Статья «Методические особенности изучения темы «Рынок труда при подготовке учителей обществознания и экономики»

1
0
Материал опубликован 29 April 2023

Чучкалова С.И.

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 1 имени Дудина Николая Максимовича Героя Советского Союза станицы Полтавской


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «РЫНОК ТРУДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ЭКОНОМИКИ»

 

Аннотация

В статье исследуются методические особенности преподавания темы «рынок труда». Обоснована роль взаимосвязи образовательных технологий с ролью знаний в экономическом развитии при подготовке учителей экономики. Разработаны варианты заданий, направленных на формирование ключевых компетенций.

Ключевые слова: методика, рынок труда, компетенция.

Кeywords: the method, labour market, competence.

 

В связи с переходом на Федеральные образовательные стандарты третьего поколения, новая образовательная политика ориентируется на воспитание интеллектуально активного, универсального по своим возможностям гражданина, способного эффективно реализовать свои знания и призвание на благо общества [6,4]. Рынок труда, как один из основных факторов производства, занимает важное место в системе рыночных отношений нашей страны. На этом рынке сталкиваются интересы работодателей и наемных работников, составляющих большинство населения страны. В связи с этим изучение особенностей функционирования рынка труда отличается высокой актуальностью и является важной частью подготовки экономистов с высшим профессиональным образованием.

Актуальность выбора темы, в контексте данной дисциплины, объясняется тем, что макроэкономика — очень полезная наука. Ведь цены, заработная плата, деньги, потребление, сбережения, налоги — все это составная часть нашей жизни, проблемы, которые непосредственно затрагивают каждого из нас. В том числе, данная наука рассматривает и вопросы, имеющие отношение к теме «рынок труда» - безработица, инфляция. Макроэкономика учит людей анализировать экономическую ситуацию, ориентироваться в окружающей действительности, принимать правильные решения, делать наилучший выбор, вести себя рационально и оптимальным образом достигать поставленной цели [1,3]. А изучение темы «рынок труда», позволяет будущим учителям экономики изучить основные элементы рынка труда (заложить основу правильного поведения на рынке труда). Только после этого в разделе «Микроэкономики» можно рассматривать эту тему более широко.

Проблемы состояния рынка труда и занятости населения очень актуальны для российской экономики для сохранения, приумножения и рационального использования имеющегося трудового потенциала. Являясь неотъемлемым звеном современной экономики, рынок труда играет важную роль в системе воспроизводства. Именно на рынке труда происходит купля-продажа рабочей силы, оценивается ее полезность и общественная значимость.

Поэтому рассмотрению темы «Рынок труда» в рамках дисциплины «Макроэкономика» отводится 8 часов, из них лекционные занятия – 4 часа, практические занятия – 4 часа. Изучение темы должно закончиться формированием таких компетенций как: ОК-2 - способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; ОК-13 - готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; ОПК-2 - способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; ПК-4 - способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии [6,10].

Первая лекция предполагает рассмотрение следующих вопросов: понятие рынка труда и его характерные особенности; равновесие на рынке труда; особенности рынка труда в России; модели рынка труда [2,138; 3,235]. Актуальность выбора вопросов объясняется тем, что рынок труда сегодня в фокусе внимания и бизнеса, и кадровых агентств, и самих работников. По этой причине важно изучать сам рынок труда, его регулирование, а так же регулирование кадрового потенциала и занятости. Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от неё зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на трудоустройство, материальную поддержку людей, которые лишились работы. Категория рынка труда привлекает к себе большое и всё растущее внимание. Под влиянием научно-технического прогресса меняются содержание и характер труда, усиливается многообразие требований к работнику. Поэтому студенты должны знать основные моменты, характеризующие рынок труда.

Еще четыре часа занятий посвящены выявлению взаимосвязей между рынком труда и экономическим образованием. Вторая лекция освещает вопросы механизма взаимодействия рынка труда и системы экономического образования. Они раскрывают сущность взаимосвязи образовательных технологий с ролью знаний в экономическом развитии. Важно знать, что без этого взаимодействия, когда подготовленные специалисты не находят соответствующих рабочих мест, система профессионального образования демонстрирует свою неэффективность. А если выпускники регистрируются в органах службы занятости в качестве безработных, государство несет дополнительные бюджетные расходы на выплату пособий, либо на переобучение. Даже в случае успешного трудоустройства, но на рабочее место не соответствующее или ниже полученной квалификации, затраты государства на избыточное образование не оправданы. Кроме материальных издержек система профессионального образования теряет связь с реальной практикой, не получая конкретных сигналов о потребностях рынка труда, в условиях отсутствия сотрудничества с работодателями. Продолжающийся выпуск специалистов, не востребованных на рынке труда, влечет за собой девальвацию имиджа профессионального образования как гаранта трудоустройства и успешной профессиональной самореализации.

Студентам это нужно для правильного восприятия и оценивания преобразований экономической системы общества, предопределившие становление и развитие рынка труда, изменившие требования к уровню подготовки, качеству рабочей силы и ее профессионально-квалификационному составу, которые потребовали реформирования образовательной сферы как основополагающего звена системы воспроизводства человеческих ресурсов, а также экономического образования.

Изучение данной темы имеет свои методические особенности.

Проведение занятий предполагается в форме лекции с элементами беседы (используется вопросно-ответная форма подачи материала). То есть, преподаватель использует приемы скрытого диалога, когда лектор с помощью студентов отвечает на поставленные проблемные вопросы [7,26] (например: «А как вы думаете, какие факторы влияют на спрос и предложение на рынка труда?, как объяснить изменения в структуре рабочей силы? или, какие доводы приведете в защиту утверждения о том, что на рынке отсутствуют условия совершенной конкуренции?»). При этом целесообразно использовать прием персонификации: «Представьте себе, что Вы министр образования, на какие проблемы рынка труда Вы бы обратили внимание в первую очередь?»

Проведение занятий в таком ключе дает возможность преподавателю взаимодействовать со студентами, помогает свободно и открыто обсуждать материал, вызывает доверие к преподавателю. А использование «проблемных вопросов» способствует актуализации знаний студентов и подводит их к формированию логических умозаключений по теме.

В качестве дополнительного материала, при изучении моделей рынка труда, нами рекомендуется использовать труды нобелевских лауреатов (П.Даймонд, Д.Мортенсен, К.Писсаридес), которые создали новую методологию исследования рынков, в том числе рынка труда («Классическая поисковая модель случайного подбора и торга») [4,57]. Это позволяет студентам не только расширить свой кругозор, сравнить взгляды ученных того времени и современников, но и заставляет задуматься над сложностью, казалось бы, простой темы (прием сопоставления, когда одно и тоже рассматривается с разных точек зрения, на разных этапах развития общества).

Придать лекции образность и наглядность помогают технические (мультимедиа) и условные (схемы, диаграммы, графики) средства обучения. Использование презентаций во время изучения темы «Рынок труда», позволяет лучше запомнить его особенности (схемы), изучить факторы, влияющие на предложение труда, рассмотреть модели рынка труда (графики), сравнить динамику вакансий на рынке труда (диаграммы).

После рассмотрения лекционного материала студентам предлагается ответить на тестовые вопросы (форма текущего контроля). В тестовом задании используется два вида вопросов: 1) с выбором одного правильного ответа; 2) на установление соответствия. Например:

23.

Укажите правильный ответ: Основатели теории случайного подбора и торга:

а) М.Фридмен, Дж.Кейнс;

б) П.Даймонд, Д.Мортенсен, К.Писсаридес;

в) Дж. Кейнс, А. Лаффер, Р.Райт;

г) Л.Конторович;

д) Л.Вальрас, О.Филипс.

 

8.

Установите соответствие (модель рынка труда):

1) неоклассическая;

2) кейнсианская;

3) случайного подбора и торга;

4) марксистская

 

Идея:

а) на рынке отсутствуют условия совершенной конкуренции;

б) рыночная сила влияет на свою рыночную цену;

в) рынок труда – рынок совершенной конкуренции;

г) цена рабочей силы фиксированна и не меняется.

 

Основная литература, которую студентам рекомендуется использовать при изучении темы и подготовке к практическим занятиям, представлена в списке использованных источников (полный список основной и дополнительной литературы представлен в УМКД библиотеки). В них раскрыты теоретические и методологические аспекты темы «Рынок труда». Кроме того, необходимо прорабатывать Интернет-ресурсы, такие как: Экономическая наука современной России / Журнал по экономике России. Результаты исследований, текущее состояние экономики, результаты мониторинга социально– экономического развития статистики [Электронный ресурс]: сайт. – URL:http://www.cemi.rssi.ru/ecr, ЭКО – всероссийский экономический журнал знакомит читателей с новинками в сфере экономики, производства и управления статистики [Электронный ресурс]: сайт. – URL:http://econom.nsc.ru/eco и т. д. Также в библиотеке имеется комплект лекций по данной дисциплине и тесты-тренажеры, позволяющие студентам контролировать процесс усвоения знаний.

Закрепление лекционного материала осуществляется на практических занятиях. Занятие проводится в форме индивидуализированного обучения с групповым обсуждением итогов. Такая организация занятия направлена на развитие студента как личности в системе коллективного взаимодействия, в результате чего развиваются ораторские, исследовательские, аналитические способности. В результате изучения темы у студентов должны сформироваться следующие компетенции: способность осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии; способность анализировать экономические явления, процессы и события в их статической, динамической и темпоральной форме.

По степени сложности задания на практических занятиях делятся на три группы. Простые задания (например, 1. анализ постановления правительства РФ от 7 февраля 2011 г. n 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы»). Задания средней сложности (например, сравнение динамики вакансий по профессиональным сферам текущего года к предыдущему году, формирование вывода).

Задания повышенной сложности (вариативная часть самостоятельно работы), например: «Найдите и проанализируйте статистические материалы по занятости населения на рынке труда в 2013г.». Или же предлагается написание реферата. На выбор дается пять тем (напр., 1.Модели рынка труда в зарубежных странах.).

Еще один метод работы с материалом – решение кейсов. Кейсы представляют собой упражнения, разработанные на основе конкретных экономических ситуаций [7,58]. Большие кейсы, требующие значительного времени для подготовки, предназначены для внеаудиторной самостоятельной работы студентов с последующим обсуждением. Часть кейсов, предназначена для выполнения на практических занятиях, что позволит оценить не только теоретические знания, но и умения студентов анализировать ситуации, решать нестандартные ситуации, а также умение применять теоретические знания для анализа конкретных ситуаций.

Кейс метод как форма обучения и активизации учебного процесса позволяет решать следующие задачи:

1. Овладеть навыками и приемами всестороннего анализа ситуаций из сферы профессиональной деятельности;

2. Отработать умение востребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения исходной ситуации;

3. Приобрести навыки применения теоретических знаний для решения конкретных ситуаций;

4. Выработать умение осуществлять презентацию, то есть убедительно преподносить, обосновывать и защищать свою точку зрения;

5. Отработать навыки конструктивного критического оценивания различных точек зрения;

6. Научиться самостоятельно принимать решения на основе группового анализа ситуации;

7. Овладеть умениями извлекать пользу из своих и чужих ошибок, опираясь на обратную связь [8,64].

Например, можно использовать кейс-метод для решения ситуационных заданий по определению потребностей в рабочей силе при изменении факторов рынка труда.

Кроме того, учащиеся должны знать основные понятия и определения, уметь ответить на вопросы для самоконтроля. Все это дает возможность студенту постепенного наращивания и практического применения полученных знаний и умений. В процессе решения заданий на практическом занятии, по мере их выполнения или в случае возникновения затруднений, происходит групповое обсуждение материала. Групповая деятельность способствует развитию у обучающихся коллективных способностей обучения и общения, а так же подготовке их к жизни в социуме, самостоятельному выбору. Главная задача состоит не в том, чтобы передать учащемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать с ориентацией на позицию другого человека, социума, профессионально – предметную область.

Предлагаемая система оценки выполнения студентами практического занятия - модульно-рейтинговая, за одно занятие три балла:

Составление терминологического словаря – 0,6

Письменные ответы на вопросы для самоконтроля – 0,7

Выполнения заданий повышенной сложности – 0,2

Выполнение письменных домашних заданий - 1,5

Завершаются практические занятия выполнением тестовых заданий (форма текущего и итогового контроля знаний по пройденной теме).

В результате изучения темы у учащихся формируются умения анализировать изменения в структуре рабочей силы, анализировать законодательные документы в сфере труда; владения способами решения задач, например, на определение потребности в рабочей силе при изменении факторов рынка труда; навыками целостного подхода к анализу механизмов взаимодействия рынка труда и системы экономического образования.

Педагогическое исследование было проведено в ФГБОУ ВПО Кубанский государственный педагогический университет, филиал в г.Славянске-на-Кубани, на факультете экономики, истории и права. Занятия проводились для студентов 1-го курса направления «Педагогическое образование», профиль «Экономика». Проведенное педагогическое исследование подтвердило целесообразность изучения темы «Рынок труда» в рассмотренном выше ключе.

 

Список литературы

Базылев Н. И. Экономическая теория [Текст]: учебник / Н. И. Базылев, С. П. Гурко, М. Н. Базылева. - М.: ИНФРА-М. - 2011. – 637 с.

Грязнова, А. Г., Соколинский В. М. Экономическая теория [Текст]: учебное пособие / А. Г. Грязнова, В. М. Соколинский. – М.: Кнорус. - 2014. – 464 с.

Курс экономической теории: Общие основы экономической теории.

Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Рук. Авт. Коллектива и науч. Ред. А. В. Сидоровича; МГУ им. Ломоносова. - М.: Дело и сервис. - 2011. – 356 с.

Никитин М., Юрко А.. Поисковые теории рынков (Нобелевская премия по экономике 2010 года) // Вопросы экономики – 2011. - №1. – С.58.

Скибицкий, Э. Г. Методика профессионального обучения [Текст]: учеб. пособие / Э. Г. Скибицкий, И. Э. Тольстова, В. Г. Шефель. – Новосибирск: НГАУ. – 2012. – 166 с.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования [Текст]. Часть 2. среднее (полное) общее образование. Экономика. / Министерство образования Российской Федерации. – М. – 2014.

Хвесеня, Н. П. Методика преподавания экономических дисциплин [Текст]: учебно-методический комплекс / Н. П. Хвесеня, М. В. Сакович. – Минск : БГУ. - 2011. – 116 с.

 

© С.И. Чучкалова, 2022

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.