Методическая разработка занятия элективного курса «Утрата редуцированных Ь и Ъ в древнерусском языке»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
| Суслопарова Людмила Юрьевна |
| Учитель русского языка и литературы КОГОАУ «Гимназия г. Уржума» |
| Русский язык |
| 9 - 11 классы |
материала | Методическая разработка занятия элективного курса «Утрата редуцированных Ь и Ъ в древнерусском языке» |
| Методическая разработка |
| «История языка» |
образовательной программы | УМК по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой (углублённый уровень изучения) |
материала | Цель: создание условий для осмысления, решения практических заданий языковедческого характера и последующей проверки знаний, умений, приобретённых в результате изучения материала; подготовка к олимпиаде по русскому языку. Задачи: Образовательные: развитие интегративных знаний (история русского языка, языкознание, история России), которые создают фундамент для аналитической деятельности; совершенствование умения анализировать и оценивать языковые явления и факты с прагматической и эстетической точек зрения; проводить лингвистический анализ текста. Развивающие: расширение общелингвистического и культуроведческого кругозора; развитие языковедческих и коммуникативных способностей учащихся. Воспитывающие: нравственно-патриотическое, духовное и эстетическое воспитание школьников; формирование ценностных ориентаций – осознания русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; формирование любви и уважения к родному языку, его истории. |
| Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию. Коммуникативные: владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи. Познавательные: формирование целостного представления о языке как национально-культурном феномене, как многофункциональной, исторически развивающейся системе, ее устройстве и функционировании. Регулятивные: умение определять действия в соответствии с познавательной задачей, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Предметные: решение языковых задач, лингвистический и филологический анализ текста, поиск информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы в процессе диалога, самостоятельная исследовательская работа с языковым материалом. |
| Данное занятие разработано для подготовки старшеклассников к всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку в рамках элективного курса или факультатива. Оно освещает трудные вопросы истории языка, этимологии слова, на которые в учебной программе по русскому языку отводится очень мало времени, однако на разных этапах ВсОШ они встречаются систематически и относятся к числу наиболее трудно решаемых. |
| Зайцева О. Н. Олимпиады по русскому языку. 5 – 9 классы. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. Уроки русского языка в школе: Предпрофильное обучение. 9 класс: Методическое пособие для учителя/ О.Н. Зайцева. – М.: Вербум – М, 2005. |
| https://rustih.ru/ivan-bunin-slovo/ https://kulturologia.ru/blogs/230519/43143/ https://lexicography.online/etymology/п/польза https://studopedia.ru/7_24717_protsess-padeniya-redutsirovannih-v-drevnerusskom-yazike.html https://lexicography.online/etymology/ https://thepresentation.ru/img/thumbs/29958eff4e16ec0fe7c5d576511d6110-800x.jpg https://smapse.ru/image/full/name/russkii-yazik-smapse2.jpg/ https://www.knigi-janzen.de/images/goods/big/04071936.jpg https://alifba.ru/storage/img/products/92603/cover.jpg http://900igr.net/up/datai/68602/0023-051-.jpg https://pikabu.ru/story/o_redutsirovannyikh_v_drevnerusskom_yazyike_5239598 |
конкурсной работы | Пояснительная записка, конспект занятия, презентация. |
Пояснение. Уникальность работы – 64, 11 %, так как в основу занятия положен материал из исторической грамматики русского языка, тема предполагает не творчество педагога, а его умение работать с разными источниками информации из истории древнерусского языка, отбирать нужную литературу, поэтому для выстраивания занятия привлекался теоретический и практический материал из открытых интернет-источников. Все они указаны в презентации и выше..
Примечание. Ответы к заданиям даны в презентации.
Конспект занятия
- Мотивирование на учебную деятельность
Приветствие учителя, психологический настрой на занятие.
- Актуализация знаний, фиксирование затруднений.
Беседа с учениками
Учитель:
- Русский поэт и писатель И. А. Бунин в 1915 г. создал стихотворение, которое я хочу вам сейчас прочитать:
- Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
- Подумайте и скажите, какова его тема. (Ответы)
- Постарайтесь сформулировать основную мысль ст-я. (Ответы)
- Да, речь, слово, язык - бесценный дар, достояние, которое из глубины веков способно нести свет, наполняя жизнь великим содержанием, смыслом. Наша задача – беречь этот дар.
- Ребята, а что это значит – беречь язык? (Ответы)
- Правильно, язык - культурное достояние народа, история языка, письменности складывалась веками. Важно ценить и беречь родной язык: бороться за его чистоту, изучать его настоящее и прошлое, гордиться им.
- Целеполагание, постановка задач
Цель нашего занятия – обратиться к истокам языка, его тайнам, чтобы объяснить некоторые современные грамматические и фонетические явления в нашем языке. Для начала вспомните, как называлась славянская азбука и кто её создатели. (Ответы)
А занятие наше будет посвящено двум буквам кириллического алфавита – Ъ (ер) и Ь (ерь).
- Основная часть занятия
А) Знакомство с новым материалом
В фонетической системе древнерусского языка было десять гласных фонем: <а>, <э>, <о>, <ѣ>, <и>, <ы>, <у>, <ä>, <ъ>, <ь>.
Ъ и Ь входили в их число. Они назывались редуцированными, т. е. сверхкраткими, гласными и могли находиться в слове в слабой или сильной позиции. Вспомните, когда гласный в слове находится в сильной позиции? (Под ударением).
Но в 10 веке в фонетической системе древнерусского языка начинается так называемый процесс падения (утраты) редуцированных в слабой позиции, который впоследствии изменил всю систему древнерусского языка.
Слабая позиция:
1. В конце слова: столъ, конь, сынъ;
2. Перед слогом с гласным полного образования: къто, чьто, правъда;
3. Перед слогом с сильными Ь и Ъ: жьньць, правьдьнъ.
Сильная позиция:
1. Под ударением: съхнути, тьща;
2. Перед слогом со слабым редуцированным Ъ и Ь: локьть, узъкъ;
3. В конце односложных слов: ть, нъ.
Падение редуцированных - утрата редуцированных («сверхкратких») праславянских гласных ъ - «ер» и ь - «ерь» в истории фонетики славянских языков - их исчезновение в так называемых «слабых позициях» и изменение в гласные полного образования (в русском *ъ > о, *ь > е) в «сильных позициях».
Процесс падения редуцированных продвигался с юга на север и происходил в XI – XIII веках
Как же это происходило?
- Давайте понаблюдаем, какова судьба гласных Ъ и Ь в истории языка.
Последствия падения редуцированных до сих пор живут и в русском языке
- Ассимиляция - уподобление согласных, когда разные по артикуляционным признакам звуки становятся сходными по какому-либо признаку, например, по звонкости / глухости: СЪДЕЛАТИ → сделать [зд].
- Упрощение групп согласных
После утраты редуцированных в слабой позиции возникают трудные для произношения группы согласных, поэтому один из согласных выпадает: ѸСТЬНЫИ, СЪЛНЬЦЕ.
- С процессом падения редуцированных связано и такое явление в современном русском языке как чередование гласных О, Е с нулем звука, например, СОН – СНА, ДЕНЬ - ДНЯ. Гласные, которые “исчезают” при чередовании, мы называем “беглыми”.
Учитель:
- Иногда мы даже не подозреваем, что некоторые, далёкие, на первый взгляд, слова, в действительности являются историческими родственниками. И тут нам на помощь приходит наука… (Ответы). Правильно, этимология, а вернее, этимологические словари под редакциями Н. М. Шанского, Л. В. Успенского и др. А они скрывают очень многое!
- Кстати говоря, именно этимологический словарь – главный ваш помощник в познании многих тайн, связанных с историческим прошлым современных слов. Давайте понаблюдаем.
Б) Практическая работа
- А сейчас давайте проверим себя. Предлагаю задания по нашему материалу.
Установите судьбу выделенных редуцированных Ъ, Ь в следующих словах древнерусского языка:
- Приведённые ниже древнерусские слова сохранились в современном русском языке, однако в них произошли процессы, которые изменили их фонетический и графический облик.
Напишите, как выглядят эти слова сегодня. Какие изменения произошли в словах? В чём их причина?
- Что ж, молодцы! Спасибо всем за работу!
- Рефлексия учебной деятельности
- Какой вывод можно сделать из сегодняшнего занятия?
(Язык – кладезь мудрости, его сокровищница безгранична. Свои тайны он открывает только ищущим, пытливым).
Так что ищите, думайте, делайте выводы, почаще заглядывайте в словари!
Конспект для проверки на плагиат, ворд
DOC / 261 Кб
Потамошнева Наталья Алексеевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Ахметшина Наталья Юрьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Юлия Васильевна Воробьева
Суслопарова Людмила Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Колышкина Елена Владимировна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Кирилл Александрович Ш.
Суслопарова Людмила Юрьевна
Иоланта Юрьевна Жаркова
Суслопарова Людмила Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна