Методические рекомендации по формированию культуры здорового образа жизни на примере занятия по французскому языку
Методические рекомендации по формированию культуры здорового образа жизни на примере занятия по французскому языку на тему «Здоровье и забота о нем. Рекомендации по здоровому питанию»
Снижение уровня показателей здоровья детей и подростков - актуальная проблема современного общества. Ее решение включает в себя множество аспектов: социальный, экономический, экологический и т.д. Однако одно из ведущих мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью. Важную роль в реализации этой задачи играют использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий развивающих программ дополнительного образования.
Формирование культуры здорового образа жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. Именно такая организация обучения будет способствовать формированию представлений о здоровьесбережении, и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового.
Дополнительное образование представляет широкие возможности, чтобы говорить о здоровье и формировании здорового пищевого поведения и позволить учащимся приобрести соответствующие привычки питания. В наше время, когда избыточный вес и ожирение становятся все более и более молодыми, укрепление здоровья и качественного питания с самого раннего возраста необходимо более чем когда-либо.
По данным Национального института статистики и экономических наук (L’INSEE France) средняя продолжительность жизни во Франции составляет 82,27 года. В то время как в России - 71,59. Французское государство демонстрирует успехи в поддержании здоровья нации с помощью заботы об окружающей среде, переходе на более экологический транспорт и принципов здорового питания.
Решением специальной комиссии ЮНЕСКО традиции французской трапезы были внесены в списки Всемирного нематериального наследия. Именно поэтому на занятиях по изучению французского языка уместно говорить о формировании здорового пищевого поведения.
Представленное занятие по французскому языку разработано на основе общеобразовательной общеразвивающей программы Ивлевой А.С. «Французский для всех», утвержденный в МУ ДО «Малая академия». Разработанный конспект учебного занятия реализовался в группе второго года обучения при изучении модуля «Еда» (Module 4 «Les repas») В календарно-тематическом графике это занятие 41 (пятое занятие из девяти запланированных по этой теме)
Формирование здорового образа жизни включает в себя три основные цели:
глобальную – обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;
дидактическую – наделение учащихся нужными знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия;
методическую – вооружение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики соматических заболеваний, психических расстройств, инфекций, передаваемых половым путем, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ.
Цель:
- совершенствование лексико-грамматических навыков учащихся;
- обучение практическому применению изученной лексики
- развитие коммуникативной компетенции
Задачи:
Образовательная:
Активизация лексического материала.
Формирование и развитие основных видов речевой деятельности.
Обобщение и систематизация знаний по теме.
Развивающая:
Повышение мотивации к ведению учащимися здорового образа жизни.
Развитие навыков самостоятельной, коллективной и индивидуальной работы.
Развитие навыка анализировать и применять полученную информацию.
Развитие творческих способностей, памяти, внимания учащихся.
Создание ситуации успеха, с целью повышения мотивации к изучению и практическому применению полученных знаний.
Участие в коллективной и индивидуальной проектной деятельности.
Воспитательная:
Формирование культуры здорового образа жизни.
Создание условий для формирования здорового пищевого поведения.
Инициировать процесс осознания своего отношения к здоровью как о главной ценности.
Воспитывать уважительное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Подтвердить примерами значимость рационального питания как компонента здорового образа жизни.
Формирование познавательного интереса к изучению французского языка.
Методы:
Организации учебной деятельности: наглядно-иллюстративный, коммуникативный, демонстрационный, практический;
Стимулирования: ситуация успеха, удивления, метод поощрения;
Контроля; индивидуальный и фронтальный опросы.
Планируемые результаты занятия:
формирование у учащихся необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни
формирование и развитие умения поиска информации с использованием разных источников
знать изученную на занятии новую лексику
умение самостоятельно организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.
Уметь сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию
уметь читать нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Занятие состоит из трех этапов.
1 этап: Лексика «Продукты»
Приветствие, организационный момент, фонетическая разминка. Режим работы – управляемый диалог.
Bonjour chers amis! Je suis contente de vous voir! Comment ça va? Quel date sommes-nous aujourd'hui? Quel jour de la semaine nous sommes aujourd'hui?
Формулирование темы занятия, постановка цели занятия.
On va aborder un nouveau sujet tres important pour tous. Depuis 2010 le repas gastronomique de Francais est inscrit sur la liste du patrimoine immateriel de l’humanite de l’Unesco. Alors, on va faire connaissance avec les aliments et les plats favoris des enfants et avec la restoration scolaire et la composition obligatoire des menus.
Предъявление нового материала. Актуализация знаний.
С помощью мультимедийной установки педагог демонстрирует иллюстрированную таблицу Classification des aliments (Приложение 1)
Рубрики «Фрукты. Овощи» «Les fruits et légumes», «Рыба» «Les poissons», «Мясо» «La viande», «Молочные продукты», «Les produits laitiers» «Специи» «Les condiments», «Напитки» «Les boissons». Ученики, тренируя навыки чтения, читают название продукта из каждой рубрики соответственно и соотносят его с изображением. Учитель объясняет некоторые орфографические особенности, например, céleri-rave.
Первичное закрепление.
Ученики заполняют таблицу, распределяя продукты по категориям. Индивидуальная работа.
des tartines de pain - une salade – du riz – des carottes – du poulet – une pomme – du saumon – des tomates – une truite – des pâtes – des haricots verts – du fois gras – des moules – une orange – un yaourt – de l'eau – du camembert - du lait – du jambon – un melon – du beurre – de la confiture – du the – du chocolat
Fruits | Legumes | Poisson | Viandes | Boisson | Lait et fromages | Cereales | Produits sucres |
| | | | | | | |
этап: Пищевая пирамида
Актуализация нового материала.
С помощью мультимедийной установки педагог демонстрирует иллюстрированный материал на сайте https://www.ville-villiers-le-bel.fr/1686/active/bien-manger.htm
Учитель выбирает категорию «S'eveiller, grandir», затем «Le restauration scolaire» - «Школьная столовая». Там ученики знакомятся:
с пищевой пирамидой и рекомендациями французской национальной программой здорового питания. (Приложение 2)
рекомендациями по циклу ежедневного пищевого режима подростка (Приложение 3)
Des aliments indispensables aux aliments à éviter. (Незаменимые продукты и продукты, употребление которых следует ограничивать) Дети отвечают на вопросы педагога, опираясь на картинки. Режим работы – управляемый диалог.
L’eau (вода): | De l’eau à volonté : la seule boisson indispensable à notre corps est l’eau ! |
Des féculents (крахмалосодержащие и зерновые): | Des féculents à tous les repas : pour avoir de l’énergie toute la journée! |
Des fruits et légumes (фрукты и овощи): | Des fruits et légumes : au moins 5 par jour pour faire le plein de vitamines et avoir une bonne digestion |
Des produits laitiers (молочные продукты): | Des produits laitiers : 3 à 4 par jour pour avoir les os costauds et de bonnes dents ! |
De la viande, du poisson ou des œufs (мясо, рыба, яйца): | De la viande, du poisson ou des œufs : 1 à 2 fois par jour pour construire nos muscles ! |
Des matières grasses (продукты, содержащие жир): | Des matières grasses : nous en avons besoin mais il ne faut pas en mettre trop ! (attention aux matières grasses cachées) |
Des produits sucrés (продукты, содержащие сахар): | Des produits sucrés : pour se faire plaisir de temps en temps. Attention à ne pas en manger trop souvent. |
Вопросы педагога:
Les yahourts font partie de la famille des produits laitiers (Vrai – Faux)
Les produits laitiers aident à rendre les os bien solides (Vrai – Faux)
Les sucreries sont indispensables à un bon équilibre alimentaire (Vrai: sans elles, on ne peut survivre! - Faux, mais on peut en consommer un peu)
De quelle famille d'aliments fait partie le pain? (les féculents, les fruits et légumes, les produits laitiers)
Les fruits et légumes ne sont pas indispensables pour une bonne santé (Vrai-Faux)
Certains fruits, comme le citron, nous apportent beaucoup de vitamines C (Vrai-Faux)
Le beurre est un produit d'origine végétale (Vrai-Faux)
Pour avoir une alimentation équilibrée, il faut....(manger uniquement de la viande, consommer uniquement des fruits et des produits laitiers , manger le moins possible, manger de tout et en assez grande quantité, ne pas manger des fruits et des légumes)
Boire de l'eau est ...(Indispensable, Inutile, Facultatif, Mauvais pour la santé)
Les pâtes et le riz sont....(Des sucreries, Des féculents, De la viande, Des produits laitiers)
Les éléments gras sont indispensables pour une bonne santé (Vrai,mais il ne faut pas en consommer de grandes quantités, Vrai, et on doit en consommer beaucoup, Faux)
Les féculents nous donnent nous de l'énergie pour jouer, courir et travailler (Vrai-Faux)
Совершенствование знаний. Режим работы - работа в парах.
После работы с сайтом ученики заполняют таблицу, с опорой на текст и картинки, связывая категорию продуктов и ее цвет в пищевой пирамиде.
Categories d'aliments | Couleurs |
Boisson (напитки) | Marron |
Pain, cereales, pomme de terre, legumes secs (хлеб, злаки, картофель, сушеные овощи) | Rouge |
Fruits et legumes (фрукты, овощи) | Bleu |
Produits laitiers (молочные продукты) | Rose |
Viandes, poisson, oeufs (мясо, рыба, яйца) | Jaune |
Matieres grasses (жиры) | Gris |
Produits sucres (продукты, содержащие сахар) | Vert |
Применение знаний и способов действия в новой ситуации.
Учитель предлагает ответить на вопросы теста-опросника «Пищевые потребности организма». Приложение 4.
3 этап. Создание собственного меню.
Творческое применение и добывание знаний и способов действия в новой ситуации.
Задача этого этапа продемонстрировать как применять полученные знания при формировании собственных пищевых привычек. Традиционная схема французского обеда: закуска-основное блюдо-сыр или молочные продукты, десерт.
С помощью мультимедийной установки педагог демонстрирует иллюстрированный материал на сайте www.ville.villiers-le-bel.fr Приложение 5.
Педагог помогает учащимся при ознакомлении с типичным меню школьной столовой.
Обобщение и систематизация знаний и способов действия.
После работы с сайтом ученики заполняют таблицу, используя коды, обозначающие категорию продуктов. Работа в парах.
Medaillon de dinde, sauce safranee - Riz creole – camembert – cubes d'ananas – potage au potiron, escalope de dinde au jus – poelee de legumes - brebicreme – banane – carottes rapees, vinaigrette – beignet ua calamar – piperades de poivron – yaourt aux fruits – palmito
pl – produits laitiers (молочные продукты)
cr – legumes et fruits crus (сырые овощи и фрукты)
v – viande (мясо)
cu - legumes et fruits cuits (овощи и фрукты вареные или печеные)
fc – feculents et cereales (крахмалосодержащие и зерновые)
mg – matieres grasses (жиры)
Menu | Code des aliments | |
Entree (закуска) | | |
Plat principal (основное блюдо) | | |
Garniture (гарнир) | | |
Dessert 1 (десерт 1) | | |
Dessert 2 (десерт 2) | | |
Заключительный этап. Форма работы – по выбору ученика. Можно присоединиться к группе и участвовать в составлении идеального меню школьной столовой. Также ученик может выбрать индивидуальную работу и составить свое персонально меню на неделю.
Подведение итогов. Самооценка результатов своей деятельности. Рефлексия.