Методическая разработка внеклассного мероприятия - Познавательная игра "Биология +"
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Познавательная игра на тему «Биология +»
Тихонова Ирина Анатольевна
учитель географии и биологии
ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ»
Цель: демонстрация связи биологии с другими науками
Задачи:
1. Показать связь биологии с другими науками.
2. Расширять, закреплять и систематизировать знания по биологии через выполнение занимательных заданий.
3. Развивать познавательные и творческие способности обучающихся.
4. Развивать мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и конкретизации.
5. Воспитывать культуру общения, прививать интерес к изучению биологии.
Оборудование и дидактический материал: персональный компьютер, мультимедиа установка, вращающийся барабан с секторами, конверты с заданиями.
Целевая аудитория: обучающиеся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.
Ход мероприятия
Приветствие. Объявление темы мероприятия. Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на развлекательной, но и познавательной игре «Биология +». Цель нашего мероприятия показать, как тесно переплетается биология с другими науками. Говорить мы будем о животных. Ведь в 8 классе уроки биологии посвящены изучению животных.
Объяснение правил игры. Перед вами барабан, который разделён на сектора: «+математика», «+география», «+литература», «+русский язык», «+экология», «+история». В каждом секторе находится по три конверта, которые содержат задания. Конверты имеют стоимость: 1, 3 и 5 баллов.
Капитаны команд по очереди вращают барабан, команда выполняет задание, выпавшего сектора. Если команда не может ответить, то право ответа переходит команде-сопернику. В конце игры по количеству набранных баллов будет выявлена команда — победитель.
Содержание заданий.
Сектор «+математика».
Конверт — 1: Соро́ка—птица семейства врановых из рода сорок. Сорока — это оседлая птица, но в Скандинавии также и перелётная. Сороки населяют всю Европу от Нордкапа в Скандинавии до южных оконечностей Испании иГреции.
У сороки размах крыльев 90 см, а длина её самой на 39 см меньше. Найдите длину сороки.
Решение. 90-39=51см
Конверт — 3: Синий кит — морское животное из отряда китообразных, относящееся к усатым китам род полосатиков. Самый большой кит, самое большое современное животное, а также, вероятно, крупнейшее из всех животных, когда-либо обитавших на Земле.
Синий кит за сутки съедает 24 т пищи. Сколько он съест 2 недели?
Решение. За 2 недели он съест 24*14=336 т пищи.
Конверт — 5: Домашняя свинья — крупное парнокопытное, разновидность кабана, одомашненная человеком около 7000 лет назад (по некоторым исследованиям — значительно раньше), и распространённая главным образом встранах Запада, в Восточной Азии и в Океании. Одичавшие свиньи встречаются в Северной Америке, в Австралии и в Новой Зеландии. Длина тела составляет от 0,9 до 1,8 метров, взрослая особь весит от 50 до 150 килограммов. По сравнению с другими парнокопытными, которые чаще бывают растительноядными, домашняя свинья всеядна, как и её предок, дикий кабан.
У бабушки было 9 свиней. Одна свинья за раз съедает 4 кг яблок. Сколько килограммов яблок съедят 9 свиней?
Решение.9*4=36кг
Сектор «+ география»
Конверт — 1: Расселить животных по материкам. Животные: КЕНГУРУ, ИМПЕРАТОРСКИЙ ПИНГВИН, ЖИРАФ. Материки: АВСТРАЛИЯ, АНТАРКТИДА, АФРИКА.
Конверт — 3: В арктических пустынях лето бывает только по календарю, а зимы холодны невыносимо. Как могут выжить животные Арктики? Просто жизнь приспособилась к существованию и в таких жёстких условиях. Сюда прилетают многочисленные и разнообразные пернатые, устраивая птичьи базары. Выдели в ряду птиц, которые прилетают в Арктику: гага, белый гусь, ласточка, полярная сова, киви, гагарка, какаду.
Конверт — 5: На гербе Гренландии на фоне синего щита изображено животное. Гренландия географически расположена между двумя океанами, что символизирует синий цвет щита.
Это животное является представителем фауны Гренландии и является одним из символов острова. Назовите, что за животное изображено на гербе Гренландии. Варианты ответов: БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ, ЭМУ, ЗЕБРА.
Сектор «+ литература»
Конверт — 1: Кто из зверей составил квартет в басне Крылова? (Медведь, Осёл, Козёл и Мартышка)
Конверт — 3: Образ Муму вошел в историю русской литературы как символ дружбы и искренности. Муму была самым близким существом для немого дворника Герасима. Но он был вынужден собственными руками лишить друга жизни. О каком животном идёт речь в рассказе Тургенева И.С.? (О собаке)
Конверт — 5: Какая птица попала в название сказки А. Погорельского? Чёрная… (курица).
Сектор «+ русский язык»
Конверт — 1: Название этого животного («лошадь») заимствовано из тюркских языков: «алаша». В русском языке это слово превратилось в «лоша», а затем приобрело суффикс -адь.. О каком животном идёт речь? (лошадь)
Конверт — 3: Древнее слово названия этого животного («волк») некоторые исследователи переводят как «разрывающий, терзающий» (близкие слова — «валить», «валять», «волна»; кстати, слово «волна» означает не только водяной вал, но и шерсть, оно сближается с древним индоевропейским корнем, означающим «дергать, щипать, рвать»). Другие исследователи считают, что название этого животного («волк») связано с «волочить» (волк таскает, уволакивает домашний скот). О каком животном идёт речь? (волк)
Конверт — 5: Название этого животного («змея») образовано от того же корня, что и «земля». Древний корень «зем-» первоначально имел значение «низ». Название этого животного означает то, что ползает по земле, под ногами. О каком животном идёт речь? (змея).
Сектор «+экология»
Конверт — 1: Какую пользу могут получать растения от животных, которые их едят?
(Насекомые — опылители помогают размножению цветковых растений; животные, питаясь плодами, способствуют распространению семян; продукты жизнедеятельности животных служат удобрением для почвы, в которой живут растения.
Конверт — 3: Экологическая сказка.
На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.
Однажды мальчик Миша забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Миши был такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Миша был «добрым» мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.
В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …
Вопросы:
Можно ли Мишу назвать «добрым» мальчиком?
Почему лось заплакал?
Конверт — 5: Назовите насекомых, являющихся санитарами леса. (Муравьи, божья коровка, жужелица, стрекоза, жуки-мертвоеды, трупоеды, могильщики).
Сектор «+история»
Конверт — 1: О каком животном идёт речь? Это настоящие старожилы на Земле. Ученые утверждают, что они населяют планету более 340 миллионов лет. Они выносливые, неприхотливые и быстрые — именно это помогло им выжить в самые бурные периоды истории на Земле. Эти животные могут жить некоторое время без головы — ведь они дышат клетками организма. Они отличные бегуны. Некоторые из них за секунду пробегают примерно 75 см. Это очень хороший результат относительно их роста (тараканы)
Конверт — 3: О каком животном идёт речь? Эти животные появились на Земле около 250 миллионов лет назад. Удивительно, но сначала они жили на суше, но потом им понравилось значительную часть своего времени проводить в воде. Это удивительные животные. Кажется, что они ничего не делают просто так. Чтобы облегчить переваривание пищи, они глотают камни. Это также помогает им погружаться на глубину. Эти животные не поддаются дрессировкам, и их можно считать самыми опасными животными на планете (крокодилы)
Конверт — 5: О каком животном идёт речь? Эти животные населяли Землю примерно 220 миллионов лет назад. От своих древних предков они отличаются тем, что у них нет зубов, и они научились прятать голову. Их можно считать долгожителями. Они доживают и до 100 лет. Они прекрасно видят, слышат, имеют тонкий нюх. Они запоминают человеческие лица (черепахи)
Заключение. Наше мероприятие подошло к завершению. Сегодня вы поняли, что изучать только один предмет невозможно. Нужно быть всесторонне образованным человеком. И сегодня на игре мы постарались доказать, что биология тесно связана с другими науками.
Подведение итогов. Награждение.
Интернет источники:
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/06/07/zadachi-o-zhivotnykh Задачи о животных.
http://zoogalaktika.ru/photos/geo По странам и континентам: животный мир стран и материков.
http://world-of-adventures.ru/world-of-adventures/pticy-arktiki-foto-i-opisanie/ птицы Арктики.
https://zen.yandex.ru/media/mymilye/krasivye-i-neobychnye-gerby-nekotoryh-stran-na-kotoryh-raspolojeny-jivotnye-chast-2-5d8e5a7405fd9800adad32c1 Красивые и необычные Гербы некоторых стран, на которых расположены животные.
https://yandex.ru/turbo/masterok.livejournal.com/s/2134878.html Происхождение названий животных.
https://kopilkaurokov.ru/biologiya/prochee/zanimatiel_naia_ekologhiia_zadaniia_na_funktsional_nuiu_ghramotnost Занимательная экология.
https://zen.yandex.ru/media/id/5adc3c949b403cf606150f0c/15-samyh-drevnih-jivotnyh-nashei-planety-kotorye-obitaiut-sredi-nas-5ae3248bf03173ba38d05160 15 самых древних животных нашей планеты, которые обитают среди нас.