Программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» для 3-4 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» для 3-4 классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы «Окружающий мир. Примерная рабочая программа. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ А. А. Плешаков - М.: Просвещение, 2019»
Направление внеурочной деятельности – общеинтеллектуальное.
С первого года обучения в начальной школе учащиеся попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, насколько прочным окажется фундамент первоначальных знаний о ней, насколько будет воспитано чувство любви к окружающей природе, желание понять и глубже узнать её. Среди средств познания природы ведущее место принадлежит непосредственному общению учащихся с природой. Именно целенаправленная работа с учащимися способствует вовлечению учащихся в мир окружающей природы, накоплению учащимися краеведческих знаний. Большую роль играет природоведческая работа в нравственном воспитании школьников.
"Природа - великая воспитательница",- говорил К.Д. Ушинский. Она помогает воспитанию высоких моральных качеств, в том числе доброты и гуманности. Но восхищение красотой природы должно быть действенным, т.е. сочетаться с активным познанием её законов и обязательным участием в её преобразовании. Система работа по данной программе активно способствует воспитанию у школьников бережного отношения к природе. Всё это подчёркивает актуальность данной программы.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир», имеет межпредметные связи с учебными дисциплинами "Технология", "Изобразительное искусство", "Литературное чтение", "Математика". Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы кружка связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей. Программа курса позволяет в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно - научным дисциплинам, экологическую культуру. Организуется систематическая работа по изучению природы родного края в процессе внеурочной деятельности. Главной целью, которой является создание условий для интеллектуального развития ребёнка, формирования его коммуникативных и социальных навыков, развития эмоциональной сферы, артистических способностей, творческого воображения и фантазии.
В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту.
Ценностные ориентиры содержания программы
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
- развитие представлений о методе познания природы - наблюдении;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением наблюдений;
- формирование представлений о природе как ценности;
- вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения (своего села, района, края);
- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе.
Объектом изучения является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Познание природы требует осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.
Основной акцент в содержании сделан на развитие у школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание включены сведения о методах познания природы (наблюдение)
Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний. Содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция заключается в формировании у школьников необходимости познания окружающего мира, гуманного отношения к природному окружению. Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
Практическая значимость программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Организованные наблюдения в ходе работы помогают воспитанию у ребят любознательности, воображения, способствуют развитию речи. Активное изучение природы в результате наблюдений учит школьников любить природу и участвовать в её охране.
Целью является формирование устойчивого интереса к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам, ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической культуры.
Задачи:
- расширение кругозора, наблюдательности, мышления, развитие творческих способностей, коммуникативных компетенций;
- воспитание бережного отношения к природе, формирование навыков экологически грамотного поведения;
- формирование потребности в самопознании и саморазвитии;
- воспитание активности личности, культуры общения и поведения в социуме.
- развитие познавательного интереса к проектной и исследовательской деятельности.
Место в учебном плане
Программа рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с обучающими 3-4 классов в объеме 34 часа в год (1 час в неделю). Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.
Формы занятий
Формы организации деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и проектные технологии.
Виды и формы контроля:
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому применяются различные критерии, такие как:
оценка достигнутого самим ребенком;
оценка законченной работы;
участие в выставках, играх и т.д.
реализация творческих идей;
защита творческих проектов
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.
Основная цель работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения программы:
- любознательность и интерес к изучению окружающего мира;
- умение выражать своё отношение к миру природы различными средствами;
- осознание ответственного отношения к природе и необходимости сохранения окружающей среды;
- мотивация дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты освоения программы:
- овладение элементами учебной деятельности, развитие умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность;
- овладение приёмами работы с информацией, поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, рисунков и т.д.
- коммуникативные умения и овладение опытом межличностной коммуникации, ведение диалога и участие в работе пары, группы;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели наблюдения, составление его плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам наблюдений.
Предметными результатами являются:
- наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека, осознание соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе;
- сформированность представлений об экологии как направлении изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком;
- владение навыками ухода за комнатными растениями, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
- умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Удивительный мир растений. (10 ч)
Деревья и кустарники нашей местности. Травянистые растения. Загадки хвойных растений. Живые витамины. Выращивание на подоконнике лука. Цветник на окне. Наблюдения за комнатными растениями. Выполнение творческих работ.
Речевые умения: рассказ – описание, рассказ – рассуждения.
Рефлексивные действия: самоконтроль выполнения учебной задачи.
Коммуникативные умения: правила совместной деятельности
2. Секреты животного мира (10 ч)
Птицы нашего села. Птицы зимой. Зачем птицам клюв? Рыбы – дети воды. Аквариум и его обитатели. Жизнь насекомых. Звери – млекопитающие. Наблюдения за жизнью животных своей местности. Экологические связи в природе: зависимость особенностей животного от условий обитания.
Речевые умения: рассказ – описание.
Креативные умения: выполнение роли в диалоге от имени животных.
Интеллектуальные умения: классификация, сравнение, анализ и обобщение информации.
Познавательные умения: наблюдения, выполнение привил игры дидактической игры.
3. Загадочная вода (7 ч)
Вода – чудо природы. Сколько воды на Земле. Как падает дождевая капля? Что такое снег? Туман и изморозь. Роса и град. Выполнение творческого проекта. Проведение опытов. Изготовление книжки – малышки «Загадки воды».
Речевые умения: рассказ – рассуждение.
Интеллектуальные действия: установление причинно – следственных связей в природе, анализ, обобщение.
Познавательные действия: наблюдения.
4. Тайны неба (7 ч)
Загадочные планеты. Почему Солнце светит и греет. Секреты красавицы Луны. Чем планеты отличаются от звёзд. Выполнение творческого проекта. Будем беречь нашу планету.
Интеллектуальные умения: анализ и сравнение результатов наблюдений.
Познавательные умения: моделирование
В ходе реализации программы уместно использовать приёмы активного обучения, конкурсы и игры экологической и краеведческой направленности, которые позволяют разнообразить деятельность, реализовать системно - деятельностный подход в обучении и воспитании.
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Удивительный мир растений. | 10 |
2 | Секреты животного мира | 10 |
3 | Загадочная вода | 7 |
4 | Тайны неба | 7 |
| Итого: | 34 |
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Тема урока | Дата проведения | |||
в году | в теме | по плану | по факту | ||
Удивительный мир растений (20 ч) | |||||
1 | 1 | Деревья и кустарники. | 03.09 | | |
2 | 2 | Деревья и кустарники нашей местности. | 10.09 | | |
3 | 3 | Травянистые растения. | 17.09 | | |
4 | 4 | Травянистые растения в нашей местности. | 24.09 | | |
5 | 5 | Травянистые растения. | 01.10 | | |
6 | 6 | Загадки хвойных растений. | 08.10 | | |
7 | 7 | Живые витамины. | 15.10 | | |
8 | 8 | Цветник на окне. Наблюдения за комнатными растениями. | 22.10 | | |
9 | 9 | Творческий проект «Выращивание растений» | 05.11 | | |
10 | 10 | Защита проекта «Что у меня выросло на подоконнике?» | 12.11 | | |
Секреты животного мира (20 ч) | |||||
11 | 1 | Птицы нашего села. Перелётные птицы. | 19.11 | | |
12 | 2 | Птицы зимой | 26.11 | | |
13 | 3 | Зачем птицам клюв? | 03.12 | | |
14 | 4 | Рыбы – дети воды | 10.12 | | |
15 | 5 | Морские обитатели. Жители пресной воды. | 17.12 | | |
16 | 6 | Аквариум и его обитатели. | 24.12 | | |
17 | 7 | Жизнь насекомых. | 14.01 | | |
18 | 8 | Звери – млекопитающие. | 21.01 | | |
19 | 9 | Наблюдения за жизнью животных своей местности. | 28.01 | | |
20 | 10 | Экологические связи в природе: зависимость особенностей животного от условий обитания | 04.02 | | |
Загадочная вода (7 ч) | |||||
21 | 1 | Вода – чудо природы | 11.02 | | |
22 | 2 | Сколько воды на Земле. | 18.02 | | |
23 | 3 | Как падает дождевая капля? | 25.02 | | |
24 | 4 | Что такое снег? | 03.03 | | |
25 | 5 | Туман и изморозь | 10.03 | | |
26 | 6 | Роса и град. | 17.03 | | |
27 | 7 | Выполнение творческого проекта. Изготовление книжки-малышки "Загадки воды" | 31.03 | | |
Тайны неба (7 ч) | |||||
28 | 1 | Загадочные планеты. | 07.04 | | |
29 | 2 | Почему Солнце светит и греет. | 14.04 | | |
30 | 3 | Секреты красавицы Луны. | 21.04 | | |
31 | 4 | Чем планеты отличаются от звёзд? | 28.04 | | |
32 | 5 | Творческий проект «Будем беречь нашу планету» | 12.05 | | |
33 | 6 | Творческий проект «Будем беречь нашу планету» | 19.05 | | |
34 | 7 | Защита проекта «Будем беречь нашу планету» | 26.05 | |
5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
- проявлять интерес к окружающей природе;
- самостоятельно определять и объяснять свои ощущения и чувства, возникающие в результате наблюдений;
-осознавать уязвимость, хрупкость природы понимать положительные и отрицательные последствия деятельности человека;
Метапредметные результаты
Коммуникативные УУД
-учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно выявлять и обсуждать предложенную проблему.
Регулятивные УУД
- с помощью учителя определять и формулировать цель деятельности;
- учиться проговаривать последовательность своих действий;
- учиться проговаривать своё предположение на основе увиденного в природе и на основе работы с иллюстрациями;
- учиться совместно с другими учениками и педагогом давать эмоциональную оценку деятельности.
Познавательные УУД
- наблюдать объекты природы и связи человека с природой;
-сравнивать, анализировать, группировать объекты природы;
- с помощью педагога анализировать предлагаемое задание, отличать новые знания от известных знаний и понятий;
- делать выводы о результате деятельности своей и совместной работы.
Результаты первого уровня: интерес учащихся к окружающему миру, интересным фактам, загадкам природы; приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе.
Результаты второго уровня: Приобретение учащимися знаний об экологическом движении, об основах разработки творческих проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; развитие ценностных отношений школьника к родной природе.
Результаты третьего уровня: учащиеся смогут приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по интересующим вопросам; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми
В ходе реализации программы уместно использовать приёмы активного обучения, конкурсы и игры экологической и краеведческой направленности, которые позволяют разнообразить деятельность, реализовать системно - деятельностный подход в обучении и воспитании.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
1. Средство обеспечение на печатной основе
1. Плешаков Окружающий мир: программа: 1-4 классы/. – М.: Просвещение
2. Животный мир в картинках. - М.: Русское Энциклопедическое товарищество, 2003
3. Малов В.И. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Удивительные растения. - М.: ООО "Издательство Астрель", 2000
4. Малов В.И. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Мир зверей.- М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ""; 2000
5. Что такое. Кто такой: В 3т. Т.1-3. – 3 изд., перераб. и доп. – М.- Педагогика, 1990.
2. Технические средства обучения:
персональный компьютер,
медиапроектор,
интерактивная доска,
МФУ
3. Обучающие и развивающие компакт-диски
1. Окружающий мир. Наглядное пособие для интерактивных досок с развивающими заданиями. М: Экзамен,2012 г.
2.Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова.-М: Просвещение,2013 г.
Натуральные объекты
№ | Название | Кол-во |
1 | Гербарий (30 видов) | 15 шт. |
2 | Глобус Земли физический | 4 шт. |
3 | Коллекция «Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников» | 5 шт. |
4 | Коллекция «Лён» | 5 шт. |
5 | Коллекция «Хлопок» | 5 шт. |
6 | Коллекция «Шерсть» | 5 шт. |
7 | Компас школьный | 15 шт. |
5. Демонстрационные таблицы.
9