Статья «Использование элементов кинезиотерапии как средство подготовки детей с интеллектуальными нарушениями к овладению профессиональными навыками по профилю "Швейное дело"»
Использование элементов кинезиотерапии как средство подготовки детей с интеллектуальными нарушениями к овладению профессиональными навыками по профилю «швейное дело»
Самофалова Оксана Алексеевна,
учитель трдового обучения,
ОКОУ «Курская школа»
Решая важнейшие задачи личностного становления обучающихся с интеллектуальными нарушениями, их социальной реабилитации, трудовое обучение занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы учреждения для детей с ОВЗ. Профессионально – трудовое обучение – профилирующий предмет с наибольшим количеством часов в учебном плане, целью которого является создание условий для формирования необходимых компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленных на максимальное развитие способности к труду, привитие практических навыков устройства быта, социализацию и интеграцию в общество.
С пятого класса в образовательном учреждении для детей с ОВЗ начинается профессиональная подготовка обучающихся по профилю «швейное дело». Овладение данной профессией вызывает трудности в силу интеллектуальных нарушений. Для преодоления нарушений когнетивных процессов и, как следствие, успешному обучению швейному делу мною накоплен опыт по использованию элементов кинезиотерапии на уроках профессионально-трудового обучения.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через двигательные упражнения. Ее разработали Пол и Гейл Деннисон под названием «Гимнастика мозга» в 1964 году. Основная идея – это связь и влияние в процессе обучения друг на друга трех элементов: мозга, тела и эмоций. На современном этапе апробацией данной технологии занимается О. А. Тимофеева - кинезиолог, действительный член Ассоциации профессиональных кинезиологов. Кинезиологические упражнения оказывают влияние на развитие межполушарной специализации и физического здоровья, позволяют раскрыть способности ребенка, активизировать отделы коры больших полушарий, что дает возможность осуществлять коррекцию нарушений на уроке. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие у детей. Регулярное применение данных упражнений помогает коррекции памяти ребенка, внимания, речи, пространственных представлений, мелкой и общей моторики, мыслительной деятельности; снижает утомляемость; повышает стрессоустойчивость и способность к самоконтролю.
По результатам обучения в 5 классе при использовании кинезиологических упражнений можно проследить стойкий положительный результат в овладении обучающимися умениями правильного выполнения ручных работ при пошиве мелкого изделия (закалывание подгиба, сметывание, раскрой деталей), а также умением работы на швейной машине (заправка верхней и нижней нитей, прокладывание правильной машинной строчки, слежение за движущейся лапкой машины и одновременной регулировки положения ткани на платформе швейной машины). Применение кинезиотерапии на уроках швейного дела способствует управлению своими эмоциями, активизации спящих участков мозга, оптимизации процесса обучения. Новизна данной технологии состоит в том, что средствами наименьших психофизических затрат достигается стойкий положительный эффект в подготовке обучающихся к овладению и применению на практике умений, необходимых в дальнейшем изучении основ профессии. Кинезиологические упражнения можно применять и в работе с детьми, имеющими сложный дефект или множественные нарушения, так как они основываются на нейропсихологическом подходе и доступны для использования с разными группами детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основным требованием к использованию кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Под влиянием тренировок в организме происходят положительные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Все занятия должны проводиться в комфортной, доброжелательной обстановке, под спокойную музыку. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не принесут успеха.
Кинезиологическая гимнастика включает в себя:
1. Дыхательные упражнения способствуют ритмированию организма, развивают самоконтроль и произвольность. Они повышают активность коры головного мозга, что улучшает активность на уроках. Особенно эффективны дыхательные упражнения для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности («Ныряльщики», «Воздушный шарик», «Варим кашу»).ось
2. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Движения глазного яблока развивают межполушарное взаимодействие (« Горизонтальная восьмерка», «Глаз-путешественник»).
3. Движения тела и пальцев развивают межполушарное взаимодействие, снимают синкинезии и мышечные зажимы. Кроме того, способствуют обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела («Колечко», «Лезгинка», «Лягушка», «Крюки», «Ухо-нос»).
На своих уроках использую кинезиологический комплекс в качестве физкультурных пауз, что даёт как немедленный, так и накопительный эффект в плане повышения умственной работоспособности, улучшения психоэмоционального состояния.
Для детей с интеллектуальными нарушениями необходимо адаптировать упражнения так, чтобы в них были короткие инструкции, небольшое количество движений, несложные движения, соблюдались принципы «от простого к сложному», «от известного к неизвестному».
Выполнение данного рода упражнений дает результаты при соблюдении условий:
-систематичность выполнения;
- постепенное увеличение сложности и темпа;
- точность выполнения приемов и движений;
- при вовлечении обучающихся в творческую деятельность упражнения следует проводить до начала работы, не прерывая ее.
Благодаря использованию кинезеологических упражнений улучшится устная и письменная речь обучающихся, что повысит качество их дальнейшей социализации. Данный вид гимнастики позволит развить эмоциональную сферу, коммуникативные навыки детей с интеллектуальными нарушениями. Развитие внимания, памяти, пространственного мышления повысит успешность обучения не только на уроках швейного дела, но и на других предметах.
В 2015 – 2016 учебном году, реализуя данную систему упражнений в пятом классе, наблюдается определенный прогресс: повысилась способность к управлению своими эмоциями. Заметно улучшилось внимание, мыслительная деятельность. Более успешно обучающиеся выполняли те виды работ, которые требовали мелких, дифференцированных движений пальцев. Улучшилась координация общих движений, появилась их плавность и соразмерность. Понижение тревожности повысило способность концентрироваться на выполняемом задании. В новом учебном году кинезиологические упражнения позволили пятиклассникам ускорить процесс овладения умением работы на швейной машине в два раза. К концу первой четверти у девочек хорошо скоординирована работа рук при регулировки положения ткани на платформе машины, глаз при слежении за положением рук и правой ноги при нажатии на педаль машины.