Методическая система работы и технологическая карта урока открытия нового знания, разработанная учителем биологии

1
0
Материал опубликован 29 October 2022

Методическая система работы и технологическая карта урока открытия нового знания, разработанная учителем биологии БОУ г. Омска СОШ № 108 Высоцкой Т.Б.


ТЕМА:ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.


Основу моей методической системы составляет технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова


.

Тенденции новых образовательных стандартов связаны с актуализацией личностно-– ориентированных, инновационных, смысловых аспектов в определении целей содержания и методов обучения.


Цель современного образования – не только усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию ученика; формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.


В соответствии с этой целью разработана собственная методическая система учителя. Под понятием «методическая система» я подразумеваю упорядоченную целостность взаимодействующих элементов: цели, методического стиля, особенностей организации учебной деятельности учащихся.


Сущность моей методической системы заключается в совершенствовании технологии образования обучающихся, которая направлена на необходимость дифференциации обучения, ориентации на личность ученика, его интеллектуального и нравственного развития, развития целостной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкретном информационном мире, а не отдельных его качеств. Создание условий для превращения ребенка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, превращение ученика в учащегося, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности; развитие его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности.

Для достижения цели необходимо решать следующие задачи:

- развитие у ребенка естественной потребности познания, а потребность предпосылка любой деятельности , в том числе и учебной.

-формирование и развитие компонентов учебной деятельности;

-формирование и развитие навыков работы с информацией;

- формирование собственного культурного самосознания, отношение к миру, другим культурам;

- формирование и развитие навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации;

- создание ситуации успеха для повышения внутренней мотивации к обучению



Объектом моей методической системы: Изучение технологии развивающего обучения.

Предметом моей методической системы являются методы и приемы элементов развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова. на уроках биологии

Цель моей методической работы является доказательство на практике значимости системы РО Д. Б.Эльконина и В. В. Давыдова. при разработке урока биологии и его опробировании .

Задачи:

Исследовать методы и приемы технологии РО Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова.

Выявить практическую значимость методов РО.

Охарактеризовать взгляды Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова на обучение детей.

Осуществить сравнительное сопоставление традиционной системы обучения и системы обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова.



Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.

Государство перед школой ставит задачу подготовить школьников к жизни в этом быстро изменяющемся мире. Школьнику необходимо получить добротное образование, уметь на протяжении всей своей жизни обновлять и пополнять знания, уметь реализовать свои лучшие качества, чтобы быть востребованным. Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность.

Умение учиться – это способность к самоизменению, которая проявляется в умении ребенка поставить перед собой определенную задачу (а это предполагает видение ребенком границ своих возможностей), способности к самостоятельному поиску средств решения этой задачи, последовательному осуществлению намеченных шагов, осознанию их результатов. Если ребенок обладает такими способностями, любые его действия (в том числе и жизненно важные решения) приобретают осознанный характер. В будущем он легко сконцентрируется на том, что ему интересно, сможет выбрать в соответствии с этими интересами профессию, совершенствоваться, а при необходимости и сменить профессию, освоить новую специальность. Это именно то, чего требует современное быстро меняющееся общество от человека

Одним из эффективных путей развития потенциальных возможностей школьников является использование элементов развивающего обучения. Я остановила свой выбор на таком направлении развивающего обучения, как образовательная система Эльконина-Давыдова.
Главное отличие развивающего обучения, по Эльконину-Давыдову, от традиционного состоит в различном понимании целей обучения. Поскольку цель определяет средства ее достижения, различия проявляются в структурировании содержания учебного предмета, в использовании методов обучения, форм учебной деятельности. Принципиальные отличия между системами показаны в таблице

Сравнительная характеристика традиционного и развивающего обучения по Эльконину-Давыдову

Параметры

Традиционное обучение

Развивающее обучение

Цель обучения

Усвоение знаний, умений, навыков

Общее развитие школьника

Методы обучения

Объяснительно-иллюстрированные (методы сообщения готовых знаний)

Деятельностно-развивающие (методы исследования)

Учитель

Дает знания

Организатор исследовательской деятельности

Ученик

Объект обучения

Активный участник обучения


Традиционная методика обучения очень проста, основана на объяснительно-иллюстративном подходе: учитель объясняет, разъясняет, доказывает, показывает, а ученики воспринимают, запоминают и пересказывают. Учитель предлагает типовые задания. А ученики воспроизводят данный образец. При этом главные психологические механизмы – это механическое запоминание и воспроизведение. Здесь нет места творчеству. Происходит искусственное затормаживание творческих дарований школьников. Это происходит потому, что здесь дети не мотивированы, не формируют учебные цели и задачи, не приобретают общие способы мышления. Ученик – объект пассивного восприятия педагогического воздействия учителя

В системе Эльконина-Давыдова все наоборот. Учителем на уроке создаются такие учебные ситуации, когда ученики понимают, что им не хватает имеющихся знаний, чтобы решить данную задачу. Но решение не дается в готовом виде. Дети, работая в группах, самостоятельно ищут способ решения, выступают в роли исследователей. На уроке создается такая атмосфера учебного сотрудничества, в которой ценным становится любое мнение, пусть даже ошибочное. Все вместе все равно найдем верное решение.

Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений

В классах, где обучение проходит по системе Эльконина-Давыдова, дети из «объектов обучающего воздействия» превращаются в исследователей, а учитель – в научного руководителя. Ученики являются активными участниками учебного процесса. Уроки часто проводятся в форме дискуссий, в которых учителю отводится лишь вспомогательная направляющая роль. Дети учатся самостоятельно мыслить, выдвигать гипотезы, аргументированно их доказывать, критически оценивать свои и чужие предположения.

Исходя из вышесказанного, можно отметить следующие преимущества развивающей системы обучения Эльконина-Давыдова:
- приобретаемые в школе знания становятся более прочными благодаря активному исследованию, а не пассивному запоминанию;
- дети учатся не теряться, попадая в новую для себя ситуацию, они способны самостоятельно проанализировать сложившиеся обстоятельства и найти решение для преодоления возникших трудностей

Особое внимание уделяется рефлексии, которая позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока.

Я хотела бы поделиться своим опытом в реализации личностно – деятельностного подхода на уроках биологии и предоставить вашему вниманию технологическую карту урока биологии с элементами развивающего обучения, который был мной разработан и опробирован в 6 классе БОУ СОШ № 108 г.Омска.

Урок по типологии уроков этой технологии относится к уроку постановки и решения учебной задачи. Данный тип урока предполагает наличие следующих этапов:


1.Актуализация знаний учащихся, необходимых для решения учебной задачи через создание ситуации успеха, дети решают задачу, опираясь на прошлый опыт

2.Возникновение ситуации интеллектуального конфликта ( разрыва) и его фиксация,детям предлагается задача, внешне схожая с предыдущей, но решить они ее не могут, так как требуются дополнительные знания;
3
.Постановка учебной задачи

4.Моделирование( конструирование понятия)

5.Решение учебной задачи( ситуация успеха)



Тема: Жизнь организмов в природе. Влияние факторов среды на организмы.


Тип урока: Постановка учебной задачи.



Цель урока: Ученик, знающий важнейшие факторы среды и влияние их на организм и умеющий сравнивать эти факторы, выделять основные из них через выполнение логических заданий ,проблемного задания и выхода на ситуацию « интеллектуального конфликта ( разрыва) и её решения с помощью сравнительной таблицы.



Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы и методы работы

1.Создание ситуации успеха

Конструирование с учащимися понятий «Среда обитания»,

« Экология», « Факторы среды»,

« Биогеоценоз»,

« Экосистема»





Моделирование ситуации успеха.


Отбор дидактического

Материала


? К какой группе факторов мы отнесем свет, t, воду,состав почвы , ветер.


? К какой группе факторов мы отнесем другие живые организмы, обитающие в природе?


Учитель предлагает учащимся выполнить следующее задание:


Проведите стрелочки от факторов среды к живым организмам, которые на ваш взгляд являются наиболее важными и значимыми в жизни живых организмов и оказывают на них большое влияние








? Ребята, почему вы все ответили по разному , почему получились разные ответы.




? Ребята, мы можем сейчас выполнить это задание?


2. Возникновение ситуации

Разрыва





3. Фиксация разрыва.

На какой вопрос мы должны ответить?




4. Формулировка учебной задачи


Организация дискуссии



Направление на групповую работу



Работа по группам









Направление хода дискуссии



5.Выход на результат











Выполнив это задание, к какому результату мы пришли.













6.Возврат к проблемному заданию












Учебная задача решена

Ситуация успеха



















Теперь мы можем выполнить это задание?



Почему?







А как вы узнали? Я вам сказала или вы сами в процессе групповой работы и защиты своей работы это поняли?





Задание на закрепление. О важности какого фактора идет речь? ( Использование ИКТ и ЦОР)


Рефлексия


А теперь вернемся к теме нашего урока?


Что нового мы узнали о факторах среды?


Понравился вам урок?


Чем понравился?

Д/з Приготовить сообщение.














Представление известных понятий, изучаемых на прошлых уроках в виде схематичных рисунков

( Д/з по группам)


2. Распределение слов по группам и объяснение принципа этого распределения ( абиотические , биотические , антропогенные факторы)


3. Формулировка данных понятий.


4.Ответы детей






СВЕТ → ?


ВОДА → ?

t → ?


ВЕТЕР → ?

ЖИВЫЕ

ОРГАНИЗМЫ

СОСТАВ → ?

ПОЧВЫ → ?


ДРУГИЕ

ЖИВЫЕ

ОРГАНИЗМЫ →?















? ПОЧЕМУ? Потому что мы не знаем точного ответа и предполагаем все разные ответы




Нет!

Поиск и выявление проблемы.



Мы точно не знаем все ли факторы в равной степени влияют на организм или есть наиболее важные из них?






? Все ли факторы природы в равной степени влияют на организмы или есть наиболее важные из них?





Решение проблемы



Обсуждение проблемы.






Заполнение сравнительной таблицы в группах:

















Эколо-

Гичес-

кие

фак

торы

Рас-

те-

ния

Бак-

те-

рии

Гри-

бы

Жи-

Вот-

ные

Свет


Вода


Ветер


Темпе-

ратура


Состав

почвы


Другие

Живые

Орг-мы

+


+




+

+


+




+

+


+




+

+


+




+


+ обязательное наличие фактора

- необязательное наличие фактора


Учащиеся представляют и защищают

свою работу.


Учащиеся делают вывод


1.устно 2. запись в тетрадь!

( проговаривают)







Да!



Потому что мы узнали как факторы среды влияют на организмы.


Доработка проблемного задания







Мы сами пришли к такому заключению







Дети называют фактор среды


















Индивидуальная


Групповая


Организованная коммуникация


Репродуктивная








Фронтальная





Индивидуальная





Частично-поисковая
















Проблемный






Продуктивная деятельность учащихся.







Индивидуальная













Фронтальная















Групповая


Организованная


Коммуникация






















Исследовательский



Продуктивная деятельность




















Фронтальная
















Фронтальная









Репродуктивная






























Личностно-деятельностный урок предъявляет серьёзные требования к учителю, ведь такой урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и педагогу. Важно построить урок так, чтобы дети воспринимали учителя не как всезнающего, всемогущего,мудрого и недосягаемого для них взрослого человека, а как более старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины, который способен прислушаться к чужому мнению, поддержать учащихся, помочь им добрым советом в трудную минуту, порадоваться за своих учеников, за их маленькие и большие победы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации