Методические рекомендации на тему «Как написать сочинение?»
Всероссийский конкурс для школьных педагогов на лучшую образовательную статью
«Просто о сложном»
Автор : Мишустина Нина Викторовна
МОУ « Медновская СОШ» ,Тверская область Калининский район, село Медное.
Тема: « Как написать сочинение?»
Методические рекомендации
Сочинение — это письменное высказывание на тему, пишется оно автором самостоятельно, создается определенный текст (содержание сочинения).
Однако именно самостоятельности зачастую не хватает школьным сочинениям.
Отметим типичные недостатки школьных сочинений:
- простой пересказ содержания статьи учебника, или подача чужого материала, полученного из Интернета;
- неправильное (или поверхностное) раскрытие темы (сознание, расширение темы, оперирование фактами, не имеющими отношения к теме и др.);
- недостаточное владение фактическим материалом, неумение анализировать произведения (ошибки в понимании идейно-тематического содержание и художественного своеобразия; невнимание к авторской позиции (как ее искажение и др.);
- бедность словарного запаса, штампы, обилие стилистических ошибок и т.д. Все это говорит об отсутствии навыков и умений читать и анализировать художественное произведение.
В связи с этим уроки учитель строит по принципу: от простого к сложному.
Этапы работы над сочинением.
1. Структура и композиция сочинения . На первых занятиях даются основы по теории сочинения, учащиеся пробуют написать план сочинения. Простой и сложный план.
2. Затем только учатся оформлять главную часть и только потом – вступление и заключение.
3. Чтобы избежать перегрузки учащихся, нужно задавать на дом набольшие по объёму работы.
4.На основе программного произведения или текста ОГЭ составляем коллективный план сочинения, а дома учащиеся пишут сочинение на заданную тему.
5. На следующем занятии разбираем и анализируем типичные ошибки. Учитель даёт классификацию ошибок.
6. С помощью тренировочных упражнений учимся избегать речевых и грамматических ошибок.
7. После этого учащиеся дома делают работу над ошибками с учётом их классификации.
8.Постепенно переходим к сочинениям разных жанров. Программа не позволяет в полной мере раскрыть особенности сочинений разных жанров, но отработать навыки написания самых востребованных жанров сочинения, таких как рецензия, отзыв, вполне возможно.
9.Знакомим учащихся с сочинениями газетных жанров, работа над фоторепортажами и интервью .
10.Работу по обучению сочинениям нужно вести с младших классов. Важную роль в этом играет:
А) чтение и истолкование художественных произведений, которые являются для нас образцами, б) овладение необходимыми теоретическими сведениями из области литературы и русского языка,
В) выполнение различных письменных работ, в том числе разноуровневых упражнений по развитию речи.
Мотивация к умению написания сочинений.
Для нашей подготовки к жизни в современном информационном обществе
необходимо развивать следующие качества:
• быть профессионально компетентным (т. е. хорошо знать своё дело);
• обладать языковой компетенцией (т.е. быть грамотным человеком);
• обладать речевой компетенцией;
• знать действующие нормы и требования в отношении оформления деловой речи и документации;
• знать нормы делового этикета, владеть ими на бумаге;
Чтобы обладать перечисленными качествами ,нам необходимо научиться писать сочинения.
Используемая литература
Для обучающихся
1. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: Просвещение, 2000.
2. Ильин Е. Н. Как сдать экзамен по литературе. – М., 1995.
3. Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. М., 2001.
4. Мучник Б. С. Культура письменной речи. – М.: Айрис-пресс, 1996.
5. Никольская С. А. Сочинения-рецензии // Русский язык в школе. 1995. № 6.
6. Павлов И. П. Уроки обучающего сочинения в старших классах. – М., 1960.
7. Репин А. М. Лучшие экзаменационные сочинения. – М., 1998.
8. Система обучения сочинениям в V – IX классах / Под ред. Т. А. Ладыженской. - М., 1993.
9. Торкунова Т. В. Как писать сочинение. М. : Айрис, 1996.
10. Щепина К. П. Работа над очерком // Русский язык в школе. 1996. № 2.
1. Дейкина А. Д., Новожилова Ф. А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка. – М.: Флинта. Наука, 2001.
2. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. - М., 1980.
3. Методические указания к курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» / Сост. Ладыженская и Зепалова. - М., 1977.
4. Мещеряков В. Н. Учимся начинать и заканчивать текст. – М.: Флинта. Наука, 2004.
5. Пичугов Ю. С. Обучение сочинениям на свободную тему в 7-8 классах. – М., 1986.
6. Программно-методические материалы. Литература 5-11 кл. / Сост. Т. А. Калганова. – М., 2001.
7. Теория и практика сочинений разных жанров. Пособие для факультативных занятий. / Под ред. Т. А. Ладыженской и Т. С. Зепаловой. - М., 1990.
8. Теория и практика сочинений разных жанров. / Сост. Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова – М., 1998.