Методические указания на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы для студентов «Заочная экскурсия по одному из музеев М.А. Булгакова»
КГБПОУ «Таймырский колледж»
Преподаватель литературы Лысакова М.В.
Методические указания на выполнение
внеаудиторной самостоятельной работы
для студентов специальности «Дошкольное образование»
Тема: Заочная экскурсия по одному из музеев М.А. Булгакова
Количество часов: 6
Цель:
-способствовать формированию устойчивого интереса к чтению как средству познания содержания произведений русской классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование мировой культуры;
- систематизировать знания о творчестве М.А. Булгакова;
-развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- развивать устную монологическую речь;
- способствовать формированию сознательного отношения к самообразованию.
Результаты:
Л:2,4,6,7
М:2,3
П:1,3,5
Общие указания к выполнению работы:
1.Прочитайте раздел М.А. Булгаков в учебниках:
А) Русский язык и литература: Литература. Базовый уровень. 11 кл. : в 2 ч. Ч. 2 : учебник / Т. Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцев, О. Б. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. —М. : Дрофа, 2014;
Б) Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.2/[О. Н. Михайлов, И. О. Шайтанов, В. А. Чалмаев и др.;
сост. Е. П. Пронина]; под ред. В. П. Журавлева. — 2-е изд. —М. : Просвещение, 2015;
В) Сухих И.Н. Литература: учебник для 11 класса : среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч. Ч.2 /И. Н. Сухих. — 4-е изд. — М. : Издательский центр «Академия», 2011.
Г) Литература : учебник для учреждений нач. и сред. проф.образования : в 2 ч. Ч. 2 / [Г. А.Обернихина, Т. В. Емельянова, Е. В. Мацыяка, К. В. Савченко]; под ред. Г. А. Обернихиной. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2015
Филипп Филиппович Преображенский Рукопись «Мастер и Маргарита»
(Евгений Евстигнеев) Кадр из фильма «Собачье сердце»
2.В презентации отразить основные этапы жизни и творчества писателя.
основные даты жизни и творчества
1891, 3 (15 мая) — родился в Киеве.
1901 —1909 — учеба в Первой киевской гимназии.
1909—1916 —учеба на медицинском факультете Киевского университета
1918 —1920 — жизнь в Киеве, скитания по России вовремя Гражданской войны
1921 — приезд в Москву, начало систематической литературной деятельности.
1923 —1924 — работа над романом «Белая гвардия».
1925 — написаны повесть «Собачье сердце» и пьеса «Дни Турбиных», успехом поставленные в Московском Художественном театре (1926).
1926, 7 мая — обыск в квартире Булгакова, конфискация рукописей «Собачьего сердца» и дневника.
1929 — запрещение всех идущих в театрах пьес («Дни Турбиных» вновь разрешены в 1932).
1932 — женитьба на Е. С. Шиловской (Булгаковой).
1936 —1937 — работа над «Записками покойника» («Театральным романом»)
1928—1940 — работа над романом «Мастер и Маргарита» (опубликован в журнале «Москва», 1966, № 11; 1967, № 1
1940,10 марта — умер в Москве.
А. А. Ахматова посвятила Булгакову стихотворение из цикла «Венок мертвым».
ПАМЯТИ М. А. БУЛГАКОВА
Вот это я тебе, взамен могильных роз,
Взамен кадильного куренья;
Ты так сурово жил и до конца донес
Великолепное презренье.
Ты пил вино, ты как никто шутил
И в душных стенах задыхался,
И гостью страшную ты сам к себе впустил
И с ней наедине остался.
И нет тебя, и все вокруг молчит
О скорбной и высокой жизни,
Лишь голос мой, как флейта, прозвучит
И на твоей безмолвной тризне.
О, кто поверить смел, что полоумной мне,
Мне, плакальщице дней погибших,
Мне, тлеющей на медленном огне,
Всех потерявшей, все забывшей, —
Придется поминать того, кто, полный сил,
И светлых замыслов, и воли,
Как будто бы вчера со мною говорил,
Скрывая дрожь предсмертной боли.
1940. Фонтанный Дом
3.Используйте дополнительную информацию интернет-ресурсов
Белобровцева И.З., Кульюс С. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: Опыт комментария. — М., 2007.
Воспоминания о Михаиле Булгакове / Сост. Е. С. Булгакова и С. А. Ляндрес. — М., 1988.
Ву лис А. 3. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». — М., 1991.
Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа «Мастер и Маргарита» // Гаспаров Б. М.Литературные лейтмотивы. — М., 1994. — С. 28 —82.
ЗеркаловА. Этика Михаила Булгакова. — М., 2004.
Сарнов Б.М. Каждому — по его вере (О романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»). — М., 1997.
Смелянский А. М. Михаил Булгаков в Художественном театре. — М., 1986.
Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. — М., 1988.
Форма отчетности: выступление, сопровождаемое презентацией
Результаты:
Условные сокращения.
При указании достигнутых результатов в практической работе проставлено:
- личностные Л(1,2);
-метапредметные М(1,4,6);
- предметные П(1,2,9).
личностные | 1.Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; |
2.Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; | |
3.Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; | |
4.Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; | |
5.Эстетическое отношение к миру; | |
6.Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов; | |
7.Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов и др.); | |
Метапредметные | 1.Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; |
2.Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; | |
3.Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; | |
4.Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; | |
предметные | 1.Сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; |
2.Сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений; | |
3.Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; | |
4.Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; | |
5.Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; | |
6.Знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; | |
7.Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; | |
8.Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; | |
9.Владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; | |
10.Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Презентация Дома-музея М. Булгакова
Ирина Владимировна Казарцева