12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Залилова Сажида Равильевна104
Я работаю учителем начальных классов в ГБОУ Бакалинская КШИ для обучающихся с ОВЗ
Россия, Башкирская респ., с.Бакалы

Методические рекомендации "Система упражнений для

совершенствования техники чтения у младших школьников"

 

Учителя начальных классов в коррекционной школе-интернате для обучающихся с ОВЗ часто сталкиваются с затруднениями, которые испытывают младшие школьники в овладении навыками чтения. Данная работа содержит материалы для практических занятий, которые могут использоваться при проведении фронтальной и индивидуальных занятий учителями начальных классов, логопедами, дефектологами, а также родителями, которые хотят самостоятельно подготовить ребёнка к школе. Целью методических рекомендации является формирование сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения.

Соответственно, основное задачей обучения навыкам чтения является выработка у школьников этих навыков.

Все обучение в начальных классах базируется на уроках чтения. Если учащийся освоил навык чтения, устную и письменную речь, то и остальные предметы будут даваться ему значительно легче. Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет, если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Этот ученик обречен на неуспеваемость. И каких бы великих учителей ни приглашали бы вы к этому ученику, ничего у них не выйдет, пока они не научат элементарному – читать.

Чтобы научить ребенка читать, необходимо вооружить его техникой чтения (т.е. чтением вслух и молча), сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно – познавательного текста, детской книги, научить работать с текстом, выработать соответствующие учебные и читательские умения. Надеяться «на авось», на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Первоклассники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимального темпа чтения, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения.

Многие родители пытаются помочь своим детям научиться чтению, учат как могут. Безусловно, за основу они берут букварь или азбуку, кубики и таблицы с буквами, азбуки разрезные, говорящие, музыкальные.

Желание родителей понятное и похвальное, но очень важно при обучении чтению не допустить ошибок, которые потребуется потом исправлять переучиванием.

Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения:

1) Изучение алфавитных названий букв.

Правильно будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется: навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА Легко ли ребёнку расшифровать такое слово? Конечно же, смысл прочитанного при чтении по буквам часто остаётся для ребёнка непонятным, а сам процесс чтения утомительным и неинтересным.

2) Неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов.

Неправильный подход при обучении:

- М и А будет МА.

- побуквенное чтение: М, А, М, А.

- прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.

3) Психологическая составляющая самостоятельного обучения чтению родителями. У многих родителей «не хватает нервов» на преодоление трудностей, возникающих у детей. Они повышают голос, срываются на крик, применяют наказание чтением. Тем самым создают страх у ребенка перед чтением.

Существует методика профессора И.П. Федоренко, которая гласит, что при работе над книгой важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.

Что же зачастую наблюдается во многих семьях? Папа или мама усаживают своего ребенка, и говорят следующее: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи». При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора очень трудной работы. Папа и мама допускают здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция.

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.

Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых.

Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает слайды: 2 строчки прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий слайд– опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку.

В таком сложном психофизиологическом процессе, как чтение, можно выделить 3 основных момента:

1.Восприятие данных слов. Основа процесса чтения – это возможность по увиденным буквам понять и воспроизвести слово, которыми оно обозначается. Человек смотрит на буквы в тексте, понимает, какое слово обозначает их сочетание, поэтому он может прочитать данное слово. Помимо зрительной функции, в этом процессе участвует память и воображение человека.

2.Понимание контекста, который связан с прочитанными словами. Когда мы читаем какое-нибудь слово, то в нашем сознании происходят определенные изменения, которые связаны с пониманием только что прочитанного. В сознании может возникать какой-нибудь яркий образ, либо чувство или какой-нибудь логический процесс.

3.Оценка прочитанной информации. Процесс чтения предполагает не только сам факт того, что человек прочитал текст (рассказ, книгу), но и то, что он может проанализировать прочитанное, выделить основные моменты, рассказать о смысле текста.

В методике выделяют три этапа формирования навыка чтения:

- аналитический;

- синтетический;

- этап автоматизации.

Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца «разорваны» и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы

вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести

плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам – это признак

того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка –

аналитическом. Обычно считают, что аналитический этап соответствует

периоду обучения грамоте. Однако учитель должен помнить, что каждому

ребенку свойствен свой темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности.

Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если

чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. Это обычно происходит

на второй год обучения в начальной школе.

Этап автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное

произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить

прочитанное.

Такой путь – от аналитического этапа до этапа автоматизации – может быть пройден школьником в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы:

1) упражнения в чтении должны быть каждодневными;

2) отбор текстов для чтения должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;

3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;

4) учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;

5) специально организовано обучение чтению про себя, предполагающее

несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого,

«тихое чтение» (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

Согласно утверждениям Костроминой С.Н., навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона чтения и смысловая. В техническую сторону чтения мы включаем следующие компоненты: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения. В смысловую сторону: выразительность и понимание прочитанного.

Эти два компонента находятся между собой в теснейшей взаимосвязи –

совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а

более легкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок.

Однако эта взаимосвязь в полной мере осуществляется только у бегло читающего человека. А у ребенка, который еще обучается этому трудному делу, отчетливо прослеживается иная иерархическая связь: главенство технических навыков. Ведь если ребенок не может быстро и безошибочно опознать букву, прочитать ее в сочетании с последующими, синтезировать слово, а затем соотнести прочитанное орфографически слово с его орфоэпическим аналогом, имеющимся в его памяти, – другими словами, раскодировать написанное слово, – то он не поймет (или поймет с большим трудом) во всей полноте смысл даже хорошо узнаваемого по сюжету предложения, не говоря уже о тексте.

Оптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи. Чтобы добиться таких результатов необходимо:

увеличить частоту чтения;

расширять угол периферического зрения;

повышать устойчивость внимания;

улучшать оперативную память;

совершенствовать артикуляционный аппарат.

На начальном этапе овладения навыком чтения приоритетным является технический компонент навыка чтения.

Рассмотрим наиболее эффективные упражнения на формирование техники чтения, которые могут использовать учителя начальных классов в своей работе.

Их можно разделить на несколько этапов:

1 этап - Учим и запоминаем буквы;

2 этап - Учимся читать слоги разной степени трудности;

3 этап – Читаем и понимаем смысл прочитанного слова;

4 этап - Читаем и воспринимаем прочитанные слова как часть какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.

На этапе знакомства и запоминания букв полезно использовать следующие виды упражнений.

Назови спрятавшиеся буквы

t1650427931aa.pngt1650427931ab.png

2).Какие буквы ты видишь?

t1650427931ac.pngt1650427931ad.png

 

3).Допиши буквы

t1650427931ae.pngt1650427931af.png

4). Подчеркни такую же букву, как внизу.

 

t1650427931ag.png

Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

Б Б Б Б Б Б Б Б В Б

Ы Ы Ы Ь Ы Ы Ы Ы

Э Э Э Э Э Э С Э Э

5)Раскрась фрагменты рисунка с заданной буквой

t1650427931ah.png

 

6). Догони и поймай букву.

1. Найди букву «н» и подчеркни.

м н г щ з а н н в ч я ы н о л н д ж н н э х ъ и т н ф й ё я ь ю н ъ н

2. Найди в тексте две буквы (е, э). Букву «е» зачеркни, а букву «э» обведи в кружок.

п р е н ё в с т е е с я в ё л ё ж е е щ з ъ ё э х э ю ё ч ф э ы е э б

3. Зачеркни каждую встретившуюся тебе букву Р, подчеркни одной чертой каждую встретившуюся букву С.

Р А Ю К А С П Л Н Е Ф А Р С Ы А П Г Ш Л П ВА Ы Ц Р С К Г Щ Х С Ф Ы О Г Р А В У К Н Р В Ц Е Ш З М И С А Е Г О Р Ы УШ Т Ь Л Н С Р Г Ш Л О К В В А П Р О Л Т С М И Т Ь Б ЮЩ У К В Ы Ц Ф Я Ч С П Н Г Р Л Д Ж Э Ю Б Ь Т И С М И Р Н А П А А

Для расширения угла зрения на данном и последующих этапах можно применять Таблицы Шульте.

В процессе чтения имеет значение количество знаков, которые попадают в поле зрения ребенка. Для расширения угла периферического зрения рекомендуется предлагать детям следующие упражнения.

Таблицы представляют собой размещенные в хаотичном порядке числа, в центре таблицы - знак для фокусировки зрения. Стараясь смотреть только на него, нужно видеть все числа и последовательно пройти по ним. Встречаются таблицы и без обозначения центра, но тогда нужно об этом помнить и стараться самим фокусировать взгляд в центре таблицы.

Цель работы с таблицами – активизация высших психических функций обучающихся начальной школы.

Регулярная работа с таблицами Шульте позволит:

развить внимание и память;

активизировать развитие мыслительных процессов;

расширить угол зрения;

активировать развитие мозга;

развить быстроту реакции.

Методическая работа с использованием таблиц В. Шульте предусматривает реализацию нескольких принципов:

1) постепенного усложнения заданий;

2) изменения инструкций в зависимости от задач и от уровня сложности таблиц;

3) выполнения упражнений на время;

4) систематичности и регулярности использования таблиц;

5) применения игровой формы занятия.

Кроме этого таблицы Шульте уже давно используются для улучшения навыков чтения. Тренируясь с таблицами Шульте, у детей развивается прекрасно внимание и память. При выполнении упражнения мозг должен выполнять одновременно две задачи: держать все числа в поле зрения и называть их в определённой очередности. В дальнейшем, при чтении, ребенок будет видеть уже больший фрагмент текста, начнёт правильно прочитывать окончания слов за счёт того, что будет видеть все слово целиком до момента прочтения. Это будет способствовать не только увеличению скорости чтения, но и улучшению качества чтения.

Как работать с таблицами Шульте?

1. Расположите таблицу на расстоянии 30-40 см от глаз ребёнка;

2. Ребёнок находит центр таблицы и фиксирует взгляд;

3. Не совершая движений глазами, ребёнок находит и показывает все числа по порядку;

4. Периодически меняйте таблицу .

Работая с детьми с ОВЗ таблицы можно использовать для устранения недостатков произношения звуков. Если требуется отработка произношения звуков, то в инструкции обозначаем, что будет засчитано только правильное произношение определенного звука (например, если у ребенка [с] находится на стадии автоматизации). И если ребенок неправильно произносит заданный звук, то просим повторить правильно. Например, задания могут звучать так:

- «Назови и покажи все числа по порядку от 1 до 9, от 1 до 16, от 1 до 25 и т.д., но помни о нашем «опасном» звуке [с], его нужно произносить четко и правильно» (если обучающийся пропускает или заменяет звук на более удобный для произношения, то мы его останавливаем и просим произнести правильно, при этом таймер не останавливаем, тем самым он затрачивает больше времени на таблицу. В дальнейшем ребенок понимает, что лучше сразу сконцентрироваться и назвать слово правильно).

Практика использования таблиц В. Шульте на протяжении 2 лет показала, что система упражнений, регулярность их применения способствует развитию высших психических функций, которые, в свою очередь, создают базу для устранения недостатков устной речи, качественного усвоения письма и чтения, являются средством профилактики дискалькулии.

Существует несколько уровней сложности таблиц Шульте:

t1650427931ai.pngt1650427931aj.pngt1650427931ak.png

На этапе формирования слогового чтения можно применять следующие упражнения.

Работа с таблицами слогов 

Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов. Можно использовать дидактический материал для обучения чтению по методике Н. Зайцева или создать такие таблицы самостоятельно.  

Детям предлагаются различные задания:

прочесть строчку или столбец с определенной буквой;

произвольное прочтение слогов;

найти в таблице указанный слог;

послогово показать слово в таблице.

Сначала используются таблицы с простыми слогами, а затем переходят к более сложным, состоящим из трех-четырех букв.

t1650427931al.pngt1650427931am.png

 

t1650427931an.pngt1650427931ao.png

2) Слоговые цепочки

е е ме ме е е не не е е ве ве е е се се

е е ене ене ене е е еве еве еве е е есе есе

я я мя мя я я ня ня я я вя вя я я ся ся

я ямя яма ямя я яня яна я явя ява яся яса

 

Упражнения "Катаемся на горке"

Это комплекс упражнений, которые выполняются на этапе обучения слиянию звуков и прочтению слогов. Еще раз напомните ребенку, что дуга как бы соединяет две буквы, читать их нужно плавно, ориентируясь на вторую (гласную) букву.

Слоги надо читать, проводя рукой по дугам: «поднимаясь на горку», - медленно, выделяя голосом гласные; «спускаясь с горки», - быстро. Сначала это делаем взрослый. Затем ребенок копирует все действия взрослого (плавное движение рукой по дугам будет соответствовать плавному произнесению прямого слога и помогать детям на первоначальном этапе).

 t1650427931ap.jpg

4)"Марсианские" стихотворения

Это очень эффективный вид работы. Он избавит детей от многих трудностей, т.к. их внимание будет сосредоточено лишь на технической стороне процесса. Дети не смогут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может стать многократным. Очень важно, что при этом отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата. «Марсианское» стихотворение первым всегда читает взрослый, а ребенок следит и слушает. Не следует добиваться, чтобы дети научились читать эти «стихотворения» так же быстро, как взрослые. Дети должны овладевать этим постепенно, каждый в меру своих способностей и подготовки.

И ни в коем случае нельзя требовать от детей заучивания их наизусть!
Чтобы оживить этот вид работы, можно предложить детям придумать, о чём же говорят нам «марсиане» в этом стихотворении. Если о радостном, то и прочитать следует радостно. А может, «стихотворение» грустное?t1650427931aq.png

5) Собери пазл

t1650427931ar.png

 

На первых двух этапах путем специальных упражнений я стараюсь приблизить технику чтения слогов до того уровня, при котором становится возможным усвоение смысла читаемых слов. Это становится возможным лишь тогда, когда темп прочтения слова будет близок к темпу произнесения слова в обычной живой речи.

При слишком большой растянутости во времени слогов читаемого слова у большинства детей не возникает смысловой догадки даже в том случае, когда буквы совершенно правильно объединены в слоги и слоги произносятся в нужной последовательности (ребенок, дочитывая последний слог слова, забывает, какой же слог он прочитал первым?).

В связи с этим становится понятным огромное значение 2 этапа в формировании навыка чтения. Если в результате тренировочных упражнений взрослому удается достичь его главной цели (научить ребенка быстро узнавать слоги «в лицо»), то и объединение слогов в слова не вызовет у него больших затруднений.

Таким образом, читая слово, одновременно ребенок будет понимать и смысл прочитанного. Ему не придется многократно повторять одно и то же. Быстрая реакция на зрительное изображение приведет к увеличению скорости и эффективности чтения.

Этап «Читаем и понимаем смысл прочитанного слова»

Найди слово

На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.

слон

корова

колесо

сон

лето

муха

мука

колено

сок

книга

слоны

бык

«Чтение слов с пропущенной буквой».

 

t1650427931as.pngt1650427931at.png

 

3).Быстрое чтение слов, отличающихся одной буквой.

Шляпа шляпа шляпы шляпа

Стол столб стол стол

Дом дом дом ком

Галка палка палка палка

Лапа лапа лапа липа

Попал пропал попал попал 

Мишка Мишка Миска Мишка

ПРЯМО ПРЯМО ПРЯМО КРИВО ПРЯМО

4). Филворды

t1650427931au.pngt1650427931av.png

 

 

 

 

 

 

 

 

5) Упражнение "Слово закружилось"

Это упражнение сложное. Оно требует достаточно высокого уровня в развитии навыка чтения и устойчивой концентрации внимания (конец 3 – начало 4 этапа обучения чтению по букварю). Одновременно следует предлагать ребенку не более 2-4 слов. Исключения допустимы в том случае, если он легко справляется с заданием. «Кружиться» слово может как по часовой стрелке, так и против. Правильное направление подскажут стрелки. После того, как слово прочитано (чтение должно быть орфографическим), ребенок должен записать его в тетрадь письменными буквами. Это упражнение поможет детям не только научиться хорошо читать, но и грамотно, без ошибок, писать.

t1650427931aw.png

 

6) Чтение столбиков слов, имеющих одинаковую концовку.

t1650427931ax.pngt1650427931ay.png

 

 

Для расширения угла зрения на данном этапе можно применятьс Пирамидки слов

Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.

Что даёт это упражнение?

Развивает периферическое зрение.

Воспитывает внимательность и прилежание.

Рt1650427931az.png азвивает способность к прогнозированию.

t1650427931ba.png
 


 


 


 

А также способствует выработке привычки охватывать взглядом большие промежутки текста.

Этап «Читаем и воспринимаем прочитанные слова как часть какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста».

На этом этапе детей больше не затрудняют процессы восприятия, и они могут уделить основное внимание осмысливанию содержания. Постепенно смогут понять содержание рассказа. Последний этап самый длительный.
Но и здесь взрослые должны постоянно контролировать детей и понимать, с какими трудностями им предстоит столкнуться. Прием «Буксир»

Прием «Буксир» используется для увеличения темпа чтения. В качестве ведущего может выступать учитель или ученик с высокой техникой чтения. Он читает текст, а остальные должны стараться успевать читать за ним. Такое упражнение можно проводить для всего класса или в парах.

Чтобы контролировать процесс чтения всеми учениками можно делать внезапные остановки и просить ребят показать в тексте последнее прочитанное слово. Еще один способ — делать во время чтения ошибки. Те, кто читают «на буксире», должны их замечать и исправлять.

Прием «Спрятанные буквы»

Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие задания:

чтение простого текста с пропущенными буквами

 

t1650427931bb.png

Слова, написанные разным цветом шрифта

t1650427931bc.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенку дается установка читать только черные буквы.

«Половина строки»

Это замечательное упражнение выполняет сразу две задачи. Во-первых, отучает вас от возвратных движений глаз к уже прочитанному тексту. Во-вторых, расширяет поле зрения, поневоле подталкивая к тому, чтобы «видеть» следующую строчку, а не только ту, которую вы сейчас читаете.

Суть упражнения в том, чтобы закрыть половинку букв строчки и читать, догадываясь о написанном по начертаниям пропечатанной части букв. В таких жестких условиях вы поневоле будете заранее «захватывать» взглядом нижнюю строчку до того, как закроете ее наполовину для чтения. Восприятие смысла в условиях неполной информации в принципе полезно для развития когнитивных способностей.

 

t1650427931bd.pngt1650427931be.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Существует много причин, тормозящих скорость чтения. Остановимся на основных: регрессии, отсутствие антиципации, нарушения артикуляции, неправильное дыхание 

Регрессии - это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространённый. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст – как лёгкий, так и трудный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет.

«Чтение с окошечком». (профилактика регрессий)

Листок с окошечком накладывается на строку. При движении листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, и повторное прочитывание будет исключено.

 

t1650427931bf.png

Отсутствие антиципации

Антиципациято психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.

Чтение с пропущенными окончаниями

Родился зай… в лесу и всё боял… Треснет где – ниб… сучок, вспорхн… пти…, упадёт с дере… ком снега- у зайчи… душа в пят…

Чтение текста с пропущенным словом.

(используются при повторном чтении).

Над городом низко повисли снеговые ________. Вечером началась __________. Снег повалил большими _________. Холодный ветер выл, как дикий _________.

На конце пустынной и глухой _________ вдруг показалась какая-то девочка.

Чтение с помощью «Решетки»

При наложении решетки на текст перекрываются некоторые участки текста. Дети, должны восстановить смысл. Тренировка чтения с решеткой продолжается не более 5 минут. Использую при повторном чтении.

t1650427931bg.png

 

Артикуляция

Следующей причиной, тормозящей скорость чтения, может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата. Уже само название причины объясняет, за счет чего происходит снижение скорости чтения: артикуляторный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова.

В начале урока целесообразно проведение фонетических зарядок, включающих коррекцию произношения и работу над правильным дыханием.

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.

II. Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.

2. Слоги:

он ан ун ын

на ня нё ню

нан нон нун нен

нте нты нтя нту

 

III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.

 

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

IY.Упражнения для интонации:

Соня Зине принесла малину в корзине.

 

Над развитием беглости чтения необходимо работать систематически, и достижению успеха способствуют, прежде всего, заинтересованность самих обучающихся, появление у них желания и потребности читать книги.

Перечисленные методы и приемы, используемые в развитии техники чтения, дают свои положительные результаты. Их использование помогает увеличить темп чтения, а значит и совершенствовать технику чтения.

 

Список литературы:

Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб, 1997.

Донская Н.Ю. Букварь для школ слабослышащих детей. 4-е издание. — М.: Просвещение, 1992. — 208 с. — ISBN 5-09-004218-7.

Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. – М., 1973.

Зикеев А.Г., Донская Н.Ю. Азбука 1, 2 части – «Просвещение», 2000.

Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. Москва - «Просвещение», 1991.

Красильникова, О.А. Литературное развитие слабослышащих школьников в системе начального обучения. М.: КАРО, 2006.

Красильникова О.А. Метапредметное обучение слабослышащих младших школьников на уроках чтения // Родина и особый ребёнок: проблемы патриотического воспитания. Материалы XIX Международной конференции «Ребёнок в современном мире. Дети и родина». СПб, 2012.

Методическое пособие для учителей. Москва - «Ось», 1989.

Найдёнов Б.С. Выразительность речи и чтения. Пособие для учителей начальной школы. Москва - «Просвещение», 1969.

Оморокова, М. И. Основы обучения чтению младших школьников: учеб. пособие для студентов пед. вузов, обучающихся по специальности "Педагогика и методика нач. образования"/М.И. Оморокова; М. И. Оморокова. – Москва: Вентана-Граф, 2005. – (Педагогическое образование). – ISBN 5-88717-451-X. – EDN QUFKTJ.

Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб, 1998.

Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе.- М., 2000

Нечаева Н.В. Организация литературного творчества. – М., 1992.

Никитина М.И. Уроки чтения в школе сл/сл детей. – М, «Просвещение», 1991.

Светловская Н.Н., Пиче-Оол Т.С. Обучение детей чтению. – М., 2001.

Уварова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие для обучения детей чтению. – М., 1999.

Федин С.Н., Федина О.В. Как научить ребенка читать. – М.: Айрис – Пресс, 2001.

Цыпина Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития. – М., 1994.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.