12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ломакина Олеся Валерьевна1721
Россия, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре
Материал размещён в группе «МАСТЕР-КЛАСС»

Муниципальное образовательное учреждение

Центр дополнительного образования «Дземги»





Методическая разработка занятия с мастер-классом

​​​​​​​«Фруктовый топиарий»





Целевая аудитория: 5-10 человек

Возрастная группа: 10-17 лет

Направленность: художественная

Ф.И.О. автора: Ломакина Олеся Валерьевна,

методист МОУ ЦДО «Дземги»






Комсомольск-на-Амуре

2022



Оглавление

Пояснительная записка (Актуальность, цель, задачи, форма обучения, тип занятия, возрастная категория участников, методы обучения, методические приемы, ожидаемый результат, условия для проведения мастер-класса)

Описание мастер-класса

Ход мастер-класса по изготовлению фруктового топиария)

Анализ проведенного занятия и полученный результат

Методические рекомендации для обучающихся

Методические рекомендации для педагогов 

Список использованной литературы

Приложения (Стихи и загадки о и деревьях)


Пояснительная записка

Актуальность

«Топиарий» – модное украшение интерьера и один из лучших вариантов подарка. Сделать декоративное дерево под силу и тем, кто никогда рукоделием не увлекался. Освоить искусство изготовления «Топиария» несложно, а материалы и инструменты вполне доступны. Главное – время и большое желание.

 В процессе выполнения декоративных деревьев часто приходится фантазировать и пускать в ход изобретательность, применять неординарное мышление, создавая те или иные растения, повторяя необычные формы и цвета.

Данная разработка обладает практической значимостью, так как способствует решению задачи программно-методического обеспечения образовательного процесса, является учебно-методической разработкой.

К занятию прилагается технологическая карта, в которой материал изложен связно, логично и соответствует принципу доступности: обучаемые самостоятельно могут выполнить данный сувенир по предложенной карте, так как в ней четко прописаны этапы выполнения работы, предложено фото, используемые материалы и инструменты на каждом этапе.

Цель:  формирование творческого самовыражения обучающихся через приобретение ими практических навыков при создании сувенира в технике «топиарий».

Задачи:

познакомить с историей возникновения искусства создания Топиария;

научить обучающихся поэтапно изготавливать топиарий из сизаля;

развивать самостоятельность, точность, творческую и познавательную активность, фантазию, анализировать полученную информацию;

развивать у обучающихся мышление, практические навыки, художественный вкус;

развивать мелкую моторику пальцев рук;

развивать умения обучающихся выполнять работу пошагово, согласно намеченному плану, доводить начатую работу до конца;

создать атмосферу творческого сотрудничества.

Назначение готового изделия: украшение интерьера.

Форма обучения: мастер-класс.

Тип занятия: изучение нового материала, репродуктивно-деятельностный.

Возрастная категория участников: мастер-класс может быть полезен для проведения занятий с детьми 10-17 лет, а также в качестве методического пособия для педагогов и родителей.

Методы обучения: словесный – рассказ, беседа, объяснение; наглядный – образцы изделий, демонстрация готовых работ, презентация.

Методические приемы: метод эмоционального стимулирования; метод иллюстраций и самоконтроля; дедуктивный и практический методы.

Ожидаемый результат: обучающиеся познакомятся с историей искусства создания топиария, применяемыми  на занятии материалами и инструментами, а также изготовят своими руками фруктовый топиарий. 

Условия для проведения мастер-класса:

Проветриваемое и хорошо освещенное помещение – учебный кабинет, школьная мебель (парты, стулья), материалы и инструменты для проведения мастер-класса, мультимедийное оборудование для использования ИКТ-технологий: проектор, экран, ПК.


Описание мастер-класса

Тема: «Фруктовый топиарий»


Ход занятия.

I. Организационный момент.

Педагог:  Здравствуйте, ребята! 

II. Подготовительная работа.

1. Эмоциональный настрой. Объявление темы мастер-класса.

Педагог: Вам хотелось бы красиво и оригинально украсить свой дом? Думаю, что да! Тогда сегодня я предлагаю изготовить своими руками чудесное декоративное дерево – фруктовый топиарий, представляющий собой фантазийный причудливый шар. Кстати, топиарии часто называют деревом счастья. Но не подумайте, что сделать собственный топиарий сложно! Вовсе нет! Каждому под силу «вырастить» свое фруктовое дерево.

III. Актуализация знаний.

Педагог: Так как сегодня мы будем делать фруктовый топиарий, давайте вспомним, какие бывают фрукты? (Ответы обучающихся). Вы уверены, что ничего не забыли? Давайте послушаем стихотворение про различные фруктовые деревья, чтобы вы смогли выбрать, какие же фрукты будут «расти» на вашем топиарии.


На свете так много деревьев различных,
Давайте посмотрим, а в чем их отличие.
Ведь имя у каждого дерева есть.
Давайте узнать их попробуем здесь.

Он под солнцем южным рос – это сладкий абрикос.
Это дерево южанка и под солнцем ей не жарко
Вкус не сахар, не халва, чуть с кислинкою айва.

Он оранжевый и яркий – солнца ласкового сын.


Ароматный, кисло-сладкий, дарит радость апельсин.
Темно-красные сережки спелых ягод, будто вышли
Прогуляться в сад матрешки – замечательные вишни.
Желтым, розовым, бордовым светом ягоды горят.


Приглашает в лето снова гроздью ягод виноград.
Пахнет медом, ты покушай спелая на ветке груша.
Помогают от ангины гроздья красные калины.
Из глухих таежных недр шлет орешки мудрый кедр.

На ветвях ее орешки в тишине лесной растут
Этот маленький орешник все лещиною зовут.
Витаминами силен цитрус желтенький – лимон.
Ветки облепила лихо янтарями облепиха.

Нежным солнышком сияет и пушком чуть-чуть оброс.
Все его, конечно, знают, в жарких странах персик рос.
Осенью алеет дивно кистью красною рябина.
С фиолетовым отливом на ветвях созрела слива.

Как с орешками сундук – рос на солнышке фундук.
Словно был он в парафине – рос на пальме сладкий финик.
Будто солнышко сама светит янтарем хурма.
Так похож он на лимон, называется цитрон.

Вот красавица в сережках, млеет от тепла немножко.
Вы узнали? Ну конечно это сладкая – черешня.
Ягодам в листве не скрыться много их на шелковице.
Хрустким яблоком качая осень яблоня встречает.

(Блинникова Марина)

IV. Теоретическая часть. Просмотр презентации с теоретическим материалом по истории возникновения искусства создания топиария. 

Педагог: Перед тем как приступить к изготовлению своего топиария, я хочу вас познакомить с историей искусства создания топиария.

Для многих загадочное название «Топиарий» покажется непонятным. Словари определяют понятие Топиари (topiary) как искусство художественной обрезки и придания декоративных форм кронам деревьев и кустарников.

Слово имеет латинские и греческие корни: латинское topia – фреска с изображением ландшафта, topiarus- более подходящее – садовод. А греческое слово topis означает усадьба. Уже только тот факт, что слово «топиари» имеет столь древние корни, говорит о том, насколько древним является само искусство художественной обрезки крон.

Искусство придания геометрических форм деревьям и кустарникам уходит своими корнями в Древний Египет и Персию. Уже тогда люди отдавали предпочтение сочетанию внешней формы и функциональности и широко применяли этот принцип в архитектуре.

А немного восточнее долины Нила, искусство создания геометрических садов достигло такого невероятного размаха, что появилось одно из величайших чудес древнего мира – висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Несомненно, что топиарное искусство, достигшее невероятных высот за время развития человеческого общества, взяло свое начало с аккуратно подстриженных миртовых деревьев.

Почти тысячу лет топиарное искусство было сокрыто за монастырскими стенами.

Как и любое увлечение, топиарное искусство в 18 веке переживало периоды роста и спада. Когда в моду вошли, так называемые, естественные ландшафты, топиари было практически предано забвению. Папа Александр резко критиковал и осмеивал топиарное искусство.

Однако, стремление к созданию более уютных садов в поместьях вызвало новый всплеск интереса к топиари в 19 веке. Самые прогрессивные садоводы оформляли загородные дома редкими фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями и полуформальными узловыми садами и аккуратно подстриженными газонами. Так родился стиль, считающийся в настоящее время исключительно британским.

Сегодня топиарное искусство снова расцветает. Фигурные стрижки деревьев и кустарников можно увидеть и при въезде в город, и на городских улицах, выполненные в виде зеленых конусов, шаров и иных причудливых форм; иногда даже имитируя внешний вид животных и людей. Но мастерам и здесь было мало простора, и они перенесли данный увлекательный стиль в помещения и поселили в своих домах оригинальные топиарии.

Топиарий, его еще называют «Европейским деревом» и «Деревом счастья», – обычное украшение интерьера в европейской флористике. Очень хороший выход для тех, кого не «любят» комнатные растения. Это очень оригинальная композиция, которая всегда обращает на себя внимание.

Яркость и оригинальность достигается не только за счет формы (форма круга сама по себе очень интересна), но и за счет использования в композиции множества сочетаний цветов и применения материалов разной фактуры, изогнутого стволика.

Красивое и веселое деревце сразу же привлекает к себе все взгляды. Подобного рода сувенир может служить украшением любого интерьера и приятным подарком, потому что к каждому празднику можно изготовить тематический и даже ароматный «Топиарий».

В зависимости от размера и внешнего вида деревца, его можно устанавливать прямо на полу, на открытых полочках, камине, журнальном столике или прикроватных тумбочках.

Ухаживать за топиарием просто. Достаточно периодически удалять с деревца пыль, воспользовавшись специальным приспособлением или обычным феном (только не горячей струей). Ну и само собой, чтобы дерево счастья долго радовало вас своей красотой, нужно постараться его не ронять и не ставить под прямые солнечные лучи.

V.  Выполнение практической работы. Изготовление сувенира «Фруктовый топиарий».

Просмотр презентации с этапами изготовления сувенира «Фруктовый топиарий»

Педагог: А теперь давайте создадим свое декоративное дерево – фруктовый топиарий из сизаля.

Для изготовления данного топиария нам потребуется:

Материалы и инструменты:

Сизаль в волокне желтого, оранжевого и зеленого цветов;

Корелис – для ствола;

Газеты – для шара-основы;

Декоративные фрукты для топиария;

Декор: птички, бабочка, стикер, бусины;

Пластиковый стакан (кашпо);

Гофрированная флористическая бумага для декора стакана;

Пенопласт;

Алебастр (строительный гипс);

Швейные нитки;

Клеевой пистолет;

Ножницы;

Карандаш.


Ход мастер-класса по изготовлению фруктового топиария

Топиарий «Фруктовое вдохновение»

t1669827869aa.jpg

Материалы и инструменты:

Сизаль в волокне желтого, оранжевого и зеленого цветов;

Корелис – для ствола;

Газеты – для шара-основы;

Декоративные фрукты для топиария;

Декор: птички, бабочка, стикер, бусины;

Пластиковый стакан (кашпо);

Гофрированная флористическая бумага для декора стакана;

Пенопласт;

Алебастр (строительный гипс);

Швейные нитки;

Клеевой пистолет;

Ножницы;

Карандаш.

t1669827869ab.jpg



Описание процесса изготовления


Фото

Материалы и инструменты

1

Из газет формируем шар около 10 см в диаметре. Для фиксации формы перевязываем шар нитками. В качестве альтернативы можно использовать готовый шар-основу для топиария из пенопласта или пластмассы.


t1669827869ac.jpgt1669827869ad.jpg

Ножницы, газеты, нитки / шар из пенопласта

2

Из сизаля желтого и оранжевого цвета отрываем волокна и скатываем в небольшие шарики. Технологически прием идентичен лепке «колобка» из пластилина – сначала катаем волокно в ладонях, не сильно нажимая, затем – прилагая большие усилия, чтобы готовые шарики получились плотными. Количество шариков и их размер зависят от желаемого конечного результата и размера шара-основы.


t1669827869ae.jpg

Сизаль желтого и оранжевого цветов

3

В шаре-основе из газет делаем небольшое отверстие, вставляем туда ствол корелиса и приклеиваем с помощью клея-пистолета. Вместо корелиса можно использовать шпажки, склеенные вместе и задекорированные, проволоку, любые ветки, достаточно прочные и твердые.


t1669827869af.jpgt1669827869ag.jpg

Ножницы, клей-пистолет. Ствол корелиса. Шар-основа

4

Приклеиваем шарики из сизаля к шару-основе с помощью клея-пистолета. Чередуем желтые и оранжевые.


t1669827869ah.jpgt1669827869ai.jpg

Клей-пистолет. Шар-основа, шарики из сизаля

5

Подготавливаем основание топиария – декорируем пластиковый стакан с помощью гофрированной флористической бумаги золотого цвета. Оклеиваем стакан по бокам, загибаем концы бумаги снизу, направляя их на дно. Затем вырезаем круг чуть меньшего диаметра, чем дно стакана (приблизительно на 5-7 мм) и заклеиваем им дно. Для декора стакана можно использовать различные материалы: шпагат, технику «декупаж», ракушки, бусины, ткань, краску, атласные и репсовые ленты и т.д. Можно использовать кашпо для цветов. Главное помнить: центр композиции в топиарии – его крона, а не основание.


t1669827869aj.jpgt1669827869ak.jpgt1669827869al.jpgt1669827869am.jpgt1669827869an.jpgt1669827869ao.jpgt1669827869ap.jpg

Пластиковый стакан, клей «Титан», флористическая бумага золотого цвета

6

В отдельной емкости разводим алебастр (строительный гипс), добавляя воду в соотношении 2:3, до консистенции густой сметаны. Размешиваем шпажкой, чтобы не было комочков.


t1669827869aq.jpg

Одноразовый стаканчик, шпажка, алебастр, вода

7

На дно стакана укладываем кусочки пенопласта, вставляем ствол с кроной топиария и заливаем алебастровым раствором. Фиксируем положение ствола до тех пор, пока алебастр не схватится.


t1669827869ar.jpgt1669827869as.jpg

Пенопласт, алебастровый раствор

8

Декорируем крону: поверх шариков из сизаля приклеиваем декоративные фрукты и ягоды: яблоки, груши, клубнику, малину. Можно использовать другие, в зависимости от цветовой гаммы, которая используется, например: красную вишню и яблоки, оранжевые апельсины, зеленые яблоки и арбузы, бордовую черешню, розовые персики и т.д.


t1669827869at.jpgt1669827869au.jpg

Заготовка, декоравтиные фрукты. Клей-пистолет.

9

Поверх алебастра выкладываем куски пенопласта, приклеиваем их; вставляем декоративный стикер, сверху приклеиваем зеленый сизаль.


t1669827869av.jpgt1669827869aw.jpgt1669827869ax.jpg

Пенопласт, декор, зеленый сизаль в волокне. Клей-пистолет.

10

Декорируем топиарий бусинами желтого (диаметр – 10 мм) и красного цвета (диаметр 6 мм). Бусины вклеиваем между шариками из сизаля.


t1669827869ay.jpgt1669827869az.jpg

Пластмассовые бусины, клей-пистолет.

11

Последние штрихи: проверяем композицию на равновесие. Размещаем птичек (одну – на подвешенную ягоду-малину, вторую – на стакан, поверх зеленого сизаля), бабочку клеим на крону.


t1669827869ba.jpgt1669827869bb.jpgt1669827869bc.jpg

Декоративные птички, бабочка из перьев. Клей-пистолет.

12

Топиарий готов!


t1669827869bd.jpgt1669827869be.jpgt1669827869bf.jpg



VI. Подведение итогов.

Педагог зачитывает стихотворение:

В корзинах фрукты вносят в дом,
Когда проходит лето,
И оставляют под дождем
За дверью сад раздетый.
И будут банки до весны
Вареньем розовым полны,
И будут яблоки в ларе
Свежи, как будто в сентябре,
И пьяных вишен алый сок
Окрасит сахарный песок.
А сад остался там, снаружи,
Стоять по пояс в черной луже.
Холодный вихрь его нагнал —
Закашлял сад и застонал.
Деревья горбятся, хрипят,
Трясутся с головы до пят:
«Мы б разбежались все сейчас,
Да по одной ноге у нас!
Ой, плохо стынуть под дождем,
И нас возьмите в теплый дом!»
Ну как деревьям не помочь?
А вдруг морозной будет ночь,
Несут рогожи и мешки —
Деревьям на зиму чулки.
Ногам тепло, одели всех,
А головы укроет снег.
(Квитко Л.)


В услышанном вами стихотворении, ребята, фруктовые деревья решили одеть, чтобы они не замерзли зимой, т.к. настоящие деревья невозможно внести в дом. А наши сувенирные фруктовые топиарии можно прекрасно разместить в своем интерьере.

На этом занятии мы с вами узнали, как и  где возникло искусство создания топиария, что нам понадобится для изготовления фруктового деревца и выполнили замечательные сувениры.

Хочется отметить, что очень красивые топиарии получаются  из природных материалов (шишек, орехов и др). Необычным получается фисташковое дерево своими руками. В ход пойдут и макаронные изделия, и старые лоскуты ткани, и салфетки, и конфеты с фруктами, атласные ленты и многое-многое другое. Не смотря на то, что делали вы работы по одному и тому же мастер-классу, у каждого из вас получилось свое, индивидуальное, авторское деревце, так как каждый человек уникален и индивидуален. Посмотрите на свои работы! Вы справились с заданием, я за вас очень рада! Теперь мы можем устроить выставку топиариев, сделанных вашими руками, а затем вы сможете подарить свои работы друзьям и близким.

Анализ проведенного мастер-класса и полученный результат

VII. Рефлексия.

Педагог: Уважаемые ребята, если вам понравилось занятие, выберите, пожалуйста, карточку с цветущим деревцем, если нет – сухое, старое, без кроны. (Предварительно участникам были розданы карточки с изображением деревьев).

А теперь подумайте, может быть, вам что-то не понравилось в вашей работе? Какие были сложности? Что бы вы изменили в своем изделии, если бы делали его заново? Может, цвет сизаля? Или форму кроны? Или цвет и фактуру горшочка? Или вместо декоративных фруктов вы использовали бы другой декор – например, овощи/ракушки/шишки..? Или вместо основного материала вы бы взяли салфетки, фоамиран, гофрированную бумагу, ткань?

Все ваши задумки и идеи вы можете воплотить в следующий раз, изготовить новый, другой, топиарий, пользуясь знаниями и навыками, которые вы получили сегодня на мастер-классе. Если у кого-то из вас возникли вопросы, вы можете их задать.

На этом наше занятие закончено. Желаю всем творческих успехов! А в следующий раз мы изготовим кофейное деревце.


Целью данного мастер-класса было формирование творческого самовыражения обучающихся через приобретение ими практических навыков при создании сувенира в технике «топиарий».

Для успешной реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

познакомить с историей возникновения искусства создания Топиария;

научить обучающихся поэтапно изготавливать топиарий из сизаля;

развивать самостоятельность, точность, творческую и познавательную активность, фантазию, анализировать полученную информацию;

развивать у обучающихся мышление, практические навыки, художественный вкус;

развивать мелкую моторику пальцев рук;

развивать умения обучающихся выполнять работу пошагово, согласно намеченному плану, доводить начатую работу до конца;

создать атмосферу творческого сотрудничества.

В ходе проведения мастер-класса, цели, поставленные в начале занятия, были достигнуты: все обучающиеся на мастер-классе изготовили сувенир, фруктовый топиарий; каждый из обучающихся смог выразить свою индивидуальность, применяя различный декор (виды фруктов, сочетания цветов, количество декора, композиционное решение). На мастер-классе была выдержана логика. В ходе работы обучающиеся получили представление об искусстве создания топиария – сначала в теории, а затем на практике.

Кроме того, обучающиеся были не только пассивными слушателями, но и активными участниками мастер-класса. Поставленные цели и задачи были выполнены полностью. Вступительная часть состояла из приветствия, объявления темы мастер-класса.

Все обучающиеся справились с заданием, т.к. удалось активизировать деятельность по применению сизаля в изготовлении фруктового топиария и держать под контролем педагога все этапы изготовления сувенира.

В заключительной части был подведен итог совместной работы. Рефлексия показала, что обучающиеся (10 человек – 100 %) довольны занятием, т.к. выбрали карточки с цветущим деревцем. Все обучающиеся остались довольны своей работой и высказали пожелания изготовить топиарий с другим декором или в другом стиле.

Выводы:

Поставленная цель мастер-класса была достигнута.

Тема мастер-класса не оставила обучающихся равнодушными, была возможность узнать что-то новое.

Этапы мастер-класса имели логическую последовательность.

Психологическая атмосфера была доброжелательной.

С практическим заданием все успешно справились.


Методические рекомендации для обучающихся

Не следует использовать много цветов в топиарии: лучше взять 2-3 основных цвета и 1-2 дополнительных для декора – главное, чтобы они сочетались.

Помните про теплые и холодные оттенки, правильно сочетайте их.

Не перегружайте изделие лишним декором и деталями, помните правило: лучше МЕНЬШЕ, да ЛУЧШЕ.

Тщательно подбирайте размеры стакана/кашпо под размеры кроны топиария – сочетание не должно выглядеть несуразно.


Методические рекомендации для педагогов

Занятие по изготовлению топиария развивает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает чувство формы, глазомер и цветоощущение.

Успех занятия зависит не только от умения, но и от подбора наглядного материала. Кроме образцов изделия следует рассмотреть с обучающимися подборку фотографий с изображением топиария, выполненного в различных техниках. Но нельзя от обучаемых требовать обычного копирования.

Детям этот вид декоративно-прикладного творчества очень интересен. Их фантазия неординарна, а топиарий помогает им ее воплотить в жизнь. Работу может выполнить как один ребенок, так и группа детей. Изготовление таких работ упражняет мелкую моторику рук, развивает внимательность, усидчивость, аккуратность. Кроме того, позволяет детям изучать окружающий мир, так как можно использовать большое количество природных материалов.

Для реализации задач предлагается провести мастер-класс как репродуктивно-деятельностное занятие с элементами проблемного обучения, т.к. на занятии преобладает деятельность по изготовлению поделки в соответствии с предложенным образцом, однако присутствует элемент творчества, самостоятельного поиска.

Для изготовления топиария могут быть использованы различные декоративные или природные материалы: искусственные и живые цветы, красивые камушки и ракушки, зерна кофе и скорлупа орехов, сухоцветы, бумага и салфетки. Можно изготовить сладкий топиарий из конфет или же нарядный свадебный топиарий из атласных лент; романтичный топиарий в форме сердца, ароматный топиарий из кофейных зерен или из ткани, пропитанной ванилином, какао, кофе; винтажный топиарий, используя тесьму, бусины, однотонную бязь или мешковину и старые фото; морской топиарий, используя ракушки и камешки; праздничный топиарий в виде цифры с датой праздника – 8 марта, 23 февраля, даты дня рождения; новогодний топиарий – в виде елки из сизаля, взяв за основу не шар, а конус, либо украсив его шишками, елочными шарами и т.д. Фантазия безгранична, главное – определиться со стилем и назначением, тогда варианты идей появятся сами собой.

Размер Топиария никто не ограничивает. Деревья можно сделать от карликово-миниатюрных (по примеру композиций бонсай) до довольно солидных по величине и объемам. Единственное, про что не стоит забывать в этом случае – масштаб и пропорции. Нужно тщательно продумать размер кроны, длину и толщину ствола и диаметр кашпо.

Список используемой литературы:

Горячева, И. «Топиарии. Простые модели» / Мартынова, Ю. / АСТ-Пресс, 2015. – 32 с. ISBN: 978-5-462-01781-0

Моргунова, К.П., Третьякова М. «Топиарии для счастья и достатка. Деревья-талисманы из бумаги, кофе, ткани» / Клуб семейного досуга, 2016. – 64с. ISBN: 978-5-9910-3620-7

Рихтер, к. «Красивые топираии своими руками / Грабенюк, Н. /Эксмо-Пресс, 2015. – 64 с. ISBN: 978-5-699-83031-2

Сокур, В. «Топиарии своими руками» / Неволайнен, Л./ Питер, 2017. – 32 с. ISBN: 978-5-906417-10-7

Соханева, Ю. «Топиарий – дерево счастья своими руками» / Шаповал, Е. / АСТ, 2016. – 32 с. ISBN: 978-5-17-092405-9

Ярунина, В. «Топиарии своими руками» / Бахметова, Ю.. – Феникс. – 2015. – 80 с. ISBN: 978-5-222-23265-1 , 978-5-222-24614-6 


Приложения

Стихи про деревья

Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!

Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!

Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки.
Новые калошки.

Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше - гамаши,
Зинке - ботинки,
Нинке - чулки,

А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево!

Эй вы, ребятки,
Голые пятки,
Рваные сапожки,
Драные калошки.
Кому нужны сапоги,
К чудо-дереву беги!

Лапти созрели,
Валенки поспели,
Что же вы зеваете,
Их не обрываете?

Рвите их, убогие!
Рвите, босоногие!
Не придётся вам опять
По морозу щеголять
Дырками-заплатками,
Голенькими пятками!
Корней Чуковский


Жёлтым цветом расцветает и свистульки дарит детям
Кто акацию не знает развесёлую на свете.
Белоснежна и красива. Зелень нежная на диво.
Сок её весенний — слёзы. Это дерево - берёза.
Словно дождик долговяз - шелестит листвою вяз.
Этот плод нельзя на зуб - жёлудь с ветки кинул дуб.
Не страшна зимой метель вся в иголках это - ель.
Зелена, стройна и колка в новый год приходит ёлка.
Так печально и красиво над рекой склонилась ива.
В самого себя влюблён раскрасавец яркий клён.
Завари цветков от гриппа, их тебе подарит липа.
Как венок - его в награду победителю дадут.
Ну а нам для вкуса надо - листья лавра в суп кладут.
Не страшны дожди и грозы желтым шарикам мимозы.
На восьмое марта маме мы букетик этот дарим.
Трепеща листвою сильно с ветром шепчется осина.
Шишки, мягкие иголки - это пихта, а не ёлка.
Высока, стройна, могуча, зелена сосна, колюча.
Всем в жару подарит тень ароматная сирень.
Шубу летом нам даря пухом сыплют тополя
Словно в кружевах танцуя зеленеет вечно туя.
Расцветает в холода по весне она всегда.
Аромат весёлый, нежный у черёмух белоснежных.
Если горлышко болит тут поможет эвкалипт.
Как высок он и прекрасен этот стройный, милый ясень.

Блинникова Марина


Загадки про деревья

Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший –
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.
(дерево)

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(дерево)

В шубе летом,
А зимой раздеты.
(дерево)

***

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(березы)

Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(береза)

Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
(береза)

Стоят в поле сестрицы:
платьица белёны,
шапочки зелёны.
(березы)

Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(береза)

Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
(береза)

В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
(березы)

На полянке девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках.
(березы)

***

Все в покое, замер ветер
И деревья все молчат…
Нет, не все еще — у этих
Листья тихо шелестят.
(осины)

Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
(осина)

Никто не пугает,
А вся дрожит.
(осина)

***

Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(ель)

Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от…
(елки)

Колкую, зеленую
Срубили топором.
Колкая, зеленая
К нам приходит в дом.
(елка)

Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
(елка, сосна)

Зимой и летом
Одним цветом.
(елка, сосна)

Летом и зимой
В рубахе одной.
(елка, сосна)

Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками …
(сосна)

У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки – только на макушке.
(сосна)

***

Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет —
Желуди на нем!
(дуб)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
(дуб)

И гадать не надо даже —
Тут же, сразу назовем,
Если только кто подскажет
То, что жёлуди на нем!
(дуб)

***

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
(ива)

У речек и в низинах
Они всегда растут,
Их прутья на корзины
И коробы идут.
(ивы)

***

Они и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют.
(рябины)

В сенокос – горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка?
(рябина)

Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют.
(рябина)

Весной зеленела,
летом загорела,
осенью надела
красные кораллы.
(рябина)

***

Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это —
Мы от этого чихаем.
(тополь)

***

Что за время! Есть ли лучше! —
По окраинам лесным
Привлекающе-пахучий
Заклубился белый дым.
(черемуха)

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(черемуха)

* * *

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
(липа)

* * *

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.
(лиственница)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок.
(лиственница)

* * *

В лесу на поляне
Стоит кудрявый Ваня
В зеленом кафтане.
Богач невелик,
А орешками наделит.
(орешник)

Очень густо он растет,
Незаметно он цветет,
А когда проходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки!
(орешник)

***

В нем почти сто метров роста:
На него залезть не просто!
Из Австралии был он
К нам в Колхиду завезен.
У него одна работа –
Осушение болота.
(эвкалипт)

***

Оно высоко и ветвисто,

Весною зеленеет быстро,

Красивым зацветает цветом,

Украшено плодами летом,

Зимой же голое стоит

И неприглядное на вид.

                    (Яблоня)

автор: Курдюков Серж 



Опубликовано в группе «МАСТЕР-КЛАСС»


Комментарии (2)

Татьяна, 05.01.23 в 15:40 0Ответить Пожаловаться
Красивая и оригинальная работа!
Ломакина Олеся Валерьевна, 16.01.23 в 22:37 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна, за проявленный интерес к методической разработке и высокую оценку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.