Урок «Мифология как система представлений человека о мире» (6 класс)
Мифология как система представлений человека о мире
Как устроен мир? Кто создал человека? Что является источником жизни на Земле? Уже в глубокой древности люди искали ответы на эти вопросы. Ощущая свою беспомощность перед происходящим, они связывали свои объяснения с божественными силами. Солнце, Луна, вода, огонь, свет, все непонятные явления окружающего мира становились одушевлёнными, обожествля-лись и наделялись именами.
МИФ – это сказание, передающее представле-ния людей о мире и человеке, о богах и героях. О древних божествах мы узнаем из мифов и легенд, которые люди создавали тысячи лет назад.
В античных мифах мы встречаемся с Зевсом – богом неба, молнии и грома. Брат Зевса, Посейдон – повелитель морей и океанов. Бог огня Гефест считается мастером на все руки. Бог Аполлон олицетворяет свет.
В славянской мифологии нам встречаются бог грома и молнии Перун, покровительница семьи и брака богиня Лада, символ плодородия земли и хорошего урожая богиня Мокошь…
Повествуя о древних божествах, человек пытался проникнуть в тайны природного и животного мира, постичь важнейшие проблемы жизни человека. Возможно, именно поэтому мифологические божества так похожи на людей. Они обладают многими человеческими качествами – добротой, благородством, великодушием или жестокостью, дерзостью и непостоянством. Зевс с молнией и орлом. Роспись древнегреческой вазы
Каждый народ слагал свои мифы и легенды. Особую популярность в современной художественной культуре получили мифы Античного мира. В древнегреческом мифе о Зевсе повествуется история его восхождения на священную гору Олимп. На этой горе жили главные боги. Как верховный бог Олимпа, отец всех богов и людей, Зевс удерживает равновесие между добром и злом, прощая или наказывая тех, кто провинился.
Гигантская статуя Зевса некогда украшала один из главных храмов Олимпии. Атлетически сложенный бог – покровитель олимпийских игр – величаво восседает на троне. Он справедлив и благороден, грозен и милосерден. Его взгляд сосредоточен на происходящих состязаниях. В одной руке он удерживает статуэтку богини Ники, олицетворяющую победу. В другой – скипетр, символизирующий власть. У подножия изображен орёл как знак силы и мощи верховного бога. Зевс, 1 в. до н.э. (копия скульптуры Фидия)
У античных богов, как и у людей, были собственные дети. Детей богов и смертных людей – полубогов – называли героями. Одним из самых знаменитых стал герой Геракл – сын Зевса и простой женщины. Геракл получил известность благодаря двенадцати совершённым им подвигам. В композиции древнегреческого скульптора Лисиппа показана победа Геракла над Немейским львом. Могучий герой одолел льва голыми руками, превратив добытую шкуру в свой шлем и плащ. Геракл и Немейский лев (копия скульптуры Лисиппа)
В скульптуре мы видим, как напряжено тело Геракла. Мускулистые руки героя сжимают шею царя зверей. Скульптор показал Геракла в движении. Чтобы правдиво передать сцену тяжелой борьбы, Лисипп изобразил героя с небольшим поворотом туловища, наклоном головы вперед. Геракл и Немейский лев (копия скульптуры Лисиппа)
В славянской мифологии воспевали богатырей. Герои преданий – Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич – отличались большой силой. Защищая родину, они совершали разные подвиги. О них слагались истории, которые передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Виктор Михайлович Васнецов "Богатыри. (Три богатыря)"
Есть предания, в которых повествуется об исторических событиях, например, о происхождении городов и сёл, названий гор и рек. В Киеве сохранилась история о том, что город получил своё название по имени старшего из трёх братьев, приплывших вместе с сестрой к высоким холмам на берегу Днепра. Звали братьев Кий, Щек, Хорев, а сестру – Лыбедь. В.З. Бородай. Памятник основателям Киева.
В композиции скульптора В.З. Бородая плывущие в ладье братья показаны в образе воинов. В их руках воинское оружие – лук и копья. Каждый из братьев, смотря в разные стороны, вглядывается вдаль в поисках земли. На корме ладьи – Лыбедь, устремившая взор к далеким, неизведанным берегам. Её развевающиеся по ветру одежды передают стремительное движение корабля. В.З. Бородай. Памятник основателям Киева.
В белорусской мифологии упоминаются «асілкі». Они могли корчевать деревья, разбивать камни, перетаскивать горы… Белорусский художник Валерий Петрович Слаук изобразил асилка могучим и решительным. Асилак – выходец из народа. Его одежда – подпоясанная рубаха и жилет. На голове – соломенная шляпа. Для него нет преград. Он с легкостью держит в руках ствол многолетнего дерева, торопливо шагая вперед. В.П. Слаук Асілак Вярнідуб