Междометие как часть речи

2
1
Материал опубликован 21 February

Междометие как часть речи


1. Словарно-орфографическая диктовка:

Врачом, ах, темно-синий, читая, в течение, неужели, думающий, неужели, замуж, потому что, эх, из-под, читаешь, ключ, лишь, ой, зеленеющий.

(Проверяем работу. Взаимопроверка. Текст выведен на экран.

Ставим оценки: 0 -1 ошибок - ставим оценку «5», 3 ошибки = «4», 5 ошибок= «3».)

- Определим части речи этих слов

Слова ах, эх, ой могут вызывать затруднения

- Как вы думаете, к какой части речи относятся эти слова?

(Это междометия)

- Значит тема сегодняшнего урока будет Междометие как часть речи

2. Целеполагание:

- Чем мы будем заниматься на уроке? Определим цели.

Обучающиеся называют цели урока:

- познакомиться с новой частью речи – междометием

- показать роль междометий в речи

- закрепить умение отличить самостоятельные части речи от служебных

3. Объяснение нового материала

- Итак, тема урока есть, цели определены, я предлагаю начать работу со стихотворения «Междометие». Выразительное чтение стихотворения:


Разрешите доложить

Всем без исключения,

Что могу я говорить

Только лишь с волнением.


Выражая поощрения,

Похвалу, упрек, запрет

Благодарность, восхищение,

Возмущение, привет…


Те, которых гложет страх,

Произносят слово «Ах!»

Кто пасует пред бедой,

Произносит слово «Ой!»


Кто отстанет от друзей,

Произносит Слово «Эй!»

Кто задерживает вдох,

Произносит слово «Ох!»


У кого захватит дух,

Произносит слово «Ух!»

Интересно жить на свете,

Если знаешь междометия.


Работа в парах

­- Подчеркните строки, в которых говорится о том, какие чувства, настроения, побуждения могут выражать междометия.

(Поощрение, похвала, упрек, запрет, благодарность, восхищение, возмущение, упрек, запрет, благодарность, восхищение, возмущение, приветствие, страх).

- Перечислите междометия

- Попробуйте изменить эти слова. Изменяются ли они? (Нет)

- Можно ли к этим словам задать вопрос? (Нет)

- Являются ли эти слова какими-либо членами предложения? (Нет)


- Итак, какая часть речи называется междометием? Для чего они нужны? Дайте определение.

- Междометия – это неизменяемые слова, которые не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Междометия используются для выражения чувств, эмоций.

4. Работа с учебником

Обучающиеся читают параграф в учебнике «Междометие как часть речи». Говорим о том, что междометия на письме выделяются запятыми или восклицательным знаком. В устной речи произносятся с особой восклицательной интонацией. Междометия бывают производными и непроизводными.

5. Закрепление материала

Работа в парах

Задание: Подчеркните предложения, в которых встречаются междометия

Здесь было немного посетителей.

Ура, мы ломим, гнутся шведы.

Ах, как приятно очутиться у теплой печки после лыжной прогулки по зимнему лесу.

Чего только не предлагали ребята в обмен на жука.

Эй, Петров, заводи песню!

Караул! Лови, лови да дави его, дави.

И какой же русский не любит быстрой езды?

Взаимопроверка задания. Ответы даны на экране или на доске.





Работа в группах

Задание: Составить рассказ с междометиями: Ай, ау, ой, караул, эх,

ура.

Каждая группа зачитывает получившийся текст.


Редактирование текста (индивидуальная работа)

Задание: исправьте речевые ошибки в выступлении ученика 7 класса. Запишите исправленный текст:

Здравствуй!

Эх, сколько раз за свою жизнь мы произносили слово “здравствуй”, как бы, не сосчитать! Это самое распространенное и обычное русское междометие приветствия при встрече! Но, увы, вряд ли кто-нибудь из нас задумывался при этом о его исконном и исходном смысле. Ну, сейчас оно для нас простой знак вежливости. И только. А между тем, елы-палы, первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным.

Ведь здравствуй буквально значит “будь здоров”, возводить ли его непосредственно к форме повелительного наклонения глагола здравствовать “быть здоровым; жить” или же объяснять как форму 1-го л. ед. ч. глагола здравствовать “приветствовать; желать здоровья”. Очуметь, сколько объяснений можно найти еще в Интернете. Только все они, елы-палы, сплошное бла-бла-бла.

Сразу, как бы, скажу, что правильное — второе. Ну, а это значит — наше Здравствуй! аналогично по первоначальному строению современному Приветствую!..


6. Рефлексия, выводы:

-Достигли ли мы поставленных целей на уроке?

(Мы знаем, что такое междометие, какие функции выполняет, как выделяется на письме.)

7. Домашнее задание: записи в тетради, упр.576, 578.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Нина Александровна, спасибо за конспект! Мне понравилась продуманная работа в парах.

0
22 February