Методические рекомендации для педагогов по выбору учениками тем исследовательских работ
Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как обязательное направление, декларируется в федеральных государственных образовательных стандартах, реализация которых закреплена новым Законом «Об образовании РФ» [1]
Работать в данном направлении должен уметь каждый педагог современной школы. Для этого необходимо грамотно организовывать исследовательскую деятельность, помогать ученикам развивать их способности, поддерживать интерес к работе, поощрять за проделанный труд.
В организации исследовательской работы большую роль, безусловно, играет педагог, так как мотивировать ребенка на познавательную, творческую, исследовательскую деятельность может только заинтересованный и нацеленный на результат учитель. Но эффективность работы над исследовательскими проектами возможна только при совместном тесном взаимодействии и сотрудничестве учителя, ребенка и родителей.
Любая исследовательская работа (проект) начинается с выбора темы. От правильного выбора темы во многом зависит качество исследования, результативность и успешность всей работы в целом. Педагог на данном этапе играет важную роль, он должен обязательно помочь ученику и родителям определиться в постановке проблемы и выборе темы исследования.
При возникновении затруднений учитель ненавязчиво может посоветовать тему исследовательской работы на основании интересов, наклонностей ребенка, его проявлений к изучаемым предметам или возникшей проблемной ситуации во время учебного процесса или внеурочной деятельности.
При выборе тем для исследовательских работ (проектов) младших школьников можно придерживаться методических рекомендаций из «Сборника заданий для участников конкурса «Юный исследователь»: МАН «Интеллект будущего».
Тема, выбранная учеником, должна быть: актуальной, значимой для современной жизни, иметь в себе новизну. В ней должны быть отражены важные стороны для выбранного научного направления, обязательно присутствовать связь с жизнью школьников, отражать их современные реалии, взгляды или
будущее. Тема может затрагивать любое направление или сферу, но обязательно, чтобы она была понятна, интересна и значима для ребенка. По теме должна быть доступна базовая информация (литература, периодическая печать, архивы) [2]
Любая исследовательская работа (проект) должна быть четко структурирована, она состоит из двух обязательных частей: теоретической и практической.
В первой части рассматриваются теоретические вопросы по теме, проводится обзор и анализ изученной литературы, во второй описываются технологии проводимого исследования, ее отдельных шагов и используемых в ходе работы методов. По каждому практическому элементу исследования обязательно формулируются выводы. Данная часть является наиболее интересной и требует от исследователя не только научных знаний, но и творческого подхода. Практическая часть наиболее ценна в исследовательской работе.
За 5 лет работы по проектно-исследовательской технологии был сформирован банк исследовательских проектов младших школьников, который включает в себя 53 работы. Ребята выполняли проекты по разным предметам и направлениям: Русский язык, Литература, Математика, Окружающий мир, Краеведение, Экология, История, Искусство, ОБЖ и другие. Тематика самых удачных исследовательских работ (проектов) и рекомендации по выполнению практической части представлены в таблице:
№ | Тема работы | Рекомендации по выполнению практической части |
Направление исследовательской работы (проекта) | ||
Русский язык | ||
1 | Употребление фразеологизмов в речи и их эмоциональное восприятие учащимися 3-4 классов школы | - Анкетирование учащихся 3-4 классов по определению эмоционального восприятия фразеологизмов: «Бить баклуши» и «Болеть душой» - Анализ результатов ассоциаций фразеологизмов с цветом и геометрическими фигурами - Составление диаграмм и расшифровка результатов с психологической точки зрения |
Литература | ||
2 | Роль пословиц и поговорок в жизни современного человека | - Анкетирование учащихся 2-4 классов школы и родителей 3а класса - Проведение мастер-класса для обучающихся начальной школы (применение пословиц и поговорок в речи) - Составление иллюстрированного сборника пословиц и поговорок |
Математика | ||
3 | Цифры-лидеры в номерах телефонов моих одноклассников и их родителей | - Анкетирование учащихся и родителей 3а класса - Анализ номеров одноклассников и их родителей - Определение самого популярного сотового оператора и выявление самой распространенной цифры в номерах респондентов - Мастер-класс для одноклассников по определению нумерологического числа телефонного номера - Презентация «Магии числа» по номеру телефона |
Окружающий мир | ||
4 | Выращивание кристаллов из медного купороса, соли и сахара в домашних условиях | - Анкетирование учащихся 2-4 классов - Проведение экспериментов по выращиванию кристаллов из медного купороса, соли и сахара в домашних условиях -Составление буклета-рекомендации для младших школьников «Как правильно вырастить кристаллы» - Оформление коллекции выращенных кристаллов |
Краеведение | ||
5 | Моя родная сорок седьмая: связь времен и поколений | - Составление «Древа» моей семьи, которое включает в себя близких родственников, обучающихся в нашей школе – Интервьюирование выпускников и педагогов по сбору воспоминаний и впечатлений о школе - Разработка настольной краеведческой игры «Моя родная сорок седьмая!» и памятки-закладки для учащихся |
Экология | ||
6 | Проблема утилизации и сортировки мусора и пути ее решения | - Анализ работы мусороперерабатывающих заводов Новосибирской области - Участие в экологических проектах и акциях - Анализ состава «мусорного ведра» моей семьи за неделю и эксперимент по взвешиванию этого мусора - Эксперимент по расчетам мусора, произведенного человеком за неделю, месяц, год - Исследование важности сортировки мусора, и его негативного влияния на здоровье человека и окружающую среду - Разработка памятки для учащихся начальных классов «Как правильно сортировать мусор в домашних условиях и какое сырье можно сдавать на переработку» |
История | ||
7 | Эволюция автомобиля | - Изучение истории автомобиля от прошлого до настоящего - Анализ существующих проектов по разработке автомобилей будущего - Создание своего «Футуро проекта» автомобиля будущего |
Искусство | ||
8 | Изготовление оберегов «Барышня с младенцем» и «Свистулька» в технике русского народного промысла «Дымковская игрушка» | -Анкетирование учащихся 2-4 классов школы - Изучение особенностей народного промысла «Дымковская игрушка» - Исследование техники изготовления оберегов народного промысла «Дымковской игрушки» и особенностей их раскрашивания - Изготовление оберегов «Барышня с младенцем» и «Свистулька» |
ОБЖ, ЗОЖ | ||
9 | Продукция McDonald’s и ее влияние на здоровье человека | - Изучение состава и калорийности продукции McDonald’s - Эксперименты с продукцией McDonald’s - Исследование проблемы «Продукция McDonald’s и ее влияние на здоровье человека» - Составление сборника рецептов полезных блюд, заменяющих продукцию McDonald’s |
10 | Исследование творожных глазированных сырков и определение их пользы и вреда для здоровья человека | - Анализ пищевых добавок в составе глазированных творожных сырков по упаковкам - Исследование состава творожной основы сырка опытным путем - Дегустация глазированных сырков учащимися 4а класса - Приготовление домашних творожных глазированных сырков со вкусом ванили - Составление буклета-рекомендации «Как правильно выбрать полезный творожный глазированный сырок» |
Надеюсь, что данные рекомендации по выбору темы исследования и содержания практической части работ (проектов), помогут педагогам в работе с обучающимися.
Список литературы
[1] | «Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ,» [В Интернете]. Available: http://xn-273--84d1f.xn--p1ai/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf. |
[2] | МАН "Интеллект будущего", «Сборник заданий для участников конкурса "Юный исследователь". Методические рекомендации,» [В Интернете]. file:///C:/Users/7/Desktop/_%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%AE%D0%98_2018-2019.pdf. |
Кузнецова Виктория Владимировна