12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Порфирьева Светлана Леонидовна143

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Костромской области «Центр технического творчества»

Центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма


Методические рекомендации по проведению мастер-класса

по изготовлению СВЭ своими руками


t1672146369aa.jpg






Автор-разработчик:

методист Центра по профилактике ДДТТ

Порфирьева С.Л.

Рецензент:

старший методист Центра по профилактике ДДТТ

Разгуляева В.С.




Кострома, 2022г.

Актуальность

Ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом в стране остается тревожной. Большое количество пешеходов, особенно детей, погибает на дорогах в результате ДТП в темное время суток.

Проезжая часть дороги – это наиболее повышенный источник опасности для всех пешеходов, а особенно для детей, у которых фактически отсутствует чувство опасности перед движущимся автотранспортом. Ребенок в силу своих возрастных особенностей не способен адекватно оценить дорожную «картину» и понять величину опасности. Ребенок, который бежит за укатившимся мячиком, думает только о том, как этот мяч подобрать. При этом для него совершенно неважно, куда бежать за мячом – на игровую площадку или на проезжую часть. Ребенок, увлекшись своей задачей подобрать мяч, навряд ли заметит движущийся автотранспорт. Из-за отсутствия опыта ребенок теряется, возникает паника, и он начинает действовать неадекватно. Выбегая на проезжую часть, ребенок, видя движущийся автотранспорт, пытается отпрыгнуть от него и попадает под колеса следующей машины.

Цель: формирование у несовершеннолетних навыков безопасного поведения на дороге в темное время суток, изготовление световозвращающего элемента своими руками.

Задачи:

Обучающие: обучить детей практическому изготовлению световозвращающих аппликаций для одежды, рюкзаков;

разъяснить значимость световозвращающих элементов для сохранения жизни.

Развивающие: формировать представление о видах световозвращающих элементов, расширить кругозор и обогатить словарный запас;

повысить эффективность работы по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма;

развивать глазомер, мелкую моторику, память, интерес, сообразительность, наблюдательность, творческие способности

Воспитательные: воспитывать законопослушных участников дорожного движения; воспитывать аккуратность в работе, внимание, желание доводить начатое до конца.

Возраст детей: дошкольники 5-7 лет; обучающие образовательных организаций; обучающие, посещающие дополнительное образование.

Материал к мастер – классу: драп и фетр; любые шаблоны фигурок из картона (шар, квадрат, кошка, машинка, сердечко и т. п.); светоотражающая бумага разного цвета и размера; ножницы; линейка; карандаш простой; клей ПВА или клей-карандаш; шнурочки, нитка с иголкой, клеящая лента; круги красного и зеленого цветов (на каждого участника) для обратной связи.

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Костромской области «Центр технического творчества»

Центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

План мастер-класса


Этапы

Структура деятельности

Время

1 этап

Организационный момент.

Цель: организация детей на предстоящую деятельность.

Создание игровой мотивации на предстоящую деятельность:

- создание проблемной ситуации;

- просмотр видеоролика.

10 минут

2 этап

Основная часть. Продуктивная деятельность.

Цель: изготовление световозвращателей детьми.

25 минут

3 этап

Заключительная часть.

Цель: подведение итогов деятельности;

- «обратная связь»;

- анализ совместной деятельности.

5 минуты

Ход мастер - класса

Ведущий: Световозвращатель - это элемент в одежде (наклейка, значок, вставка, браслет), который обладает высокими световозвращающими свойствами при попадании на него света. На одежде - на сегодняшний день - реальный способ уберечь вас от травмы на неосвещенной дороге. Принцип действия его основан на том, что свет, попадая на ребристую поверхность из специального пластика, концентрируется и отражается в виде узкого пучка. Когда фары автомобиля «выхватывают» пусть даже маленький световозвращатель, водитель издалека видит яркую световую точку. Поэтому шансы, что пешеход или велосипедист будут замечены, увеличиваются во много раз.

Вы, наверное, уже не раз видели эти памятки, но давайте еще раз посмотрим и ответим на вопрос «Почему нужен световозвращатель?». (Показ слайда 1).

Например, если у машины включен ближний свет, то обычного пешехода водитель увидит с расстояния 25-40 метров. А использование световозвращателя увеличивает эту цифру до 130-240 метров! Маленькая подвеска на шнурке или значок на булавке закрепляются на одежде, наклейки - на велосипеде, самокате, рюкзаке, сумке.

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Костромской области «Центр технического творчества»

Центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма


t1672146369ab.jpg

На первый взгляд световозвращатель выглядит как игрушка. Но его использование, по мнению экспертов по безопасности дорожного движения, снижает детский травматизм на дороге в шесть с половиной раз! Но полагаться только лишь на них тоже не стоит. Это всего один из способов пассивной защиты пешеходов.

Предлагаю вам просмотр видеофильма «Световозвращатели», чтобы понять каких видов бывают световозвращатели и как их правильно использовать. (Просмотр видео «Световозвращатели», студия Премьер https://youtu.be/NnPs4L6hhEw ).

Итак, мы увидели, что существует несколько видов световозвращателей. Ребята, напомните какие.

Ответы детей. Показ разновидностей световозвращателей и краткое сопровождение.

- Значок. Пожалуй, самый удобный вид. Можно быстро прикрепить к одежде, сумке, обуви.
- Подвеска. Имеет в комплекте шнурок, можно повесить на грудь.
- Брелок. Также удобно повесить на рюкзак, велосипед, самокат.
- Браслет. Есть возможность носить не только на руке, но и ноге, и прикрепив на ручку сумки.
- Наклейка. Очень удобно, наклеил и забыл.

Молодцы, слушали вы все и всё внимательно, и, наверное, услышали, что элемент пассивной защиты называли по-разному. Кто назовет ещё раз, как называются элементы пассивной защиты пешехода (Ответы детей: световозвращатель, светоотражатель, фликер.

Совершенно верно. Давайте разберём эти понятия. (Показ слайда 2).

«Светоотражатель» - мы часто слышим, когда речь идет о световозвращающих элементах. Это понятие широко используется в разговорной речи. В поисковых запросах слово «светоотражатель» встречается чаще, чем «световозвращатель». Но стоит разобраться, почему называть световозвращающие материалы «светоотражающими» неправильно.


Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Костромской области «Центр технического творчества»

Центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

t1672146369ac.png

По законам отражения и преломления света для зеркального отражения "угол падения луча на поверхность равен углу отражения". Из этого следует, что свет отразится в направлении источника излучения только в одном случае, когда угол падения света на поверхность будет равен 90 градусов, во всех остальных случаях он отразится от поверхности в противоположном направлении. Свет отражается, а не возвращается, при этом теряет свою энергию, поглощается, слабеет.

t1672146369ad.png

Задача световозвращающего материала состоит в том, чтобы вернуть отраженный свет обратно к его источнику независимо от того, под каким углом свет будет падать на его поверхность. Для этого в структуру световозвращающего материала встроены шары (микропризмы, микросферы, пирамиды). Вследствие двойного преломления, луч света, падающий на шары, возвращается в том же направлении.


На дороге световозвращатель работает просто: когда свет автомобильных фар попадает на световозвращающую поверхность, лучи света преломляются и возвращаются обратно к автомобилю, и водитель видит вспышку. А значит, видит и объект, на котором находится световозвращающий элемент.

Таким образом, мы видим, что только световозвращающие материалы, а не светоотражающие могут обеспечить безопасность на дорогах.

Эффект световозвращения в природе – это светящиеся в темноте глаза животных (свет отражается от сетчатки глаз, которая выполняет функцию световозвращающей поверхности).

Фликеры – от английского «flicker»- вспышка, мерцание, мерцать. Часто употребляется для обозначения изделий из световозвращающих материалов (наклейки, брелоки, подвесные светилки и т.п.), но сам термин не совсем точно отображает суть изделия.


Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Костромской области «Центр технического творчества»

Центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Согласно Правилам Дорожного Движения, правильно использовать термин «Световозвращающий элемент»

Предлагаю украсить нашего мальчика-манекена (Используется магнитный стенд мобильного автогородка «Лаборатории безопасности») световозвращающими элементами. Вам нужно выбрать нужное количество световозвращателей (не менее 4) белого и желтого цветов, так именно они наиболее яркие.

Дети украшают мальчика световозвращателями, объясняют свой выбор.

Мы можем не только приобрести световозвращатель в магазине, но и сделать его своими руками. Правда, ребята?

Основная часть. Практическая работа с детьми. (Изготовление световозвращателя).

Этапы выполнения работы:

t1672146369ae.jpgt1672146369af.jpg

1. На картоне рисуем карандашом шаблоны для основы световозвращателя.

2. Рисуем шаблоны для световозвращателя – фигурки разной формы (цветочки, ёлочки, домики, сердечки, машинки, человечки, кошки, дельфины, домики и др.)

3. Все шаблоны вырезаем ножницами.

4. Берём кусочки плотной ткани яркого разного цвета (драп, фетр). Накладываем шаблоны для основы световозвращателя.

5. Обводим карандашом и вырезаем аккуратно ножницами.

6. Из светоотражающей ленты вырезаем по шаблону разные фигурки.

7. Фигурки из светоотражающей ленты накладываем на основу, предварительно нанести на обратную сторону клей и прижать салфеткой.

8. Приклеить застёжку к световозвращателю для того, чтобы можно было прикрепить его на одежду или закрепить на сумку (рюкзак) и т. п.

Заключительная часть.

Педагог: Световозвращатель готов! Посмотрите какие замечательные световозвращатели у вас получились. Эти предметы помогут вам обеспечить безопасность передвижения в тёмное время суток.

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Костромской области «Центр технического творчества»

Центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Обратная связь «Светофор».

Педагог: Перед вами лежит «Светофор», выберите и покажите мне тот сигнал, который соответствует сегодняшнему занятию: красный сигнал светофора - «мне не понравился мастер-класс; я не увидел(а) ничего нового», зелёный сигнал светофора – «мне понравился мастер-класс; возьму на заметку много новой информации». Спасибо.

И в заключении нашего мастер-класса дарим всем участникам памятку по использованию световозвращателей.

А сейчас я предлагаю взять свои световозвращатели и памятки в руки и сделать совместное фото.

t1672146369ag.jpg

















Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Костромской области «Центр технического творчества»

Центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.