Методические рекомендации к курсу по выбору «Основы предпринимательства»
Методические рекомендации к курсу по выбору «Основы предпринимательства»
Преподавание курса по выбору «Основы предпринимательства» поможет воспитанию экономически грамотного гражданина страны, обладающего качествами лидера, умеющего принять решение и прогнозировать его последствия, уважающего экономические права и свободы других людей. Реализация данного курса способствует формированию всей совокупности предпринимательских компетенций и развитию предпринимательской грамотности обучающихся в полной мере.
В качестве основных форм организации учебных занятий можно выделить: лекции, круглые столы, а также практические работы с использованием информационных технологии и деловые игры.
Так же возможно использования инновационных методов обучения таких, как: тренинг, анализ конкретных ситуаций(CASE-STUDY), проектный метод обучения, проблемное обучение, смешенное обучение.
При изучении курса при изучение кура представляется возможным моделирование игровой ситуации, когда обучающийся становится на место предпринимателя. Поэтому логика и структура курса «Основы предпринимательства» должны быть построены так, чтобы обучающиеся последовательно знакомились с этапами предпринимательской деятельности. Возможна разработка обучающимися проектов создания собственной фирмы, в ходе которого они придумывают интересную идею, составляют простейший бизнес-план, разрабатывают конструкцию, технологическую документацию, знакомятся с маркетингом, менеджментом и рекламной деятельностью.
Рабочая программа курса по выбору «Основы предпринимательства» для 9 класса
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования1;
- Авторской программы элективного курса « Основы предпринимательства» В.Д. Симоненко2.
Актуальность
Необходимость реализации данного курса обусловлена тем, развитие российского предпринимательства является объективным и закономерным итогом осуществления современных реформ в сфере рыночной экономики. Переход экономики к условиям рынка, юридическое признание частной собственности предоставили возможность осуществления в Российской Федерации предпринимательской деятельности. В сформировавшихся обстоятельствах немаловажно соответствие содержания образования потребности общества в формировании нового типа работников – экономически грамотных, предприимчивых, способных быстро адаптироваться в различных рыночных ситуациях, профессионально образованных. Таким образом, одним из приоритетных направлений современного школьного образования становится подготовка обучающихся к основам предпринимательства, которая способствует формированию предпринимательской грамотности обучающихся, а так же их адаптации и ориентации в условиях рыночной экономики,
Цели изучения курса:
- формировать научное мировоззрение, содействующие осознанию возможностей человека и его места в новых социально-экономических условиях;
- формировать у обучающихся знания о предпринимательстве как об одной из наиболее важных сфер человеческой деятельности;
- развивать технологическую, экономическую и правовую культуру;
- воспитывать творческую, конкурентоспособную личность, обладающую такими качествами, как предприимчивость, самостоятельность, ответственность деловитость, способную осуществлять: эффективные де йствия в условиях конкуренции, расчет риска при принятии решения;
- способствовать развитию предпринимательской инициативы обучающихся, раскрытию их потенциальных возможностей и способностей в сфере экономики и предпринимательства, в том числе способности к самообразованию и саморазвитию;
- осуществлять профессиональную ориентацию обучающихся и содействовать самоопределению личности с учетом профессиональных предпочтений.
Задачи курса:
- усвоение базовых понятий и терминов курса, применяемых для описания явлений и процессов, которые происходят в области предпринимательской деятельности;
- формирование финансовой грамотности, которая позволит проанализировать проблемы и изменения в сфере экономики и предпринимательства, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать вероятные результаты принимаемых решений;
- развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений; освоение технологий создания собственного дела, определение наиболее выгодных сфер бизнеса, планирование предпринимательской деятельности и составление бизнес-плана;
- выработка навыков проведения исследований экономических явлений в сфере предпринимательства: анализ, синтез, обобщение экономической информации,
- формирование информационной культуры обучающихся, умений работы с информацией, понимания роли информации в предпринимательской деятельности.
Требования к уровню подготовки выпускников:
В процессе изучения курса обучающиеся должны:
- знать и грамотно оперировать терминами, связанными с предпринимательской деятельностью;
- овладеть исследовательскими навыками, навыками поиска информации в различных источниках, понимать роль информации в деятельности предпринимателя;
- приобрести навыки принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
- освоить технологии создания собственного дела, планирования предпринимательской деятельности и составления бизнес-плана;
- уметь грамотно сформулировать и аргументировать свою позицию, оценивать возможные последствия принимаемых решений.
Место курса по выбору в базисном учебном плане
Курс составлен для изучения в 9 классе. Он рассчитан на 34 учебных часа в год – 1 час в неделю.
Содержание программы курса по выбору «Основы предпринимательства»
Тема 1. Становление предпринимательства
Сущность и понятие предпринимательства. Условия предпринимательской деятельности. Основные функции предпринимательства. Основные субъекты предпринимательства. История российского предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности. Индивидуальное предпринимательство. Государственная поддержка предпринимательства. Налогообложение предприятий.
Тема 2. Производство товаров и услуг как основа предпринимательства
Предпринимательская идея. Банк предпринимательских идей. Технология принятия решений. Бизнес-план: понятие, структура и функции. Проект создания собственного дела.
Тема 3. Барьеры в предпринимательской деятельности
Риски в предпринимательской деятельности. Виды рисков. Управление рисками. Способы снижения риска в предпринимательстве. Государственное регулирование в предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики. Конкуренция: основные формы и методы регулирования. Конкурентное повеление в условиях рынка. Антимонопольное регулирование. Издержки производства. Реализация продукции. Себестоимость: понятие, структура и виды. Расходы и доходы предпринимателя. Понятие о цене товара, классификация цен. Основные факторы и стратегии ценообразования. Методы формирования цен. Налоги: понятие, цели и принципы налогообложения. Виды налогов Российской Федерации.
Тема 4. Прибыль как цель предпринимательства
Прибыль: функции, главные показатели. Планирование прибыли. Распределение и использование прибыли предприятия. Финансовые ресурсы предприятия и их использование. Показатели использования трудовых ресурсов: норма выработки, производительность труда, норма времени. Рентабельность предприятия. Показатели финансового состояния предприятия: финансовая устойчивость, платёжеспособность, кредитоспособность. Анализ готовой продукции: технологичность, качество продукции, технический эффект.
Тема 5. Составляющие успешности предпринимательской деятельности
Менеджмент. Основные элементы управления. Методы и функции управления. Маркетинг. Маркетинговые исследования. Концепции маркетинга. Планирование ассортимента и организация сбыта. Послепродажный и послегарантийный сервис. Маркетинговое планирование. Личность предпринимателя. Деловые качества предпринимателя. Реклама. Функции и составляющие рекламы. Средства и виды рекламы. Общие требования к рекламе.
Тема 6. Мотивация предпринимательской деятельности
Предпринимательское право. Нормы и источники права. Правовая грамотность предпринимателя. Ответственность предпринимателя: уголовная, налоговая, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная. Опыт изучения предпринимательской деятельности зарубежных стран. Бизнес-школы в Англии, Франции, США. Мотивация предпринимателя. Внутренние и внешние мотивы деятельности. Стимулирование деятельности: моральное и материальное.
Таблица 2.3.
Календарно – тематическое планирование курса по выбору
«Основы предпринимательства» 10 класс
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Становление предпринимательства- 6 часов |
||
1 |
Что такое предпринимательство |
1 |
2 |
Предпринимательство в России: история развития |
1 |
3 |
Виды предпринимательской деятельности |
1 |
4 |
Основные организационно-правовые формы предпринимательства |
1 |
5 |
Индивидуальный предприниматель |
1 |
6 |
Малое предпринимательство |
1 |
Производство товаров и услуг как основа предпринимательства- 5 часов |
||
7 |
Предпринимательская идея |
1 |
8 |
Поиск ответов на основные вопросы экономики |
1 |
9 |
Проект создания собственного дела |
1 |
10 |
Защита проектов |
1 |
11 |
Информационные технологии в предпринимательстве |
1 |
Барьеры в предпринимательской деятельности- 6 часов |
||
12 |
Риски в предпринимательской деятельности |
1 |
13 |
Государственное регулирование предпринимательской деятельности |
1 |
14 |
Конкуренция – хорошо или плохо? |
1 |
15 |
Затраты и их виды |
1 |
16 |
Ценообразование |
1 |
17 |
Налоговая политика в РФ |
1 |
Прибыль как цель предпринимательства-5 часов |
||
18 |
Прибыль предпринимателя |
1 |
19 |
Источники финансирования предприятия. |
1 |
20 |
Основные показатели деятельности предприятия |
1 |
21 |
Рост и развитие |
1 |
22 |
Бухгалтерский учет |
1 |
Составляющие успешности предпринимательской деятельности- 4 часа |
||
23 |
Менеджмент |
1 |
24 |
Маркетинг |
1 |
25 |
Личность предпринимателя |
1 |
25 |
Реклама |
1 |
Мотивация предпринимательской деятельности — 6 часов |
||
27 |
Правовая грамотность предпринимателя |
1 |
28 |
Правовая грамотность предпринимателя |
1 |
29 |
Обучение предпринимательству в зарубежных странах. |
1 |
30 |
Самоменеджмент в деятельности предпринимателя |
1 |
32 |
Мотивация в деятельности предпринимателя |
1 |
33 |
Итоговое повторение |
1 |
34 |
Итоговое повторение |
1 |
Реализация национальных, региональных и этнокультурных
особенностей
При изучении элективного курса необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности (далее НРЭО) Иркутской области.
Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей обеспечивает реализацию следующих целей:
- достижение системного эффекта в обеспечении общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся за счёт использования педагогического потенциала НРЭО содержания образования,
- сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
- формирование положительного имиджа и инвестиционной привлекательности Иркутской области.
Таблица 2.4.
Возможности реализации НРЭО в курсе по выбору «Основы предпринимательства»
№ |
Тема |
Реализация НРЭО |
1 |
Предпринимательство в России: история развития |
История развития предпринимательства в Иркутской области |
2 |
Основные организационно-правовые формы предпринимательства |
Организационно-правовые формы предпринимательства в г. Черемхово |
3 |
Проект создания собственного дела |
Проект создания собственного дела в г. Черемхово, Иркутской области |
Характеристика контрольно-измерительных материалов
1. Симоненко В.Д. Методическое пособие по курсу Основы предпринимательства:Для учителя 10-11 кл./ В.Д. Симоненко – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.
Пособие включает проверочные тесты, контрольные работы, практические задачи, кроссворды, которые учитель может использовать как для текущего так и для итогового контроля.
2. Савицкая Е.В. Самостоятельные и контрольные работы по экономике для 10-11 классов/ Е.В.Савицкая, А. О. Евсеева. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.
Пособие содержит большое количество оригинальных тестов и задач по микро- и макроэкономике для обучающихся 10-11 классов, изучающих предмет на базовом или профильном уровне. Может быть использовано в комплекте с любым школьным учебником по экономике. Работа с пособием позволяет осуществлять текущий и итоговый контроль знаний учащихся, делая его важным элементом процесса обучения.
3.Савицкая Е.В. Решение контрольных и самостоятельных работ по экономике/ Е.В.Савицкая, А. О. Евсеева. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.
В пособии представлены ответы, решения и комментарий ко всем самостоятельным и контрольным работам по экономике, содержащимся в одноименном сборнике. Учителям оно поможет рационально спланировать урок, родителям - проконтролировать выполнение обучающимися домашних работ, а самим обучающимся – критически оценить свои знания и лучше разобраться в основах экономической теории.
1 Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 7 июня 2017 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901895865 (дата обращения: 10.05.2018).
2 Симоненко В.Д. Методическое пособие по курсу Основы предпринимательства: Для учителя 10-11 кл./ В.Д. Симоненко .М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.