Методическая разработка викторины по Социальной психологии "Кулинарный поединок"

1
0
Материал опубликован 18 June в группе

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Пензенской области

«Кузнецкий многопрофильный колледж»








Методическая разработка

внеклассного мероприятия

по социальной психологии

«Кулинарный поединок

на психологической кухне».



Автор разработки:

Белова

Юлия Александровна,

преподаватель ГБПОУ ПО "КМК"




Кузнецк

2024



Пояснительная записка


Данное внеклассное мероприятие проводится по дисциплине «Социальная психология». Выбранная форма мероприятия – викторина, позволяет наиболее полно раскрыть знания по данной дисциплине всех студентов. В ходе мероприятия рассматриваются различные темы дисциплины, предлагаются задания различной сложности, все предлагаемые задания предполагают применения знаний, полученных на занятиях по «Социальной психологии» в игровой форме, что способствует снижению стеснительности и неуверенности в себе и своих силах участников.

Целью данного внеклассного мероприятия является формирование стойкого интереса студентов к психологической науке, а также развитие студентов как личностей, способных брать на себя ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их достижения, адаптироваться к жизненной ситуации; развитие определенных качеств личности, формирование умений и навыков коммуникативной компетентности, умение моделировать ситуацию.

Предлагаемые для рассмотрения на мероприятии темы заставляют задуматься о роли данной дисциплины в жизни, будущей профессиональной деятельности, что в дальнейшем способствует желанию студентов развивать у себя качества наиболее актуальные и востребованные как в будущей профессиональной деятельности, так и в жизни вообще.

Знание психологии, навыки конструктивного межличностного взаимодействия, способность к самопознанию и самосовершенствованию необходимы каждому выпускнику колледжа.










«Кулинарный поединок на психологической кухне»


Тема: «Психологию в жизнь».

Форма мероприятия: викторина.


Ведущий. Приветствую Вас дорогие участники и гости нашего сегодняшнего кулинарного поединка, а он будет весьма необычным.

Представляем действующих лиц:

- участники поединка – 2 команды студентов

- жюри конкурсов – 2 студента, 1 преподаватель

- зрители – студенты.

Сегодня мы собрались здесь, чтобы приготовить 2 «блюда». Первое команды состоят из 5 человек – второе; вместо продуктов и поварского мастерства вам потребуется ваши знания – это три.

Итак, мы начинаем.

Команды занимают места за двумя столами, жюри располагается за судейским столом.

Основное задание для участников – составить характеристику идеального работника из предлагаемых личностных качеств (список качеств - в приложении №1).

Команды получают конверты с одинаковыми качествами – продуктами, из которых они будут готовить каждый свое блюдо – характеристику идеального руководителя – одна команда, и характеристику идеального подчиненного – другая.

На всю работу командам отводиться 40 минут, но пока они готовят свое задание, я, как водится, буду просить их проявить себя, свои знания и свое понимание психологии, предлагая различные задачки.

Жюри будет оценивать работу команд определенным количеством баллов за каждый конкурс.

Работа по составлению характеристик началась, и я предлагаю двум участникам приступить к выполнению заданий.

Задание №1: Определите состояние человека по его позе.


«Говорим голосом, беседуем всем телом».

Публиций.


53% общения – это неречевое взаимодействие: жесты, мимика, пантомимика. Люди не всегда говорят то, что думают или не всегда словами могут выразить свои мысли. И в том, и в другом случае за нас говорит наше тело.

Мои помощники продемонстрируют две ситуации (определяется по жребию).

Задача участников понять – это демонстрирует человек. Если Вы укажите какие конкретно движения Вы трактовали, команда получает дополнительные 0,5 балла.

За правильный ответ по заданию – 1 балл, время на раздумья – 1 минута.

Характеристика ситуаций в приложении №2.


Задание №2. Каждая команда загадывает по 3 слова и сообщает их представителю команды соперника. Он жестами, без помощи слов должен пояснить своей команде эти слова. Побеждает та команда, которая быстрее угадала все слова – за это она получает 1 балл.


Задание №3. Командам предлагается пояснить предложенные ситуации, используя знание темы «Невербальное общение». Каждая команда выбирает себе ситуацию, время на раздумья – 1 минута.

Вознаграждение за правильный ответ – 1 балл. При отсутствии правильного ответа у команды, право ответа переходит к сопернику.

Ситуации обыгрывают помощники.


Ситуация 1.

Через витрину магазина Вы увидели жестикулирующего человека. Поймите, что он пытается Вам сказать?

(Правильный ответ: Он просит найти сторожа, потому что пока он ходил по отделам, магазин закрыли, а он остался в нем)


Ситуация 2.

Вы провожаете своего брата на вокзале. Он уже сел в поезд, но через закрытое окно пытается Вам что-то сказать. Поймите что?

(Правильный ответ: Извини меня, я совсем забыл тебе сказать, что разбил твою любимую вазу. Мне так жаль.)


Очень часто, общаясь с человеком, мы получаем неожиданные для нас результаты. И это потому, что мы не задумываемся о том, что это за человек. Гораздо лучше можно построить свое взаимодействие и общение, если заранее составить представление об этом человеке. Такую работу мы уже проводили на занятиях по дисциплине «Социальная психология», а теперь попробуем соотнести образец психологического портрета с конкретным героем. Для того, чтобы несколько облегчить работу наших психологов, мы предлагаем психологические портреты существ, известных нам с детства. Это медвежонок Винни-Пух, поросенок Пятачок, ослик Иа, Карлсон, который живет на крыше, и Волк из мультфильма «Ну, погоди».


Задание №4: Угадайте, кому принадлежит данная характеристика. Команды отвечают по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, при неправильном ответе право отвечать переходит к соперникам. Время на одну характеристику 0,5 минуты. Психологические портреты героев мультфильмов в приложении №3.

Итак, вы попробовали свои способности в психодиагностике и вспомнили основные характеристики, указываемые в психологических портретах. Пришло время показать себя психологами и психоаналитиками.


Задание №5: Составьте психологический портрет известного киногероя, героя книги или мультфильма. Команды получают необходимые материалы у помощников (материалы находятся в приложении №4). Оценивается логичность, краткость и полнота характеристики. Максимальная оценка – 3 балла. Время на составление характеристики – 3 минуты. Команда вытягивает один из трех вариантов:

Шерлок Холмс;

Буратино;

Пьеро.

Примерные характеристики героев для жюри в приложении №4.

Во время работы команд зрителям предлагается ответить на вопрос: «Зачем нужны психологические знания в жизни и профессиональной деятельности?» Наиболее активный зритель получает поощрительный приз.

Команды проявили себя как хорошие физиономисты и психологи, а в следующем задании все эти качества вам пригодятся.


Задание №6: Представители команд выберут себе ситуацию, которую необходимо обыграть максимально корректно. Необходимо постараться быть на высоте в данной ситуации.

Ситуация 1. Вы устраиваетесь на работу в престижную компанию. Убедите руководителя принять именно Вас на работу в солидный банк.


Ситуация 2. Вы – руководитель. Ваша задача – уволить неподходящего работника. Сделайте это достойно.

Максимальное количество баллов за конкурс – 3 балла. Время на подготовку – 1 минута.

Наша встреча подходит к концу и, наконец-то, наши основные блюда должны быть готовы. Команды выносят на суд жюри и зрителей свои характеристики идеального руководителя и идеального подчиненного. Свою позицию команды обосновывают. Максимальная оценка за конкурс – 4 балла.

Жюри подводит итоги работы команд и называют команду в большей степени проявившими себя психологами.

Ведущий подводит итоги поединка, благодарит всех присутствующих и сопоставляет характеристики обеих команд, которые в целом схожи между собой. Команды и зрители делают вывод о том, что не важно кем ты работаешь в организации, руководителем или подчиненным, но наиболее востребованными будут качества присущие высоконравственной личности, ориентированной на окружающих, открытой обществу, и профессионалу в своем деле. Именно эти качества необходимо развивать в себе каждому, кто хочет добиться больших высот в профессиональной сфере.

























Приложение 1.

Личностные качества человека.


Умение работать с людьми.

Жесткость.

Гибкость.

Проф. компетентность.

Независимость.

Циничность.

Самостоятельность.

Неуравновешенность.

Терпимость.

Рискованность.

Инициативность.

Интуиция.

Решительность.

Задумчивость.

Порядочность.

Убедительность.

Открытость новому.

Нерешительность

Уравновешенность.

Обидчивость.

Аккуратность.

Авантюризм.

Пунктуальность.

Замкнутость.

Честность.

Уверенность в себе.

Общительность.

Самовлюбленность.

Устойчивость к стрессам.

Злопамятность.

Способность к творчеству.

Оптимизм.

Пессимистичность.












Приложение 2.

Задание №1.

Определите состояние человека по его позе.


Ситуация 1.

Человек, пройдя уверенными, твердыми шагами подходит к стулу, отодвигает его чуть назад и садится: нога на ногу, откинувшись, скрестив руки на груди в «позе Наполеона». Голову склоняет на бок и смотрит на уровне лба.

Примерный ответ: - Это руководитель или человек, занимающий высокий пост, и очень уверенный в себе.


Ситуация 2.

Человек сидит на краешке стула, неуверенно оглядывается на дверь, поправляет костюм, ноги прячет под стулом. Все его существо выражает ожидание неминуемой беды.

Примерный ответ: - Это неуверенный в себе подчиненный, так называемый «маленький человек».
















Приложение 3.

Психологические портреты героев мультфильмов.

Портрет №1. Ослик Иа.

Тип нервной системы: слабый.

Плохо адаптируется к новым условиям;

Предпочитает однообразную работу, где добивается хороших результатов.

Тип темперамента: флегматик.

Спокойный и хладнокровный;

Рассудительный;

Умеет ждать;

Молчалив и не любит попусту болтать;

Незлоблив, снисходителен к колкостям в свой адрес;

Постоянен в своих интересах;

Инертен, вял;

Медленно включается в работу и медленно переключается с одного дела на другое.

Тип личности: учебный.

В своих мыслях легко абстрагируется от реальности, любит обобщать, делать выводы. Рационален, последователен, на все имеет свою точку зрения, теорию.

Направленность личности: интроверт.

Необщителен, «уходит в себя», не выставляет свои чувства напоказ.

Показатель эмоциональной стабильности: средний.








Портрет №2. Поросенок Пятачок.

Тип нервной системы: слабый.

Плохо адаптируется к новым условиям;

Предпочитает однообразную работу.

Тип темперамента: меланхолик.

Стеснительный и застенчивый;

Не верит в свои силы;

Обладает спокойной, тихой речью, иногда нисходящей до шепота

Невольно приспосабливаются к характеру собеседника;

Впечатлителен;

Очень чувствителен к одобрению и порицанию;

Стремится вызвать сочувствие и помощь окружающих;

Малоактивен, робок, обидчив, раним.

Тип личности: тревожно-мнительный.

Имеют множество талантов, но нуждается в подбадривании, обладает повышенным вниманием к порядку и чистоте.

Тип личности: эмотивный.

Обладает повышенным сопереживанием другим, мягки в общении, добросердечны.

Направленность личности: аповерт.

Наиболее гибок, пластичен, легко подстраивается под других.

Эмоциональная стабильность: низкая.










Портрет №3. Карлсон, который живет на крыше.

Тип нервной системы: сильный.

Легко адаптируется к новым условиям;

Предпочитает разнообразную работу;

Легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Тип темперамента: сангвиник.

Веселый и жизнерадостный;

Энергичен и деловит;

Часто не доводит начатое дело до конца;

Способен быстро схватывать новое;

Тяготится будничной, однообразной и кропотливой работой;

Общителен и отзывчив;

Обладает громкой и эмоциональной речью.

Тип личности: руководитель.

Наличие организаторских и ораторских способностей, высокий уровень социальной адаптации. Стрессоустойчив, предпочитает педагогическую деятельность. Постоянно стремится получать как можно больше информации.

Направленность личности: экстраверт.

Общительный, дружелюбный, «рубаха - парень».

Эмоциональная стабильность: высокая.










Портрет №4. Волк из мультфильма «Ну, погоди».

Тип нервной системы: сильный.

Занимается разнообразной работой;

При изменении ситуации легко адаптируется;

Неусидчив, неопрятен.

Тип темперамента: холерик.

Невыдержан и вспыльчив;

Решителен и упрям;

Находчив в споре;

Незлопамятен и необидчив;

Неуравновешен и склонен к горячности;

Агрессивен, «забияка»;

Обладает резкими движениями;

Склонен к резким сменам настроения;

Обладает быстрой, сбивчивой речью.

Тип личности: противоположный.

Присутствует желание делать указания, руководить, в тоже время легко подвержен давлению других, четко выражен интерес к другому полу, не жалеет себя для достижения цели.

Направленность личности: экстраверт.

Не умеет держать эмоции в себе, выплескивает их на окружающих.

Эмоционально не стабилен.










Портрет №5. Медвежонок Винни-Пух.

Тип нервной системы: сильный.

Легко адаптируется к новым условиям;

Не любит однообразную работу;

Не любит сидеть сложа руки.

Тип темперамента: сангвиник.

Веселый и жизнерадостный, энергичный;

Склонен переоценивать себя;

Неустойчив в интересах;

Легко переживает неприятности;

Общителен и отзывчив;

С увлечением берется за новое дело, но быстро остывает, если нет результатов;

Часто несобран, проявляет поспешность в решениях.

Обладает громкой, быстрой речью, сопровождаемой живыми жестами.

Тип личности: смешанный.

Проявляются черты: руководителя – стрессоустойчивость, лидерство в группе, уверенность в решениях; тревожномнительного и эмотивного типов – разнообразие способностей и повышенное сопереживание другим.

Направленность личности: экстраверт.

Открытый, дружелюбный, общительный, весь на виду.

Эмоциональная стабильность: высокая.









Приложение 4.

Типы темпераментов.

Холерик

Сангвиник

неусидчив, суетлив

1.весел и жизнерадостен

2. невыдержан, вспыльчив

2. энергичен и деловит

3. нетерпелив

3. склонен переоценивать себя

4. резок и прямолинеен в отношениях

4. часто не доводит начатое до конца

5. решителен и инициативен

5. способен быстро схватывать новое

6. упрям

6. не устойчив в интересах

7. находчив в споре

7. легко переживает неприятности

8. работает рывками

8. легко приспосабливается к новому

9. склонен к риску

9. с увлечением берется за новое дело

10. незлопамятен и необидчив

10. вынослив и работоспособен

11. обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью

11. быстро остывает, если дело перестает его интересовать

12. неуравновешен и склонен к горячности

12. быстро включается в новую работу и быстро переключается с одного на другое

13. агрессивен, «забияка»

13. тяготится однообразной работой

14. нетерпим к недостаткам других

14. всегда сохраняет самообладание

15. обладает выразительной мимикой

15. всегда бодрое настроение

16. способен быстро решать и действовать

16. общителен и отзывчив, не чувствует скованности с новыми людьми

17. неустанно стремится к новому

17. быстро засыпает и пробуждается

18. обладает резкими, порывистыми движениями

18. обладает громкой, быстрой речью, сопровождаемой живыми жестами

19. настойчив в достижении цели

19. часто несобран, проявляет поспешность в рениях

20. склонен к резким сменам настроения

20. склонен иногда скользить по поверхности, отвлекаться


Типы темпераментов.

Флегматик

Меланхолик

1. спокоен и хладнокровен

1. стеснителен

2. последователен и обстоятелен в деле

2. теряется в новой обстановке

3. осторожен и рассудителен

3. не верит в свои силы

4. умеет ждать

4. легко переносит одиночество

5. молчалив, не любит попусту болтать

5. склонен уходить в себя

6. сдержан и терпелив

6. быстро утомляется

7. доводит начатое дело до конца

7. впечатлителен до слезливости

8. не растрачивает попусту сил

8. малоактивен и робок

9. легко сдерживает порывы

9. безропотно покорен

10. мало восприимчив к одобрению и порицанию

10. затрудняется установить контакт с новыми людьми

11. обладает спокойной, размеренной речью, с остановками, без ярко выраженных эмоций и жестикуляции

11. обладает слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота

12. строго придерживается выбранного распорядка жизни, системы в работе

12. чувствует подавленность и неуверенность при неудачах

13. незлоблив, проявляет снисходительность к колкостям в свой адрес

13. невольно приспосабливается к характеру собеседника

14. постоянен в своих интересах и отношениях

14. чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию

15. медленно включается в работу и переключается с одного дела на другое

15. предъявляет высокие требования к себе и окружающим

16. ровен в отношениях со всеми

16. болезненно чувствителен и раним

17. любит аккуратность и порядок во всем

17. склонен к подозрительности и мнительности

18. с трудом приспосабливаются к новой обстановке

18. скрытен и необщителен, не делится ни с кем своими мыслями

19. инертен, малоподвижен, вял

19. чрезмерно обидчив

20. обладает выдержкой

20. стремится вызвать сочуствие

Приложение 4.

Краткий психологический портрет.

БУРАТИНО

Тип нервной системы: сильный.

Легко приспосабливается к новым обстоятельствам, не терпит монотонной, кропотливой работы (чистописание), тяготится ею. Склонен к быстрой смене видов деятельности.

Тип темперамента: сангвиник.

Весел и жизнерадостен, энергичен, часто не доводит начатое до конца. Склонен переоценивать себя. Способен быстро схватывать новое, легко переживает неприятности, легко приспосабливается к новым обстоятельствам. С увлечением берется за новое дело, быстро включается в новую работу и быстро переключается с одного дела на другое, если дело перестает его интересовать. Общителен и отзывчив, не чувствует скованности с новыми людьми. Обладает громкой, быстрой речью, сопровождаемой живыми жестами. Всегда сохраняет самообладание. Всегда имеет бодрое настроение. Часто поспешен в решениях.

Тип личности: руководитель.

Организаторские способности и лидерство.

Экстраверт.

Повышенная общительность.












Краткий психологический портрет.

Шерлок Холмс

Тип нервной системы: сильный.

Легко приспосабливается к новым обстоятельствам, способен быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Устойчив к стрессам.

Тип темперамента: сочетание холерического и флегматического типов.

Холерик

Флегматик

Резок и прямолинеен в отношениях, решителен и инициативен. Находчив в споре, склонен к риску, способен быстро решать и действовать. Неустанно стремится к новому, настойчив в достижении цели.


Спокоен и хладнокровен, последователен и обстоятелен в делах, осторожен и рассудителен. Умеет ждать. Молчалив, не любит попусту болтать. Доводит начатое дело до конца. Сдержан и терпелив, обладает выдержкой, строго придерживается выбранного распорядка жизни, системы в работе. Любит аккуратность и порядок во всем.


Тип личности: руководитель.

Целенаправленная деятельность и лидерство. В достижении цели может не считаться со своим здоровьем.

Учебный.

Легко абстрагируется от реальности, любит обобщать, делать выводы, на все имеет свою теорию. Рационален, но имеет склонность к некоторым видам искусства (музыка – играет на скрипке).

Интроверт.

Относительно замкнут.






Краткий психологический портрет.

ПЬЕРО

Тип нервной системы: слабый.

Тревожный, более внутренне обеспокоенный, более чувствителен к угрозам спокойному течению жизни. Теряется в неожиданных ситуациях, поэтому стремится избегать разнообразной деятельности.

Тип темперамента: меланхолик.

Стеснителен и застенчив, теряется в новой обстановке. Не верит в свои силы, в себя. Легко переносит одиночество, чувствует подавленность и неуверенность при неудачах. Обладает слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота. Невольно приспосабливается к характеру собеседника. Впечатлителен до слезливости, чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию. Болезненно чувствителен и легко раним. Стремится вызвать сочувствие и помощь окружающих.

Тип личности: тревожномнительный:

Разнообразие способностей, но неверие в собственные силы. Нуждается в подбадривании.

Интуитивный: Высокочувствителен, обладает ярким образным воображением. В отношениях с людьми преобладает самоконтроль, не посягает на их свободу.

Эмотивный: Обладает повышенным эмоциональным сопереживанием к другим людям, сентиментален, добросердечен. Слишком переживает за других, а на себя энергии не хватает. Мягок в общении.

Умеренный интроверт.

Умеренно закрыт.








Приложение 5.

Перечень заданий для жюри.

Задание 1.

Составление характеристики личностных качеств идеального руководителя и подчиненного.

Время работы – 40 минут. Максимальная оценка – 4 балла.


Задание 2.

Определение состояния человека по его позе.

Время работы – 1 минута на ситуацию. Максимальная оценка – 1 балл.


Задание 3.

Угадай слова.

Оценка – 1 балл.


Задание 4.

Угадай, что хочет сказать тебе собеседник (по пантомиме):

Через закрытое окно;

Через витрину магазина.

Время работы – 1 минута на ситуацию. Максимальная оценка – 1 балл.


Задание 5.

Понять, кому принадлежит характеристика:

Медвежонок Винни-Пух;

Поросенок Пятачок;

Ослик Иа;

Карлсон, который живет на крыше;

Волк из «Ну, погоди».

Время работы – 0,5 минуты на характеристику. Максимальная оценка – 1 балл за каждый правильный ответ.


Задание 6.

Составьте психологический портрет киногероя (по жребию):

Шерлок Холмс;

Буратино;

Пьеро.

Время работы – 3 минуты на характеристику. Максимальная оценка – 3 балла.


Задание 7.

Обыграйте выбранную ситуацию:

Вы устраиваетесь на престижную работу;

Вы – руководитель, увольняющий сотрудника.

Время подготовки – 1 минута на ситуацию. Максимальная оценка – 3 балла.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.