Рабочая программа элективного курса по химии «Мир органических веществ» (10 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» муниципального образования города Чебоксары –
столицы Чувашской Республики
УТВЕРЖДЕНА: Приказом МАОУ «СОШ № 1» г. Чебоксары Приказ от «__» ___2021 г. № _ Директор ______ Т.Л. Николаева | СОГЛАСОВАНА: заместитель директора по УВР _______ «___» __________2021 г. | РАССМОТРЕНА: на заседании ШМО ___________ Руководитель ШМО__________ Протокол от «__» ____2021 г.№__ |
Рабочая программа элективного курса
по химии
«МИР ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ»
для 10 «А» класса
на 2021-2022 учебный год
г. Чебоксары, 2021
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Результаты изучения предмета:
Деятельность учителя в обучении химии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории;
3) в познавательной {когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами являются:
1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применении основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать: средства реализации цели и применять их на практике;
5) использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
В области предметных результатов изучение химии предоставляет ученику возможность на ступени среднего (полного) общего образования научиться на базовом уровне
1) в познавательной сфере:
а) давать определения изученным понятиям;
б) описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты,
используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
в) объяснять строение и свойства изученных классов неорганических и органических
соединений;
г) классифицировать изученные объекты и явления;
д) наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические
реакции, протекающие в природе и в быту;
е) исследовать свойства неорганических и органических веществ, определять их
принадлежность к основным классам соединений;
ж) обобщать знания и делать обоснованные выводы о закономерностях изменения
свойств веществ;
з) структурировать учебную информацию;
и) интерпретировать информацию, полученную из других источников, оценивать ее научную достоверность;
к) объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их протекания на основе знаний о строении вещества и законов термодинамики;
л) объяснять строение атомов элементов 1—4-го периодов с использованием электронных конфигураций атомов;
м) моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;
н) проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
о) характеризовать изученные теории;
п) самостоятельно добывать новое для себя химическое знание, используя для этого
доступные источники информации;
2) в ценностно-ориентационной сфере — прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
3) в трудовой сфере — самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент, соблюдая правила безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;
4) в сфере физической культуры — оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
II. Содержание тем учебного предмета 10 класса (34 часа; 1 час в неделю).
Тема №1.
Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого (3 ч)
Электронная и электронно-графическая формула атома углерода. Природа и особенности ковалентной связи. Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации.
Тема №2.
Основы номенклатуры и изомерии (4 ч)
Принципы образования названий органических соединений. Структурная изомерия и её виды: углеродного скелета, изомерия положения, межклассовая изомерия. Геометрическая изомерия. Изомерия и запах: ванилин и изованилин; диметилфенолы. Оптическая активность биологических веществ, лекарственных препаратов (D (-) – адреналин, L (+) – адреналин).
Тема №3.
Сравнительная характеристика углеводородов (5 ч)
Общие формулы. Нахождение в природе. Гибридизация, отличительные признаки в строении. Виды изомерии. Типичные химические свойства. Отношение к раствору перманганата калия. Генетическая связь между классами углеводородов.
Практическая работа 1 «Углеводороды».
Тема №4.
Применение углеводородов (8 ч)
Синтез-газ, хлоруглеводороды, нефть и нефтепродукты, хладоген, винилхлорид, акрилонитрил, бензол, дифенил, нафталин, стирол, полимеры, синтетические каучуки.
Расчётные задачи:
1. Термохимические расчёты 2. Объёмные доли. 3. Вывод формул органических веществ.
Проектные работы.
1. Как повысить октановое число?
2. Продукты переработки нефти - народному хозяйству.
3. Перспективы развития энергетики.
4. Термопласты и термореактопласты, углеродопласты.
5. Эластомеры.
Тема №5.
Кислородсодержащие органические вещества на службе человека (8 ч)
Монофункциональные соединения: Спирт-ректификат, абсолютный спирт, формалин, ацетон, акролеин, антифризы, фенол, анестезирующие вещества (диэтиловый эфир); антисептики (фенолы и их производные), Карбоновые кислоты: одноосновные (муравьиная, уксусная, бензойная), двухосновные (щавелевая, фталевая, адипиновая), многоосновные (лимонная). Получение мыла. Биологическая функция жиров. Глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал, целлюлоза. Полисахариды в природе их биологическая роль. Проблемы питания.
Расчётные задачи
Массовая доля растворённого вещества
Практическая работа 2 «Кислотный и ферментативный гидролиз сахарозы и крахмала».
Тема №6.
Азотсодержащие соединения (5 ч)
Амины и нитросоединения (анилин, гидразин, нитроглицерин, стрептоцид, норсульфазол, диаминобензол, фуксин). Медицинские препараты. Кислотно-основные свойства аминокислот и её причины (глицин, глутаминовая кислота).
Белки как природные полимеры. Биологические функции белков (инсулин, кератины, фиброин, коллаген, миоглобин, аспартам, казеин). Пищевые добавки.
Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.
Практическая работа 3 «Анализ пищевых продуктов».
Тема №7.
Экологические проблемы в курсе органической химии (3 ч)
Вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека. Вещества-тератогены. Наркотические свойства и токсичность одноатомных спиртов. Вредное действие фенола и его производных.
Синтетические моющие средства. Загрязнения нефтепродуктами.
Проектные работы.
1. Действие этанола на белковые вещества.
2. Действие фенола на экологическое равновесие в экосистемах.
3. Генетическая роль нуклеиновых кислот. Генные мутации.
4. Загрязнения атмосферы.
5. Пластмассы загрязняют океан.
6. Влияние СМС на водную экосистему.
III. Календарно- тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов |
Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого (3 часа) | ||
1 | Положение атома углерода в ПСХЭ, особенности строения атома. | 1 |
2 | Ковалентная химическая связь, природа и особенности. | 1 |
3 | Валентные состояния атома углерода. Гибридизация, ее виды. | 1 |
Основы номенклатуры и изомерии (4 часа) | ||
4 | Принципы образования названий органических соединений. | 1 |
5 | Изомерия, ее виды. | 1 |
6 | Урок-упражнение. Составление структурных формул. Номенклатура. | 1 |
7 | Оптическая активность биологических веществ и лекарственных препаратов. | 1 |
Сравнительная характеристика углеводородов (5 часов) | ||
8 | Углеводороды-общая характеристика. Нахождение в природе. | 1 |
9 | Строение углеводородов. Изомерия. Гибридизация. | 1 |
10 | Типичные химические свойства. Качественные реакции. | 1 |
11 | Генетическая связь между классами углеводородов. | 1 |
12 | Практическая работа №1 «Углеводороды». | 1 |
Применение углеводородов (8 часов) | ||
13 | Нефть и нефтепродукты, свойства, добыча, применение. | 1 |
14 | Винилхлорид. Акрилонитрил. | 1 |
15 | Применение углеводородов. | 1 |
16 | Решение задач. Термохимические расчеты. | 1 |
17 | Решение задач. Объемные доли. | 1 |
18 | Решение задач. Вывод формул органических соединений. | 1 |
19 | Подготовка проектных работ к защите. | 1 |
20 | Защита проектных работ. | 1 |
Кислородсодержащие органические вещества на службе человека (7 часов) | ||
21 | Кислородсодержащие органические вещества общая характеристика. | 1 |
22 | Спирты, классификация. Применение. | 1 |
23 | Карбоновые кислоты, классификация. | 1 |
24 | Жиры. Мыла. | 1 |
25 | Полисахариды в природе их биологическая роль. | 1 |
26 | Решение задач. Массовая доля. | 1 |
27 | Практическая работа №2 «Кислотный и ферментативный гидролиз сахарозы и крахмала». | 1 |
Азотсодержащие соединения (4 часа) | ||
28 | Амины и нитросоединения. | 1 |
29 | Кислотно-основные свойства аминокислот. | 1 |
30 | Белки как природные полимеры. Биологические функции белков. Пищевые добавки. | 1 |
31 | Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК. | 1 |
Экологические проблемы в курсе органической химии (3 часа) | ||
32 | Вредное влияние загрязнения на организм человека. | 1 |
33 | Наркотические свойства и токсичность спиртов. | 1 |
34 | Итоговый зачет по курсу. | 1 |