Методические рекомендации и ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Домисолька»
Ставропольский край, Апанасенковский муниципальный округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» с. Дивное
РАССМОТРЕНО: решение педагогического совета протокол № ___ от «__» _________ 2023 года ______________Н.Ф. Чуркина | СОГЛАСОВАНО: заместитель директора по ВР от «__» _________ 2023 года ___________ О. А. Коломенская | УТВЕРЖДАЮ: Врио директора МБОУ СОШ № 2 _____________Т. В. Кимсас |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«Домисолька»
Возраст обучающихся – 8-10 лет
Срок реализации – 1 год
Составитель – Шарко Ирина Анатольевна
педагог дополнительного образования
2023 год
Пояснительная записка
Улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся - одна из важнейших задач общеобразовательной школы. Но место искусству и жизненным проблемам есть ведь не только на уроке музыки.
Пение – наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Это обусловлено тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе. Современное музыкальное вокальное искусство во всем многообразии своих средств и форм оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, формирование эстетического отношения к действительности, развитие творческих качеств личности. И именно поэтому актуальной и значимой представляется проблема развития вокальных способностей детей, формирования певческих навыков, воспитания духовности, самореализации и саморазвития. Развитие вокальных способностей обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностным развитием детей, их индивидуальными потребностями.
Программа имеет широкую воспитательную направленность и включает разнообразные виды и формы ее организации. Программа направлена на развитие интересов детей к разнообразным видам деятельности: пению, музицированию, движению под музыку. В процессе обучения происходит развитие музыкальных способностей детей
Пение является важнейшим средством развития музыкальных способностей детей. При обучении пению развивается не только детский голос, но и решаются задачи, связанные с формированием личности ребёнка, такие как: патриотизм, чувство долга, взаимопомощи, взаимоуважения и так далее. Песня очень сильно влияет на эмоциональное и нравственное воспитание ребенка, что способствует успешной социализации.
Программа дополнительного образования «Домисолька» позволяет воспитывать у обучающихся объединения эстетический вкус. Развивает умение из, широко представленного на сегодняшний день, современного музыкального материала выбирать самое ценное, песни, которые радуют не только мелодией, но и содержанием.
В программе используется доступный, интересный, разнохарактерный музыкальный материал.
Актуальность проявляется в необходимости решения одной из важнейших проблем музыкального образования – развитие музыкально- исполнительской культуры учащихся. В программе уделено внимание реализации таких требований данного стандарта, как знакомство детей с музыкальным фольклором народов России и современной музыкой, а также выявление народно-песенных истоков русской профессиональной музыки.
Новизна программы заключается в том, что на занятиях формируются навыки не только в области эстрадного вокала, но и навыки работы с микрофоном, изучаются простейшие сценические движения. А также используются технические средства, компьютерные технологии, новые звуковоспроизводящие устройства в обучении пению, что является одной из главных дидактических задач.
Художественное единство пения и танца, движения и музыки, позволяет учащимся выйти на новый эмоциональный уровень. Работа над изучением и постановкой выше названных направлений позволяет добиваться новых творческих достижений.
Дополнительная общеобразовательная программа «Домисолька» отличается от других программ тем, что:
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей детей соразмерно личной индивидуальности;
- включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике
А.Н. Стрельниковой;
- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
-органичное сочетание учебного процесса с конкретной деятельностью коллектива, где каждый участник на всех этапах обучения будет иметь исполнительскую практику. То есть возможность выступать перед зрительской аудиторией, с каждым выходом на сцену учащийся получает дополнительный творческий стимул к дальнейшим занятиям и приобретают необходимую для певца эмоциональную устойчивость к публичным выступлениям;
-тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Срок реализации программы- 1 год, форма обучения очная.
Занятия проводятся:
- 1 год обучения по 36 часа в год (1 раза в неделю по 1 часу);
Возраст учащихся 8-10 лет, состав группы - постоянный. В объединение зачисляются дети при наличии достаточно выраженных голосовых данных, хорошего музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма. Образовательный процесс строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка.
Младший школьный возраст, начало систематического школьного обучения – время активного раскрытия индивидуальных особенностей ребенка, развития его специальных музыкальных способностей. Каждый ребенок по-своему музыкален. Младшие школьники возбудимы, эмоциональны, не способны к длительному сосредоточению. Музыкальные занятия позволяют использовать богатый потенциал эмоциональной подвижности ребенка и в то же время способствуют формированию произвольности мышления, памяти, внимания.
Цель программы:
Выявление и развитие творческих способностей учащихся, развитие вокальных, артистических, творческих способностей детей посредством приобщения их к вокальному мастерству.
Задачи:
Личностные:
-формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, творческой и других видах деятельности;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные:
-расширение музыкального и общего культурного кругозора;
-воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке,
эстрадному вокалу;
-воспитание эстетического отношения к миру, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности;
-развитие общих музыкальных способностей учащихся, а также образного мышления, фантазии и творческого воображения.
Метапредметные
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в обучении и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций, и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;
- определение наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности.
Содержание программы
Цель: развитие начальных навыков вокального исполнительства – вокально-технических и музыкально-художественных.
Задачи:
- развитие навыков певческого дыхания;
- развитие навыков артикуляции;
-формирование навыков певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»);
-развитие навыков артикуляции (активация артикуляционного аппарата: краткость, дикционная четкость произношения согласных, формирование единой манеры пения гласных);
-формирование певческой установки;
-ознакомление с правилами безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним.
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Теория | Практика | Всего |
1. | Вводное занятие. | 1 | - | 1 |
2. | Постановка голоса. | 2 | 2 | 4 |
3. | Дыхательные упражнения. Чистота интонирования. | - | 3 | 3 |
4. | Работа над произведениями; разнообразие репертуара. | 1 | 7 | 8 |
5. | Работа с микрофонами над произведениями разного характера. Музыкальные игры. | - | 4 | 4 |
6. | Ансамблевая работа | 1 | 5 | 6 |
7. | Культура поведения и работа на сцене. Мир композиторов. | 1 | 3 | 4 |
8. | Музыкально-ритмические движения. | - | 2 | 2 |
9. | Концертная деятельность, экскурсии. | - | 3 | 3 |
10. | Мониторинг. | - | 1 | 1 |
| Итого: | 6 | 30 | 36 |
Календарно-тематический планирование
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Вводное занятие (1 ч) | ||||||||
1 | сентябрь | 21.09 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Очная, традиционная форма, индивидуально- групповая | 1 | Вводное занятие. От природы музыкален каждый. Что такое музыкальность? | Кабинет №7 | Распевка |
Постановка голоса (4 ч) | ||||||||
2 | сентябрь | 28.09 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Беседа, игра | 1 | В мире загадочных звуков. Свойства, сила, высота звука. | Кабинет №7 | |
3 | октябрь | 05.10 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Беседа, игра | 1 | В мире загадочных звуков. Динамика, ритм, тембр. | Кабинет №7 | |
4 | октябрь | 12.10 | Четверг с 14-30 до 15-10 | Практическое занятие, мастер-класс, лекция | 1 | Практическое занятие по теме: «Звук». Вокально-хоровая работа | Кабинет №7 | |
5 | октябрь | 19.10 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Практическое занятие, тренинг | 1 | Прослушивание голосов | Кабинет №7 | |
Дыхательные упражнения. Чистота интонирования. (3 ч) | ||||||||
6 | октябрь | 26.10 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Практическое занятие, тренинг, мастер-класс | 1 | Тренировка слухового внимания. Правила поведения при встрече с музыкой. | Кабинет №7 | |
7 | октябрь | 02.11 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Практическое занятие, тренинг, мастер-класс | 1 | Певческая установка дыхания | Кабинет №7 | |
8 | ноябрь | 09.11 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Практическое занятие, тренинг, мастер-класс, творческая игра | 1 | Распевание. Творческие песенные игры. | Кабинет №7 | |
Работа над произведениями; разнообразие репертуара. (8 ч) | ||||||||
9 | ноябрь | 16.11 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Беседа, наблюдение, тренинг. | 1 | Дирижерские жесты | Кабинет №7 | |
10-11 | ноябрь | 23.11 30.11 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Практическое занятие, тренинг, мастер-класс, творческая игра | 2 | Унисон | Кабинет №7 | |
12 | декабрь | 07.12 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Практическое занятие, тренинг, мастер-класс, творческая игра | 1 | Вокальная позиция | Кабинет №7 | |
13 | декабрь | 14.12 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Практическое занятие, тренинг, мастер-класс, творческая игра | 1 | Звуковедение | Кабинет №7 | |
14 | декабрь | 21.12 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Практическое занятие, тренинг, мастер-класс, творческая игра | 1 | Дикция | Кабинет №7 | |
15-16 | Декабрь Январь | 28.12 11.01 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Практическое занятие, тренинг, мастер-класс, творческая игра | 2 | Двухголосие | Кабинет №7 | |
Работа с микрофонами над произведениями разного характера. Музыкальные игры. (4 ч) | ||||||||
17 | Январь | 18.01 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Практическое занятие, тренинг, мастер-класс, творческая игра | 1 | Игра «Музыкальное лото». | Кабинет №7 | тест |
18-20 | Январь | 25.01 01.02 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Практическое занятие, тренинг, мастер-класс, творческая игра | 3 | Музыкальные ключи. Сольфеджио. Соло. | Кабинет №7 | тест |
Ансамблевая работа (6 ч) | ||||||||
21 | Февраль | 08.02 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Практическое занятие, тренинг, мастер-класс, творческая игра | 1 | Развитие восприятия и музыкальной памяти | Кабинет №7 | |
22 | Февраль | 15.02 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Практическое занятие, тренинг, мастер-класс, творческая игра, беседа. | 1 | Музыкально-теоретическая подготовка | Кабинет №7 | анкетирование |
23 | Февраль | 22.02 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Лекция, практическое занятие. | 1 | Основы музыкальной грамоты | Кабинет №7 | тест |
24 | Февраль | 29.02 | Четверг с 14-40 до 15-20 | «мозговой штурм», беседа, игра. | 1 | Зачем нужны игры со словом? | Кабинет №7 | тест |
25 | Март | 07.03 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Практическое занятие, тренинг, мастер-класс, творческая игра, беседа. | 1 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | Кабинет №7 | |
26 | Март | 14.03 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Практическое занятие, тренинг, мастер-класс, творческая игра, беседа. | 1 | Развитие чувства ритма | Кабинет №7 | |
Культура поведения и работа на сцене. Мир композиторов. (4 ч) | ||||||||
27 | Март | 21.03 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Семинар, соревнование. | 1 | Теоретико-аналитическая работа | Кабинет №7 | анкетирование |
28 | Март | 28.03 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Лекция, презентация работ | 1 | Беседа о гигиене певческого голоса | Кабинет №7 | тест |
29 | Апрель | 05.04 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Практическое занятие, тренинг, мастер-класс, творческая игра. | 1 | Народное творчество | Кабинет №7 | тест |
30 | Апрель | 11.04 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Практическое занятие, тренинг, мастер-класс, творческая игра, беседа. | 1 | Кто придумал ноты? Камерная музыка. Ансамбль. Мелодия. Унисон. | Кабинет №7 | |
Музыкально-ритмические движения. (2 ч ) | ||||||||
31 | Апрель | 18.04 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Творческая игра, беседа. | 1 | Беседа о творчестве композиторов-классиков. | Кабинет №7 | тест |
32 | Апрель | 25.04 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Творческая игра, беседа. | 1 | Беседа о творчестве современных композиторов | Кабинет №7 | кроссоворд |
Концертная деятельность, экскурсии. (3ч.) | ||||||||
33 | Апрель | 02.05 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Концерт | 1 | Открытый урок для родителей. Концертно-исполнительская деятельность. | Кабинет №7 | Концерт |
34 | Май | 08.05 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Концерт | 1 | Праздники, выступления. Просмотр видеозаписи, выступление детей на фестивалях и конкурсах. | актовый зал | Концерт |
35 | Май | 16.05 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Экскурсия | 1 | Экскурсии, концерты, театры | ДК С. Дивного | |
Мониторинг. (1 ч) | ||||||||
36 | май | 23.05 | Четверг с 14-40 до 15-20 | Мониторинг. | 1 | | | |
Итого | 36 | |
Содержание учебно–тематического плана.
ТЕМА 1.Вводное занятие.
Теория: Знакомство с программой. Техника безопасности, соответствующая внутренним инструкциям. Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач вокального объединения. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
ТЕМА 2. Постановка голоса.
Теория: Работа над голосом. Возрастные особенности состояния голосового аппарата.
Практика: Работа над расширением певческого диапазона, укреплением певческого дыхания и чистотой интонирования. Закрепление правильных голосовых, речевых, певческих навыков, развитие голоса для профессиональной вокальной работы.
ТЕМА 3.Дыхательные упражнения. Чистота интонирования.
Теория: Главные принципы дыхания. Технология вдоха. Вдох между фразами в быстром произведении.
Практика: Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой). Распределение дыхания во время сценического движения. Закрепление навыков правильного диафрагматического дыхания. Работа над чистотой интонирования.
ТЕМА 4.Работа над произведениями. Разнообразие репертуара.
Теория: Постановка номеров, разучивание текста, мелодии. Анализ произведения, раскрытие его содержания и взаимосвязи со средствами музыкальной выразительности.
Практика: Разбор музыкального произведения (мелодия, ритм, динамика), проучивание отдельных фраз и трудных мест на слоги, без текста, без сопровождения, работа над текстом без мелодии, чистота интонации и звукообразования.
ТЕМА 5. Работа с микрофонами над произведениями разного характера.
Практика: Работа с микрофонами: шнуровыми, радиомикрофонами.
Использование микрофонов для сценических воплощений. Выравнивание динамики звучания голоса при работе с микрофоном.
ТЕМА 6. Ансамблевая работа.
Практика: Продолжение работы над чистым интонированием, самостоятельным и уверенным ведением партии в ансамбле. Разучивание концертного репертуара.
ТЕМА 7. Культура поведения и работа на сцене.
Теория: Продолжение знакомства со сценой (кулисы, авансцена). Свобода
исполнения произведения. Эмоциональная передача содержания исполняемого произведения и решение актерских задач.
Практика: Работа над эстрадным номером: раскрытие индивидуальности исполнителя. Актёрское решение исполняемых песен. Сочетание пения с различными танцевальными движениями. Основные принципы поведения на сцене. Творческая мобилизованность. Работа над драматургией произведения, сценическим поведением учащегося.
ТЕМА 8. Музыкально-ритмические движения.
Практика: Выполнение танцевальных ритмических движений под музыку.
ТЕМА 9. Концертная деятельность.
Практика: Отчетный концерт – финал концертной работы. Обязательно выступают все дети. Исполняется все лучшее, что накоплено за год.
ТЕМА 10. Мониторинг.
Примерный репертуарный список.
- «Музыкальная радуга», «Праздник для всех», «Грибной дождик», «Лето навсегда» (Слова и музыка В. Ударцова), «Кораблик детства», «Распорядок дня», «Самый лучший день», «Мир ребенка» (Слова и музыка Т. Музыкантова), «Звезда» (Шоу-группа «Нотки»), «Моя мечта» (из репертуара А.Ибрагимовой).
- «Под птичьи голоса», «Зажигай», «Новый день», «Вот мечта моя», «Пусть смеются дети», «Дедуля», «Радостный день» (Слова и музыка Ю.Вережникова), «В стране в которой я живу», «Солдатам ВОВ», «Место, где дом» (Слова и музыка Л. Фадеева-Москалева), «9 Мая» ( Слова и музыка Д.Михайлова), «Сенсация» ( Слова и музыка В.Енгалычева).
Планируемые результаты.
В результате освоения программы у учащихся будут сформированы личностные результаты:
- готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию;
- выражение своих мыслей и чувств, обусловленных восприятием музыкальных произведений;
- эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- позитивная самооценка, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов, способности вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности.
Предметные результаты:
- сформированность первоначальных представлений о роли песни в жизни человека;
- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения и познавательной деятельности;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций, и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- понимание средств реализации разных форм и видов музыкальной деятельности;
- планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной проблемой и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;
- умение находить наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности.
Знания, умения, приобретённые учащимися в результате занятий по дополнительной общеобразовательной программе «Домисолька»
В конце 1 года обучения
Планируемые результаты.
В результате освоения программы у учащихся будут сформированы личностные результаты:
- готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию;
- выражение своих мыслей и чувств, обусловленных восприятием музыкальных произведений;
- эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- позитивная самооценка, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов, способности вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности.
Предметные результаты:
- сформированность первоначальных представлений о роли песни в жизни человека;
- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения и познавательной деятельности;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций, и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- понимание средств реализации разных форм и видов музыкальной деятельности;
- планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной проблемой и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;
- умение находить наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности.
Знания, умения, приобретённые учащимися в результате занятий по дополнительной общеобразовательной программе «Домисолька»
В конце 1 года обучения учащиеся должны знать:
-общие понятия анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань (источник звука), органы дыхания (диафрагма – главная дыхательная мышца). Механизм работы дыхательного аппарата (реберно-диафрагматическое дыхание). Атаки звука (мягкая, придыхательная, твердая). Звучание фонограммы (плюсовая, минусовая).
Уметь:
-правильно применять певческую установку в положении стоя и сидя, пользоваться певческим дыханием;
-использовать некоторые дыхательные упражнения по системе Стрельниковой А.Н.;
-использовать речевые интонации для получения певческого звука;
-правильно формировать певческую позицию, зевок;
-пользоваться упражнениями на освобождение гортани и снятие мышечного
напряжения;
-использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации.
учащиеся должны знать:
-общие понятия анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань (источник звука), органы дыхания (диафрагма – главная дыхательная мышца). Механизм работы дыхательного аппарата (реберно-диафрагматическое дыхание). Атаки звука (мягкая, придыхательная, твердая). Звучание фонограммы (плюсовая, минусовая).
Уметь:
-правильно применять певческую установку в положении стоя и сидя, пользоваться певческим дыханием;
-использовать некоторые дыхательные упражнения по системе Стрельниковой А.Н.;
-использовать речевые интонации для получения певческого звука;
-правильно формировать певческую позицию, зевок;
-пользоваться упражнениями на освобождение гортани и снятие мышечного
напряжения;
-использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации.
2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Синтезатор.
3. Музыкальный центр, компьютер.
4. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
5. Электроаппаратура.
6. Зеркало.
7.Подборка репертуара.
8. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
9. Записи выступлений, концертов.
Занятия в кассе ведет педагог:
- педагог высшей квалификационной категории Шарко И. А.
2.3. Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: анкеты, тесты, методические разработки, фотографии детей, аналитический материал, грамоты, дипломы.
Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов: конкурс, концерт, открытое занятие, итоговый отчёт.
2.4.Оценочные материалы
При приёме учащихся в музыкальное объединение «Задоринка»проводится диагностика.
Цель: Выявление имеющихся у ребёнка вокальных данных, соответствующим начальным требованиям программы.
Инструкция: каждый показатель оценивается по пятибалльной системе.
Диагностика поводится в начале учебного года с 1 по 10 сентября.
5 баллов – высокий уровень:
– способности у ребёнка к пению и музыке очевидны;
– чистое, выразительное пение, ритмическая точность исполнения, способность быстро запоминать новые мелодии;
4 балла - средний уровень:
– музыкальные способности выражены менее ярко;
- менее выразительноепение, неточности в ритмическом исполнении;
3 балла - допустимый уровень:
– музыкальные способности выражены слабо, не лежат на поверхности;
- не выразительное пение, неточности в ритмическом исполнении.
1. Выявление уровня динамического слуха.
Принцип: споём вместе. Пой, как я; я – громко и ты громко;
Я – тихо и ты – тихо. Будь внимателен. (2-3 раза).
2. Определение уровня развития чувства мелодического (звуковысотного) компонента музыкального слуха. О нем судим по показателю частоты интонирования мелодии голосом. Спеть любимую песню с аккомпанементом и без него (2-3 песни).
3.Выявление уровня развития чувства музыкального ритма. После прослушивания отрывка (8 тактов) из произведения ребёнок должен воспроизвести его ритм хлопками в ладоши (2-3 раза).
4. При определении уровня музыкального мышления – от ребёнка требуется уловить общее настроение (весело – грустно) и определить жанровую характеристику музыкальных произведений: марш, песня, танец.
5.Отвернуться от синтезатора и определить, одна нота звучит или две (или больше).
6. Спеть прозвучавшую ноту или найти её на клавиатуре.
7. Нажать на синтезаторе клавишу и попросить ребёнка найти похожую ноту.
Критерии оценок.
От 35 до 29 баллов – высокий уровень знаний;
От 28 до 22 баллов – средний уровень знаний;
От 21 до 15 баллов – допустимый уровень;
Текущая аттестация 1 года обучения по программе музыкального объединения «Домисолька»
Цель: оценить качества усвоения учащимися содержания общеобразовательной программы в середине учебного года.
Инструкция: оценить тест по 3- х уровневой системе.
1.Понятие «Певческий голос»:
- понятие «певческий голос» связано со способностью человека петь;
- понятие «певческий голос» связано со способностью человека говорить.
2.Женские голоса подразделяют на:
- сопрано;
- меццо-сопрано;
- меццо-контральто;
- контральто.
3.Мужские голоса подразделяют на:
-тенор;
-сопрано;
-бас;
-баритон;
-контральто.
4.Что входит в состав голосового аппарата?
-ротовая и носовая полости;
-глотка;
-диафрагма;
-трахея;
- бронхи;
-лёгкие;
-грудная клетка;
-гортань с голосовыми связками.
5.Какие навыки должен вырабатывать начинающий?
- стоять во время пения удобно на двух ногах;
- не петь на полный желудок;
- дыхание не должно быть шумным;
- брать полный объем воздуха;
- не вдыхать до конца весь воздух, так как это нарушает свободу и
естественность;
- пауза между вдохом и началом звука (выдохом) должна быть мгновенной;
- не забывать, что дыхание – это ещё и средство выразительности;
- уметь пользоваться любой паузой, чтобы передохнуть, снять утомление,
возобновить активное полноценное дыхание;
-между вдохом и выходом не должно быть паузы.
6.Певческий аппарат – это:
- ротовая полость;
- уши;
- гортань;
- нижняя челюсть;
- лёгкие;
- носовая полость.
7.Что такое дикция?
-это интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов, что определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов;
-это несогласованность работы артикуляционных органов.
Критерии оценок.
Высокий уровень «5 баллов» - обучающиеся ответили на все вопросы.
Средний уровень «4 балла» - допущена 1 ошибка.
Допустимый уровень «3 балла» - допущены 2-3 ошибки.
Промежуточная аттестация 1 года обучения по программе музыкального объединения «Домисолька».
Цель: оценить качества усвоения учащимися содержания образовательной программы в конце учебного года.
Инструкция: оценить тест по 3- х уровневой системе
1.Что такое диапазон?
-диапазон – это расстояние от крайней нижней до крайней верхней ноты;
-диапазон – это расстояние от крайней верхней до крайней нижней ноты;
-это понятие связано с резонированием голоса певца в носовой и придаточных полостях;
-это понятие связано с резонированием голоса певца только в ротовой полости.
2.Понятие «Петь в маску»?
-пение с использованием нижних резонаторов;
-пение с использованием верхних резонаторов (головных).
3.Что такое «атака звука»?
- начальный момент работы голосовых связок и дыхания;
- заключительный момент работы голосовых связок и дыхания.
4.Виды атак:
-твёрдая атака;
- твёрдо-мягкая;
- придыхательная атака;
- мягкая атака.
5.Что такое резонаторы?
-звуки, рождённые на уровне голосовых связок, от их взаимодействия с дыханием называются резонаторами;
-звуки, рождённые на уровне трахеи, от их взаимодействия с дыханием называются резонаторами.
6.Виды резонаторов:
-верхние;
-бронхиальные;
-головные;
-грудные.
7.Механизм дыхания:
-дыхание в пении должно быть активное целенаправленное, собранное в упругий «пучок»;
- дыхание в пении должно быть вялое не целенаправленное.
8.Типы дыхания:
-грудное дыхание;
-смешанное;
-смешанно-грудное;
-брюшное или диафрагматическое дыхание;
-грудобрюшное диафрагмальное.
9.Артикуляция это:
-работа органов речи;
-произношение слов при правильном положении губ и языка;
-напряжённое положение нижней челюсти;
-освобождение от зажатости нижней челюсти.
10.Что такое дикция?
-это интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов, что определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов;
-это несогласованность работы артикуляционных органов.
11. Работа с микрофоном:
-держать микрофон на 4 пальца от губ;
-держать микрофон на 6 пальцев от губ.
Критерии оценок.
Высокий уровень «5 баллов» - обучающиеся ответили на все вопросы.
Средний уровень «4 балла» - допущены 1-2 ошибки.
Допустимый уровень «3 балла» - допущены 3-4 ошибки.
2.5.Методическое обеспечение
Разнообразие методов учебного и воспитательного процессов позволяют делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Учащимся предлагается много разнообразных форм для проявления активности, самостоятельности и раскрытия своего творческого потенциала.
Интерес к занятиям поддерживается и обеспечивается как традиционными, так и нетрадиционными формами преподавания, использование аудио и видеозаписи, работа с фонограммами, ИКТ.
Важным моментом при освоении программного материала была и остается воспитательная работа в детском и подростковом коллективе, где участие каждого отдельного ребенка вносит свой неповторимый отпечаток. Программа нацелена на становление принципов самостоятельности и личной ответственности каждого учащегося перед собой, коллективом и окружающими.
Формы организации образовательного процесса.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Формы организации учебного занятия.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами. Концерт, игра, лекция, мастер-класс, открытое занятие, посиделки, ринг, тренинг, фестиваль, шоу, экзамен.
Практические занятия, где дети разучивают песни.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Методы организации учебно – воспитательного процесса.
Словесный (объяснения, разъяснения, дискуссия, беседа).
Наглядный (иллюстрация ( показ) педагогом певческого материала, анализ
исполнения музыкального произведения в исполнении других учащихся, использование наглядных пособий и раздаточного материала).
Практический (упражнения, репетиции, художественное исполнение
выученных песен, выступления на концерте, конкурсе).
Видеометод (использование видеоматериалов и аудио записей)
Применяемые технологии, методы и формы работы учитывают психолого - физиологические особенности учащихся.
Для успешного освоения поставленных целей и задач в работе используются следующие педагогические технологии:
- технология коллективного творчества;
- технология развивающего обучения;
- технология личностно – ориентированного обучения;
- технология индивидуального обучения;
- игровая технология;
- технология ИКТ.
Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
1. Обеспечение гигиенических условий на занятиях:
-соблюдение температурного режима и режима освещения на занятиях;
- проветривание кабинета перед каждым занятием, влажная уборка;
-соблюдение чистоты и порядкав кабинете.
2.Профилактическая, просветительская, воспитательная работа по формированию культуры ЗОЖ:
-инструктаж по соблюдению правил ТБ на занятиях и в общественных местах;
-правила пользования музыкально – техническими средствами;
-гигиена и охрана голоса;
-беседы с учащимися: «Формирование правильной осанки во время пения», «Береги свой голос».
3.Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях:
- психофизическая (комфортная, а не стрессовая) атмосфера на занятиях;
- рациональное чередование видов учебной деятельности;
- соблюдение режима занятия и отдыха.
4.Организационно – массовая, оздоровительная работа:
-физкультминутки;
-динамические паузы;
-минутки релаксации;
-упражнения на развитие и укрепление голосового аппарата;
-дыхательная и дикционная гимнастика.
5.Работа с родителями:
-групповые и индивидуальные консультации с родителями о гигиене и работе;
-голосовой аппарат, об охране и бережном отношении к детскому голосу.
Алгоритм учебного занятия
Дата проведения:
Время проведения:
Место проведения:
Педагог:
Участники:
Тема занятия:
Форма занятия:
Тип занятия:
Оборудование;
Цель занятия:
Задачи:
Обучающие:
Воспитательные:
Развивающие:
Ход занятия.
I. Организационный момент:
- Приветствие.
- Психологический настрой.
- Сообщение темы, цели, задач.
II. Повторение изученного:
- Теоретические знания.
- Практическое применение знаний.
III. Основная часть занятий:
- Изучение и первичное закрепление новых знаний.
- Актуализация опорных знаний, восприятие, осмысление.
IV. Заключительный этап:
- Закрепление полученных знаний.
- Проверка усвоение знаний.
- Анализ, самоанализ.
V. Итог занятия:
- Выводы, рефлексия.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– работа над произведением;
– анализ занятия.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Для педагога:
С. Газарян. «В мире музыкальных инструментов». М., Просвещение. 1985.
Е. Гульянц. «Детям о музыке». М., Издательство «Аквариум», 1996.
Н.В. Зарецкая «Календарные музыкальные праздники» 2005.
А. Калёнов «Там, где музыка живёт». М., Педагогика 1986.
Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах». М., Издательство «Советский композитор», 1986.
М.Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов». Изд. Просвещение – 2005.
Е. Макшанцева «Скворушка». Изд. Просвещение-1998.
Музыкальное воспитание школьников. /О.П.Радынова.-М.:Просвещение: Владос, 1994.-223с.
Методика музыкального воспитания. / Сост. Н.А.ВетлугинаМ.:Просвещение, 1982. – 271с.
10. Развитие музыкальных способностей детей. Т.Н.Михайлова.
11.Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей
/Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. – М.,1988.
12.Музыкальное развитие детей. О.П. Радынова. М., Гуманитарный
издательский центр «ВЛАДОС» 1997.
13. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей. И.В. Евтушенко.
М., ACADEMA, 2003.
Ссылки на интернет- источники
1.https://sheba.spb.ru/shkola/azbuka-vokala-1976.htm
3.http://musicedu.ru/materialy/muzykalnye-metodiki/vokalnye-metodiki/vokalnaya-metodika-seta-riggsa
Для учащихся:
1. Королева Е.А. «Музыка в сказках, стихах и картинках», Москва
«Просвещение», 1994 г.
2. И. Юдина «Азбука музыкального и творческого саморазвития», Москва
«Просвещение».
3.Учебное пособие по пению для младшего школьного возраста».
4.Вендрова Т. Е. «Пусть музыка звучит», Москва «Просвещение», 1990 г.
5. Сборники детских песен в записи композиторов В. Шаинского,
Чичкова Ю., Е. Крылатова, Б.Совельева.
6. Е.М.Пекарская «Вокальный букварь» Москва 1996.
21