Занятие «Мы — модельеры»
Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи
«Мы - модельеры»
Цель: закрепить знания детей об одежде, деталях одежды и тканях.
Задачи:
1. Уточнить и активизировать словарь по теме «Одежда».
2. Развивать грамматический строй речи через упражнение в образовании относительных прилагательных, в согласовании прилагательных с существительными в роде и падеже, употреблении существительных ед.ч. и мн.ч. в Р.п. и Т.п.
3. Закрепить умение правильно употреблять предлоги в речи.
4. Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
5. Воспитывать бережное и аккуратное отношение к своей одежде и одежде других.
Оборудование: презентация, картинки (жёлтая рубашка, белая футболка, зелёный жилет, синие шорты, красный пиджак, тапки), карманы из ткани (вельвет, фланель, шёлк, джинса, трикотаж), шкатулка, синий пакет, жёлтый сундучок, конверт, красная коробка, зелёная шкатулка, пуговица, тесьма, молния, наклейка, кнопки, банты разного цвета.
I. Организационный момент. Постановка цели.
Дети входят под песню «Если добрый ты».
- Ребята, вспомните, кто из героев мультфильмов всё время говорил: «Ребята, давайте жить дружно!»?
После ответа детей слайд 1.
- А вы бы хотели, чтобы кот Леопольд пришёл к нам в гости?
- Тогда давайте подготовимся к встрече и выполним правильно все задания. Готовы?
- А о чём мы сегодня на занятии будем говорить, вы догадаетесь сами.
На магнитной доске: картинки (жёлтая рубашка, белая футболка, зелёный жилет, синие шорты, красный пиджак, тапки).
«Отгадай предмет»
- Внимательно слушайте загадки и называйте загаданный предмет:
- в названии этих предметов три слога (футболка, рубашка)
- в этом слове два гласных звука о, ы (шорты)
- это слово начинается на звук пь (пиджак)
- это слово заканчивается на звук т (жилет)
- А как называется одним словом рубашка, футболка, жилет, шорты, пиджак? А что здесь лишнее?
- Ребята, сегодня на занятии мы придумаем с вами новую коллекцию одежды для кота Леопольда.
- Выбирайте по одному предмету одежды и садитесь за столы.
II. Основная часть занятия.
1. «Что лишнее?»
Слайд 2.
- Вы знаете, что одежда состоит из деталей. Посмотрите на экран и назовите детали одежды.
- Есть ли здесь лишний предмет? Почему?
- Бусы лишние, потому что это украшение.
2. «Найди карман»
- На прошлом занятии мы с вами говорили о тканях, из которых шьют одежду. Сейчас я проверю, как вы запомнили названия тканей.
- Перед вами одна из деталей одежды. Что это?
- Правильно, карман. Все карманы сшиты из разной ткани.
- Вероника, возьми карман из вельвета. (из шёлка, джинсы, фланели, трикотажа)
- А сейчас аккуратно приклеим карман к одежде. Это вам напоминание о том, из какой ткани сшит выбранный вами предмет одежды.
- И давайте покажем нашим гостям, какую одежду мы подарим Леопольду. Не забывайте называть цвет и ткань, из которой сшита одежда.
- Никита, какую одежду ты подаришь?
Ребята по очереди выходят и отвечают: - Я подарю жёлтую вельветовую рубашку.
3. «Чего много?», « Чего нет?»
- Ребята, а теперь давайте, чего много у Леопольда?
Слайды 3-9.
Дети отвечают: много брюк, рубашек, пиджаков, маек, футболок, пальто, курток.
- А чего нет у кота Леопольда?
Слайды 10-14.
Дети отвечают: нет платья, платьев, юбки, юбок, блузок, блузки.
- А почему у Леопольда нет платьев, блузок, юбок?
- Правильно, это женская одежда.
4. «Заплатки»
- Ребята, мышата узнали, что у Леопольда много красивой одежды и решили её испортить. Посмотрите, какие дырки они сделали в одежде.
На доске предметы одежды с вырезанными отверстиями разной формы.
- Найдите подходящие заплатки.
5. ФЗМ.
- Ребята, а сейчас я прочитаю вредный совет от Григория Остера. В этом стихотворении часто повторяются слова: плащ, сок и молоко. Внимательно слушайте и как только вы услышите слово «плащ» - приседайте, «сок» - хлопайте в ладоши, «молоко» - подпрыгивайте.
Возьми густой вишневый сок
И белый мамин плащ.
Лей аккуратно сок на плащ -
Получится пятно.
Теперь, чтоб не было пятна
На мамином плаще,
Плащ надо сунуть целиком
В густой вишневый сок.
Возьми вишневый мамин плащ
И кружку молока.
Лей аккуратно молоко -
Появится пятно.
Теперь, чтоб не было пятна
На мамином плаще,
Плащ надо сунуть целиком
В кастрюлю с молоком.
Возьми густой вишневый сок
И белый мамин плащ.
Лей аккуратно ...
- Ребята, а можно так поступать?
- А как нужно относиться к одежде?
- Правильно и к своей одежде и одежде других нужно относиться бережно и аккуратно.
5. Звучит песня «Неприятность эту мы переживём».
Входит кот Леопольд.
- Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Кто я?
Логопед: - Леопольд, а мы тебя ждали и приготовили для тебя сюрприз - новую коллекцию одежды.
- Ребята, возьмите ваши предметы одежды.
- Ребята, какие вы молодцы, я давно мечтал о новой одежде, ведь старую у меня мышата попортили.
Да и я к вам пришёл с сюрпризом. Вот в этой шкатулке украшения для одежды. Выбирайте по одному.
Логопед: - А сейчас подарим Леопольду одежду. Не забываем называть цвет, ткань и с каким украшением ваш предмет одежды.
- Я подарю зелёный шёлковый пиджак с наклейкой.
- Спасибо, ребята. А ещё мышата спрятали от меня все мои любимые банты. Помогите мне их найти.
Логопед: - с удовольствием, Леопольд. Ребята, посмотрите на подсказки от мышат. Обращайте внимание на схему предлога и цвет предмета.
Слайды 15-19.
Банты спрятаны в синем пакете, под красной коробкой, на конверте, надо взять из зелёной шкатулки, у жёлтого сундучка.
После того, как дети находят банты, логопед спрашивает:
- Какой у тебя бант? Какого цвета?
Дети складывают банты в шкатулку. Кот Леопольд благодарит ребят и прощается с ними.
III. Итог занятия.
Слайд 20.
На слайде изображён кот Леопольд и предметы одежды.
- О чём мы говорили на занятии?
- Какие задания вам понравилось выполнять?
- Все сегодня работали активно и следили за правильным произношением звуков. Молодцы! Спасибо за работу!