Методическая разработка занятия по мотивам зарубежной сказки Редьярда Киплинга «Книга джунглей» (Маугли)
Учитель Ковалева, Новосибирск 2017 г
Методическая разработка занятия по мотивам зарубежной сказки Редьярда Киплинга «Книга джунглей» (Маугли).
Занятие для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Возраст детей: 6-8 лет
Продолжительность занятия – 45 мин
Цели, задачи. Познакомить детей с творчеством английского писателя Редьярда Киплинга. Развивать познавательный интерес к тропическим животным джунглей. Воспитывать у детей интерес к сказке и ее героям. Обратить внимание на способы выживания человека в джунглях.
Методические приемы: рассказ, беседа, познавательная деятельность, игра, просмотр мультфильма, работа с дидактическими карточками, раскрашивание черно-белых раскрасок.
Предварительная работа: Прочитать сказку «Маугли», Посмотреть советский мультфильм Маугли
Пояснительная записка. Дети младшего школьного возраста уже начинают изучать «окружающий мир» и различных животных в нём. Им уже известны домашние животные и дикие животные той местности, где они живут. Но с тропическими животными дети средней полосы России мало знакомы, разве что, видели их в зоопарке в непривычной для них среде обитания. В мультфильме красочно показаны, а в книге описаны внешний вид животных, их повадки, места обитания, особенности их поведения. Правда, как в сказке, животные разговаривают, имеют собственный характер, умеют думать и дружить, как люди. Это более присуще художественному произведению. Сказка «Маугли» учит выживать в трудных условиях тропического леса, полного опасностей для маленького человека.
Структура занятия
Этап занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Рассаживает детей |
Удобно рассаживаются за общий круглый стол. |
Мотивация |
Спрашивает: Как человеку выжить в джунглях? А как маленькому беззащитному ребенку? |
Заинтересованы темой, задают вопросы, отвечают. |
Получение новых знаний. Рассказ педагога, показ фрагментов мультфильма, чтение сказки. |
Рассказывает о жизни животных в джунглях с показом видеофрагментов. Что такое джунгли? Что там растёт? Кто там живёт? Раздает дидактические карточки по теме «Ярусы в тропическом лесу». Распределяет книжки-раскраски детям для раскрашивания. |
Слушают, смотрят, дополняют, вспоминают, что уже знают по теме, Раскладывают правильно карточки животных по ярусам. Раскрашивают книжки-раскраски. |
Проверка знаний в викторине |
Проводит викторину по сказке |
Участвуют в викторине |
Динамическая пауза |
Проводит подвижную игру-пантомиму «Животные джунглей» |
Играют в игру. Одни дети мимически изображают разных животных, другие – угадывают животных |
Закрепление и углубление знаний |
Организует настольные игры. Раздает дидактические карточки по теме «Места обитания животных в джунглях» |
Играют в настольные игры-ходилки. Раскладывают карточки. |
Рефлексия |
Хвалит детей |
Делятся впечатлениями |
Подведение итогов игр |
Учитель задаёт вопросы учащимся |
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя |
Педагог рассказывает детям о творчестве английского писателя и журналиста Редьярда Киплинга. О том, что сказку «Маугли» (книгу джунглей) написал английский писатель Редьярд Киплинг, который родился в Бомбее, в Индии в 1865 году в английской семье. До пяти лет мальчик жил в Индии, слушал рассказы индийцев о джунглях, о животных тропического леса, о разных приключениях этих животных в лесу. Став взрослым, Киплинг написал несколько сборников сказок для детей на эту тему, дав им общее название «Книга джунглей» (The Jungle Book). А иллюстрации к сказкам в первой книге нарисовал отец Киплинга, художник.
Что такое Джунгли? Джунгли – это тропические дикие густые леса и непроходимые чащи, перевитые лианами, полные опасностей не только для человека, но и для животных. Растений так много, что они растут ярусами и на каждом ярусе кипит жизнь. В густых кронах деревьев верхних ярусов прячутся птицы. Чуть пониже, на толстых ветвях и лианах качаются мартышки и находят приют крупные кошки – леопарды и ягуары. Здесь же охотятся длинные змеи-удавы, маскируясь под лианы и вися на них. В нижнем ярусе живут грызуны, пресмыкающиеся, крупные звери, ядовитые змеи. По земле ходят слоны, обрывая листву с деревьев; водятся дикобразы. Для джунглей характерны огромные деревья, заросли кустарников, древесные лианы, тянущиеся к солнцу и обвивающие стволы деревьев; высокие травы, бамбук, пальмы, растения с воздушными корнями-прицепками и огромные цветы без корней. Джунгли обильно цветут и плодоносят круглый год, поэтому там много животных, питающихся плодами и нектаром цветов. А также много хищников, которые охотятся на травоядных животных. Человека в Джунглях подстерегают опасности на каждом шагу. В тропическом лесу легко заблудиться и погибнуть от жажды или от укуса змей и ядовитых насекомых; от нападения хищных зверей.
Педагог кладет на стол яркую картинку тропического леса - крупный схематичный план с лесными ярусами и просит детей разложить карточки с изображением животных по ярусам.
Педагог говорит о том, что в сказке описать всех животных тропического леса невозможно, поэтому перечислим тех животных, которые стали героями сказки «Маугли».
Дети раскладывают дидактические карточки с изображением животных (в приложении №1) и перечисляют животных – героев сказки «Маугли».
Багира — пантера, чёрный леопард. Балу — медведь. Каа — питон. Шерхан — тигр. Табаки — шакал. Акела — вожак волчьей стаи. Ракша — волчица, приёмная мать Маугли. Волк-отец — приёмный отец Маугли. Бандерлоги— обезьянья стая, похитившая Маугли. Хатхи — слон. Чиль — коршун. Рыжие псы — стая красных волков. Сахи — дикобраз. Мао — павлин. Рама — вожак стада буйволов, которых спас Маугли, вернувшись к людям. Индийская кобра – ядовитая змея.
Затем дети берут дидактические карточки с местами обитания животных в тропическом лесу (карточки с ландшафтами джунглей,- приложение №2) и раскладывают их.
Затем педагог проводит викторину с вопросами по сказке «Маугли».
Викторина.
1. В семье каких животных стал жить человеческий детеныш Маугли в джунглях? (в волчьей семье)
2. Чем кормила волчица маленького Маугли? (молоком и сырым мясом)
3. Почему волчица называла Маугли «лягушонком»? (у него не было шерсти, как у волчат, а только гладкая кожа)
4. Какой зверь хотел съесть Маугли? (хищный тигр Шерхан)
5. Как объяснила волчица-мать, почему нельзя отдавать Маугли на растерзание тигру? (из чувства самосохранения: люди узнают о том, что тигр растерзал ребенка и разорят всё вокруг, в том числе, волчье логово)
6. Какая человеческая особенность Маугли помогала ему вытаскивать занозы из лап и носов братьев-волчат? (человеческие руки с подвижными пальцами, а не лапы)
7. Какая человеческая особенность помогла Маугли бегать быстрее волчат? (бегал не на четырех, а на двух ногах)
8. Где ещё умел лазить Маугли, чего не могли делать его братья-волки? (Маугли умел лазить по деревьям)
9. Почему семья волков должна была представить Маугли перед всей стаей? (Волки живут стаями, отделяясь семьёй только на период выведения потомства и выкармливания детенышей. В стае волков существует четкая иерархия, где каждый участник имеет определенное место)
10. Какие животные заступились за Маугли, а затем обучали его жить и охотиться в джунглях? (медведь Балу и пантера Багира)
11. Какая человеческая особенность помогла Маугли вернуть власть вожаку стаи волков Акеле? (жалость, благодарность, память о хороших делах, умение обращаться с огнем)
12. Какая человеческая особенность помогла Маугли затем встать во главе стаи волков? (быстрая обучаемость, ум, наблюдательность)
13. Какая человеческая особенность понравилась обезьянам, что они утащили Маугли? (внешне похож на них)
14. Зачем Маугли понадобился «железный коготь»- нож? (слабые ногти и зубы-клыки у человека)
15. Почему звери не выдерживали взгляд Маугли? (звери не выдерживают взгляд человека, они воспринимают прямой взгляд в глаза, как угрозу)
16. Какая человеческая особенность помогла Маугли спасти слоненка? (руки человека, смекалка)
17. Почему в друзья Маугли выбрал питона Каа, а не очковую кобру, хранительницу золота? (Удавы неядовиты, а кобры очень ядовиты. Маугли не пригодилось бы золото в джунглях)
18. Почему прихвостнем Шерхана стал именно шакал? (В дикой природе шакалы часто доедают остатки добычи тигров, поэтому держатся неподалеку от них)
19. Действительно ли рыжие псы так многочисленны? (родственники волкам, лисам и всем псовым, они приносят больше щенят и способны их выкормить, у матери много сосков на теле)
20. Так ли ужасны дикие тропические пчелы? (Да, они очень крупные, укусы болезненны; они могут зажалить до смерти даже крупное животное)
21. Какая человеческая особенность позволила Маугли оседлать буйвола? (ноги, руки, чтобы держать за рога и бока, ловкость, воля)
22. Бывает ли так в природе, что если вожак промахнулся на охоте, то вожаком становится более ловкий и сильный волк? (Да бывает. Иногда волчица становится во главе стаи)
23. Бывает ли так, что отдохнув и залечив раны, вожак возвращается в стаю волков и снова становится вожаком? (да, бывает)
24. Почему коршуна Чиля считали вестником происшествий в джунглях? (Паря высоко в небе и наблюдая острым зрением за происходящим в джунглях, коршуны видят, где упало замертво животное и начинают кружиться над падалью,- они ею питаются. Наблюдая с земли за поведением коршуна, можно определить, где в джунглях погибли животные)
25. Бывает ли, что у черной пантеры появляются рыжие детеныши? (Да. Темный окрас обеспечен рецессивным геном. Вероятность рождения темного котенка 1:3)
26. Бывает ли на самом деле в джунглях «водяное перемирие» в засуху? (Бывает, когда хищники полуживые от жажды не могут охотиться, лишь бы доползти до водопоя)
27. Какая человеческая особенность помогла Маугли напугать тигра Шерхана огненным цветком? (человек не боится огня, а звери боятся)
28. Какая человеческая особенность заставила повзрослевшего Маугли уйти в деревню к людям из джунглей? (Любовь к девушке)
Педагог подводит итоги викторины, хвалит детей за удачные ответы.
Динамическая пауза: Игра-пантомима. Дети по очереди показывают мимикой и изображают из себя пантомимой различных животных из сказки «Маугли», остальные должны угадать животное.
Педагог поясняет, что преодолевая множество опасностей, маленький, беспомощный мальчик вырастает в сильного, великодушного, храброго юношу.
Животные в сказке «Маугли» наделены дополнительными характерными чертами не только как животные, а как персонажи сказки. У каждого своя роль в сказке и в джунглях. Педагог просит детей охарактеризовать персонажей, наделить их эпитетами.
Каа - мудр и беспощаден. Багира – игривая, сильная, опасная, грациозная. Балу – терпеливый воспитатель. Акелла - храбрый и справедливый лидер. Волчица-мать готова отдать жизнь за своего детеныша. Стая Бандерлогов хаотична, взбалмошна, суетлива. Шерхан - свиреп и хитер, он живёт не по законам джунглей и поэтому получает по заслугам. Шакал Табаки – трусливый прихвостень более сильного тигра Шерхана. Кобра коварна, но стара и бессильна. У колючего Сахи - дикобраза неуживчивый характер. Стая волков олицетворяет сплоченность и понимание, что вместе можно добиться гораздо большего, чем в одиночку.
Педагог разворачивает на столе настольную игру-ходилку по сказке «Маугли» и в процессе игры с детьми рассказывает, что сказка учит быть честными и сильными, вместе противостоять злу, искать поддержку у других со словами: "мы с тобой одной крови".
Стремление выжить. В сказке персонажи стремятся выжить. Всё время происходит борьба за жизнь то с силами природы, с засухой - «великой сушью»; то с хищниками, ядовитыми змеями, обезьяньими причудами, нашествием рыжих псов. Дети впервые сталкиваются с понятием жизни и смерти. Танец Каа перед бандерлогами олицетворяет саму смерть. Акела, умирая от старости и ран, уходит в долину смерти. В сказке всё время происходит выбор между жизнью и смертью: оставить человека в волчьей стае или отдать на растерзание тигру? Сражаться до смерти с рыжими псами или нет? В этом возрасте дети до конца не поймут ещё этого понятия, но, по крайней мере, начнут осознавать, что человеку всю жизнь придётся бороться за жизнь, делать выбор, как поступить и оценивать свои поступки.
В сказке храбрость и честь награждаются. Бесчестие, хитрость и трусость - наказываются. Добро побеждает зло. Но это происходит не чудесным образом, как во многих других сказках, а усилиями главных героев, стремлением Маугли выжить, быть лучшим, сильным. Успехи достигаются обучением, тренировкой, самостоятельностью, смекалкой, поддержкой друзей. Из беспомощного ребенка в конце концов вырастает сильный и храбрый юноша, закаленный обстоятельствами. Повзрослев и возмужав, Маугли влюбляется и понимает, что не может больше жить в джунглях, что пора уходить к людям в деревню. Добившись вершины признания в джунглях, он отправляется ради любви покорять новые вершины.
Использованные источники.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3,_%D0%A0%D0%B5%D0%B4%D1%8C%D1%8F%D1%80%D0%B4 биография Киплинга
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0_%D0%B4%D0%B6%D1%83%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B5%D0%B9 персонажи книги джунглей
- http://blgy.ru/biology10pro/storey ярусы тропического леса
- http://www.labirint.ru/screenshot/goods/202146/4/ игра настольная «Маугли»
- http://www.labirint.ru/screenshot/goods/488726/1/ игра настольная «Маугли»
- https://www.youtube.com/watch?v=L-DHa1PZ2BQ Советский мультфильм «Маугли»
- http://www.stranamam.ru/post/9183821/ сравнение советского мультфильма с диснеевским
Приложение №1 Дидактические карточки персонажей сказки «Маугли».
Персонажи сказки Редьярда Киплинга «Книга джунглей» |
||||
Р. Киплинг |
Маугли |
Акела |
Багира |
Балу |
Бабочки |
Каа удав |
Бандерлоги |
Котята пантеры |
Ракша-сатана |
Табаки шакал |
Шерхан тигр |
Коршун Чиль |
Кобра старая |
Хатхи слон |
Павлин Мао |
Рыжие собаки |
Стая волков |
Отец-волк |
Девушка |
Попугаи |
Дикие пчелы |
Сахи дикобраз |
Буйвол Рама |
Маугли-юноша |
Персонажи сказки Редьярда Киплинга «Книга джунглей» (обратная сторона) |
||||
сборник рассказов Редьярда Киплинга. Главные герои — животные и ребёнок, воспитанный волками. |
Человеческий ребёнок, воспитанный волками. |
Вожак волчьей стаи. Волки - вид хищных млекопитающих из семейства псовых. Мех густой, хвост всегда опущен, есть клыки. |
Черные леопарды не отличаются от пестрых и дают плодовитое потомство. |
Медведь Губач. На людей не нападает. Ест орехи, коренья, муравьёв, мед. Есть подвижное рыло с выпяченными губами. |
Р. Киплинг |
Маугли |
Волк |
Чёрная пантера |
Медве́дь |
Парусники — крупные бабочки. Как изящные танцовщицы парят они в воздухе трепеща крылышками. |
Питон – змея неядоаитая. Удавливает добычу кольцами своего тела и заглатывает. До 10 метров длиной. |
Вымышленный обезьяний народ из «Книги джунглей» английского писателя Редьярда Киплинга, |
Детеныши могут быть пятнистые и чёрные. Но ген чёрного цвета рецессивный, поэтому чёрных меньше. |
Волчица, выкормившая Маугли. Для волков типичен семейный образ жизни. Пары образуют надолго. |
Бабочки |
Питон |
Бандерлоги |
Котята пантеры |
Мать-волчица |
Шакал из семейства псовых. Небольшое животное, размером меньше пса. Питается падалью. |
Бенга́льский тигр – крупная хищная полосатая кошка. Обитает в Индии, в тропических лесах рек Ганг и Инд. |
Коршун – хищная птица, питается падалью. Окрас перьев темно=бурый. |
индийская кобра – очковая змея с рисунком на голове. Питается пресмыкающимися, мышами и крысами Очень ядовита. Яд повреждает нервную систему. |
Индийский слон - хоботное животное, живет в джунглях. Охлаждаются, помахивая ушами, купаясь в воде. |
Шакал |
Тигр |
Коршун |
Кобра |
Слон |
Птица с длинным красочным хвостом. Живет на земле, не летает. |
Красные волки - хищники с чертами волка, лисицы и шакала. Морда укороченная, заостренная. Окрас рыжий, хвост – черный. |
Внутри стаи - иерархия, на вершине её доминирующая пара, затем взрослые члены семьи, щенки и одинокие волки |
За лето стая выводит только одно потомство, причём родителями щенков выступает пара вожаков. |
Мессуа — приёмная мать Маугли, когда он вернулся к людям. |
Павлин |
Рыжие собаки |
Стая волков |
Отец-волк |
Девушка |
Яркие птицы с крупным клювом. Питаются плодами, ягодами, орехами. Летают хорошо |
Гига́нтские индийские пчелы строят соты на дереве. Потревоженная семья нападает на нарушителя спокойствия, жаля его. |
Индийский дикобраз. Вес до 15 кг. Спина, бока и хвост покрыты иглами. Питание растительное. |
Индийский буйвол. Бык полорогий. Держатся стадами из старого быка, и нескольких коров с телятами. |
Смуглый и черноволосый индийский юноша. Уходит из джунглей жить в деревню к людям. |
Попугаи |
Дикие пчелы |
Дикобраз |
Буйвол |
Маугли-юноша |
Приложение №2 Дидактические карточки мест обитания животных сказки «Маугли».
Ландшафты тропического леса из сказки Редьярда Киплинга «Книга джунглей» |
||
Радуга на реке |
Лианы |
Мощные деревья |
Озерцо |
Водопад у скал |
Излучина реки |
Корни деревьев |
Цветущие джунгли |
Волчья нора |
Опушка леса |
Пчелиное гнездо на дереве |
Заброшенный город |
Холм |
Логово Багиры |
|
Поляна |
Великая сушь |
Холодное ущелье |
Дементьева Ирина Михайловна
Елена
Янакова Ольга Александровна
Елена
Горбачёва Марина Юрьевна