Статья «Методика сотрудничества педагога с родителями»
Методика сотрудничества педагога с родителями.
Из опыта работы.
Каждый учитель практически ежедневно общается с родителями. Более 30 лет я работаю в школе. И до сих пор считаю общение с родителями самой трудной частью своей работы.
Современная педагогика предлагает различные формы организации работы с родителями учащихся. Конечно же, это традиционные родительские собрания. На собраниях поднимаю только вопросы общего характера, важные для всех; все проблемы, связанные с ребенком, считаю целесообразнее обсудить в индивидуальной беседе с родителями.
Индивидуальное консультирование родителей - наиболее часто применяемая форма работы. Она помогает разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение.
Консультирование может быть и тематическим. Это работа с семьями, где дети переживают одну и ту же проблему.
«Круглый стол» предоставляет возможность наладить тесное взаимодействие с родителями. Как правило, на таком мероприятии происходят плодотворные обсуждения, всесторонне рассматриваются различные вопросы и вырабатываются совместные решения. Проблемы, обсуждаемые за "круглым столом" могут затрагивать любые социально-значимые проблемы, быть направленными на решение конкретных заданий или предлагать возможные пути развития.
Можно использовать дискуссии, в основе которых лежат конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями.
Если есть в школе психолог, советую проводить психологические тренинги, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений.
Деловые игры направленны на формирование навыков быстрого принятия педагогически верных решений.
Через такую форму взаимодействия родителей и школы, как родительская педагогическая конференция, можно решать задачу информирования и обучения родителей, а также родители имеют возможность представлять свой опыт, делиться своими воспитательными находками.
В интернете можно создать специальный сайт для родителей, на котором они могли бы находить интересующие их материалы по проблемам образования и воспитания.
Мне нравится такая форма взаимодействия, как ярмарка профессий. Эта форма взаимодействия по ранней профориентации, в рамках которой родители могут проводить мастер-класс для ребят по своей профессии, таким образом, дети смогут узнать о профессии не из информационных буклетов, смогут задать все интересующие вопросы. В рамках этой работы родители могут стать научным руководителем индивидуального учебного проекта девятиклассника.
Беседа с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей. Беседа может использоваться как самостоятельная форма, так и в сочетании с другими формами: на родительском собрании, консультации, при посещении семьи.
Как же правильно построить разговор с родителями? Ведь это своего рода дипломатическое искусство. К любому разговору я готовлюсь. Заранее продумываю, о чём хочу сказать, составляю список вопросов. Это помогает не забыть что-то важное.
Начинаю разговор с похвалы и с хороших новостей. Ведь любого, даже самого нерадивого, ученика есть за что похвалить. Это может быть что-то незначительное. Например, он всегда приходит аккуратным в школу. Или он с радостью делится с одноклассниками чем-либо. Или он замечательно рисует, и его работы участвуют в творческих конкурсах. А после позитивных новостей постепенно перехожу к трудностям. Так родителям легче воспринимать негативную информацию.
Многие родители работают, и у них нет возможности встретиться лично. Другие не любят обсуждать важные вопросы по телефону. Поэтому, приходится выбирать способ коммуникации. Если это встреча, как правило, назначается подходящее время. Если это переписка в чате, просто необходимо установить границы общения.
Психологи советуют использовать местоимение «Я»: «Я заметила», «Я беспокоюсь», «Я чувствую». Например, вместо слов «Ваш ребенок стал неаккуратно писать в тетрадях», говорю — «Я заметила, что ваш ребенок стал хуже писать в тетрадях. Может, вы знаете причину такого поведения?». Таким образом, я высказываю озабоченность и желание найти решение проблемы совместными усилиями.
Общение с родителями должно быть двусторонним. Не только я рассказываю о достижениях и трудностях ученика, но и родители делятся информацией.
Если есть проблема, прошу помощи.
Обязательно благодарю родителей за их участие в разговоре.
Когда-то прочитала следующие рекомендации. Может, они кому-то тоже пригодятся:
Чтобы найти общий язык, свой следует немного прикусить.
Уверенность в своих знаниях придает силу.
Если увидишь лицо без улыбки – улыбнись сам.
Всегда стремитесь быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
Будьте эмоционально уравновешенными, подавайте пример воспитанности и такта.
Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
Хочу остановиться ещё на одной форме взаимодействия - это привлечение родителей к организации воспитательной работы в школе, в классе.
При вовлечении родителей в учебно-воспитательный процесс происходит не только повышение их образовательно-просветительского уровня, но и взаимопонимание в вопросах воспитания и развития детей.
В нашей школе для расширения информационного пространства родителей традиционно проводятся дни открытых дверей, когда каждый родитель имеет возможность посетить уроки и занятия дополнительного образования; побывать в роли ученика, понаблюдать за успехами своего ребенка.
Родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях, а также участники этих мероприятий. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и праздники, посвященные Международному женскому дню 8 марта и Дню защитников Отечества, и концерты художественной самодеятельности, КВН. Все это позволяет лучше узнать своих детей, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта. Любые коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.
Как родители, так и педагоги должны понимать, что пока ребенок учится в школе, они — одна команда, ведь у них есть общие цели: образование и воспитание школьника, его психологический комфорт, интерес к учебе и хорошая успеваемость. Сотрудничество взрослых повышает воспитательный потенциал каждой из сторон.