12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Владимировна61795
Учитель биологии и химии высшей квалификационной категории, руководитель РМО учителей биологии и химии
Россия
Материал размещён в группе «Урок биологии»
18

Межпредметные связи на уроке биологии в курсе изучения раздела «Человек»

Межпредметные связи на уроке биологии

в курсе изучения раздела «Человек»


Бобырь Елена Владимировна

учитель высшей квалификационной категории

МКОУ СОШ № 1 им. В.С. Богатырева

р.п. Охотск, Хабаровский край


Природа и не подозревает,

что люди ее разделили между

различными научными институтами,

и продолжает существовать

сама по себе, будучи единой.

Н. Семенов


     Биология, не просто наука, это мир вокруг нас и он этот очень интересен.

    Расширить кругозор учащихся, сформировать целостную картину мира, заложить основы экологического мышления можно при использовании межпредметных связей на уроке биологии.

    Использование межпредметных связей в учебном процессе – это прежде всего активная творческая работа самого педагога.  Огромное значение приобретает при этом широкая образованность учителя, его разносторонняя информированность не только в пределах своего предмета, но и во всём содержании общего среднего образования. Именно он должен определить разнопредметное содержание учебного материала и обучить учащихся способам межпредметного переноса знаний и умений. Учащимся важно усвоить не только результаты интеграции знаний, но и умения комплексного применения знаний по географии, физике, химии, биологии, истории для решения практических задач в повседневной жизни.

    Межпредметные связи должны естественно включаться педагогом в изложение учебного материала, не дублируя, а развивая опорные знания. Хорошо продуманные межпредметные связи обеспечивают большую осмысленность знаний учащимися, более легкое их усвоение.

    Рассмотрим классификацию уроков с использованием межпредметных связей на примере изучения отдельных тем в курсе «Человек» в 8 классе.


Тип урока

Особенности урока

Пример

Бинарные

На таких уроках чередуются теоретические и практические вопросы, теоретическое обоснование непосредственно предшествует практическим приемам, умениям, навыкам

При изучении темы «Работа мышц» учащиеся знакомятся с понятиями динамическая и статистическая работа, утомление, а потом, проведя лабораторную работу, убеждаются на практике, какой из видов работы более выгоден и почему

Фрагментарные

Такие уроки связаны с привлечением знаний из областей других предметов для ответов на отдельные вопросы

При изучении типов соединения костей и их строения в теме «Опорно-двигательная система» учителем используются знания о рычагах, механической работе, силе трения, прочности труб из курса физики.

При изучении темы «Энергетический обмен» учителю необходимо опираться на знание материала из курса химии об экзотермических и эндотермических реакциях и из курса физики – о превращении одного вида энергии в другой

Синтезированные (интегрированные)

На таких уроках органически сливаются знания из ряда учебных дисциплин при раскрытии содержания всего урока, при этом воспроизведение опорных знаний может являться лишь первым этапом урока

При изучении темы «Инфекционные болезни органов дыхания. Гигиена дыхания» в течение всего урока тесно переплетаются знания из курсов биологии, физкультуры, медицины, химии, экологии.

При изучении темы «Человеческие расы, их происхождение и единство» прослеживается связь географии с историей

Узловые

Такие уроки реализуют межпредметные связи на протяжении всего учебного занятия с целью глубокого и полного изучения его темы

При изучении темы «Строение органа зрения» в течение всего урока учителю нужно опираться на такие физические понятия как фокус, фокусное расстояние, линза, преломление, аккомодация, ход лучей и др.

При изучении темы «Дыхание» для объяснения того, почему кислород постоянно поступает в цитоплазму клетки, а образующийся в процессе дыхания углекислый газ выделяется в окружающую среду, используются знания из курса физики о диффузии в жидкостях и газах.

При изучении темы «Мышцы» для более глубокого получения знаний о топографии мышц, мышечной системе и её работе необходимо провести связь с анализом спортивных упражнений из курса физической культуры

     У каждого учителя есть свои наработки и примеры использования межпредметных связей на своих уроках. Но в любом случае использование педагогом знаний из перечисленных выше и других дисциплин при изучении анатомии, физиологии и гигиены человека повышает значимость предмета и делает его более научным, а сам процесс изучения занимательным и доступным.

  Таким образом, формирование научной картины мира  является результатом всего школьного обучения, который может быть достигнут взаимодействием разных дисциплин, методов и приемов обучения.


t1610382710aa.jpg


Используемые источники:

http://dodiplom.ru/ready/100813

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/01/14/statya-mezhpredmetnye-svyazi-ispolzuemye-na-urokakh-biologii

https://infourok.ru/metodicheskiy-material-iz-opita-raboti-uchitelya-mezhpredmetnie-svyazi-ispolzuemie-na-urokah-biologii-4003844.html

https://urok.1sept.ru/articles/608155

http://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=788544

https://lh3.googleusercontent.com/proxy/vxhw5YSOHjPe_ZvB8C2XLvgVK8UI-dG9sxQ8CUs04ImC1HIDdn5npJPN5pwpwbItCZJzYJBtFSJCapAYHn6Wt7oWNX1JSQ3GLQAYqR6ju7Rn8HOLXPNJABuEXj_TkGqJ2G2NqAIO3A




Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (4)

Кирилл Александрович Ш., 12.01.21 в 23:06 1Ответить Пожаловаться
Очень качественная работа!
Елена Владимировна, 13.01.21 в 04:17 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за положительную оценку моей работы, Кирилл Александрович!
Колышкина Елена Владимировна, 16.01.22 в 07:19 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Владимировна, за интересную статью и ценный практический опыт работы!
Елена Владимировна, 16.01.22 в 07:46 0Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас, Елена Владимировна, за внимание к моей публикации и добрые слова!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.