12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жукова Оксана Михайловна102
Моя работа - любовь и забота!
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
2

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ





Автор:

Жукова Оксана Михайловна

воспитатель первой категории

Новосибирск 2015



В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами (ФГОС п. 1.6) является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия [57]. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ – основная задача дошкольных учреждений [77]. Таким образом, приоритетным направлением в современной педагогике является не только формирование, но сохранение и укрепление здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Законом РФ от 10.07.1992 № 32661 «Об образовании», а также Федеральными законами от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» на образовательные учреждения возложена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса [76, 78, 79].

Закон об образовании в п.1 ст.2 в числе основных принципов государственной политики в области образования провозглашает «приоритет... здоровья человека» (п.1 ст.2), а в п. 3.3. ст.32 устанавливает, что образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса (п. 3.3. ст.32). В указанных нормах акцент делается на охрану здоровья детей. В п. 1 ст. 51 Закона об образовании в дополнение к указанным положениям требуется от образовательного учреждения «создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся» [76].

Здоровье понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений [4, с.15]. Здоровье человека в понимании Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Такое понимание близко понятию, которое используется для описания удовлетворенностью жизнью и называется качеством жизни. Общее качество жизни человека — одна из характеристик образа жизни, которая определяет степень социальной и духовной свободы в широком смысле [11].​​​​​​​

Физическое здоровье определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.

Душевное здоровье определяется тем, насколько человек доволен собой и как успешно справляется со своими ежедневными функциями. Если человек душевно здоров, он обычно нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворен своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Для поддержания душевного здоровья необходимо уделять достаточное время отдыху и увлечениям, иметь возможность получать новый опыт и делиться своими чувствами и переживаниями с другими людьми, которые могут тебя понять [23, с.11].

Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, уважает их права, умеет оказывать людям помощь и способен сам принять ее, поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим [6, с.16]. При таком понимании здоровья можно сказать, что основная цель образования — научить человека быть здоровыми в течение всей жизни [18, с.6].

Здоровье детей дошкольного возраста включает характеристики психического и физического развития, адаптационные возможности детского организма, социальную активность. Все эти характеристики вместе формируют определенный уровень физической и умственной работоспособности. Таким образом, оценивать общее состояние дошкольника нужно исходя из следующих направлений: эмоциональное здоровье; развитие движений; психическое развитие и здоровье; уровень адаптационных возможностей; физическое здоровье [6, с. 15].

Все эти направления устанавливают соответствие детей дошкольного возраста необходимым нормам. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия [66, с.12]. Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается [1, с. 69].

В среднем в дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.) [53, с. 60].

В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется. Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети (хотя еще интуитивно) начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья. Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей не здорового поведения человека для сохранения здоровья [70, с.15.].

Нездоровое поведение в ряде случаев приносит удовольствие, а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся ребенку далекими и маловероятными [8, с.18].

Значительная часть самосохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется [26, с.9].

Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.
В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих [24, с.54].

Ученый Г.М. Соловьев выделил пять основных направлений воспитания заботы о своём здоровье: формирование знаний и интеллектуальных способностей; мотивационно - ценностных ориентаций; физической культуры; социально-духовных ценностей; приобщение к оздоровительной деятельности [6, c.33].

Главным результатом воспитания заботы о своём здоровье является высокий уровень здоровья, умственной и физической работоспособности, психоэмоциональная устойчивость и способность противостоять разнообразным стрессовым факторам, неблагоприятным экологическим и внешнесредовым воздействиям. Формирование у учащихся ответственности, в том числе и за свое здоровье воспитательный процесс, который следует рассматривать в качестве одной из важнейших задач учреждений образования [81, c.8].

Профессор, доктор медицинских наук Ю.Ф. Змановский так видит здорового ребенка: «Здоровый ребенок дошкольного возраста это жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития» [26, c.7].

Психологической основой формирования позиции созидателя в отношении своего здоровья является наличие у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Но, такой потребности у ребенка дошкольного возраста еще нет. Согласно исследованиям возрастной динамики значимости здоровья и здорового образа жизни, их приоритетная роль чаще всего отмечается у представителей старшего поколения. В иерархии ценностей маленького человека доминируют игра и общение со сверстниками. В понимании детей роль физического, психического и социального здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще не находит должного места [44, c.7]. Биологические потребности (голод, жажда и пр.), потребность в безопасности, любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе не создают фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы должны отнести к высшей потребности. И ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок [5, с. 31].

Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности [6, с. 4].

В педагогической науке понятие «здоровьесбережение» стало использоваться с 90-х годов XX в. и отражало специфику отношений к сохранению здоровья детей через особенности организации учебно-воспитательного процесса в различные периоды: «беречь здоровье» – «не обременять» – «забота о здоровье» – «укрепление здоровья» – «охрана здоровья» – «валеология» – «здоровьесбережение» [81, с. 21]. В настоящее время понятие «здоровьесберегающие технологии» до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий.

Здоровьесберегающий педагогический процесс дошкольного учреждения – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в учреждении дошкольного образования [67, с.76].

В более узком смысле слова – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействия детей, педагогов, направленной на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и развития [73, с. 28].

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к воспитаннику дошкольного учреждения – обеспечение высокого уровня реального здоровья каждого ребёнка и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека. Формирование знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи [43, с. 11]. Применяя эту позицию к дошкольным образовательным учреждениям, необходимо понимать, что любые воздействия (педагогические технологии) на ребенка–дошкольника должны в своей основе иметь принцип здоровьесбережения [14, с. 15].

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Помощь в формировани здоровья детей – обязанность любого педагога. К здоровьесберегающим технологиям применимы все те же принципы построения, что и к другим технологиям, применяемым в образовании [69, с. 13]

Здоровьесберегающий педагогический процесс характеризуется принципами:

- взаимообусловленность процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста и состояния детей;

- эффективность здоровьесберегающей деятельности зависит от степени компетенции использования педагогическим коллективом дошкольного учреждения зоровьесберегающих технологий;

- зависимость эффективности здоровьесберегающей деятельности от вариативности ее деятельности;

- необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания и обучения [6, с. 10].

Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!» одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся» [62, с. 9].

Здоровьесберегающие мероприятия будут более эффективны при их повторяемости, включении вариантных изменений в стереотипы, соблюдении принципа постепенности, который предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой [58, с. 9].

Система здоровьесберегающего образования наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья.

Здоровьесберегающая система в условиях дошкольного учреждения – это условие достижения качества дошкольного образования. Она должна носить системный, последовательный характер [39, с. 18].

Система здоровьесберегающего образования наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья.

Основные черты здоровьесберегающей системы:

- здоровье ребенка воспринимается как эталон и норма детского развития;

- здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма;

- оздоровление – не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизических возможностей организма;

- использование в комплексе медицинских, психологических и педагогических методов зоровьесберегающихпедагогических технологий;

- индивидуально-дифференцированный подход является принципом зоровьесберегающей системы в дошкольном учреждении [15, с.32].

Для создания здоровьесберегающей системы в дошкольном учреждении необходимо:

- осознание проблемы негативного воздействия на здоровье детей в условиях дошкольного учреждения и необходимости их незамедлительного разрешения;

- признание педагогами своей ответственности за здоровье воспитанников;

- создание здоровьесберегающего пространства;

- овладение всеми членами педагогического коллектива основными здоровьесберегающими технологиями;

- тесное взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения с семьёй [37, с.32].

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному учреждению: характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры учителей, содержание образовательных программ, условия проведения учеб­ного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся [42, с. 4].

Таким образом, под здоровьесбережением понимается процесс, включающий в себя совокупность специально организованных физкультурно-оздоровительных, образовательных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и других мероприятий человека для полноценно здоровой жизни на каждом этапе его возрастного развития. Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий – такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.


Авдеева Н.Н., Ашмарин И.И., Степанова Г.Б. Здоровье как ценность и предмет научного познания / Н.Н. Авдеева, И.И. Ашмарин Г.Б. Степанова // Мир психологии. 2011. - № 1. - С. 68-75.

Анищенкова Е. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. АСТ: Астрель, 2010. – 20 с.

Анищенкова Е. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. АСТ: Астрель, 2012. – 31 с.

Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование. – 2004. - № 17.

Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1: Концептуальные основы психологии здоровья / В.А. Ананьев // Психология здоровья. - СПб.: Речь, 2012. - 384 с.

Анохина И.А. Формирование культуры здоровья у детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации. Часть 1. Физическая культура / И.А. Анохина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. - 38 с.

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. – 2004. - № 2.

Батурина О.С., Белобородова Н.А., Кузнецова И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы: новые акценты. М.: СФЕРА, 2012. – 112 с.

Бардышева Т.Ю. Здравствуй, как живешь? Гимнастика для пальчиков. М.: Карапуз, 2004. – 20 с.

Безруких М.М. Ступеньки к школе. М., 2014. – 67 с.

Всемирная организация здравоохранения. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.who.int/about/mission/ru /

Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. М.: ЭКСМО Пресс, 2012.- 1007 с.

Волкова Е.Ф. Статистические методы экспериментальной психологии: Практическое руководство по курсу «Экспериментальная психология» [Текст] / Е. Ф. Волкова. – Новосибирск: НГПУ, 2003. – 92с.

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 160 с.

Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников: учебное пособие / В.А. Деркунская. – М.: Педагогическое общество России, 2011. - 96 с.

Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. Минск, 1997. – 126 с.

Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников: здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания в начальных классах / Н.Ф. Дик. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 312 с.

Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми // Ребенок в детском саду. - М: № 12, 2011. – с. 10.

Ефименко Н.Н. Физическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2014. – 288 с.

Ефименко Н.Н. Театр физического оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Н.Н. Ефименко. - М., 2009.

Ефимова О.С. Как готовить ребенка к школе. М., 2002. – 39 с.

Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья в системе образования/ Г.К. Зайцев// Автореф. докт. дис. – СПб., 2013. - 48 с.

Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/сост. Крылова Н.И. – Волгоград. Учитель, 2009.

Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХ1 века. /Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. - М.: АРКТИ, 2010, С-88.

Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым: Программ.-метод. пособие для педагогов ДОУ - М.: ВЛАДОС, 2014.- 304 с.

Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми/ Ю.Ф. Змановский. - М., 2009.

Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. Концептуальные положения. /Ю.Ф. Змановский // Ж. Дошкольное воспитание, 2013, N 9.

Змановский Ю.Ф. Комплексное закаливание в дошкольных учреждениях/ Ю.Ф. Змановский, М.Н. Кузнецова // Методические рекомендации Минобразования РФ. Нижний Новгород, 2012.

Ирхин В.Н., Ирхина И.В. Учитесь на здоровье: здоровьеориентированный образовательный процесс на уроке. М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения. Теоретические аспекты / Сост. О.Н. Василенко, Н.Г. Лукьянович. – Мн.: МГУМК, 2007. – 32 с.

Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека/Э.М. Казин, Н.Г.Блинова, Н.А.Литвинова// Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб.пос. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: изд-во ВЛАДОС, 2010. - 192 с.

Как сохранить здоровье школьников: Игры, классные часы, родительские собрания/ Авт.-сост. О.Н. Рудякова. – М.: ООО Учитель, 2008. – 143 с. – (В помощь классному руководителю).

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е. и др. Вторая младшая группа. -Волгоград: Учитель, 2012

Комплексная программа развития и воспитания дошкольников
в Образовательной системе «Школа 2010» //
Авторский коллектив: А.А. Леонтьев (руководитель), Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, М.В. Корепанова, Т.Р. Кислова, С.А. Козлова, О.А. Куревина, И.В. Маслова, О.А. Степанова, О.В. Чиндилова. Переработанная и дополненная, 2007.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: материалы для специалиста образовательного учреждения: [пособие для преподавателей] / А.К. Колеченко. - СПб.: Каро, 2006. -368 с. - Библиогр.: с. 366.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Издательство: Гном, 2014.-40 с.

Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст)/В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров// Программно-методическое пособие. - М., 2010.

Кучма В.Р. Здоровьесберегающие компоненты организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях / В.Р. Кучма, М.И. Степанова. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Сборник статей и документов. - М.: Гном и Д, 2014. - с. 31-37.

Летние исследования НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей подростков и молодежи госкомсанэпидемнадзора. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://reftrend.ru/968998.html

Лесгафт П..Ф. Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста/ П.Ф. Лесгафт. - М, 2012, т,2 с-234.

Министерство здравоохранения Новосибирской области. Электронный ресурс. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.zdrav.nso.ru/search-results ?keys

Методические рекомендации «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р..

Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учебное пособие /А.М. Митяева. – М.: Академия ИЦ, 2008. – 192 с. – (Высшее профессиональное образование).

Научно-исследовательский институт глазных болезней им. Гельгольца. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://helmholtzeyeinstitute.ru /

Никифоров Г.С. Психология здоровья: учеб.пособие / Г.С. Никифоров. СПб.: Речь, 2012. - 256 с.

Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей.  С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.- 2008.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева,  А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2008. - 272 с.

Нищева Н.В. Веселая пальчиковая гимнастика Издательство: Детство-Пресс, 2015. – 36 с.

Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. М.: Каро, 2010.- 46с.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Созаика-Синтез, 2014. – 368 с.

Петриченко Г.И. Создание здоровьесберегающего пространства как условие повышения качества обучения // Начальная школа. - 2008. - № 9 С. 63.

Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет. Кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы зарядок. М.: Учитель, 2014. – 45 с.

Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет / Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. – М.: Просвещение, 2014. – 272 с.

Поляков С.Д., Хрущев С.В., Корнеева И.Т. и др. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: методическое пособие / С.Д. Поляков, С.В. Хрущев, И.Т. Корнеева и др. – М.: АЙРИС-пресс, 2006. – 91 с.

Постановление от 05 августа 2013 №661 «Об утверждении правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»

Попов-Толмачев. Су Джок терапия. М.: Эврика, 2011.

Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.

.Программа для дошкольных образовательных учреждений и методический комплект «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Под ред. H. H.Авдеева, О. Л.Князева, Р. Б.Стеркина.

Комплексная программа и методическое руководство для педагогов дошкольных учреждений «Радуга»

Рунова М. Помогите ребенку укрепить здоровье! /М. Рунова// Дошкольное воспитание - №9 - 2004 г.

Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка/М. Рунова // Ж. Дошкольное воспитание. - 2009. - N 6.

Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду/ М.А. Рунова. - М., 2010.

Саймон Лили. Сила цвета и цветотерапия: Используйте преобразующие силы света и цвета для здоровья и благополучия. М.: Диля, 2014.- 96 с.

Симонова С. Без здоровых детей у страны нет будущего /С.Симонова// Народное образование. 2009, № 8, с. 159-167.

Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию/В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова// Учеб.пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр "Академия", 2013. - 192 с.

Сивцова А.М. Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми старшего дошкольного – младшего школьного возраста // Автореф. канд. пед. наук. Специальность 13.00.01. – 42 с.

Сивцова А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях // Методист. - 2007 - № 2. – С. 65 – 68.

Сивцова А. М. Сберегающие здоровье педагогические технологии и их влияние на адаптацию ребенка к школьному обучению // Материалы V Международного научного конгресса валеологов. – СПб.:СПбАППО, 2007. – С. 156 – 158.

Сивцова А.М. Влияние комплексного использования здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении на последующую адаптацию ребенка к школе // Аспирантские тетради РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. – С. 289 – 292 (по перечню ВАК).

Смирнов Н.К..Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.

Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинга. Москва, 2012г.

Тамарская Н.В., Русакова С.В., Гагина М.Б. Управление учебно-воспитательным процессом в классе (здоровьесберегающий аспект): Учебно-методическое пособие для учителя. Калининград: КГУ, 2012. – 31 с.

Татарникова Л.Г. Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии. – СПб.: СПбАППО, 2010. — 184 c

Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.

Федорова С.А. Социально-личностное развитие детей при подготовке к школе. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. — 72 с.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования»

Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников – СПб. ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2010.

Цабыбин С.А. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе». М.: Учитель, 2009. – 123 с.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

Чугунова Н.П. Беречь здоровье учащихся - задача каждого учителя // Начальная школа. - 2008. - № 9. - с. 65.

Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2001.-400с.

Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983

Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: методическое пособие. - Москва: ТЦ Сфера, 2014. — 64 с.

Шмигель Н.Е. Цветотерапия: лечение цветом / Журнал «РиТМ Психология для всех». – 2012. - № 1. – С. 9 – 11.

Щербак Т.А. Физическое развитие детей в детском саду. Здоровьесберегающие технологии, конспекты физкультурных занятий, спортивные развлечения. – М.: Академия Развития, 2011. – 160 с.

Щербакова Т.Н. Пальчиковые игры и физкультминутки. 2007. – 18 с.

Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. М.: ВЕСТА, 2010.- 120 с.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.