали необходимость иметь странноприимный дом, в котором говорили бы на их языке. В Иерусалиме существовало убежище для немецких паломников, но оно зависело от ордена госпитальеров. Во время осады крестоносцами Сен-Жан д'Акры (1189) несколько немцев собрали своих больных на одном судне, пришедшем в негодность. Немецкие князья дали им средства для основания больницы, которая и была организована в 1197 г. по образцу больницы св. Иоанна. Членами нового ордена были немецкие рыцари, которые обязывались одновременно и ходить за больными, и воевать с неверными. Они приняли наименование Братьев немецкого дома, а позже их стали чаще называть рыцарями Тевтонского ордена. Во время пребывания в Палестине императора Фридриха II они приобрели поместья и построили себе близ Сен-Жан д'Акры Монфортский замок (1229), который оставался центром ордена до 1271 г.



Приложение 8. Последствия крестовых походов.

1.Огромные людские потери и материальные жертвы как среди народов восточных стран, так и среди крестоносцев.

2.Католическая церковь не достигла своей цели в расширении власти над восточными странами.

3.Оживилась торговля на Средиземном море.

4.Распад Византийской империи.

5.Взаимное влияние двух культур: западной и восточной.

6.В Европе стали выращивать восточные растения: рис, лимоны, абрикосы, арбузы и т.д.

7.В Европу с Востока завезли ветряные мельницы.

8.На Западе стали мыть руки перед едой и мыться в банях.

9.Уничтожение памятников культуры.

10.Углубление противоречий между мусульманским Востоком и христианским Западом.

11.Расширились знания людей об окружающем мире.


Положительные последствия крестовых походов

Отрицательные последствия крестовых походов

2,3,5,6,7,8,11

1,4,9,10


Приложение 9. Таблица «Крестовые походы»


Линии сравнения

Первый крестовый поход

Третий крестовый поход

Четвертый крестовый поход

Годы

1096-1099

1189-1192

1199-1204

Участники

Воины Священной Римской империи, Нижней Лотарингии, Прованса, Франции, Блуа, Булони, Нормандии, Тарента, войска Византии, Киликии.

Тамплиеры, Госпитальеры, Тевтонский орден, Англия, Франция, Венгерия

Феодалы со всего католического мира

Цели

Освобождение Святой Земли и Гроба Господня

Вернуть потерянные земли государствам крестоносцев, включая Иерусалим.

Разгромить Египет

Результаты

Захват Сирии и Палестины, создание государств крестоносцев

Крестоносцы не смогли добиться своих целей

Захват Константинополя и земель Византии.


Приложение 10. Лист самооценки. (По 5-балльной шкале)



Работа в паре

Работа в группе

Работа индивидуальная

Удалось ли ответить на все поставленные задачи

Психологическое состояние на конец урока

Итоговая оценка

Класс








Я











Образец доски и фотоотчет













Презентация Крестовые походы
PPTX / 818.37 Кб

Конспект урока Крестовые походы
DOCX / 10.22 Мб

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Панагушина Елена Аркадьевна, 20.09.19 в 08:01 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Любовь Александровна, за урок! Отличный материал.
Любовь Александровна, 20.09.19 в 20:43 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за высокую оценку.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.