Методические рекомендации по организации начала урока: эпиграфы к урокам физики в 7 классе
Каждому учителю хочется повысить мотивацию на своих уроках. Для этого применяются нетрадиционные методические приемы. Для уроков физики это очень важно, так как такие приемы позволяет, показать учащимся связь между наукой и жизнью. А самое главное, научить их находить и объяснять физические явления в окружающей жизни.
Важно понять, что влияет на мотивацию деятельности учащихся! Скорее всего – это внутренняя убеждённая позиция ребенка, которая способствует его выбору вида деятельности, с помощью которого ученик будет добывать новые знания и делать свои первые открытия.
Если заглянуть в словарь, то можно найти определение слова «мотивации».
Мотива́ция (от lat. movere ) — это побуждение к действию или динамический процесс некого плана, управляющий поведением человека, определяющий его организованность и устойчивость.
Урок был и остаётся основной формой работы учителя. Но с течением времени меняется подход к организации учебной образовательной деятельности. Как говорил Б. Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».
Как тут не вспомнить слова Ж.Ж. Руссо «Искусство педагога – в пробуждении природных сил ребёнка и его самодеятельности». Учащиеся сами на уроке должны захотеть открыть закон Архимеда или законы Ньютона, а учитель должен создать такие условия, при которых его ученики захотят это сделать.
Эффективный способ - начинать урок с эпиграфа. Он является ключом к теме урока и способствует осознанному чтению учеников. Они имеют возможность прочитать и высказать доказательное суждение. В качестве эпиграфа можно использовать яркие высказывания писателей, ученых, народные пословицы, крылатые выражения, афоризмы.
Слово «эпиграф» происходит от древнегреческого «ἐπι-γρᾰφή», что в переводе означает «надпись», «название». Этот фрагмент текста, помещённый перед началом произведения, служит кратким введением к основному содержанию.
Эпиграфы - это цитаты, которые относятся ко всему содержанию текста или главы, синтезируют и предшествуют основным идеям, которые следуют ниже.
Важно, чтобы эти слова запоминались, задавали тон всему уроку. Можно попросить ученика прочитать текст вслух. Затем, попросить класс задуматься над вопросом, как связан эпиграф с темой урока.
А. Эйнштейн, говорил, что в научном мышлении всегда должен присутствовать «элемент поэзии». Действительно, знание физики природных явлений позволяет ещё сильнее ощущать их внутреннюю гармонию и красоту.
Нужно заметить, что в основе физических исследований лежат наблюдения, которые описываются не только в научной и технической литературе, но и в художественной. Как же сделать урок физики интересным, занимательным и увлекательным для обучающихся? Ответом на этот вопрос может служить проведение нестандартных уроков.
Эффективный приём начала урока является эпиграф. Такие маленькие тексты расширяют кругозор учащихся. Эпиграф может стать условием задачи для обсуждения и решения в классе или дома.
Для своих уроков физики в 7 классе я использую следующие эпиграфы.
Урок 1. «Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений»
«День, в который вы ничего не узнали, - это потерянный день. Нам так много надо узнать – у нас так мало на это времени».
«Самое прекрасное, что мы можем испытать, - это ощущение тайны. Она есть источник всякого подлинного искусства и всей науки».
Альберт Эйнштейн.
Урок 2. «Физические величины. Измерения физических величин. Физические приборы. Международная система единиц»
“Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры. В природе мера и вес – суть главные орудия познания”.
Д.И. Менделеева
Урок 3. «Физические приборы. Точность и погрешность измерений. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»
«Всякая точная наука основывается на приблизительности.»
Бертран Рассел (1872–1970)
Урок 4. «Физика и техника»
«В природе мера и вес – главные орудия познания».
Д.И. Менделеева
Урок 5. «Строение вещества. Молекулы»
В одном мгновенье видеть вечность
Огромный мир – в зерне песка,
В едином миге – бесконечность
И небо – в чашечке цветка.
У. Блейк
Урок 6. Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел»
«Никто не делается мастером, не упражняясь в мастерстве.»
Ян Амос Коменский
Урок 7. «Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение.»
Учёные заметили закон,
Что если рядом близко два металла,
То через время, с каждой из сторон,
Молекулы пойдут друг к другу. И не мало...
А если компоненты послабей,
Молекулы идут ещё смелей...
У вас букет! И в комнате приятно,
Свеча горит - и тоже ароматно...
Диффузия работает и тут,
Молекулы цветов по комнате плывут!
А.Назаренко
Урок 8. «Взаимодействие частиц вещества.»
«Вы не можете утверждать, что A сделано из B, или наоборот. Любая масса — это взаимодействие.»
Ричард Фейнман
Урок 9. «Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов.»
«Познать сущее нельзя извне, можно только изнутри»
Н. Бердяев
Урок 10. «Обобщение по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»»
«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.»
Ян Амос Коменский
Урок 11. «Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение»
«Казалось, здесь не было жизни, а были только одни механические движения.»
Арсеньев В. К., По Уссурийскому краю, 1921
Урок 12. «Скорость. Единицы скорости»
«То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем,- бесконечно.»
П. Лаплас.
Урок 13. «Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения»
Если ж данных очень уж много,
Вся наглядность теряется сразу...
Нужен новый макет - диаграмма.
Или график - он легче для глаза,
Чем таблицы громоздкая рама.
Жидких В.Н.
Урок 14. «Инерция. Инертность тел»
Явление инерции мы часто наблюдаем
Когда спокойно движемся.
Споткнувшись, замечаем,
Что продолжаем двигаться
Вперед, а не назад,
Встречая в жизни множество
Препятствий и преград.
Кулагина Н.И.
Урок 15. «Взаимодействие тел»
«Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей».
М.В. Ломоносов
Урок 16. «Масса тела. Измерение массы»
Знаю я с седьмого класса:
Знать будете и вы.
Главное для тела - масса.
Если масса велика,
Жизнь для тела нелегка:
С места тело трудно сдвинуть,
Трудно вверх его подкинуть,
Трудно скорость изменить.
Только в том кого винить?
Урок 17. «Лабораторная работа № 3 «Определение массы тела на рычажных весах»
«Наука начинается там, где начинают измерять»
Д. И. Менделеев
Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились,
То остановились.
Урок 18. «Плотность вещества»
Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле,
Телевизору, голосу рации,
Вентилятору на столе.
Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам.
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам…
Вадим Шефнер
Урок 19. « Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела»
«Ум заключается не только в знании, но и в умении применить эти знания на деле»
Аристотель
Массу мы легко найдем,
Умножим плотность на объем.
Если слово «БАЦ» запомнишь,
Формулу объема вспомнишь V = bac.
Журавлев П.А.
Урок 20. «Лабораторная работа № 5 «Измерение плотности твердого тела»
«Наблюдать, изучать, работать!»
Майкл Фарадей
Чтобы плотность получить
На объём – (вместимость)
Надо массу разделить,
Чтоб все получилось.
Кулагина Н.И.
Урок 21. «Решение задач по расчёту массы тела и плотности вещества»
«Наука - полководец, а практика – солдаты» Леонардо да Винчи
Как часто получается –
Задача не решается,
А просто надо формулу
Подставить и решить.
А, подставляя в формулу
Всех величин значения,
Об единицах величин
Старайся не забыть.
Кулагина Н.И.
Урок 22. «Контрольная работа № 1 «Механическое движение. Плотность вещества»
„Никто не делается мастером, не упражняясь в мастерстве.“
Ян Амос Коменский
Урок 23. «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести»
«В мире нет ничего особенного. Никакого волшебства. Только физика.»
Чак Паланик
Вызывает удивление
Это сила притяженья!
Как не прыгал, не старался,
Всё на землю возвращался.
Несмотря на малый вес
я на дерево залез,
Но сучок вдруг обломился,
я в полете очутился.
Масса есть и ускоренье
Хлоп! земное притяженье
Физику я испытал,
Когда с дерева упал
Буздалина Мария
Урок 24. «Сила упругости. Закон Гука»
«Однажды я подумал, а если пословица говорит, что выше головы не прыгнешь, а ты сделаешь сальто, то ты перепрыгнешь!»
Конфуций, 479 год до н.э
«Вам знакомо выражение "выше головы не прыгнешь"? Это заблуждение. Человек может всё!»
Никола Тесла
Если действовать на тело,
Чтобы форму изменить
Надо виды деформаций
Досконально изучить.
Деформации изгиба,
Сдвига и кручения,
А еще есть сжатие,
А, так же, растяжение.
Кулагина Н.И.
Урок 25. «Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах»
Ух! Захватывает дух, если резко с горки!
Вес уменьшиться - как пух в миг мы станем лёгки!
Если тронемся друзья в верх и с ускореньем,
Перегрузки испытать предстоит явленье.
Так, что вес свой изменить можно очень просто:
Как ускоришься ты ввысь - весу дашь прироста!
А уменьшишь вес всегда, если вниз сорваться-
В невесомости тогда можно оказаться!
Т. Епифанова
Урок 26. «Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил» динамометром»
«Ум заключается не только в знании, но и в умении применить эти знания на деле»
Аристотель
Динамометр – прибор. Измеряет силы.
Принцип действия его у меня спросили.
“Равновесие двух сил (как еще ясней?),
Что к пружине приложил, и упругость в ней”.
Градуировать прибор научился быстро.
Радченко Т. И.
Урок 27. «Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил»
В физике вектор нам задан числом.
“Модуль иначе”, – скажу я потом.
Вектор имеет еще направление.
(Можно и точку найти приложения.)
Радченко Т. И.
Урок 28. «Сила трения»
«Как это удивительно – обнаружить, что все явления природы управляются столь небольшим числом сил!»
Майкл Фарадей
«Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы»
Альберт Эйнштейн
Наблюдаю вдруг картину –
Тренья нет и в половину.
Мир без трения, друзья,
Изменился, вижу я.
Как по льду скользит прохожий,
А любой автомобиль
Знал инерцию, похоже,
И нигде не тормозил.
Нитки в тканях заскользили.
Что с моей одеждой?
Да мне, вижу, удружили.
Чуда жду с надеждой.
Радченко Т. И.
Урок 29. «Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»
„Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.“
Ян Амос Коменский
Урок 30. «Решение задач по теме "Силы. Равнодействующая сил»
Как часто получается –
Задача не решается,
А просто надо формулу
Подставить и решить.
А, подставляя в формулу
Всех величин значения,
Об единицах величин
Старайся не забыть.
Кулагина Н.И.
Урок 31. «Контрольная работа № 2 «Силы. Равнодействующая сил»
«Никто не делается мастером, не упражняясь в мастерстве.»
Ян Амос Коменский
Урок 32. «Решение задач по теме «Равнодействующая двух сил»
„Дерево также нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения.“
Ян Амос Коменский
Урок 33. «Физическая природа небесных тел Солнечной системы»
И покидает поле брани,
И отступает "Аполлон".
Стартуют рыцари иные
К сетям сатурновых колец,
Туда, где жжёт дыханье Ио
И ощущается конец
Той Удивительной Системы
Владений Царственной Звезды,
Которой уроженцы все мы.
И Галкин
Урок 34. «Давление»
«Человек неученый, что топор неточеный; можно дерево срубить, да измаешься»
Народная пословица
Урок 35. «Давление твердых тел»
«Способность физики обнаруживать единство в необычном и загадочном мире, окружающем нас, не может нас не вдохновлять.»
Пол Девис
Если вдруг решился ты
Тут давление (P) найти,
То тогда ты эту силу (F)
Смело с площадью (S) дели.
Кулагина Н.И.
Урок 36. «Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений».
Для того чтоб изучать науку,
Надо наблюдать ее явления,
А затем, используя законы,
Делать выводы и принимать решения,
А решая формулы и выводя законы,
Мы используем понятия, термины и величины
Без сомненья.
Ну, а каждая величина, конечно,
Будет с единицей измерения.
Журавлев П.А
Урок 37. «Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля»
Не лезь в воду глубоко,
В воде давленье велико.
Надавит сверху РО – ЖЕ – АШ,
И вдруг концы свои отдашь.
Журавлев П.А
Урок 38. «Решение задач на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»
«В сущности, теоретическая физика слишком трудна для физиков.»
Давид Гильберт
Как часто получается –
Задача не решается,
А просто надо формулу
Подставить и решить.
А, подставляя в формулу
Всех величин значения,
Об единицах величин
Старайся не забыть.
Кулагина Н.И.
Урок 39. «Сообщающиеся сосуды»
Сосудов сообщающихся свойства -
Природы удивительный закон.
От уровня морей и океанов
До уровня эмоций правит он.
Халафов Владимир
Урок 40. «Решение задач по теме «Давление жидкостей, сообщающиеся сосуды»
„Дерево также нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения.“
Ян Амос Коменский
Урок 41. «Атмосфера. Атмосферное давление»
“Удивительное дело жить в воздушном океане,
Голубом, огромном, чистом, “пить” его и не тонуть,
Без него, без океана, жизнь была бы очень странной,
Впрочем, даже и не странной: просто б не было её!”
Урок 42. «Методы измерения давления. Атмосферное давление на различных высотах»
«В физике больше нельзя открыть ничего нового. Дальше просто будет расти точность измерений».
лорд Кельвин
Урок 43. «Манометры»
«Есть все-таки в этой жизни одно-единственное достойное человека занятие – узнавать правду о мире и о своем месте в этом мире.»
Николай Коперник
Урок 44. «Поршневой жидкостный насос»
Быстро накачает мяч,
Чтобы тот пустился вскачь,
Накачает шины
У любой машины.
Мне ответьте на вопрос.
Что же за предмет? — насос
Котикова Наталья
Урок 45 «Закон Архимеда»
Сила архимедова из жидкости толкает
То тело, что погружено. При этом сила знает:
Она равна здесь весу той жидкости, что тело
Погруженным объёмом тут вытеснить сумело.
Радченко Т. И.
Урок 46. «Лабораторная работа № 8 "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело"»
Вы решительно и смело
Погрузите в жидкость тело.
Жидкость, например, вода
Вытолкнет его тогда.
Радченко Т. И.
Урок 47. «Условия плавания тел»
Коль тела все равной массы,
Но не равен их объем,
То наибольшему из них
FA обеспечит подъем.
Если все тела – близняшки
В разных жидкостях плывут,
От ρ жидкости, не тела,
FA зависеть будет тут.
Все просто: Архимедова сила
Весу жидкости равна.
Той жидкости, что погружаясь,
Собою вытеснят тела.
Журавлев П.А
Урок 48. «Лабораторная работа № 9 "Выяснение условий плавания тел в жидкости».
Тонет гвоздь, а не фрегат,
Хоть массивней во сто крат.
Почему? – нам дал ответ
Знаменитый Архимед.
Журавлев П.А
Урок 49. «Решение задач на закон Архимеда».
«Ум заключается не только в знании, но и в умении применить эти знания на деле.»
Аристотель
Урок 50. «Воздухоплавание. Решение задач на условия плавания тел»
«Физик стремится сделать сложные вещи простыми, а поэт – простые вещи – сложными».
Лев Давидович Ландау
Урок 51. «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Скачет стрелка вверх и вниз,
То погоды лишь каприз,
Если ж медленно движенье,
Жди надолго изменения.
В. Хлебников
Урок 52. «Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
«Решить задачу, говорил Декарт, — значит выиграть сражение. Но выиграть сражение не значит решить задачу.»
Ростан Ж.
Урок 53. «Контрольная работа № 3 "Давление твердых тел, жидкостей и газов"
«Никто не делается мастером, не упражняясь в мастерстве.»
Ян Амос Коменский
Урок 54. «Систематизация знаний по теме «Давление»
«Никто не делается мастером, не упражняясь в мастерстве.»
Ян Амос Коменский
Урок 55. «Механическая работа»
«Труд - источник всякого богатства… труд создал человека.»
Ф. Энгельс
Урок 56. «Мощность»
«Физика — это наука понимать природу»
Эрик Роджерс
Урок 57. «Простые механизмы»
Человек должен верить, что непостижимое постижимо; иначе он не стал бы исследовать.
И. Гёте
Урок 58. «Момент силы. Условия равновесия рычага»
«Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!»
Архимед
Урок 59. «Лабораторная работа № 10 "Выяснение условия равновесия рычага"
Знают правило моментов
Толпы школьников, студентов.
Пусть вращаться может тело,
И его здесь крутят смело.
Сил моменты кто куда:
Вправо – влево. Ох, беда!
Против стрелки часовой
Есть момент, но есть другой…
Радченко Т. И.
Урок 60. « "Золотое правило" механики».
«Все не так легко, как кажется».
Следствие из закона Мэрфи
Урок 61. «Решение задач по теме "Условия равновесия рычага"»
«В действительности все совершенно иначе, чем на самом деле».
Антуан де Сент-Экзюпери
Урок 62. «Виды равновесия тел. Коэффициент полезного действия (КПД)»
«Настанет время, когда потомки наши будут удивляться, что мы не знали таких очевидных вещей».
Сенека
Урок 63. «Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
И все свободные минутки
Лишь ей, лишь физике отдать.
Она богиня нам и мать... (Научный фольклор)
Уроки 64. «Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии»
Работа и Энергия -
Близнецы сёстры.
Мы говорим Работа
Подразумеваем Энергия.
Мы говорим Энергия,
Подразумеваем Работа.
Урок 65. «Решение задач по теме: «Работа и мощность. Энергия»
Изменения энергий
(Так всегда выходит)
К совершению работы
Нас всегда приводят.
Журавлев П.А
Урок 66. «Контрольная работа № 4 по теме «Работа, мощность и энергия»
«Никто не делается мастером, не упражняясь в мастерстве.»
Ян Амос Коменский
Урок 67. «Обобщение по теме «Работа, мощность и энергия»
«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.»
Ян Амос Коменский
Урок 68. «Подведение итогов, обобщение»
«Считай несчастным тот день, в котором ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.»
Ян Амос Коменский
Список использованной литературы:
- Баженов В.М., Ушакова О.Н.Физика в стихах./ Костромской энергетический техникум им. Ф.В. Чижова, Кострома 2014–41с.
- Высказывания и афоризмы о физике и физиках/ http://sch115.minsk.edu.by/main.aspx?guid=115521
- Журавлев П.А. Физика в стихах/ https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2019/04/09/fizika-v-stihah
- Радченко Т.И. Начинаем учить физику/ https://urok.1sept.ru/articles/212718
- Ян Амос Коменский цитаты / https://ru.citaty.net/avtory/ian-amos-komenskii/
Горбачёва Марина Юрьевна
Фоминова Елена Владимировна
Куликова Ирина Геннадьевна
Фоминова Елена Владимировна
Елена Вениаминовна Чурина
Фоминова Елена Владимировна
Медведева Татьяна Петровна
Фоминова Елена Владимировна
Спицына Любовь Ивановна
Фоминова Елена Владимировна
Фалина Ирина Валериевна
Фоминова Елена Владимировна
лукашенко галина николаевна
Фоминова Елена Владимировна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Фоминова Елена Владимировна