12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
ека199522
учитель истории и обществознания
Россия

Методические рекомендации к курсу по выбору «Основы предпринимательства»

 

Преподавание курса по выбору «Основы предпринимательства» поможет воспитанию экономически грамотного гражданина страны, обладающего качествами лидера, умеющего принять решение и прогнозировать его последствия, уважающего экономические права и свободы других людей. Реализация данного курса способствует формированию всей совокупности предпринимательских компетенций и развитию предпринимательской грамотности обучающихся в полной мере.

В качестве основных форм организации учебных занятий можно выделить: лекции, круглые столы, а также практические работы с использованием информационных технологии и деловые игры.

Так же возможно использования инновационных методов обучения таких, как: тренинг, анализ конкретных ситуаций(CASE-STUDY), проектный метод обучения, проблемное обучение, смешенное обучение.

При изучении курса при изучение кура представляется возможным моделирование игровой ситуации, когда обучающийся становится на место предпринимателя. Поэтому логика и структура курса «Основы предпринимательства» должны быть построены так, чтобы обучающиеся последовательно знакомились с этапами предпринимательской деятельности. Возможна разработка обучающимися проектов создания собственной фирмы, в ходе которого они придумывают интересную идею, составляют простейший бизнес-план, разрабатывают конструкцию, технологическую документацию, знакомятся с маркетингом, менеджментом и рекламной деятельностью.

 

Рабочая программа курса по выбору «Основы предпринимательства» для 9 класса

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования1;

- Авторской программы элективного курса « Основы предпринимательства» В.Д. Симоненко2.

Актуальность

Необходимость реализации данного курса обусловлена тем, развитие российского предпринимательства является объективным и закономерным итогом осуществления современных реформ в сфере рыночной экономики. Переход экономики к условиям рынка, юридическое признание частной собственности предоставили возможность осуществления в Российской Федерации предпринимательской деятельности. В сформировавшихся обстоятельствах немаловажно соответствие содержания образования потребности общества в формировании нового типа работников – экономически грамотных, предприимчивых, способных быстро адаптироваться в различных рыночных ситуациях, профессионально образованных. Таким образом, одним из приоритетных направлений современного школьного образования становится подготовка обучающихся к основам предпринимательства, которая способствует формированию предпринимательской грамотности обучающихся, а так же их адаптации и ориентации в условиях рыночной экономики,

Цели изучения курса:

- формировать научное мировоззрение, содействующие осознанию возможностей человека и его места в новых социально-экономических условиях;

- формировать у обучающихся знания о предпринимательстве как об одной из наиболее важных сфер человеческой деятельности;

- развивать технологическую, экономическую и правовую культуру;

- воспитывать творческую, конкурентоспособную личность, обладающую такими качествами, как предприимчивость, самостоятельность, ответственность деловитость, способную осуществлять: эффективные де йствия в условиях конкуренции, расчет риска при принятии решения;

- способствовать развитию предпринимательской инициативы обучающихся, раскрытию их потенциальных возможностей и способностей в сфере экономики и предпринимательства, в том числе способности к самообразованию и саморазвитию;

- осуществлять профессиональную ориентацию обучающихся и содействовать самоопределению личности с учетом профессиональных предпочтений.

Задачи курса:

- усвоение базовых понятий и терминов курса, применяемых для описания явлений и процессов, которые происходят в области предпринимательской деятельности;

- формирование финансовой грамотности, которая позволит проанализировать проблемы и изменения в сфере экономики и предпринимательства, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать вероятные результаты принимаемых решений;

- развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений; освоение технологий создания собственного дела, определение наиболее выгодных сфер бизнеса, планирование предпринимательской деятельности и составление бизнес-плана;

- выработка навыков проведения исследований экономических явлений в сфере предпринимательства: анализ, синтез, обобщение экономической информации,

- формирование информационной культуры обучающихся, умений работы с информацией, понимания роли информации в предпринимательской деятельности.

Требования к уровню подготовки выпускников:

В процессе изучения курса обучающиеся должны:

- знать и грамотно оперировать терминами, связанными с предпринимательской деятельностью;

- овладеть исследовательскими навыками, навыками поиска информации в различных источниках, понимать роль информации в деятельности предпринимателя;

- приобрести навыки принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;

- освоить технологии создания собственного дела, планирования предпринимательской деятельности и составления бизнес-плана;

- уметь грамотно сформулировать и аргументировать свою позицию, оценивать возможные последствия принимаемых решений.

Место курса по выбору в базисном учебном плане

Курс составлен для изучения в 9 классе. Он рассчитан на 34 учебных часа в год – 1 час в неделю.

Содержание программы курса по выбору «Основы предпринимательства»

Тема 1. Становление предпринимательства

Сущность и понятие предпринимательства. Условия предпринимательской деятельности. Основные функции предпринимательства. Основные субъекты предпринимательства. История российского предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности. Индивидуальное предпринимательство. Государственная поддержка предпринимательства. Налогообложение предприятий.

Тема 2. Производство товаров и услуг как основа предпринимательства

Предпринимательская идея. Банк предпринимательских идей. Технология принятия решений. Бизнес-план: понятие, структура и функции. Проект создания собственного дела.

Тема 3. Барьеры в предпринимательской деятельности

Риски в предпринимательской деятельности. Виды рисков. Управление рисками. Способы снижения риска в предпринимательстве. Государственное регулирование в предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики. Конкуренция: основные формы и методы регулирования. Конкурентное повеление в условиях рынка. Антимонопольное регулирование. Издержки производства. Реализация продукции. Себестоимость: понятие, структура и виды. Расходы и доходы предпринимателя. Понятие о цене товара, классификация цен. Основные факторы и стратегии ценообразования. Методы формирования цен. Налоги: понятие, цели и принципы налогообложения. Виды налогов Российской Федерации.

Тема 4. Прибыль как цель предпринимательства

Прибыль: функции, главные показатели. Планирование прибыли. Распределение и использование прибыли предприятия. Финансовые ресурсы предприятия и их использование. Показатели использования трудовых ресурсов: норма выработки, производительность труда, норма времени. Рентабельность предприятия. Показатели финансового состояния предприятия: финансовая устойчивость, платёжеспособность, кредитоспособность. Анализ готовой продукции: технологичность, качество продукции, технический эффект.

Тема 5. Составляющие успешности предпринимательской деятельности

Менеджмент. Основные элементы управления. Методы и функции управления. Маркетинг. Маркетинговые исследования. Концепции маркетинга. Планирование ассортимента и организация сбыта. Послепродажный и послегарантийный сервис. Маркетинговое планирование. Личность предпринимателя. Деловые качества предпринимателя. Реклама. Функции и составляющие рекламы. Средства и виды рекламы. Общие требования к рекламе.

Тема 6. Мотивация предпринимательской деятельности

Предпринимательское право. Нормы и источники права. Правовая грамотность предпринимателя. Ответственность предпринимателя: уголовная, налоговая, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная. Опыт изучения предпринимательской деятельности зарубежных стран. Бизнес-школы в Англии, Франции, США. Мотивация предпринимателя. Внутренние и внешние мотивы деятельности. Стимулирование деятельности: моральное и материальное.

Таблица 2.3.

Календарно – тематическое планирование курса по выбору

«Основы предпринимательства» 10 класс

п/п

Тема

Количество часов

Становление предпринимательства- 6 часов

1

Что такое предпринимательство

1

2

Предпринимательство в России: история развития

1

3

Виды предпринимательской деятельности

1

4

Основные организационно-правовые формы предпринимательства

1

5

Индивидуальный предприниматель

1

6

Малое предпринимательство

1

Производство товаров и услуг как основа предпринимательства- 5 часов

7

Предпринимательская идея

1

8

Поиск ответов на основные вопросы экономики

1

9

Проект создания собственного дела

1

10

Защита проектов

1

11

Информационные технологии в предпринимательстве

1

Барьеры в предпринимательской деятельности- 6 часов

12

Риски в предпринимательской деятельности

1

13

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

1

14

Конкуренция – хорошо или плохо?

1

15

Затраты и их виды

1

16

Ценообразование

1

17

Налоговая политика в РФ

1

Прибыль как цель предпринимательства-5 часов

18

Прибыль предпринимателя

1

19

Источники финансирования предприятия.

1

20

Основные показатели деятельности предприятия

1

21

Рост и развитие

1

22

Бухгалтерский учет

1

Составляющие успешности предпринимательской деятельности- 4 часа

23

Менеджмент

1

24

Маркетинг

1

25

Личность предпринимателя

1

25

Реклама

1

Мотивация предпринимательской деятельности — 6 часов

27

Правовая грамотность предпринимателя

1

28

Правовая грамотность предпринимателя

1

29

Обучение предпринимательству в зарубежных странах.

1

30

Самоменеджмент в деятельности предпринимателя

1

32

Мотивация в деятельности предпринимателя

1

33

Итоговое повторение

1

34

Итоговое повторение

1

 

Реализация национальных, региональных и этнокультурных

особенностей

При изучении элективного курса необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности (далее НРЭО) Иркутской области.

Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей обеспечивает реализацию следующих целей:

- достижение системного эффекта в обеспечении общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся за счёт использования педагогического потенциала НРЭО содержания образования,

- сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

- формирование положительного имиджа и инвестиционной привлекательности Иркутской области.

Таблица 2.4.

Возможности реализации НРЭО в курсе по выбору «Основы предпринимательства»

Тема

Реализация НРЭО

1

Предпринимательство в России: история развития

История развития предпринимательства в Иркутской области

2

Основные организационно-правовые формы предпринимательства

Организационно-правовые формы предпринимательства в г. Черемхово

3

Проект создания собственного дела

Проект создания собственного дела в г. Черемхово, Иркутской области

 

Характеристика контрольно-измерительных материалов

1. Симоненко В.Д. Методическое пособие по курсу Основы предпринимательства:Для учителя 10-11 кл./ В.Д. Симоненко – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.

Пособие включает проверочные тесты, контрольные работы, практические задачи, кроссворды, которые учитель может использовать как для текущего так и для итогового контроля.

2. Савицкая Е.В. Самостоятельные и контрольные работы по экономике для 10-11 классов/ Е.В.Савицкая, А. О. Евсеева. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.

Пособие содержит большое количество оригинальных тестов и задач по микро- и макроэкономике для обучающихся 10-11 классов, изучающих предмет на базовом или профильном уровне. Может быть использовано в комплекте с любым школьным учебником по экономике. Работа с пособием позволяет осуществлять текущий и итоговый контроль знаний учащихся, делая его важным элементом процесса обучения.

3.Савицкая Е.В. Решение контрольных и самостоятельных работ по экономике/ Е.В.Савицкая, А. О. Евсеева. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.

В пособии представлены ответы, решения и комментарий ко всем самостоятельным и контрольным работам по экономике, содержащимся в одноименном сборнике. Учителям оно поможет рационально спланировать урок, родителям - проконтролировать выполнение обучающимися домашних работ, а самим обучающимся – критически оценить свои знания и лучше разобраться в основах экономической теории.

 

1 Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 7 июня 2017 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901895865 (дата обращения: 10.05.2018).

2 Симоненко В.Д. Методическое пособие по курсу Основы предпринимательства: Для учителя 10-11 кл./ В.Д. Симоненко .М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.