12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Елена Владимировна61795 Учитель биологии и химии высшей квалификационной категории, руководитель РМО учителей биологии и химии Россия Материал размещён в группе «Урок биологии» |
Межпредметные связи на уроке биологии в курсе изучения раздела «Человек»
Межпредметные связи на уроке биологии
в курсе изучения раздела «Человек»
Бобырь Елена Владимировна
учитель высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ № 1 им. В.С. Богатырева
р.п. Охотск, Хабаровский край
Природа и не подозревает,
что люди ее разделили между
различными научными институтами,
и продолжает существовать
сама по себе, будучи единой.
Н. Семенов
Биология, не просто наука, это мир вокруг нас и он этот очень интересен.
Расширить кругозор учащихся, сформировать целостную картину мира, заложить основы экологического мышления можно при использовании межпредметных связей на уроке биологии.
Использование межпредметных связей в учебном процессе – это прежде всего активная творческая работа самого педагога. Огромное значение приобретает при этом широкая образованность учителя, его разносторонняя информированность не только в пределах своего предмета, но и во всём содержании общего среднего образования. Именно он должен определить разнопредметное содержание учебного материала и обучить учащихся способам межпредметного переноса знаний и умений. Учащимся важно усвоить не только результаты интеграции знаний, но и умения комплексного применения знаний по географии, физике, химии, биологии, истории для решения практических задач в повседневной жизни.
Межпредметные связи должны естественно включаться педагогом в изложение учебного материала, не дублируя, а развивая опорные знания. Хорошо продуманные межпредметные связи обеспечивают большую осмысленность знаний учащимися, более легкое их усвоение.
Рассмотрим классификацию уроков с использованием межпредметных связей на примере изучения отдельных тем в курсе «Человек» в 8 классе.
Тип урока | Особенности урока | Пример |
Бинарные | На таких уроках чередуются теоретические и практические вопросы, теоретическое обоснование непосредственно предшествует практическим приемам, умениям, навыкам | При изучении темы «Работа мышц» учащиеся знакомятся с понятиями динамическая и статистическая работа, утомление, а потом, проведя лабораторную работу, убеждаются на практике, какой из видов работы более выгоден и почему |
Фрагментарные | Такие уроки связаны с привлечением знаний из областей других предметов для ответов на отдельные вопросы | При изучении типов соединения костей и их строения в теме «Опорно-двигательная система» учителем используются знания о рычагах, механической работе, силе трения, прочности труб из курса физики. При изучении темы «Энергетический обмен» учителю необходимо опираться на знание материала из курса химии об экзотермических и эндотермических реакциях и из курса физики – о превращении одного вида энергии в другой |
Синтезированные (интегрированные) | На таких уроках органически сливаются знания из ряда учебных дисциплин при раскрытии содержания всего урока, при этом воспроизведение опорных знаний может являться лишь первым этапом урока | При изучении темы «Инфекционные болезни органов дыхания. Гигиена дыхания» в течение всего урока тесно переплетаются знания из курсов биологии, физкультуры, медицины, химии, экологии. При изучении темы «Человеческие расы, их происхождение и единство» прослеживается связь географии с историей |
Узловые | Такие уроки реализуют межпредметные связи на протяжении всего учебного занятия с целью глубокого и полного изучения его темы | При изучении темы «Строение органа зрения» в течение всего урока учителю нужно опираться на такие физические понятия как фокус, фокусное расстояние, линза, преломление, аккомодация, ход лучей и др. При изучении темы «Дыхание» для объяснения того, почему кислород постоянно поступает в цитоплазму клетки, а образующийся в процессе дыхания углекислый газ выделяется в окружающую среду, используются знания из курса физики о диффузии в жидкостях и газах. При изучении темы «Мышцы» для более глубокого получения знаний о топографии мышц, мышечной системе и её работе необходимо провести связь с анализом спортивных упражнений из курса физической культуры |
У каждого учителя есть свои наработки и примеры использования межпредметных связей на своих уроках. Но в любом случае использование педагогом знаний из перечисленных выше и других дисциплин при изучении анатомии, физиологии и гигиены человека повышает значимость предмета и делает его более научным, а сам процесс изучения занимательным и доступным.
Таким образом, формирование научной картины мира является результатом всего школьного обучения, который может быть достигнут взаимодействием разных дисциплин, методов и приемов обучения.
Используемые источники: