12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мишустина Нина Викторовна15

Всероссийский конкурс для школьных педагогов на лучшую образовательную статью

«Просто о сложном»



Автор : Мишустина Нина Викторовна

МОУ « Медновская СОШ» ,Тверская область Калининский район, село Медное.



Тема: « Как написать сочинение?»

Методические рекомендации



Сочинение — это письменное высказывание на тему, пишется оно автором самостоятельно, создается определенный текст (содержание сочинения).

Однако именно самостоятельности зачастую не хватает школьным сочинениям.

Отметим типичные недостатки школьных сочинений:

- простой пересказ содержания статьи учебника, или подача чужого материала, полученного из Интернета;

- неправильное (или поверхностное) раскрытие темы (сознание, расширение темы, оперирование фактами, не имеющими отношения к теме и др.);

- недостаточное владение фактическим материалом, неумение анализировать произведения (ошибки в понимании идейно-тематического содержание и художественного своеобразия; невнимание к авторской позиции (как ее искажение и др.);

- бедность словарного запаса, штампы, обилие стилистических ошибок и т.д. Все это говорит об отсутствии навыков и умений читать и анализировать художественное произведение.



В связи с этим уроки учитель строит по принципу: от простого к сложному.

Этапы работы над сочинением.



1. Структура и композиция сочинения . На первых занятиях даются основы по теории сочинения, учащиеся пробуют написать план сочинения. Простой и сложный план.

2. Затем только учатся оформлять главную часть и только потом – вступление и заключение.

3. Чтобы избежать перегрузки учащихся, нужно задавать на дом набольшие по объёму работы.

4.На основе программного произведения или текста ОГЭ составляем коллективный план сочинения, а дома учащиеся пишут сочинение на заданную тему.

5. На следующем занятии разбираем и анализируем типичные ошибки. Учитель даёт классификацию ошибок.

6. С помощью тренировочных упражнений учимся избегать речевых и грамматических ошибок.

7. После этого учащиеся дома делают работу над ошибками с учётом их классификации.

8.Постепенно переходим к сочинениям разных жанров. Программа не позволяет в полной мере раскрыть особенности сочинений разных жанров, но отработать навыки написания самых востребованных жанров сочинения, таких как рецензия, отзыв, вполне возможно.

9.Знакомим учащихся с сочинениями газетных жанров, работа над фоторепортажами и интервью .

10.Работу по обучению сочинениям нужно вести с младших классов. Важную роль в этом играет:

А) чтение и истолкование художественных произведений, которые являются для нас образцами, б) овладение необходимыми теоретическими сведениями из области литературы и русского языка,

В) выполнение различных письменных работ, в том числе разноуровневых упражнений по развитию речи.

Мотивация к умению написания сочинений.

Для нашей подготовки к жизни в современном информационном обществе

необходимо развивать следующие качества:

быть профессионально компетентным (т. е. хорошо знать своё дело);

обладать языковой компетенцией (т.е. быть грамотным человеком);

обладать речевой компетенцией;

знать действующие нормы и требования в отношении оформления деловой речи и документации;

знать нормы делового этикета, владеть ими на бумаге;

Чтобы обладать перечисленными качествами ,нам необходимо научиться писать сочинения.

Используемая литература



Для обучающихся





1. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: Просвещение, 2000.

2. Ильин Е. Н. Как сдать экзамен по литературе. – М., 1995.

3. Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. М., 2001.

4. Мучник Б. С. Культура письменной речи. – М.: Айрис-пресс, 1996.

5. Никольская С. А. Сочинения-рецензии // Русский язык в школе. 1995. № 6.

6. Павлов И. П. Уроки обучающего сочинения в старших классах. – М., 1960.

7. Репин А. М. Лучшие экзаменационные сочинения. – М., 1998.

8. Система обучения сочинениям в V – IX классах / Под ред. Т. А. Ладыженской. - М., 1993.

9. Торкунова Т. В. Как писать сочинение. М. : Айрис, 1996.

10. Щепина К. П. Работа над очерком // Русский язык в школе. 1996. № 2.



Для учителя

1. Дейкина А. Д., Новожилова Ф. А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка. – М.: Флинта. Наука, 2001.

2. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. - М., 1980.

3. Методические указания к курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» / Сост. Ладыженская и Зепалова. - М., 1977.

4. Мещеряков В. Н. Учимся начинать и заканчивать текст. – М.: Флинта. Наука, 2004.

5. Пичугов Ю. С. Обучение сочинениям на свободную тему в 7-8 классах. – М., 1986.

6. Программно-методические материалы. Литература 5-11 кл. / Сост. Т. А. Калганова. – М., 2001.

7. Теория и практика сочинений разных жанров. Пособие для факультативных занятий. / Под ред. Т. А. Ладыженской и Т. С. Зепаловой. - М., 1990.

8. Теория и практика сочинений разных жанров. / Сост. Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова – М., 1998.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.