Методическая рекомендация «Использование современной педагогической технологии "Образовательный геокэшинг"-приключенческой игры с элементами краеведения и туризма в работе с детьми дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 «Сказка»
Использование современной педагогической технологии «Образовательный геокэшинг» - приключенческой игры с элементами краеведения и туризма в работе с детьми дошкольного возраста
Методические рекомендации
Воспитатель: Антонова Н.Н.
г. Рассказово, Тамбовская область
2022г.
Автор-составитель: Антонова Надежда Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 5 «Сказка»
Антонова Н.Н. Использование современной педагогической технологии «Образовательный геокэшинг»- приключенческой игры с элементами краеведения и туризма в работе с детьми дошкольного возраста/Н Н.Антонова – Рассказово: МБДОУ «Детский сад № 5 «Сказка»,2022.-21 с.
Аннотация
Представленный материал содержит рекомендации использованию педагогической технологии «Образовательной геокэшинг» - приключенческой игры с элементами краеведения и туризма в работе с детьми дошкольного возраста. В методических рекомендациях раскрываются основные методы, формы организации процесса с использованием «геокэшинга» с детьми дошкольного возраста: методика организации «геокэшинга»- приключенческой игры с элементами краеведения и туризма с детьми дошкольного возраста; особенности «геокэшинга» применимые в коррекционной работе, взаимодействие с родителями по реализации технологии, примерный конспект занятия.
Методические рекомендации адресованы педагогам ДОУ.
Оглавление
1. Пояснительная записка……………………………………………………..4-5
2.Методика организации «геокэшинга»- приключенческой игры с элементами туристско-краеведческой деятельности
с детьми дошкольного возраста………………………………………………………6-8
3. Особенности «геокэшинга»- приключенческой игры с элементами туристско-краеведческой деятельности, применимые в коррекционной работе с детьми...…………………………………………………………………… 9-10
4. Работа с родителями — необходимый этап в реализации технологии......11
5. Заключение………………………………………………………………… 12
6. Литература………………………………………………………………….13
Приложение………………………………………………………………...14-21
Пояснительная записка.
В настоящее время в результате процесса информатизации российского образования педагоги дошкольного образования, получили возможность использовать новые информационные технологии, как в образовательном процессе, так и в совместной и самостоятельной деятельности с детьми.
.Всё это способствует поиску нового содержания образования, изменению организационных форм и методов обучения и воспитания.
Одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого воспитанника. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности, т.е. когда ребенок не просто слушатель, а активный участник и своим трудом добывает знания. Именно форма активного обучения – это первый шаг, к самостоятельности, любознательности и осознанного понимания необходимости учения. Воспитатель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого. В качестве основных неоспоримых достоинств такого подхода в обучении выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Туристско-краеведческая деятельность дошкольников является важным средством связи с жизнью. Культурной традицией любого народа должно быть получение знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, быта. Краеведческий подход в образовании дает возможность расширять воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для детей не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, с его достопримечательностями, дошкольники учатся чувствовать себя живущим в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщатся к богатствам национальной и мировой культуры.
Кроме интеллектуального развития детей, туристические прогулки, экскурсии оказывают положительный, оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды. Совершенствуются естественные виды движений, и обогащается двигательный опыт, развиваются координационные способности и выносливость.
Следовательно, туристско-краеведческая деятельность дошкольников включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной.
Одной из таких технологий для интегрированного развития и физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками является «геокэшинг» приключенческая игра с элементами спортивного ориентирования и туристско-краеведческой деятельности.
Задача, которую решают игроки в «геокэшинг» - это разыскивание тайников, сделанные другими участниками игры. Тайники: это небольшой контейнер с каким - нибудь интересным предметом. Может быть: игрушки, украшения, сладости, творческие задания, фотографии и т.д.
Тайники могут располагаться совсем рядом, а могут потребовать преодоления серьёзных препятствий.
«Геокэшинг» - туристическая игра обладает характерными особенностями интерактивных методик, так как включает в себя:
· Наличие ясной, конкретной цели.
· Наличие чётко оговариваемых правил.
· Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.
· Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который они сами определяют:
· Групповая рефлексия.
· Подведение итогов.
А также пять образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно — эстетическое развитие, физическое развитие, социально — коммуникативное развитие.
2. Методика организации «геокэшинга»- приключенческой игры с элементами туристско-краеведческой деятельности
с детьми дошкольного возраста
Методика проведения элементов «геокэшинга» приключенческой игры с элементами туристко -краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста, включает в себя 4 этапа:
этап – предварительная работа. Здесь изготавливается макет группы, детского сада, участка ДОУ или другого объекта находящегося на территории за территорией учреждения. Также на этом этапе с детьми проводятся игры-занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, умение определять на них местоположение различных объектов.
этап – подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.
этап – проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, делаются фотоснимки обнаруженного места.
этап – презентация результатов. На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт.
«Геокэшинг»- приключенческая игра с элементами туризма и краеведения можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста.
Дети младшего дошкольного возраста играют в упрощенную квест-игру, которая готовит их к «геокэшингу». Они выполняют элементарные задания: поиск предметов по заданным признакам в игровой комнате; поиск предметов по рисункам.
Дети средней группы в квест-игре уже учатся пользоваться картами-схемами, и передвигаются по зданию детского сада, это является подготовкой для полноценной игры в «геокэшинг» в старшем дошкольном возрасте. Особое внимание уделяется подбору музыки и подготовке игровых презентаций.
Дети старшего возраста: первый этап игры начинается в группе приглашением к игре (видеописьмо, карта кладов и т.п.). Что помогает детям получить заряд разнообразных положительных эмоций, включить свое воображение, настроиться на предстоящую игру. Их могут встречать герои, которые приглашают детей и взрослых в мир приключений и поиска. Во время данного этапа активно используются здоровьесберегающие технологии. Проводится разминка. Организуются эстафеты. После этого дети получают карты, схемы, необходимые во втором этапе игры
Второй этап — это квест-игра в здании детского сада. Дети должны пройти по заданному маршруту и найти «клады», следуя ориентирам, представленным на картах или схемах. В это время дети выполняют различные задания, как интеллектуального, так и физического характера. Благодаря данному этапу, ребенок изучает здание детского сада, в результате чего детский сад становится ему знакомым, так же как и собственный дом.
Третий этап игры проходит на улице. Во время уличной части игры «геокэшинг», дети совершают длительную пешую прогулку, своеобразный мини-поход по территории детского сада, передвигаясь с помощью карты. Неожиданная встреча в пути может произойти со сказочными персонажами. Дети могут пригласить персонажа поиграть с ними, вместе разрешить проблему. На улице обычно дети находят клад, ключи или подсказки.
Заключительный этап игры — открывается клад и подводится итог путешествия, в ходе которого в игровой форме проводится образовательная беседа.
При организации « геокэшинга» важно соблюдение правил участниками игры:
· Соблюдать инструкции.
· Действовать в команде.
· Не отклоняться от маршрута.
· Клад является общей находкой.
· Не забыть отметить клад на карте.
Для организации «геокэшинга» важно соблюдать компоненты технологии:
· Усвоить понятие «геокэшинг»
· Учёт главного правила для детей - «Удиви меня!»
· Понимать, какие задачи можно решать через «Образовательный геокэшинг».
· Обеспечение соблюдение правил игры в поисках клада.
· Формировать умение разрабатывать маршруты.
· Определить, что может служить кладом для детей дошкольного возраста.
Способы поиска клада: для игры нужна карта местонахождения. На карте нужно отметить, где спрятали клад.
Способ поиска клада:
- это по схеме;
- по приметам;
- по загадкам.
Сценарий игры преследуют следующие задачи:
1. Научить определять свое местонахождения на карте.
2. Уметь читать карту — схему.
3. Выделять предметы, которые служат ориентиром.
4. Двигаться и выполнять задание по маршруту, нанесённому на карту — схему.
Виды маршрутов.
Для составления маршрута можно использовать разные варианты:
1. Маршрутный лист (на нём могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать).
2. «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывается клубок, дети перемещаются от станции к станции).
3. Карта (схематическое изображение маршрута).
4. «Волшебный экран» (планшет или ноутбук. Где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники).
5. Участники могут узнать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (тайник - ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определённой территории).
В ходе приключенческой игры «геокешинг» дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но развиваются умственно. Участвуя в игре, дети самовыражаются, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учатся правилам безопасного поведения. Данное направление становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребёнка. Оно позволяет вынести обучение за рамки детского сада. Это лучший способ познакомить детей с природой родного края, достопримечательностями и историческим значением нашего города. Ведь клад можно найти не только в земле, но и во всём многообразии нашего окружающего мира. Но самое главное, воспитанники получают радость от общения со сверстниками, малышами и взрослыми.
3. Особенности «геокэшинга»- приключенческой игры с элементами туристско-краеведческой деятельности, применимые в коррекционной работе с детьми.
Особая психологическая атмосфера: практический путь коррекции и развитие детей с нарушениями речи лежит в выражении личности в образе самостоятельно избранного действующего лица.
Особая позиция логопеда при преподнесении коррекционно-развивающих заданий. Если бы логопед давал задание детям не как лёгкое, а именно как трудное, то трудность пугала бы детей, у которых навык выполнения задания слабо сформирован. Когда трудность открывается детьми самостоятельно, то у них возникает ценное желание справиться с ней. Этим объясняется тот азарт, с которым дети выполняют задания и упражнения. Задача логопеда - следить за качеством выполнения заданий, не допускать переутомления, вовремя предлагать детям другой вид деятельности.
Особые “живые” занятия: занятия, на которых участники имеют возможность “проживать” и интеллектуально, эмоционально реагировать на происходящие события.
«Геокэшинг» является одним из эффективных приёмов, методов образовании, в работе по развитию любознательности, самостоятельности дошкольников, особенно с детьми с ОВЗ.
Принципы:
– доступность заданий – соответствие возрасту ребенка, индивидуальность.
– не затягивать со временем, чтобы ребенок не устал, и сохранил интерес.
– наличие видимого конечного результата.
В ходе реализации «геокэшинга» приключенческой игры с элементами туризма и экскурсии осуществляется интеграция образовательных областей, комбинируются разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решаются образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности дошкольника.
«Геокэшинг» – командная игра, в ходе которой дети учатся безконфликтно взаимодействовать друг с другом, проявлять смекалку, взаимовыручку и лидерские черты характера. Развивает личностные качества дошкольника, такие как самостоятельность, любознательность, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Это направление становится актуальным, так как позволяет вынести обучение за рамки традиционной образовательной деятельности.
«Образовательный геокэшинг» является еще одним педагогическим инструментом в процессе воспитания и развития школьников и дошкольников. Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников. Развивается ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи, любознательность, наблюдательность и творчество. Суть технологии – организация игровой деятельности детей, наполняя её познавательным, развивающим материалом. Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников.
Методика организации «геокэшинга»- приключенческой игры с детьми с ОВЗ способна вызвать огромный интерес у детей к физическим упражнениям. Дети расширяют свои знания, свой кругозор, наслаждаются окружающими видами в процессе данной игры.
Отличительной особенностью игры в группе ДОО или с детьми дошкольного возраста является отсутствие GPS- навигатора. Необходимо использовать адаптированный вариант игры – по картам и схемам.
Работа с родителями – необходимый этап в реализации технологи «геокешинг»
«Геокэшинг» приключенческая игра с элементами туристско-краеведческой деятельности вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Родители воспитанников могут быть большими помощниками в реализации работы по данной теме. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без эффективного контакта с семьей. Свое общение с родителями необходимо строить на основе сотрудничества, используя не только традиционные, классические собрания, на которых родители узнают о формах реализации игры «геокэшинга», его возможностях и влиянии на развитие ребенка, но и интерактивные формы взаимодействия. Они помогут сделать макет детского сада, который незаменим для реализации данной технологии.
Можно предложить «домашние задания» для родителей и детей в форме игры «Семейный геокэшинг», «В здоровом теле – здоровый дух», «Путешествие по родному городу». Польза от таких семейных путешествий неоценима, важна и эмоционально заряжена, что обеспечивает незабываемость детских ощущений.
Можно сделать вывод, что данная педагогическая технология помогает ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Развивается ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи, любознательность, наблюдательность и творчество, что способствует позитивной социализации ребёнка, его всестороннему личностному развитию, на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
В результате проведенной системы работы дети станут более самостоятельными, инициативными, рассудительными и уверенными в себе. Дети научатся работать не только с картами, используемыми для «геокэшинга», но и лучше станут разбираться в различных других схемах: мнемотаблицы, карты-схемы выполнения различных ОВД, карты-схемы организации построек из конструктора. Будет прослеживаться положительная динамика во взаимодействии между воспитанниками: дети станут более коммуникабельными, научатся договариваться, планировать процесс совместной деятельности. А самое главное - это то, что дети будут увлечены этим процессом и с большим удовольствием участвовать в играх. А ведь всем известно, что если знания, получаемые ребенком, подкрепляются эмоционально – гораздо прочнее осваиваются им.
С уверенностью можно сказать, что «геокэшинг» - приключенческая игра с элементами краеведения и туризма является эффективной технологией дошкольного образования, позволяющей через игровую деятельность реализовывать различные задачи дошкольного образования детей.
Заключение.
Таким образом, приключенческая игра с элементами туризма и краеведения «геокэшинг» является одной из современных технологий дошкольного возраста.
Игра с элементами «геокэшинг»– важное средство самовыражения, проба сил. Методика организации игры «геокэшинга» с детьми дошкольного возраста способна вызвать огромный интерес у детей к физическим упражнениям, ориентировки в пространстве. Дети расширяют свои знания, свой кругозор, наслаждаются окружающими видами в процессе данной игры.
Чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, необходимо не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей дошкольника будет идти быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет!
«Суметь размыть грань между работой и игрой — большое достижение». Арнольд Тойнби.
6.Литература
Пидкосистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технология игры в обучении и развитии», учебное пособие - М:МПУ, Рос. агенство-1996г. с.269
Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. // Ученые записки ЛГУ. Психология. 1959. Вып.16. №265.
Берлайн, Д.Е. Любознательность и поиск информации / Д.Е. Берлайн // Вопросы психологии. – 1966. – №3.
Гурьянова Л. С., Гаврилина Л. В. Кондратьева Н. Л. Использование элементов геокешинга в организации досуговой деятельности старших дошкольников // ДЕТИ РОССИИ ОБРАЗОВАННЫ И ЗДОРОВЫ. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 16–17 апреля 2009 г. — М.: 2009.
Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста (Учебно-методический комплекс) / авт.-сост.: Л.А. Попова, С.В. Адаменко, Р.М. Литвинова, Т.Г. Олешкевич и др. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012.
Приложение
Конспект
интегрированной
непосредственной образовательной
деятельности с детьми старшего дошкольного возраста « В поисках клада»
Цель:
Создание условий для обеспечения интересной, познавательной деятельности для детей в форме игры с элементами туризма и краеведения «геокэшинг».
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей познавательный интерес;
- формировать представления о том, что человек - это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее;
- стимулировать познавательную и творческую активность детей;
- совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, выполнять движения в заданном направлении;
- расширять представления детей о разнообразии растительного и животного мира;
- закрепить у детей знания о необходимости соблюдения определенных правил поведения с целью сохранения и укрепления здоровья.
Развивающие:
- развивать познавательные процессы посредством игровых заданий;
- развивать двигательную активность, умение ориентироваться на местности по карте-схеме, определять направление маршрута.
- развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели;
- воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца;
- воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы.
Методы и приёмы:
1.Методы мотивации и стимуляции детей:
- приветствие;
- чтение письма от «Эколят – друзей и защитников природы»;
- создание проблемной ситуации;
- игровая мотивация.
2. Методы организации деятельности:
- словесные (вопросы, объяснение);
- наглядные (демонстрация);
- игровые (игры и упражнения);
- практические.
3. Методы контроля и оценки деятельности:
- рефлексия деятельности.
Участники:
дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, воспитатели.
Место проведения:
групповая комната, территория детского сада.
Форма проведения: игра-путешествие с элементами «геокэшинга»
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал:
карта-схема;
письмо;
крышки (красного цвета);
конверты с загадками,
коробка – клад,
кормушка;
воздушный шарик;
игрушка – сорока.
Оборудование:
Ноутбук, телефон.
Музыкальное сопровождение:
легкая музыкальная композиция;
«Песенка Любознаек»;
«Вместе весело шагать?»;
Аудиозаписи
1. Вводная часть. Организационный момент.
/Звучит спокойная музыка, воспитатель приглашает детей в круг/
Воспитатель.
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг, и ты мой друг.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!
Стук в дверь, входит почтальон Печкин, здоровается и вручает письмо, прощается с детьми.
Воспитатель.
Это письмо адресовано нашей группе «Весёлые ребята», давайте его вместе откроем и узнаем, кто нам его прислал.
Действие детей и воспитателя
(чтение письма).
Здравствуйте, ребята, мы знаем, что вы любите природу и заботитесь о ней. Мы приглашаем вас поиграть в увлекательную игру «геокэшинг» и приготовили для вас клад, спрятали его на территории вашего детского сада. Для этого вам необходимо преодолеть препятствия и выполнить задания. За каждое выполненное задание вы будете получать подсказку - загадку. Если вы все правильно будете выполнять, то сможете узнать место, где мы спрятали тайник.
В помощь вам высылаем карту (Эколята – друзья и защитники природы).
Введение в тему. Постановка вопроса для обсуждения.
1.Основная часть.
Воспитатель.
- Ребята, вы хотите поиграть в игру и найти клад?
Ответ детей.
Вы - настоящие защитники природы!
Но прежде чем мы с вами приступим к игре, нам нужно разобраться в проблеме. Что нам нужно найти?
Дети.
Разыскать клад.
Воспитатель.
На пути нам будут встречаться препятствия с заданиями, и мы должны их выполнить. Только преодолев одно препятствие, мы можем приступить к другому.
Вы готовы? Нам поможет карта - схема, которую прислали «Эколята - друзья и защитники природы».
Воспитатель.
Но прежде, чем приступить к препятствиям, мы должны вспомнить правила безопасности.
Ответ детей.
(Идти спокойным шагом, не толкать впереди идущих товарищей, не ставить подножку, организованно двигаться за воспитателем и т. д)
(Рассматривание карты – схемы)
Первое препятствие (с применением ИКТ)
Чтобы найти клад мы должны внимательно слушать задание и отвечать на вопросы.
1 –задание.
Ребята, посмотрите внимательно на экран и ответьте на вопрос.
Какой предмет лишний? Почему?
Дети. Дом.
Воспитатель.
Правильно. А где он находится?
Ответ детей.
Правильно, рассмотрим карту – схему и определим, куда нам идти.
/Рассматривание карты – схемы. Обсуждение/.
Нужно выйти из группы на улицу и пройти по тропинке к домику.
/Действие воспитателя и детей/.
Логоритмическое упражнение.
Топ, топ ножки,
Шагают по дорожке.
Дорожка кривая –
Ни конца, ни края.
Мы идем, идем, идем,
И ничуть не устаем.
Так шагают ножки,
По кривой дорожке.
Топ, топ, еще топ.
А потом все вместе − стоп!
Воспитатель.
Вот мы и пришли. Интересно, кто в этом доме живёт?
На двери надпись «Никого нет дома» и загадка.
Чтение загадки.
Очень странный старичок,
Вместо носика - сучок!
По лесу гуляет -
Лес он охраняет.
А зовётся старичок...
Старичок...(Лесовичок)
Воспитатель.
Как же нам его найти?
Рассуждения детей.
Воспитатель.
Ой! Что за звуки? Кто-то к нам идёт?
Дети прислушиваются.
Старичок – Лесовичок.
Здравствуйте, ребята. Чем могу вам помочь?
Дети просят о помощи в поисках клада.
Старик – Лесовичок.
Хорошо, я дам вам подсказку, если вы справитесь с заданием.
Ответ детей.
Ребята, в моем лесу растут деревья, ягоды, грибы, летают птицы.
Сейчас проверю, как вы знаете правила поведения в лесу.
Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок»
1. Если я приду в лесок и сорву ромашку? /нет/
2.Если съем я пирожок и выброшу бумажку? /нет/
3. Если хлебушко кусок на пеньке оставлю?/да/
4.Если ветку подвяжу, колышек подставлю?/да/
5.Если разведу костёр, а тушить не буду? /нет/
6. Если мусор уберу, банку закопаю?/да/
7. Я люблю свою природу, я ей помогаю?/да/
Задание.
Я набрал в лесу грибы и не успел их разобрать по корзинам, помогите мне.
«Съедобные и не съедобные грибы»
Старик – Лесовичок.
Молодцы, справились с заданием.
Получите подсказку - загадку.
Загадка.
Есть у нас такое место,
Где растут трава, цветы,
Земляника на варенье,
Где побегать любишь ты.
Дети. Поляна.
Рассматривание карты – схемы. Нам нужно пройти по кочкам.
Воспитатель.
Вы готовы!
Ответ детей.
Вместе с воспитателем дети прыгают по кочкам.
Воспитатель.
Ну, вот, мы и добрались до поляны. Что же случилось с нашей поляной?
На поляне мусор, банки, бумажки.
На этой поляне побывали дети. Они не умеют себя вести, вон, сколько мусора оставили на поляне. Очень огорчится Старичок-Лесовичок после таких гостей.
А как можно помочь?
/Ответ детей/.
Давайте уберем мусор на поляне.
/Дети убирают мусор в мусорные пакеты/.
Воспитатель.
Вот теперь наша поляна стала чистой. Молодцы!
А сейчас сделайте глубокий вдох и почувствуйте свежесть и аромат воздуха, наполненного запахом цветов и зелёной листвы. Давайте закроем глазки и послушаем, как весело поют птицы.
Звучит фонограмма «Пение птиц».
Дети открывают глаза и видят птицу, которая села на кормушку, а в клюве у нее письмо.
Это вам Старичок – Лесовичок птицу прислал с подсказкой, за то, что вы навели порядок на поляне.
Что за птица?
Ответ детей.
Назовите птиц, которые живут у нас в Тамбовской области?/Ответ детей/.
Дети наблюдают за птицами.
Птицы улетают, дети подходят к кормушке и берут подсказку.
Чтение загадки – подсказки.
Загадка.
Его весной и летом,
Мы видели одетыми.
А осенью с бедняжки,
Сорвали все рубашки.
Деревья.
/Рассматривание карты – схемы, дети определяют, куда идти дальше.
Воспитатель и дети обращают внимание, что на схеме нарисованы следы птиц и стрелка показывает нам направление направо. /
Воспитатель.
/Вместе с воспитателем дети идут и находят следы, которые ведут к дереву.
Дети подходят к дереву/.
Воспитатель.
Что это за дерево? Отгадайте загадку.
Русская красавица,
Стоит на поляне.
В зелёной кофточке,
В белом сарафане /Береза/.
Дети обращают внимание, что на берёзе висит шарик .Снимают с дерева, а к нему прикреплены загадки.
Загадки об обитателях поляны. И к отгадкам добавьте голос — кто как говорит, какие звуки издает.
Отгадывание загадок со звукоподражанием.
1.В шар свернулся под ногами.
На спине с тремя грибами.
Не споткнись — вдруг упадешь!
Это же колючий … еж.
Звукоподражание: ф-ф-ф.
2.До ушей зеленый рот,
В камышах она живет.
И в болоте хохотушка
Громко квакает … лягушка.
Звукоподражание: ква-ква.
3.Очень тоненько жужжит
И над нами он кружит.
Берегись и млад, и стар.
Кровь у всех сосёт… комар.
Звукоподражание: з-з-з.
4.Тук да тук, тук да тук,
Что в лесу за странный стук?
Лес очистить от жучков -
Проще пары пустячков!
Леса друг - приятель.
Пёстрый, острый… дятел.
Звукоподражание: тук-тук.
5.У этой птицы нет гнезда,
Но это вовсе не беда.
И на деревьях у опушки
Нам кто «ку-ку» поет? … Кукушка.
Звукоподражание: ку-ку.
Воспитатель.
Предлагаю вам поиграть.
Игра «Березка».
На березку посмотрите, и в нее вы превратитесь.
Ветки выше поднимайте,
Их под ветром покачайте,
Как скажу вам 1, 2, 3,
Так к березе ты беги!
(Дети обнимают березу).
Воспитатель.
Давайте мы погладим ствол березки и назовем ее ласково. Послушаем, что она нам говорит.
Ответ детей.
Воспитатель.
Молодцы ребята, мы с вами выполнили задание и получаем ещё одну подсказку.
Рассматривание карты – схемы.
Воспитатель.
Чтобы продолжить путешествие по экологической тропу и найти клад мы должны перебраться через болота.
Задание.
На болотах там и тут
Капли красные растут.
Что это? (Клюква.)
Задание,
«Сбор клюквы на болоте»
Участникам завязывают глаза и на ощупь они собирают клюкву (крышки от бутылок).
Воспитатель.
Молодцы! Собрали клюкву, преодолели с вами болото.
Рассматривание карты- схемы.
Нам надо встать спиной на запад, сделать 15 шагов на север. Там спрятан сундучок с кладом. Для этого определим с помощью компаса стороны света.
Действие детей и воспитателя. Дети идут по направлению
и находят клад.
Дети.
Ура. Мы наконец-то нашли клад!
Находят клад под сосной.
Дети благодарят «Эколят- друзей природы»
Итог занятия
Какое удивительное путешествие приготовили для вас «Эколята- друзья природы».
Понравилась ли вам игра «геокэшинг»?
Скажите, а какие качества вы проявили во время поиска клада?
Что вам больше всего понравилось в нашей игре?
Какое задание для вас было самым трудным?
Нам пора возвращаться в группу.
Дети возвращаются в группу и выполняют рисунки, делятся свои впечатления.
1