12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
elena206
Учителем начальных классов я работаю 26 лет. И вот уже много много лет изо дня в день я ежедневно погружаюсь в прекрасный мир детства, раскрываю тайны человеческих сердец, живу в гармонии с собой и миром, работая учителем в школе.
Россия, Сахалинская обл., село лесогорское
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» для 3-4 классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы «Окружающий мир. Примерная рабочая программа. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ А. А. Плешаков - М.: Просвещение, 2019»

Направление внеурочной деятельности – общеинтеллектуальное.

С первого года обучения в начальной школе учащиеся попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, насколько прочным окажется фундамент первоначальных знаний о ней, насколько будет воспитано чувство любви к окружающей природе, желание понять и глубже узнать её. Среди средств познания природы ведущее место принадлежит непосредственному общению учащихся с природой. Именно целенаправленная работа с учащимися способствует вовлечению учащихся в мир окружающей природы, накоплению учащимися краеведческих знаний. Большую роль играет природоведческая работа в нравственном воспитании школьников.

"Природа - великая воспитательница",- говорил К.Д. Ушинский. Она помогает воспитанию высоких моральных качеств, в том числе доброты и гуманности. Но восхищение красотой природы должно быть действенным, т.е. сочетаться с активным познанием её законов и обязательным участием в её преобразовании. Система работа по данной программе активно способствует воспитанию у школьников бережного отношения к природе. Всё это подчёркивает актуальность данной программы.

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир», имеет межпредметные связи с учебными дисциплинами "Технология", "Изобразительное искусство", "Литературное чтение", "Математика". Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы кружка связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей. Программа курса позволяет в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно - научным дисциплинам, экологическую культуру. Организуется систематическая работа по изучению природы родного края в процессе внеурочной деятельности. Главной целью, которой является создание условий для интеллектуального развития ребёнка, формирования его коммуникативных и социальных навыков, развития эмоциональной сферы, артистических способностей, творческого воображения и фантазии.

В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту.

Ценностные ориентиры содержания программы

- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

- развитие представлений о методе познания природы - наблюдении;

- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением наблюдений;

- формирование представлений о природе как ценности;

- вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения (своего села, района, края);

- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе.

Объектом изучения является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Познание природы требует осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.

Основной акцент в содержании сделан на развитие у школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание включены сведения о методах познания природы (наблюдение)

Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний. Содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция заключается в формировании у школьников необходимости познания окружающего мира, гуманного отношения к природному окружению. Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.

Практическая значимость программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Организованные наблюдения в ходе работы помогают воспитанию у ребят любознательности, воображения, способствуют развитию речи. Активное изучение природы в результате наблюдений учит школьников любить природу и участвовать в её охране.

Целью является формирование устойчивого интереса к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам, ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической культуры.

Задачи:

- расширение кругозора, наблюдательности, мышления, развитие творческих способностей, коммуникативных компетенций;

- воспитание бережного отношения к природе, формирование навыков экологически грамотного поведения;

- формирование потребности в самопознании и саморазвитии;

- воспитание активности личности, культуры общения и поведения в социуме.

- развитие познавательного интереса к проектной и исследовательской деятельности.

Место в учебном плане

Программа рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с обучающими 3-4 классов в объеме 34 часа в год (1 час в неделю). Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.

Формы занятий

Формы организации деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные.

Методы работы:

словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и проектные технологии.

Виды и формы контроля:

Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому применяются различные критерии, такие как:

оценка достигнутого самим ребенком;

оценка законченной работы;

участие в выставках, играх и т.д.

реализация творческих идей;

защита творческих проектов

Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.

Основная цель работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.

Планируемые результаты

Личностные результаты освоения программы:

- любознательность и интерес к изучению окружающего мира;

- умение выражать своё отношение к миру природы различными средствами;

- осознание ответственного отношения к природе и необходимости сохранения окружающей среды;

- мотивация дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты освоения программы:

- овладение элементами учебной деятельности, развитие умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность;

- овладение приёмами работы с информацией, поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, рисунков и т.д.

- коммуникативные умения и овладение опытом межличностной коммуникации, ведение диалога и участие в работе пары, группы;

- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели наблюдения, составление его плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам наблюдений.

Предметными результатами являются:

- наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека, осознание соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе;

- сформированность представлений об экологии как направлении изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком;

- владение навыками ухода за комнатными растениями, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

- умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;


2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Удивительный мир растений. (10 ч)

Деревья и кустарники нашей местности. Травянистые растения. Загадки хвойных растений. Живые витамины. Выращивание на подоконнике лука. Цветник на окне. Наблюдения за комнатными растениями. Выполнение творческих работ.

Речевые умения: рассказ – описание, рассказ – рассуждения.

Рефлексивные действия: самоконтроль выполнения учебной задачи.

Коммуникативные умения: правила совместной деятельности

2. Секреты животного мира (10 ч)

Птицы нашего села. Птицы зимой. Зачем птицам клюв? Рыбы – дети воды. Аквариум и его обитатели. Жизнь насекомых. Звери – млекопитающие. Наблюдения за жизнью животных своей местности. Экологические связи в природе: зависимость особенностей животного от условий обитания.

Речевые умения: рассказ – описание.

Креативные умения: выполнение роли в диалоге от имени животных.

Интеллектуальные умения: классификация, сравнение, анализ и обобщение информации.

Познавательные умения: наблюдения, выполнение привил игры дидактической игры.

3. Загадочная вода (7 ч)

Вода – чудо природы. Сколько воды на Земле. Как падает дождевая капля? Что такое снег? Туман и изморозь. Роса и град. Выполнение творческого проекта. Проведение опытов. Изготовление книжки – малышки «Загадки воды».

Речевые умения: рассказ – рассуждение.

Интеллектуальные действия: установление причинно – следственных связей в природе, анализ, обобщение.

Познавательные действия: наблюдения.

4. Тайны неба (7 ч)

Загадочные планеты. Почему Солнце светит и греет. Секреты красавицы Луны. Чем планеты отличаются от звёзд. Выполнение творческого проекта. Будем беречь нашу планету.

Интеллектуальные умения: анализ и сравнение результатов наблюдений.

Познавательные умения: моделирование

В ходе реализации программы уместно использовать приёмы активного обучения, конкурсы и игры экологической и краеведческой направленности, которые позволяют разнообразить деятельность, реализовать системно - деятельностный подход в обучении и воспитании.


3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема раздела

Кол-во часов

1

Удивительный мир растений.

10

2

Секреты животного мира

10

3

Загадочная вода

7

4

Тайны неба

7


Итого:

34


4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

урока

Тема урока

Дата проведения

в году

в теме

по плану

по факту

Удивительный мир растений (20 ч)

1

1

Деревья и кустарники.

03.09


2

2

Деревья и кустарники нашей местности.

10.09


3

3

Травянистые растения.

17.09


4

4

Травянистые растения в нашей местности.

24.09


5

5

Травянистые растения.

01.10


6

6

Загадки хвойных растений.

08.10


7

7

Живые витамины.

15.10


8

8

Цветник на окне. Наблюдения за комнатными растениями.

22.10


9

9

Творческий проект «Выращивание растений»

05.11


10

10

Защита проекта «Что у меня выросло на подоконнике?»

12.11


Секреты животного мира (20 ч)

11

1

Птицы нашего села. Перелётные птицы.

19.11


12

2

Птицы зимой

26.11


13

3

Зачем птицам клюв?

03.12


14

4

Рыбы – дети воды

10.12


15

5

Морские обитатели. Жители пресной воды.

17.12


16

6

Аквариум и его обитатели.

24.12


17

7

Жизнь насекомых.

14.01


18

8

Звери – млекопитающие.

21.01


19

9

Наблюдения за жизнью животных своей местности.

28.01


20

10

Экологические связи в природе: зависимость особенностей животного от условий обитания

04.02


Загадочная вода (7 ч)

21

1

Вода – чудо природы

11.02


22

2

Сколько воды на Земле.

18.02


23

3

Как падает дождевая капля?

25.02


24

4

Что такое снег?

03.03


25

5

Туман и изморозь

10.03


26

6

Роса и град.

17.03


27

7

Выполнение творческого проекта.

Изготовление книжки-малышки "Загадки воды"

31.03


Тайны неба (7 ч)

28

1

Загадочные планеты.

07.04


29

2

Почему Солнце светит и греет.

14.04


30

3

Секреты красавицы Луны.

21.04


31

4

Чем планеты отличаются от звёзд?

28.04


32

5

Творческий проект «Будем беречь нашу планету»

12.05


33

6

Творческий проект «Будем беречь нашу планету»

19.05


34

7

Защита проекта «Будем беречь нашу планету»

26.05



5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

- проявлять интерес к окружающей природе;

- самостоятельно определять и объяснять свои ощущения и чувства, возникающие в результате наблюдений;

-осознавать уязвимость, хрупкость природы понимать положительные и отрицательные последствия деятельности человека;

Метапредметные результаты

Коммуникативные УУД

-учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно выявлять и обсуждать предложенную проблему.

Регулятивные УУД

- с помощью учителя определять и формулировать цель деятельности;

- учиться проговаривать последовательность своих действий;

- учиться проговаривать своё предположение на основе увиденного в природе и на основе работы с иллюстрациями;

- учиться совместно с другими учениками и педагогом давать эмоциональную оценку деятельности.

Познавательные УУД

- наблюдать объекты природы и связи человека с природой;

-сравнивать, анализировать, группировать объекты природы;

- с помощью педагога анализировать предлагаемое задание, отличать новые знания от известных знаний и понятий;

- делать выводы о результате деятельности своей и совместной работы.

Результаты первого уровня: интерес учащихся к окружающему миру, интересным фактам, загадкам природы; приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе.

Результаты второго уровня: Приобретение учащимися знаний об экологическом движении, об основах разработки творческих проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; развитие ценностных отношений школьника к родной природе.

Результаты третьего уровня: учащиеся смогут приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по интересующим вопросам; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми

В ходе реализации программы уместно использовать приёмы активного обучения, конкурсы и игры экологической и краеведческой направленности, которые позволяют разнообразить деятельность, реализовать системно - деятельностный подход в обучении и воспитании.


​​​​​​​ 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ


1. Средство обеспечение на печатной основе

1. Плешаков Окружающий мир: программа: 1-4 классы/. – М.: Просвещение

2. Животный мир в картинках. - М.: Русское Энциклопедическое товарищество, 2003

3. Малов В.И. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Удивительные растения. - М.: ООО "Издательство Астрель", 2000

4. Малов В.И. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Мир зверей.- М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ""; 2000

5. Что такое. Кто такой: В 3т. Т.1-3. – 3 изд., перераб. и доп. – М.- Педагогика, 1990.


2. Технические средства обучения:

персональный компьютер,

медиапроектор,

интерактивная доска,

МФУ


3. Обучающие и развивающие компакт-диски

1. Окружающий мир. Наглядное пособие для интерактивных досок с развивающими заданиями. М: Экзамен,2012 г.

2.Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова.-М: Просвещение,2013 г.



Натуральные объекты

Название

Кол-во

1

Гербарий (30 видов)

15 шт.

2

Глобус Земли физический

4 шт.

3

Коллекция «Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников»

5 шт.

4

Коллекция «Лён»

5 шт.

5

Коллекция «Хлопок»

5 шт.

6

Коллекция «Шерсть»

5 шт.

7

Компас школьный

15 шт.


5. Демонстрационные таблицы.

Название

Кол-во

1

Комплект таблиц по окружающему миру

14 шт

2

Комплект таблиц по окружающему миру «Организм человека»

8 шт

3

Комплект таблиц по окружающему миру

15 шт

4

Комплект таблиц по окружающему миру «Летние и осенние изменения в природе»

13 шт

5

Комплект таблиц «Безопасное поведение школьников»

5 таб

6

Комплект таблиц «Окружающий мир»

15 таб.

7

Комплект таблиц «Окружающий мир»

15 таб.

8

Комплект таблиц «Основы безопасности жизндеятельности»

10 таб.


9


Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.