Методическая разработка урока по музыке в 5 классе «Александр Невский»
«АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
Методическая разработка урока по музыке в 5б классе.
Выполнила: учитель музыки МОУ «СОШ им. В.К. Ерошкина с. Новозахаркино Духовницкого района Саратовской области»
Румянцева Пелогея Алексеевна
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО МУЗЫКЕ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
1.Ф.И.О. Румянцева Пелогея Алексеевна 2. Место работы: МОУ «СОШ им. В.К. Ерошкина с. Новозахаркино Духовницкого района Саратовской области» 3. Должность: Учитель музыки 4. Предмет: Музыка 5.Класс: 5б 6. Тема и номер урока: Александр Невский Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский» для 5б класса
7.Цель. Приобщение к музыкальному наследию через творчество
8.Задачи. Сформировать УУД:
1.Предметные: совершенствовать музыкальное восприятие, сформировать понимание о новой музыкальной форме – «кантата», сформировать умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
2.Метопредметные: формировать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, в процессе слушания уметь выделить средства выразительности, которыми пользовался композитор.
3.Личностные: формировать мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся: на основе музыкального восприятия воспитывать пробуждение веры в свой народ, в Россию чувства личной ответственности за Отечество. Испытывать гордость и восхищение подвигами Александра Невского, вызывать чувство патриотизма, обогащать духовный мир детей.
9.Тип, вид учебного занятия. Занятие, по сообщению нового учебного материала.
Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, музыка.
Музыкальный материал: колокольный звон, хор «Вставайте, люди русские», песня Александрова «Вставай, страна огромная».
10.Литература и оборудование. Учебные: учебник «Музыка» 5 класс, Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, Москва «Просвещение» 2019 год.
Наглядные: мультимедийные презентации; презентация Microsoft PowerPoint, голоссарий (запись на доске) –кантата.
ТСО: компьютер, мультимедиапроектор.
Интернет ресурсы: classic-musik.ru, news.yandex.ru, ru.wikipedia.org,images.
11. Структура и ход урока:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапред-метные результаты |
1.Организационный момент | Приветствие в форме диалога: Добрый день! Встретились мы снова. Слушать музыку и петь вы всегда готовы | Приветствие учащихся.Учащие-ся рассаживаются за парты в соответствии с их ростом. | Позитивный настрой Формирование мотивационной основы учебной деятельности | | |
2.Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоения нового материала | На фоне звучания колокольного звона – декламация: Среди дубравы блестит крестами Храм златоглавый с колоколами… К себе он тянет неудержимо, Зовет и манит он в край родимый… И сердце радостно дрожит и тает, Пока звон благостный не замирает. Ребята, вы раньше слышали колокольный звон? Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это как символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники - благовесты, и тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности. Колокольным звоном встречали только что родившегося человека, и провожали его в последний путь. Звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов. А героями наша земля была издавна богата. И среди них – славный сын земли русской – великий полководец Александр Невский. Вы о нем что-нибудь слышали? Как вы думаете о ком мы будем с вами сегодня говорить? Конечно же о нем и еще познакомимся с новым музыкальным произведением – кантата «Александр Невский». Давайте прочитаем на слайде тему урока «Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский»», вы записываете в тетради тему урока | Предлагают идти на помощь Открывают тетради Записывают число и тему урока. | Мотивация на обучение и способность к выстраиванию образовательной траектории | Формирова-ние системы знаний о | Осознание цели урока. Умение ставитьучебные цели и задачи. |
3.Усвоение новых знаний. | Фронтальная беседа: Посмотрите на портрет и скажите, каким был Александр Невский? Великий князь Александр, на что он опирается? Готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю. Это под его руководством под Невой была одержана победа над шведами, а ведь ему тогда было только 20 лет. А в 22 года он разбил рыцарей-тевтонов на Чудском озере. Битва эта вошла в историю под названием «Ледовое побоище».Посмотрите на репродукцию картины художника, изобразившего фрагмент этой битвы.-Недаром Невский выбрал поле боя замерзшее озеро. Почему? Александр правильно рассчитал, что лед просто не выдержит тяжелых доспехов противника. Посмотрим фрагмент из фильма «Александр Невский» - конец этого сражения. Отпуская пленных солдат, Александр Невский сказал: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля». Посмотрим и послушаем его речь, затем хором прочитаем. В1938 году был создан художественный фильм «Александр Невский», отрывки из которого мы с вами видели. К этому фильму С.С. Прокофьевым была написана музыка. Позднее, в 1939 году - кантата «Александр Невский». Новое слово «кантата». Кант – хвалебная песнь (запись на доске) Прочитайте в учебнике на стр.16, что обозначает слово кантата. Кантата – крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром. Сейчас мы с вами послушаем одну из частей кантаты «Вставайте, люди русские!» Постановка проблемы:Ребята, когда вы будете слушать текст, вы должны выделить те слова и записать в тетрадь, которые прославляют народ, родную землю, которые доказывают, что это произведение – кантата. Вставайте, люди русские, На славный бой, на смертный бой. Вставайте, люди вольные, За нашу землю честную! Живым бойцам почёт и честь, А мёртвым - слава вечная. За отчий дом, за русский край Вставайте, люди русские! Вставайте, люди русские, На славный бой, на смертный бой. Вставайте, люди вольные, За нашу землю честную! На Руси родной, На Руси большой Не бывать врагу! Не бывать врагу! Поднимайся, встань, Мать родная, Русь! Поднимайся, встань, Мать родная, Русь! Вставайте, люди русские, На славный бой, на смертный бой. Вставайте, люди вольные, За нашу землю честную! Врагам на Русь не хаживать, Полков на Русь не важивать! Путей на Русь не видывать, Полей Руси не таптывать Вставайте, люди русские, На славный бой, на смертный бой. Вставайте, люди вольные, За нашу землю честную! Вы прослушали текст кантаты, какие слова вы выписали? А теперь внимательно прослушаем в исполнении хора и во время прослушивания определите: Постановка проблемы 1.Какая песня по характеру? 2.Везде ли одинаково звучит музыка? Фронтальная беседа: От лица кого поется средняя часть? Какие интонации мы слышим в этой музыке?Давайте прочитаем, какими средствами выразительности добился композитор такого характера. Фильм «Александр Невский» был создан в 1938 году, в то время, когда гитлеровцы уже начали свое варварское вторжение в страны Европы, а в 1941 году фашистская Германия напала на нашу страну. И из всех радиоприемников звучала песня «Вставай, страна огромная!» музыка А.В. Александрова и «Вставайте, люди русские» музыка С.С. Прокофьева. Постановка проблемы: Когда вы будете внимательно слушать отрывок из песни «Вставай страна огромная!», то должны определить что общего у этих песен? Кто может ответить на вопрос, что общего у этих песен. Вот так соединились 13 и 20-й века, а соединила их сила искусства. Песни поднимали у людей чувства патриотизма, вели на битвы, помогали совершать подвиги. А имя Александра Невского навсегда осталось в истории как символ героизма и командирской доблести. Во время войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной Армии за проявленную личную отвагу. За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых. А в 2008 году всеобщим голосованием имя Александра Невского возглавило список великих людей России. Во времена Александра Невского и в царские времена довольно часто происходили различные войны. И во время военных походов очень поднимали дух солдат бодрые, маршевые песни. | Планируют свои действия. Вывод о том , что им нужно сделать. перед прослушиванием прочитать текст песни После прослушивания дети дают свои ответы | Готовность к самообразова-нию и саморазвитию | Понимание необходимос-ти умения определять тему | Выбирать наиболее эффектиныеспособы решения учебных и познавате-льных задач |
4.Закрепление нового материала 5. ФИЗМИНУТ-КА | С каким героем вы познакомились на уроке? Какой композитор посвятил этому герою свое произведение? Какое произведение мы слушали? Какой новый музыкальный термин мы узнали? Инструктаж по выполнению домашнего задания. Дома прочитаете учебник страницы с16 по 17, знать определение что такое «кантата». Бодрость за одну минуту Руки. Быстро потрите друг о друга пальцами ладони (5 сек). Щеки. Быстро потрите щеки вверх-вниз (5 сек). Уши. Потрите уши (5 сек). Голова. Побарабаньте кончиками пальцев по голове (5 сек). Плечи. Сожмите руки в кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья (5 сек). Шея. Осторожно погладьте шею спереди ниже кадыка (5 сек). Затем погладьте шею сзади, с боков, сверху вниз (5 сек). Затылок. Нажмите на затылочную впадину, сосчитайте до трех, отпустите и погладьте (5 сек). Ноги. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха (5 сек). Если вы, заканчивая самомассаж, чувствуете, что по телу разлилась приятная теплота, цель достигнута. | | Формирование научного мироворения Ценностное отношение к изучаемой теме. Готовность к самообразова-нию и саморазвитию | Формирование системы знаний об основных этапах Овладение навыками работы | Планировать способы и пути достижения учебных задачУмние выделять нужную информa-цию различными источника-ми, владеть информационно- коммукативными технологи-ями получения и обработки информаци |
6.Подведение итогов 7. Включение нового знания в систему знаний | Подведем итоги, сделаем вывод. Почему в России помнят и чтят память Александра Невского? Поэтому Прокофьев и посвятил свою хвалебную песнь - кантату. Разрешите закончить урок такими строчками: Я вечно преклоняюсь перед теми, Кто долг храня Отчизну защищал, Не встал перед врагами на колени, Кто мира нарушителей карал. | Учащиеся отвечают на вопросы Обучающиеся анализируют что нового узнали, чему научились, делают вывод опираясь если нужно на вопросы с доски. Выставление оценок. Записывают д/з в дневниках | Формирование умения работать в группе Обучение навыков ком-ной компетентности | Закрепление полученных на уроке знаний и умений Формировние системы знаний и умений Овладение использование различных карт для решения учебных задач | Использо-вать устную речь , аргументи-руя свою точку зрения Работать в группе по решению общих учебных задач |
ПРИЛОЖЕНИЯ. (Александр Невский) фильм https://www.youtube.com/watch?v=EHKmIvGXuvE)
песня-«Вставайте люди русские» https://www.youtube.com/watch?v=1REYcSiiwXg
ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ,
18