Урок физической культуры «Методика обучения прыжкам и метанию в школе» (5–11 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№3 им. А.С. Пушкина» г. Воткинска Удмуртской Республики.
«Методика обучения прыжкам и метанию в школе.»
учитель: Шуклина Елена Викторовна
г. Воткинск 2019 г.
ПРЫЖОК В ВЫСОТУ С РАЗБЕГА СПОСОБОМ
«ПЕРЕШАГИВАНИЯ»
Задача 1. Ознакомить учащихся с техникой прыжка, создать представление о его выполнении.
Средства: 1. Показ прыжка в целом и отдельных его частей.
2. Разбор кинограмм.
3. Произвольные прыжки на небольшой высоте с 3-4 шагов разбега.
Задача 2. Учить технике отталкивания и сочетанию маховых движений с толчком.
Средства: 1. Прыжки перекатом с пятки на носок.
2. Придерживаясь рукой за опору на уровне груди или плеч выставить толчковую ногу вперёд и выполнить мах с ускорением согнутой ногой. Спину и толчковую ногу жёстко закрепить, стараться чтобы маховым движением прыгуна подняло с пятки на носок с ощущением вырастания вверх-назад на 8-10 см.
3. То же самое, но мах закончить отталкиванием.
4. Выполнить серией через шаг мах с отталкиванием, толкаясь всё время одной ногой.
5. Из и.р. – толчковая нога впереди, маховая нога сзади, выполнить мах с отталкиванием, доставая какой-нибудь предмет головой или маховой ногой.
6. То же, но с проходом через маховую ногу.
Методические указания: Необходимо чтобы маховые движения выполнялись с большей амплитудой и отталкивание заканчивалось полным выпрямлением толчковой ноги и туловища.
Задача 3. Учить переходу планки и прыжку через неё с 1-3 шагов.
Средства: 1. Стоя боком к планке со стороны маховой ноги (высота 30-50 см), перешагнуть через неё маховой ногой. Поставить ногу на опору, толчковую поднять вверх, таз «уводится» от планки назад, туловище наклонять вперёд.
2. Выполнить переход с 1-2 шагов подхода.
3. Выполнить переход после прыжка с 1-2 шагов.
4. Выполнить мха с отталкиванием серий через шаг, через 3 шага.
5. Выполнить прыжок через планку с трёх шагов по отметкам.
Методические указания: Отметки от места отталкивания ставятся так: первый от места отталкивания шаг – 3,5 стопы, второй 4,5 стопы, третий – 4 стопы. Приземляться на маховую ногу.
Задача 4. Учить ритму разбега в сочетании с отталкиванием.
Средства: 1. Выполнить мах с отталкиванием через 3 шага серией под ритм, задаваемый учителем хлопками или счётом.
2. Прыжки с трёх шагов с доставанием маховой ноги или головой ветки или подвешенного предмета под ритм с пробеганием по отметкам.
3. Прыжки через планку с 3-х шагов с постепенным её повышением с подсчётом ритма и пробеганием по отметкам.
Методические указания: ритм задаётся учителем хлопками или счётом «раз, два, топ».
Задача 5. Учить подбору разбега и прыжку с полного разбега.
Средства: 1. Повторить упражнение предыдущего занятия.
2. Разметить индивидуальные разбеги.
3. Выполнить прыжки по отметкам разбега с ускорением без отталкивания.
4. То же, но с подсчётом ритма на последних трёх шагах и с отталкиванием «на вылет».
5. То же, но через планку на свободно преодолеваемой высоте.
6. Прыжок в целом с постепенным увеличением высоты.
Методические указания: отметки шагов по разбегу от места отталкивания для 7 шагов разбега: 5 стоп, 6 стоп, 5,5 стопы 5 стоп, 4,5 стопы, 4 стопы, 3,5 стопы.
Ошибки и рекомендации по их устранению.
1. Отклонение плеч назад на третьем шаге от толчка.
- Держать туловище прямо, наклоняясь вперёд лишь на 2-5˚ от вертикали. Выполнять бег активным выводом бедра вперёд.
2. Большой наклон туловища вперёд и вынос толчковой ноги у места отталкивания не от бедра, а от голени.
- Выносить толчковую ногу вперёд от бедра. Убирать живот. Ставить ногу с перекатом с пятки на носок.
3. Во время отталкивания – сильный наклон к планке плеча, разноимённого толчковой ноге. Неполное использование силы отталкивания. Сваливание прыжка на планку.
- Удерживание туловища прямо, подняться на стопе толчковой ноги. Послать руки вверх с незначительным обгоном одноимённой толчковой ноге.
4. При переходе через планку – поворот туловища к маховой ноге и наклон вперёд.
- Повернуть туловище и наклониться к толчковой ноге.
5. Опускание маховой ноги, вниз за планку прямо, толчковой – носком внутрь.
- При опускании за планку развернуть маховую ногу носком внутрь, толчковую коленом и носком наружу.
Прыжок в длину с разбега способом “согнув ноги”
Задача 1. Ознакомить занимающихся с техникой прыжка.
Средства: 1. Показ техники прыжка.
2. Разбор кинограмм.
Задача 2. Проверить умение выполнять прыжок в длину с произвольного разбега.
Средства:
Прыжок в длину с 10-12 беговых шагов, отталкиваясь от грунта с любого места.
То же отталкиваясь с бруска.
Методические указания: начинать разбег о общей отметки, установленной учителем, оттолкнуться в любом месте. выполнять разбег в любом ритме. Учитель следит за каждым учеником и вносит поправку в начало разбега каждого ученика. После внесения поправки выполнить 8-10 прыжков с разбега от своей отметки. Попадая на брусок. Так определяется длина среднего разбега. Изменяется в ступнях и запоминается.
Задача 3. Учить технике отталкивания в сочетании с полетом в “шаге”
Средства:
Имитация отталкивания на месте с активным выведением таза в момент постановки толчковой ноги и подъем колена маховой вперед-вверх.
То же, в ходьбе.
И.п. - толчковая нога впереди, маховая сзади. Прыжок с места с приземлением в положении выпада.
Прыжки вверх толчком одной ногой с активным выведением колена маховой, с доставанием рукой, одноименной с толчковой, веток, и подвешенных предметов.
Прыжки вверх толчком одной ногой с приземлением на обе.
Прыжки с 2-3 шагов разбега, приземляясь на маховую ногу и пробегая дальше.
Прыжок в длину с небольшого разбега через резиновую ленту на высоте 30-40 см на расстоянии 1-1,5 м от места отталкивания.
Прыжки в “шаге”, сериями отталкиваясь на каждом третьем или пятом шаге.
Прыжки с ноги на ногу.
Прыжки с короткого разбега через различные препятствия (веревочка, скамейка, гимнастический коль и т.д.).
Прыжок в длину с акцентом на выполнение в “шаге”.
Прыжок в шаге с тумбы.
Методические указания: Основные упражнения для овладения отталкиванием - прыжки с 3 и 5 шагов разбега последние два шага более энергичные и ускоренные.
Задача 4. Учить технике движений рук и ног в полете.
Средства:
Имитация работы рук на месте в сочетании с махом.
Прыжки в длину с 3-5 шагов разбега с приземлением в шаге.
Прыжок в “шаге” с 5-7 шагов разбега с дальнейшим пробеганием. Обратить внимание на движение рук: одноименную с толчковой ногой посылать вперед-вверх и немного внутрь, другую в сторону и несколько назад.
Прыжки с увеличение длины разбега. В полетной фазе прыгун летит в положении “шага” до половины длины прыжка, затем подтягивает толчковую ногу к маховой, а колени согнутых ног к груди. Рука одноименная маховой ноге, к ⅓ полетной фазе поднимается сзади через сторону вверх. Перед приземлением руки движутся свехру-вперед. Затем вниз и назад. Ноги разгибаясь в коленных суставах выносят как можно дальше вперед.
Прыжок через две планки. На расстоянии 1 метра от места толчка устанавливаются стойки для прыжков в высоту с планкой (веревочкой, резиновой) высотой 30-40 см. На расстоянии 70-120 см, от левых стоек устанавливаются вторые с планкой (веревочкой, резиной). Высота планки может быть на 20-30 см выше первой планки.
Задача 5. Учить технике приземления.
Средства:
Прыжки с места в длину с активным подтягивание ног вверх возможно дальше выбрасывая ноги вперед.
Прыжки с 3-5 шагов разбега на горку матов (5-6 матов положенных один на другой).
Прыжки в длину с короткого разбега через планку, установленную на высоте 20-40 см до предлогаемого места приземления.
То же, через веревочку положенную на предполагаемом месте приземления.
Повторить упражнение 5 предыдущего занятия.
Методические указания: Следить за тем, чтобы не было преждевременного опускания ног, падения назад после приземления.
Задача 6. Установить длину полного разбега (подбор индивидуального разбега).
Средства:
Повторное пробегание разбега без отталкивания.
Повторное пробегание разбега с отталкиванием.
Прыжки с полного разбега.
Методические указания: Разбег следует всегда начинать со стандартного положения и стандартного выполнения первых шагов. Если прыгуну не хватает длины разбега для достижения максимальной скорости прибавляется два беговых шага (12-13 ступлей). Если прыгун успевает развить скорость раньше, то разбег уменьшается.
Ошибки и рекомендации по их устранению
При разбеге - нестабильность беговых шагов.
-пробегать по разбегу по контрольным отметкам.
2. Удлинение последних 2-4 шагов перед отталкиванием.
-пробегать последние шаги по отметкам в сочетании с отталкиванием.
3. Излишний наклон вперед в разбеге.
поднять плечи, вывести таз, смотреть вперед.
4. При отталкивании - наклон вперед, отставание таза
вывести таз вперед за счет удлинения предпоследнего шага.
5. Стопорящее отталкивание.
поставить ногу активным загребающим движением на месте отталкивания.
6. Вращение туловища вперед после отталкивания.
в момент отталкивания активно вывести таз (толчковой ногой) и колено маховой.
7. Чрезмерное отталкивание туловища назад при отталкивании
выполнить прыжки с места и с одного-трех шагов разбега повиснуть на гимнастическую стенку.
8. Мах прямой или слегка согнутой ногой при отталкивании.
-выполнить движение с доставанием подвешенного предмета маховой ноги.
9. Недостаточное выбрасывание ног во время приземления.
-укрепить мышцы: брюшного пресса, выполнить подъем коленей вперед-вверх.
Преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий с опорой и без опоры.
Преодоление жерди или бревна с опорой на руки (руки-грудь) махом правой ногой за препятствие левой - коленом наружу.
Прыжки через 2-3 препятствия (барьер, планка) высотой 50-60 см “перешагивание” без остановок после приземления.
Бег через барьер (высота 40-50 см.) барьерным шагом.
Обучение технике барьерного бега.
Задача 1. Создать у учеников представление о правильной технике барьерного бега.
Средства: показ техники преодоления барьера.
Демонстрация и разбор кинограмм.
Преодоление полосы препятствий (юноши).
-старт лежа; бег 10 м; барьер высотой 76 см.; бег до 10 м ; ров 2,5 м ; бревно 5 м ; бег 10 м ; забор (3 жерди высота 2 м ; бег 10 м ; метание мяча (тенисного) с 15м. в цель (вертикальный габарит) ; лабиринт; вкопанные в шахматном порядке балки (имитация разрушенного моста) 6 штук-высота от 15 до 40 см. (последняя): бег 10м.
Метание малого мяча
Задача 1. Ознакомление учащихся с правильной техникой метания мяча.
Средства:
Показ техники метания с разбега.
Ознакомление со снарядом, места для метания, правилами соревнований.
Задача 2. Учить правильному хвату мяча.
Средства:
Показ и проверка правильности держания мяча.
Задача 3. Учить держанию кисти руки.
Средства:
Броски перед собой движением кисти.
Методические указания: и.п. перед броском: ноги врозь, рука с мячом над головой на вытянутой руке. Провести соревнования на высоту откоса мяча после броска поймать отскочивший мяч другой рукой. Выполнять всей шеренгой одновременно.
Задача 4. Учить броску (хлесту) всей рукой с выпрямлением ее в локтевом суставе.
Средства:
Броски мяча вперед по направлению в ориентир расположенной на стенке примерно в 2-2,5 м от пола (и.п. лицом к стенке рука с мячом согнута, локоть на уровне головы).
Методические указания: При броске рука загибается в локтевом суставе, но не отпускается. Необходимо предварительно отклонять плечи назад и сочетать последующий бросок с рывком вперед грудью, опережая руку двигающуюся со снарядом.
Задача 5. Учить фазе финального усилия.
Средства:
Метание мяча из положения стоя лицом по направления метания.
Метание мяча с места из и.п. стоя левым боком, левая нога впереди на носке, правая рука со снарядом отведена назад.
Метание с места из и.п. стоя на правой ноге, согнутой в колене, левую приподнять. С активной постановкой левой ноги и поворотом носка и колена правой ноги внутрь через положение “натянутого лука” выполнить бросок.
Методические указания: обращать внимание на то, чтобы метающая рука шла за голову локтем вперед. При метании стараться не сгибать левую ногу в колене и не отклоняться влево.
Задача 6. Учить технике метания с разбега.
Средства:
Бросок мяча с двух шагов. Стоя лицом в направлении броска, на счет “раз” сделать шаг с правой ноги (скрестный шаг) на счет “два” левой, заканчивающихся выведением груди вперед и броском мяча.
Бросок мяча с трех шагов. Движением начинается с левой ноги, одновременно рука с мячом отводится назад. На втором шаге выполняется обгон снаряда (скрестный шаг), на третьем - бросок.
Метание с 4-х шагов разбега (с места под счет) на “раз” шаг правой ногой начинается отведение правой руки назад, на ”два” шаг левой ногой , повернуться левым боком, правая рука полностью выполняется: на “три” скрестный шаг, выполняется прыжком : на “четыре” постановка левой ноги и бросок. Счет: “раз”, “два”, “три”, “четыре” можно заменить словами “ шаг левой, шаг правой, скрестный , бросок”.
Метание мяча с разбега.
Методические указания: длина разбега 8-10 беговых шагов. Вначале контрольная отметка устанавливается учителе для всех одна. На контрольную отметку должна попасть левая нога и с шага правой ногой начинается бросковые шаги. При разбеге мяч держится в согнутой руке на уровне головы. Отводить руку с мячом на первых двух бросковых шагах. Движение тела вперед гасится после выпуска снаряда, перескоком на правую ногу. При метании мяча допустимо встречное метание. Метание гранаты производится только в одну сторону и по команде учителя.
Техника метания гранаты аналогична технике метания малого мяча.
Ошибки в разбеге.
Уменьшение скорости разбега перед попаданием на контрольную отметку.
Не попадание на контрольную отметку.
Напряженный бег, закрепощенное положение руки с мячом.
Исправление ошибок:
Включение в урок большого числа ускорений с мячом.
Повторное выполнение разбега с задачей добиться свободных и непринужденных движений и совершать небольшие движения рукой во время разбега.
Уделить больше внимания беговой подготовке, добиваясь стандартных шагов в разбеге.
Ошибки при выполнении бросковых шагов.
Чрезмерное снижение скорости движений в бросковых шагах и особенно перед броском.
Слишком высокое или слишком низкое положение руки со снарядом перед броском.
Отсутствие достаточного обгона снаряда, вялое или слишком короткое выполнение стандартного шага.
Исправление ошибок:
Повторное выполнение ускоренного разбега с отведением руки в исходное положение перед броском.
Упражнение в отведении руки со снарядом на нужную высоту на месте, в ходьбе и беге.
Выполнение бросковых шагов с целью своевременного обгона снаряда, бег скрестными шагами.
Ошибки в броске:
Опускание локтя во время броска, метание согнутой рукой.
Отклонение метателя влево, бросок, сбоку.
Недостаточное выпрямление ног и туловища при броске, метание выполняется в основном одной рукой.
Переступание через планку после бросков.
Исправление ошибок:
Имитация бросков - при поддержки учителем локтя метающей руки, не спешить с окончанием рывка до выпрямления руки.
Имитация выполнения броска без отклонения влево, увеличение поворота плеч и отведение руки за спину при обгоне снаряда.
Укрепление ног, выполнение прыжковых упражнений для туловища, связанных с их разгибанием.
Проверка разбега, выполнение бросковых шагов по отметкам, тренировка в торможении после броска.
Техника метания гранаты с колена.
При метании из положения с колена занимает и.п., повернувшись левым боком в направлении броска и опускается на правое колено, упираясь носком в грунт. Левая нога, согнута, в коленном суставе почти под прямым углом, ставится вперед на всю стопу на расстоянии удобном для броска. Рука с гранатой отводиться вниз-назад, не задевая землю, после чего выполняется бросок из-за спины через плечо после вылета гранаты, продолжая движение туловища, метатель сильно наклоняется вперед.
Задача 1. Учить технике метания гранаты с колена.
Средства:
Ознакомить с техникой гранаты с колена.
Принятие и.п стоя на колене.
Имитация метания с колена.
Из положения стоя боком по направлению броска метание в горизонтальную цель 2,5*2,5 м с 15-20 м.
Метание из положения с колен в горизонтальную цель 2,5*2,5 c 12-15 м.
То же с 15-20 м.
Техника метания гранаты из и.п. лежа.
И.п. грудь касается земли, левая рука сгибается, упирается ладонью грунт. Правая (с гранатой) согнута в груди. Таз несколько повёрнут вправо, ноги слегка раздвинуты. Правая впереди опирается в грунт носком и внутренней частью стопы, левая - наружной частью. Отводя гранату прямой рукой назад-вправо, метатель слегка поворачивается вправо, сгибая ноги и туловище таким образом, чтобы не нарушилась опора ног о грунт и выпрямляет левую руку. Перед броском грудь находится у колена согнутой правой ноги. Рука с гранатой занесена на назад-вправо, левая почти выпрямлена и опирается ладонью о грудь. Бросок производится одновременно с выпрямлением ног и тела. Опирается на левую руку, спортсмен приподнимает тело от земли, подавая его вперёд и облегчает движения правой руки снизу-вверх. Выполнить метание прямой рукой, следует согнуть руки и принять положения лежа на груди.
Задача: Учить технике метания гранаты из положения лёжа на точность в горизонтальную цель.
Средства:
Ознакомление с техникой метания лёжа.
Принятия исходного положения.
Имитация отведения гранаты прямой рукой у земли назад-вправо.
Стоя на коленях, метание гранатой прямой рукой на дальность.
Имитация метания из положения лёжа.
Метание гранаты из положения лёжа в горизонтальную цель(условный ров 2,5 м) с расстояния 10-12 м.
Метание мяча по движущейся цели.
Задача: Учить метания мяча по движущейся цели.
Средства:
Метание мяча в баскетбольный щит.
Метание по движущейся цели.
Методические указания: Обращать внимание на выведение локтя вперёд-вверх, заканчивая движение кистью, расстояние 10-15 м. Движущиеся цель- привязана на верёвочке к баскетбольному щиту волейбольный или набивной мяч (качается) или прокатываемый по полу слева-направо и справа-налево мяч.
Метание мяча в горизонтальную цель.
Задача: Учить метанию мяча в горизонтальную цель.
Средства:
Объяснения и показ упражнения.
Метание мяча в горизонтальную цель 1*1 м (условный окоп), стоя лицом в сторону метания (мяч над головой) расстояние 8 м.
То же с разворотом плечевого пояса и отведением руки с мячом назад.
Метание в цель стоя левым боком к направлению броска, вес тела на правой, слегка в согнутой ноге. Расстояние 6 м.
То же с расстояния 8 м, обратив внимание на полное выпрямление ног и выведение руки локтем.