Методические рекомендации и ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Домисолька»

0
0
Материал опубликован 2 August в группе

Ставропольский край, Апанасенковский муниципальный округ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» с. Дивное



РАССМОТРЕНО:

решение педагогического

совета протокол № ___

от «__» _________ 2023 года

______________Н.Ф. Чуркина


СОГЛАСОВАНО:

заместитель директора по ВР

от «__» _________ 2023 года

___________ О. А. Коломенская

УТВЕРЖДАЮ:

Врио директора МБОУ СОШ № 2

_____________Т. В. Кимсас









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

«Домисолька»




Возраст обучающихся – 8-10 лет

Срок реализации 1 год






Составитель – Шарко Ирина Анатольевна

педагог дополнительного образования









2023 год

Пояснительная записка

Улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся - одна из важнейших задач общеобразовательной школы. Но место искусству и жизненным проблемам есть ведь не только на уроке музыки.

Пение – наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Это обусловлено тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе. Современное музыкальное вокальное искусство во всем многообразии своих средств и форм оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, формирование эстетического отношения к действительности, развитие творческих качеств личности. И именно поэтому актуальной и значимой представляется проблема развития вокальных способностей детей, формирования певческих навыков, воспитания духовности, самореализации и саморазвития. Развитие вокальных способностей обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностным развитием детей, их индивидуальными потребностями.

Программа имеет широкую воспитательную направленность и включает разнообразные виды и формы ее организации. Программа направлена на развитие интересов детей к разнообразным видам деятельности: пению, музицированию, движению под музыку. В процессе обучения происходит развитие музыкальных способностей детей

Пение является важнейшим средством развития музыкальных способностей детей. При обучении пению развивается не только детский голос, но и решаются задачи, связанные с формированием личности ребёнка, такие как: патриотизм, чувство долга, взаимопомощи, взаимоуважения и так далее. Песня очень сильно влияет на эмоциональное и нравственное воспитание ребенка, что способствует успешной социализации.  

Программа дополнительного образования «Домисолька» позволяет воспитывать у обучающихся объединения эстетический вкус. Развивает умение из, широко представленного на сегодняшний день, современного музыкального материала выбирать самое ценное, песни, которые радуют не только мелодией, но и содержанием.

В программе используется доступный, интересный, разнохарактерный музыкальный материал.

Актуальность проявляется в необходимости решения одной из важнейших проблем музыкального образования – развитие музыкально- исполнительской культуры учащихся. В программе уделено внимание реализации таких требований данного стандарта, как знакомство детей с музыкальным фольклором народов России и современной музыкой, а также выявление народно-песенных истоков русской профессиональной музыки.

Новизна программы заключается в том, что на занятиях формируются навыки не только в области эстрадного вокала, но и навыки работы с микрофоном, изучаются простейшие сценические движения. А также используются технические средства, компьютерные технологии, новые звуковоспроизводящие устройства в обучении пению, что является одной из главных дидактических задач.

Художественное единство пения и танца, движения и музыки, позволяет учащимся выйти на новый эмоциональный уровень. Работа над изучением и постановкой выше названных направлений позволяет добиваться новых творческих достижений.

Дополнительная общеобразовательная программа «Домисолька» отличается от других программ тем, что:

- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей детей соразмерно личной индивидуальности;

- включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике

А.Н. Стрельниковой;

- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;

-органичное сочетание учебного процесса с конкретной деятельностью коллектива, где каждый участник на всех этапах обучения будет иметь исполнительскую практику. То есть возможность выступать перед зрительской аудиторией, с каждым выходом на сцену учащийся получает дополнительный творческий стимул к дальнейшим занятиям и приобретают необходимую для певца эмоциональную устойчивость к публичным выступлениям;

-тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Срок реализации программы- 1 год, форма обучения очная.

Занятия проводятся:

- 1 год обучения по 36 часа в год (1 раза в неделю по 1 часу);

Возраст учащихся 8-10 лет, состав группы - постоянный. В объединение зачисляются дети при наличии достаточно выраженных голосовых данных, хорошего музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма. Образовательный процесс строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка.

Младший школьный возраст, начало систематического школьного обучения – время активного раскрытия индивидуальных особенностей ребенка, развития его специальных музыкальных способностей. Каждый ребенок по-своему музыкален. Младшие школьники возбудимы, эмоциональны, не способны к длительному сосредоточению. Музыкальные занятия позволяют использовать богатый потенциал эмоциональной подвижности ребенка и в то же время способствуют формированию произвольности мышления, памяти, внимания.

Цель программы:

Выявление и развитие творческих способностей учащихся, развитие вокальных, артистических, творческих способностей детей посредством приобщения их к вокальному мастерству.

Задачи:

Личностные:

-формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, творческой и других видах деятельности;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Предметные:

-расширение музыкального и общего культурного кругозора;

-воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке,

эстрадному вокалу;

-воспитание эстетического отношения к миру, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности;

-развитие общих музыкальных способностей учащихся, а также образного мышления, фантазии и творческого воображения.

Метапредметные

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в обучении и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций, и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;

- определение наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности.




Содержание программы

Цель: развитие начальных навыков вокального исполнительства – вокально-технических и музыкально-художественных.

Задачи:

- развитие навыков певческого дыхания;

- развитие навыков артикуляции;

-формирование навыков певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»);

-развитие навыков артикуляции (активация артикуляционного аппарата: краткость, дикционная четкость произношения согласных, формирование единой манеры пения гласных);

-формирование певческой установки;

-ознакомление с правилами безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним.

Учебно-тематический план


Наименование темы

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие.

1

-

1

2.

Постановка голоса.

2

2

4

3.

Дыхательные упражнения. Чистота интонирования.

-

3

3

4.

Работа над произведениями; разнообразие репертуара.

1

7

8

5.

Работа с микрофонами над произведениями разного

характера. Музыкальные игры.

-

4

4

6.

Ансамблевая работа

1

5

6

7.

Культура поведения и работа на сцене. Мир композиторов.

1

3

4

8.

Музыкально-ритмические движения.

-

2

2

9.

Концертная деятельность, экскурсии.

-

3

3

10.

Мониторинг.

-

1

1


Итого:


6

30

36





Календарно-тематический планирование

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Вводное занятие (1 ч)

1

сентябрь

21.09

Четверг с 14-40 до 15-20

Очная, традиционная форма, индивидуально- групповая

1

Вводное занятие. От природы музыкален каждый. Что такое музыкальность?

Кабинет №7

Распевка

Постановка голоса (4 ч)

2

сентябрь

28.09

Четверг с 14-40 до 15-20

Беседа, игра

1

В мире загадочных звуков. Свойства, сила, высота звука.

Кабинет №7


3

октябрь

05.10

Четверг с 14-40 до 15-20

Беседа, игра

1

В мире загадочных звуков. Динамика, ритм, тембр.

Кабинет №7


4

октябрь

12.10

Четверг с 14-30 до 15-10

Практическое занятие, мастер-класс, лекция

1

Практическое занятие по теме: «Звук».

Вокально-хоровая работа

Кабинет №7


5

октябрь

19.10

Четверг с 14-40 до 15-20

Практическое занятие,

тренинг

1

Прослушивание голосов

Кабинет №7


Дыхательные упражнения. Чистота интонирования. (3 ч)

6

октябрь

26.10

Четверг с 14-40 до 15-20

Практическое занятие,

тренинг, мастер-класс

1

Тренировка слухового внимания. Правила поведения при встрече с музыкой.

Кабинет №7


7

октябрь

02.11

Четверг с 14-40 до 15-20

Практическое занятие,

тренинг, мастер-класс

1

Певческая установка дыхания

Кабинет №7


8

ноябрь

09.11

Четверг с 14-40 до 15-20

Практическое занятие,

тренинг, мастер-класс, творческая игра

1

Распевание. Творческие песенные игры.

Кабинет №7


Работа над произведениями; разнообразие репертуара. (8 ч)

9

ноябрь

16.11

Четверг с 14-40 до 15-20

Беседа, наблюдение, тренинг.

1

Дирижерские жесты

Кабинет №7


10-11

ноябрь

23.11

30.11

Четверг с 14-40 до 15-20

Практическое занятие,

тренинг, мастер-класс, творческая игра

2

Унисон

Кабинет №7


12

декабрь

07.12

Четверг с 14-40 до 15-20

Практическое занятие,

тренинг, мастер-класс, творческая игра

1

Вокальная позиция

Кабинет №7


13

декабрь

14.12

Четверг с 14-40 до 15-20

Практическое занятие,

тренинг, мастер-класс, творческая игра

1

Звуковедение

Кабинет №7


14

декабрь

21.12

Четверг с 14-40 до 15-20

Практическое занятие,

тренинг, мастер-класс, творческая игра

1

Дикция

Кабинет №7


15-16

Декабрь

Январь

28.12

11.01

Четверг с 14-40 до 15-20

Практическое занятие,

тренинг, мастер-класс, творческая игра

2

Двухголосие

Кабинет №7


Работа с микрофонами над произведениями разного характера. Музыкальные игры. (4 ч)

17

Январь

18.01

Четверг с 14-40 до 15-20

Практическое занятие,

тренинг, мастер-класс, творческая игра

1

Игра «Музыкальное лото».

Кабинет №7

тест

18-20

Январь


25.01

01.02

Четверг с 14-40 до 15-20

Практическое занятие,

тренинг, мастер-класс, творческая игра

3

Музыкальные ключи. Сольфеджио. Соло.

Кабинет №7

тест

Ансамблевая работа (6 ч)

21

Февраль

08.02

Четверг с 14-40 до 15-20

Практическое занятие,

тренинг, мастер-класс, творческая игра

1

Развитие восприятия и музыкальной памяти

Кабинет №7


22

Февраль

15.02

Четверг с 14-40 до 15-20

Практическое занятие,

тренинг, мастер-класс, творческая игра, беседа.

1

Музыкально-теоретическая подготовка

Кабинет №7

анкетирование

23

Февраль

22.02

Четверг с 14-40 до 15-20

Лекция, практическое занятие.

1

Основы музыкальной грамоты

Кабинет №7

тест

24

Февраль

29.02

Четверг с 14-40 до 15-20

«мозговой штурм», беседа, игра.

1

Зачем нужны игры со словом?

Кабинет №7

тест

25

Март

07.03

Четверг с 14-40 до 15-20

Практическое занятие,

тренинг, мастер-класс, творческая игра, беседа.

1

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

Кабинет №7


26

Март

14.03

Четверг с 14-40 до 15-20

Практическое занятие,

тренинг, мастер-класс, творческая игра, беседа.

1

Развитие чувства ритма

Кабинет №7


Культура поведения и работа на сцене. Мир композиторов. (4 ч)

27

Март

21.03

Четверг с 14-40 до 15-20

Семинар, соревнование.

1

Теоретико-аналитическая работа

Кабинет №7

анкетирование

28

Март

28.03

Четверг с 14-40 до 15-20

Лекция, презентация работ

1

Беседа о гигиене певческого голоса

Кабинет №7

тест

29

Апрель

05.04

Четверг с 14-40 до 15-20

Практическое занятие,

тренинг, мастер-класс, творческая игра.

1

Народное творчество

Кабинет №7

тест

30

Апрель

11.04

Четверг с 14-40 до 15-20

Практическое занятие,

тренинг, мастер-класс, творческая игра, беседа.

1

Кто придумал ноты? Камерная музыка. Ансамбль. Мелодия. Унисон.

Кабинет №7


Музыкально-ритмические движения. (2 ч )

31

Апрель

18.04

Четверг с 14-40 до 15-20

Творческая игра, беседа.

1

Беседа о творчестве композиторов-классиков.

Кабинет №7

тест

32

Апрель

25.04

Четверг с 14-40 до 15-20

Творческая игра, беседа.

1

Беседа о творчестве современных композиторов

Кабинет №7

кроссоворд

Концертная деятельность, экскурсии. (3ч.)

33

Апрель

02.05

Четверг с 14-40 до 15-20

Концерт

1

Открытый урок для родителей. Концертно-исполнительская деятельность.

Кабинет №7

Концерт

34

Май

08.05

Четверг с 14-40 до 15-20

Концерт

1

Праздники, выступления. Просмотр видеозаписи, выступление детей на фестивалях и конкурсах.

актовый

зал

Концерт

35

Май

16.05


Четверг с 14-40 до 15-20

Экскурсия

1

Экскурсии, концерты, театры

ДК

С. Дивного


Мониторинг. (1 ч)

36

май

23.05

Четверг с 14-40 до 15-20

Мониторинг.

1




Итого

36



Содержание учебно–тематического плана.


ТЕМА 1.Вводное занятие.

Теория: Знакомство с программой. Техника безопасности, соответствующая внутренним инструкциям. Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач вокального объединения. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

ТЕМА 2. Постановка голоса.

Теория: Работа над голосом. Возрастные особенности состояния голосового аппарата.

Практика: Работа над расширением певческого диапазона, укреплением певческого дыхания и чистотой интонирования. Закрепление правильных голосовых, речевых, певческих навыков, развитие голоса для профессиональной вокальной работы.

ТЕМА 3.Дыхательные упражнения. Чистота интонирования.

Теория: Главные принципы дыхания. Технология вдоха. Вдох между фразами в быстром произведении.

Практика: Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой). Распределение дыхания во время сценического движения. Закрепление навыков правильного диафрагматического дыхания. Работа над чистотой интонирования.

ТЕМА 4.Работа над произведениями. Разнообразие репертуара.

Теория: Постановка номеров, разучивание текста, мелодии. Анализ произведения, раскрытие его содержания и взаимосвязи со средствами музыкальной выразительности.

Практика: Разбор музыкального произведения (мелодия, ритм, динамика), проучивание отдельных фраз и трудных мест на слоги, без текста, без сопровождения, работа над текстом без мелодии, чистота интонации и звукообразования.

ТЕМА 5. Работа с микрофонами над произведениями разного характера.

Практика: Работа с микрофонами: шнуровыми, радиомикрофонами.

Использование микрофонов для сценических воплощений. Выравнивание динамики звучания голоса при работе с микрофоном.

ТЕМА 6. Ансамблевая работа.

Практика: Продолжение работы над чистым интонированием, самостоятельным и уверенным ведением партии в ансамбле. Разучивание концертного репертуара.

ТЕМА 7. Культура поведения и работа на сцене.

Теория: Продолжение знакомства со сценой (кулисы, авансцена). Свобода

исполнения произведения. Эмоциональная передача содержания исполняемого произведения и решение актерских задач.

Практика: Работа над эстрадным номером: раскрытие индивидуальности исполнителя. Актёрское решение исполняемых песен. Сочетание пения с различными танцевальными движениями. Основные принципы поведения на сцене. Творческая мобилизованность. Работа над драматургией произведения, сценическим поведением учащегося.

ТЕМА 8. Музыкально-ритмические движения.

Практика: Выполнение танцевальных ритмических движений под музыку.

ТЕМА 9. Концертная деятельность.

Практика: Отчетный концерт – финал концертной работы. Обязательно выступают все дети. Исполняется все лучшее, что накоплено за год.


ТЕМА 10. Мониторинг.


Примерный репертуарный список.

- «Музыкальная радуга», «Праздник для всех», «Грибной дождик», «Лето навсегда» (Слова и музыка В. Ударцова), «Кораблик детства», «Распорядок дня», «Самый лучший день», «Мир ребенка» (Слова и музыка Т. Музыкантова), «Звезда» (Шоу-группа «Нотки»), «Моя мечта» (из репертуара А.Ибрагимовой).

- «Под птичьи голоса», «Зажигай», «Новый день», «Вот мечта моя», «Пусть смеются дети», «Дедуля», «Радостный день» (Слова и музыка Ю.Вережникова), «В стране в которой я живу», «Солдатам ВОВ», «Место, где дом» (Слова и музыка Л. Фадеева-Москалева), «9 Мая» ( Слова и музыка Д.Михайлова), «Сенсация» ( Слова и музыка В.Енгалычева).


Планируемые результаты.

В результате освоения программы у учащихся будут сформированы личностные результаты:

- готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию;

- выражение своих мыслей и чувств, обусловленных восприятием музыкальных произведений;

- эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- позитивная самооценка, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов, способности вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности.

Предметные результаты:

- сформированность первоначальных представлений о роли песни в жизни человека;

- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения и познавательной деятельности;

- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций, и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- понимание средств реализации разных форм и видов музыкальной деятельности;

- планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной проблемой и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;

- умение находить наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности.


Знания, умения, приобретённые учащимися в результате занятий по дополнительной общеобразовательной программе «Домисолька»

В конце 1 года обучения

Планируемые результаты.

В результате освоения программы у учащихся будут сформированы личностные результаты:

- готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию;

- выражение своих мыслей и чувств, обусловленных восприятием музыкальных произведений;

- эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- позитивная самооценка, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов, способности вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности.

Предметные результаты:

- сформированность первоначальных представлений о роли песни в жизни человека;

- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения и познавательной деятельности;

- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций, и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- понимание средств реализации разных форм и видов музыкальной деятельности;

- планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной проблемой и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;

- умение находить наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности.


Знания, умения, приобретённые учащимися в результате занятий по дополнительной общеобразовательной программе «Домисолька»

В конце 1 года обучения учащиеся должны знать:

-общие понятия анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань (источник звука), органы дыхания (диафрагма – главная дыхательная мышца). Механизм работы дыхательного аппарата (реберно-диафрагматическое дыхание). Атаки звука (мягкая, придыхательная, твердая). Звучание фонограммы (плюсовая, минусовая).

Уметь:

-правильно применять певческую установку в положении стоя и сидя, пользоваться певческим дыханием;

-использовать некоторые дыхательные упражнения по системе Стрельниковой А.Н.;

-использовать речевые интонации для получения певческого звука;

-правильно формировать певческую позицию, зевок;

-пользоваться упражнениями на освобождение гортани и снятие мышечного

напряжения;

-использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации.

учащиеся должны знать:

-общие понятия анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань (источник звука), органы дыхания (диафрагма – главная дыхательная мышца). Механизм работы дыхательного аппарата (реберно-диафрагматическое дыхание). Атаки звука (мягкая, придыхательная, твердая). Звучание фонограммы (плюсовая, минусовая).

Уметь:

-правильно применять певческую установку в положении стоя и сидя, пользоваться певческим дыханием;

-использовать некоторые дыхательные упражнения по системе Стрельниковой А.Н.;

-использовать речевые интонации для получения певческого звука;

-правильно формировать певческую позицию, зевок;

-пользоваться упражнениями на освобождение гортани и снятие мышечного

напряжения;

-использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации.


2.2.Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Синтезатор.

3. Музыкальный центр, компьютер.

4. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

5. Электроаппаратура.

6. Зеркало.

7.Подборка репертуара.

8. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

9. Записи выступлений, концертов.

Занятия в кассе ведет педагог:

- педагог высшей квалификационной категории Шарко И. А.


2.3. Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: анкеты, тесты, методические разработки, фотографии детей, аналитический материал, грамоты, дипломы.

Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов: конкурс, концерт, открытое занятие, итоговый отчёт.


2.4.Оценочные материалы

При приёме учащихся в музыкальное объединение «Задоринка»проводится диагностика.

Цель: Выявление имеющихся у ребёнка вокальных данных, соответствующим начальным требованиям программы.

Инструкция: каждый показатель оценивается по пятибалльной системе.

Диагностика поводится в начале учебного года с 1 по 10 сентября.

5 баллов – высокий уровень:

способности у ребёнка к пению и музыке очевидны;

чистое, выразительное пение, ритмическая точность исполнения, способность быстро запоминать новые мелодии;

4 балла - средний уровень:

музыкальные способности выражены менее ярко;

- менее выразительноепение, неточности в ритмическом исполнении;

3 балла - допустимый уровень:

музыкальные способности выражены слабо, не лежат на поверхности;

- не выразительное пение, неточности в ритмическом исполнении.

1. Выявление уровня динамического слуха.

Принцип: споём вместе. Пой, как я; я – громко и ты громко;

Я – тихо и ты – тихо. Будь внимателен. (2-3 раза).

2. Определение уровня развития чувства мелодического (звуковысотного) компонента музыкального слуха. О нем судим по показателю частоты интонирования мелодии голосом. Спеть любимую песню с аккомпанементом и без него (2-3 песни).

3.Выявление уровня развития чувства музыкального ритма. После прослушивания отрывка (8 тактов) из произведения ребёнок должен воспроизвести его ритм хлопками в ладоши (2-3 раза).

4. При определении уровня музыкального мышления – от ребёнка требуется уловить общее настроение (весело – грустно) и определить жанровую характеристику музыкальных произведений: марш, песня, танец.

5.Отвернуться от синтезатора и определить, одна нота звучит или две (или больше).

6. Спеть прозвучавшую ноту или найти её на клавиатуре.

7. Нажать на синтезаторе клавишу и попросить ребёнка найти похожую ноту.

Критерии оценок.

От 35 до 29 баллов – высокий уровень знаний;

От 28 до 22 баллов – средний уровень знаний;

От 21 до 15 баллов – допустимый уровень;


Текущая аттестация 1 года обучения по программе музыкального объединения «Домисолька»

Цель: оценить качества усвоения учащимися содержания общеобразовательной программы в середине учебного года.

Инструкция: оценить тест по 3- х уровневой системе.

1.Понятие «Певческий голос»:

- понятие «певческий голос» связано со способностью человека петь;

- понятие «певческий голос» связано со способностью человека говорить.

2.Женские голоса подразделяют на:

- сопрано;

- меццо-сопрано;

- меццо-контральто;

- контральто.

3.Мужские голоса подразделяют на:

-тенор;

-сопрано;

-бас;

-баритон;

-контральто.

4.Что входит в состав голосового аппарата?

-ротовая и носовая полости;

-глотка;

-диафрагма;

-трахея;

- бронхи;

-лёгкие;

-грудная клетка;

-гортань с голосовыми связками.

5.Какие навыки должен вырабатывать начинающий?

- стоять во время пения удобно на двух ногах;

- не петь на полный желудок;

- дыхание не должно быть шумным;

- брать полный объем воздуха;

- не вдыхать до конца весь воздух, так как это нарушает свободу и

естественность;

- пауза между вдохом и началом звука (выдохом) должна быть мгновенной;

- не забывать, что дыхание – это ещё и средство выразительности;

- уметь пользоваться любой паузой, чтобы передохнуть, снять утомление,

возобновить активное полноценное дыхание;

-между вдохом и выходом не должно быть паузы.

6.Певческий аппарат – это:

- ротовая полость;

- уши;

- гортань;

- нижняя челюсть;

- лёгкие;

- носовая полость.

7.Что такое дикция?

-это интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов, что определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов;

-это несогласованность работы артикуляционных органов.

Критерии оценок.

Высокий уровень «5 баллов» - обучающиеся ответили на все вопросы.

Средний уровень «4 балла» - допущена 1 ошибка.

Допустимый уровень «3 балла» - допущены 2-3 ошибки.


Промежуточная аттестация 1 года обучения по программе музыкального объединения «Домисолька».

Цель: оценить качества усвоения учащимися содержания образовательной программы в конце учебного года.

Инструкция: оценить тест по 3- х уровневой системе

1.Что такое диапазон?

-диапазон – это расстояние от крайней нижней до крайней верхней ноты;

-диапазон – это расстояние от крайней верхней до крайней нижней ноты;

-это понятие связано с резонированием голоса певца в носовой и придаточных полостях;

-это понятие связано с резонированием голоса певца только в ротовой полости.

2.Понятие «Петь в маску»?

-пение с использованием нижних резонаторов;

-пение с использованием верхних резонаторов (головных).

3.Что такое «атака звука»?

- начальный момент работы голосовых связок и дыхания;

- заключительный момент работы голосовых связок и дыхания.

4.Виды атак:

-твёрдая атака;

- твёрдо-мягкая;

- придыхательная атака;

- мягкая атака.

5.Что такое резонаторы?

-звуки, рождённые на уровне голосовых связок, от их взаимодействия с дыханием называются резонаторами;

-звуки, рождённые на уровне трахеи, от их взаимодействия с дыханием называются резонаторами.

6.Виды резонаторов:

-верхние;

-бронхиальные;

-головные;

-грудные.

7.Механизм дыхания:

-дыхание в пении должно быть активное целенаправленное, собранное в упругий «пучок»;

- дыхание в пении должно быть вялое не целенаправленное.

8.Типы дыхания:

-грудное дыхание;

-смешанное;

-смешанно-грудное;

-брюшное или диафрагматическое дыхание;

-грудобрюшное диафрагмальное.

9.Артикуляция это:

-работа органов речи;

-произношение слов при правильном положении губ и языка;

-напряжённое положение нижней челюсти;

-освобождение от зажатости нижней челюсти.

10.Что такое дикция?

-это интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов, что определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов;

-это несогласованность работы артикуляционных органов.

11. Работа с микрофоном:

-держать микрофон на 4 пальца от губ;

-держать микрофон на 6 пальцев от губ.

Критерии оценок.

Высокий уровень «5 баллов» - обучающиеся ответили на все вопросы.

Средний уровень «4 балла» - допущены 1-2 ошибки.

Допустимый уровень «3 балла» - допущены 3-4 ошибки.


2.5.Методическое обеспечение

Разнообразие методов учебного и воспитательного процессов позволяют делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Учащимся предлагается много разнообразных форм для проявления активности, самостоятельности и раскрытия своего творческого потенциала.

Интерес к занятиям поддерживается и обеспечивается как традиционными, так и нетрадиционными формами преподавания, использование аудио и видеозаписи, работа с фонограммами, ИКТ.

Важным моментом при освоении программного материала была и остается воспитательная работа в детском и подростковом коллективе, где участие каждого отдельного ребенка вносит свой неповторимый отпечаток. Программа нацелена на становление принципов самостоятельности и личной ответственности каждого учащегося перед собой, коллективом и окружающими.

Формы организации образовательного процесса.

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Формы организации учебного занятия.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами. Концерт, игра, лекция, мастер-класс, открытое занятие, посиделки, ринг, тренинг, фестиваль, шоу, экзамен.

Практические занятия, где дети разучивают песни.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Методы организации учебно – воспитательного процесса.

Словесный (объяснения, разъяснения, дискуссия, беседа).

Наглядный (иллюстрация ( показ) педагогом певческого материала, анализ

исполнения музыкального произведения в исполнении других учащихся, использование наглядных пособий и раздаточного материала).

Практический (упражнения, репетиции, художественное исполнение

выученных песен, выступления на концерте, конкурсе).

Видеометод (использование видеоматериалов и аудио записей)

Применяемые технологии, методы и формы работы учитывают психолого - физиологические особенности учащихся.

Для успешного освоения поставленных целей и задач в работе используются следующие педагогические технологии:

- технология коллективного творчества;

- технология развивающего обучения;

- технология личностно – ориентированного обучения;

- технология индивидуального обучения;

- игровая технология;

- технология ИКТ.

Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

1. Обеспечение гигиенических условий на занятиях:

-соблюдение температурного режима и режима освещения на занятиях;

- проветривание кабинета перед каждым занятием, влажная уборка;

-соблюдение чистоты и порядкав кабинете.

2.Профилактическая, просветительская, воспитательная работа по формированию культуры ЗОЖ:

-инструктаж по соблюдению правил ТБ на занятиях и в общественных местах;

-правила пользования музыкально – техническими средствами;

-гигиена и охрана голоса;

-беседы с учащимися: «Формирование правильной осанки во время пения», «Береги свой голос».

3.Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях:

- психофизическая (комфортная, а не стрессовая) атмосфера на занятиях;

- рациональное чередование видов учебной деятельности;

- соблюдение режима занятия и отдыха.

4.Организационно – массовая, оздоровительная работа:

-физкультминутки;

-динамические паузы;

-минутки релаксации;

-упражнения на развитие и укрепление голосового аппарата;

-дыхательная и дикционная гимнастика.

5.Работа с родителями:

-групповые и индивидуальные консультации с родителями о гигиене и работе;

-голосовой аппарат, об охране и бережном отношении к детскому голосу.

Алгоритм учебного занятия


Дата проведения:

Время проведения:

Место проведения:

Педагог:

Участники:

Тема занятия:

Форма занятия:

Тип занятия:

Оборудование;

Цель занятия:

Задачи:

Обучающие:

Воспитательные:

Развивающие:


Ход занятия.

I. Организационный момент:

- Приветствие.

- Психологический настрой.

- Сообщение темы, цели, задач.

II. Повторение изученного:

- Теоретические знания.

- Практическое применение знаний.

III. Основная часть занятий:

- Изучение и первичное закрепление новых знаний.

- Актуализация опорных знаний, восприятие, осмысление.

IV. Заключительный этап:

- Закрепление полученных знаний.

- Проверка усвоение знаний.

- Анализ, самоанализ.

V. Итог занятия:

- Выводы, рефлексия.


Каждое занятие строится по схеме:

настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

дыхательная гимнастика;

речевые упражнения;

распевание;

работа над произведением;

анализ занятия.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Для педагога:

С. Газарян. «В мире музыкальных инструментов». М., Просвещение. 1985.

Е. Гульянц. «Детям о музыке». М., Издательство «Аквариум», 1996.

Н.В. Зарецкая «Календарные музыкальные праздники» 2005.

А. Калёнов «Там, где музыка живёт». М., Педагогика 1986.

Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах». М., Издательство «Советский композитор», 1986.

М.Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов». Изд. Просвещение – 2005.

Е. Макшанцева «Скворушка». Изд. Просвещение-1998.

Музыкальное воспитание школьников. /О.П.Радынова.-М.:Просвещение: Владос, 1994.-223с.

Методика музыкального воспитания. / Сост. Н.А.ВетлугинаМ.:Просвещение, 1982. – 271с.

10. Развитие музыкальных способностей детей. Т.Н.Михайлова.

11.Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей

/Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. – М.,1988.

12.Музыкальное развитие детей. О.П. Радынова. М., Гуманитарный

издательский центр «ВЛАДОС» 1997.

13. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей. И.В. Евтушенко.

М., ACADEMA, 2003.

Ссылки на интернет- источники

1.https://sheba.spb.ru/shkola/azbuka-vokala-1976.htm

2.http://yogarossia.ru/yoga/lechebnaya/dyxatelnaya-gimnastika-po-strelnikovoj-kompleks-iz-11-uprazhnenij.html

3.http://musicedu.ru/materialy/muzykalnye-metodiki/vokalnye-metodiki/vokalnaya-metodika-seta-riggsa ​​​​​​​

Для учащихся:

1. Королева Е.А. «Музыка в сказках, стихах и картинках», Москва

«Просвещение», 1994 г.

2. И. Юдина «Азбука музыкального и творческого саморазвития», Москва

«Просвещение».

3.Учебное пособие по пению для младшего школьного возраста».

4.Вендрова Т. Е. «Пусть музыка звучит», Москва «Просвещение», 1990 г.

5. Сборники детских песен в записи композиторов В. Шаинского,

Чичкова Ю., Е. Крылатова, Б.Совельева.

6. Е.М.Пекарская «Вокальный букварь» Москва 1996.


21


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации