Рабочая программа элективного курса по химии «Мир органических веществ» (10 класс)

2
0
Материал опубликован 26 August 2021

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» муниципального образования города Чебоксары –

столицы Чувашской Республики


УТВЕРЖДЕНА:

Приказом МАОУ «СОШ № 1»

г. Чебоксары

Приказ от «__» ___2021 г. № _

Директор ______ Т.Л. Николаева


СОГЛАСОВАНА:

заместитель директора

по УВР _______

«___» __________2021 г.

РАССМОТРЕНА:

на заседании ШМО ___________

Руководитель ШМО__________

Протокол от «__» ____2021 г.№__







Рабочая программа элективного курса


по химии


«МИР ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ»


для 10 «А» класса

на 2021-2022 учебный год



















г. Чебоксары, 2021

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Результаты изучения предмета:

Деятельность учителя в обучении химии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории;

3) в познавательной {когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами являются:

1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применении основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать: средства реализации цели и применять их на практике;

5) использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

В области предметных результатов изучение химии предоставляет ученику возможность на ступени среднего (полного) общего образования научиться на базовом уровне

1) в познавательной сфере:

а) давать определения изученным понятиям;

б) описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты,

используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

в) объяснять строение и свойства изученных классов неорганических и органических

соединений;

г) классифицировать изученные объекты и явления;

д) наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические

реакции, протекающие в природе и в быту;

е) исследовать свойства неорганических и органических веществ, определять их

принадлежность к основным классам соединений;

ж) обобщать знания и делать обоснованные выводы о закономерностях изменения

свойств веществ;

з) структурировать учебную информацию;

и) интерпретировать информацию, полученную из других источников, оценивать ее научную достоверность;

к) объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их протекания на основе знаний о строении вещества и законов термодинамики;

л) объяснять строение атомов элементов 1—4-го периодов с использованием электронных конфигураций атомов;

м) моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;

н) проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

о) характеризовать изученные теории;

п) самостоятельно добывать новое для себя химическое знание, используя для этого

доступные источники информации;

2) в ценностно-ориентационной сфере — прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

3) в трудовой сфере — самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент, соблюдая правила безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;

4) в сфере физической культуры — оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.











II. Содержание тем учебного предмета 10 класса (34 часа; 1 час в неделю).

Тема №1.

Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого (3 ч)

Электронная и электронно-графическая формула атома углерода. Природа и особенности ковалентной связи. Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации.

Тема №2.

Основы номенклатуры и изомерии (4 ч)

Принципы образования названий органических соединений. Структурная изомерия и её виды: углеродного скелета, изомерия положения, межклассовая изомерия. Геометрическая изомерия. Изомерия и запах: ванилин и изованилин; диметилфенолы. Оптическая активность биологических веществ, лекарственных препаратов (D (-) – адреналин, L (+) – адреналин).

Тема №3.

Сравнительная характеристика углеводородов (5 ч)

Общие формулы. Нахождение в природе. Гибридизация, отличительные признаки в строении. Виды изомерии. Типичные химические свойства. Отношение к раствору перманганата калия. Генетическая связь между классами углеводородов.

Практическая работа 1 «Углеводороды».

Тема №4.

Применение углеводородов (8 ч)

Синтез-газ, хлоруглеводороды, нефть и нефтепродукты, хладоген, винилхлорид, акрилонитрил, бензол, дифенил, нафталин, стирол, полимеры, синтетические каучуки.

Расчётные задачи:

1. Термохимические расчёты 2. Объёмные доли. 3. Вывод формул органических веществ.

Проектные работы.

1. Как повысить октановое число?

2. Продукты переработки нефти - народному хозяйству.

3. Перспективы развития энергетики.

4. Термопласты и термореактопласты, углеродопласты.

5. Эластомеры.

Тема №5.

Кислородсодержащие органические вещества на службе человека (8 ч)

Монофункциональные соединения: Спирт-ректификат, абсолютный спирт, формалин, ацетон, акролеин, антифризы, фенол, анестезирующие вещества (диэтиловый эфир); антисептики (фенолы и их производные), Карбоновые кислоты: одноосновные (муравьиная, уксусная, бензойная), двухосновные (щавелевая, фталевая, адипиновая), многоосновные (лимонная). Получение мыла. Биологическая функция жиров. Глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал, целлюлоза. Полисахариды в природе их биологическая роль. Проблемы питания.

Расчётные задачи

Массовая доля растворённого вещества

Практическая работа 2 «Кислотный и ферментативный гидролиз сахарозы и крахмала».

Тема №6.

Азотсодержащие соединения (5 ч)

Амины и нитросоединения (анилин, гидразин, нитроглицерин, стрептоцид, норсульфазол, диаминобензол, фуксин). Медицинские препараты. Кислотно-основные свойства аминокислот и её причины (глицин, глутаминовая кислота).

Белки как природные полимеры. Биологические функции белков (инсулин, кератины, фиброин, коллаген, миоглобин, аспартам, казеин). Пищевые добавки.

Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.

Практическая работа 3 «Анализ пищевых продуктов».

Тема №7.

Экологические проблемы в курсе органической химии (3 ч)

Вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека. Вещества-тератогены. Наркотические свойства и токсичность одноатомных спиртов. Вредное действие фенола и его производных.

Синтетические моющие средства. Загрязнения нефтепродуктами.

Проектные работы.

1. Действие этанола на белковые вещества.

2. Действие фенола на экологическое равновесие в экосистемах.

3. Генетическая роль нуклеиновых кислот. Генные мутации.

4. Загрязнения атмосферы.

5. Пластмассы загрязняют океан.

6. Влияние СМС на водную экосистему.









III. Календарно- тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

Элемент, взявший на себя задачу быть основой всего живого (3 часа)

1

Положение атома углерода в ПСХЭ, особенности строения атома.

1

2

Ковалентная химическая связь, природа и особенности.

1

3

Валентные состояния атома углерода. Гибридизация, ее виды.

1

Основы номенклатуры и изомерии (4 часа)

4

Принципы образования названий органических соединений.

1

5

Изомерия, ее виды.

1

6

Урок-упражнение. Составление структурных формул. Номенклатура.

1

7

Оптическая активность биологических веществ и лекарственных препаратов.

1

Сравнительная характеристика углеводородов (5 часов)

8

Углеводороды-общая характеристика. Нахождение в природе.

1

9

Строение углеводородов. Изомерия. Гибридизация.

1

10

Типичные химические свойства. Качественные реакции.

1

11

Генетическая связь между классами углеводородов.

1

12

Практическая работа №1 «Углеводороды».

1

Применение углеводородов (8 часов)

13

Нефть и нефтепродукты, свойства, добыча, применение.

1

14

Винилхлорид. Акрилонитрил.

1

15

Применение углеводородов.

1

16

Решение задач. Термохимические расчеты.

1

17

Решение задач. Объемные доли.

1

18

Решение задач. Вывод формул органических соединений.

1

19

Подготовка проектных работ к защите.

1

20

Защита проектных работ.

1

Кислородсодержащие органические вещества на службе человека (7 часов)

21

Кислородсодержащие органические вещества общая характеристика.

1

22

Спирты, классификация. Применение.

1

23

Карбоновые кислоты, классификация.

1

24

Жиры. Мыла.

1

25

Полисахариды в природе их биологическая роль.

1

26

Решение задач. Массовая доля.

1

27

Практическая работа №2 «Кислотный и ферментативный гидролиз сахарозы и крахмала».

1

Азотсодержащие соединения (4 часа)

28

Амины и нитросоединения.

1

29

Кислотно-основные свойства аминокислот.

1

30

Белки как природные полимеры. Биологические функции белков. Пищевые добавки.

1

31

Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК.

1

Экологические проблемы в курсе органической химии (3 часа)

32

Вредное влияние загрязнения на организм человека.

1

33

Наркотические свойства и токсичность спиртов.

1

34

Итоговый зачет по курсу.

1









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации