Многофункциональный тренажёр для развития математических представлений «Арифмет» (5–7 лет)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 2
городского округа-город Камышин
Многофункциональный тренажёр Арифмет.
Автор
Шведюк Лариса Павловна
воспитатель высшей категории
г. Камышин
2017
Актуальность:
В мире бурно развивается труд ручной работы и это круто, ведь из разного хлама с лёгкими расходами можно смастерить всё что угодно.
Многофункциональное пособие «Арифмет» изготовлено из старого принтера и предназначено для детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Основная цель пособия: «Развитие математических представлений у дошкольников». Использование игр позволяет повысить интерес у дошкольников, вызывает у детей стойкий интерес к работе. Применяя данное пособие, у детей формируется понятие числа, подводится к понятию геометрическая форма, ориентировка во времени, в пространстве.
Пособие разнообразит дидактические средства в работе с детьми по формированию у них элементарных математических представлений, будет способствовать развитию умственных способностей, мелкой моторики рук, развитию речи.
Назначение:
Это пособие будет полезно детям среднего и старшего дошкольного возраста.
Формы работы:
Данное пособие может быть использовано в индивидуальной работе с детьми, для работы с подгруппами в совместной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, как часть НОД.
Дидактическое пособие способствует:
• формированию элементарных математических представлений (счет, количество, величина, форма, ориентировка в пространстве,
• развитию мелкой моторики рук и тактильных ощущений, развивают тактильное восприятие ребенка,
• развитию речи ребенка,
• развитию внимания, мышления, логики, памяти, воображения,
• развитию ориентировки на плоскости и во времени.
Характеристика дидактического пособия
В пособии разработано 5 направлений.
Дети учатся самостоятельно рассуждать при принятии правильного решения.
1. В направлении «Количество и счёт», детям сначала предлагается задание на пересчитывание, отсчитывание, определения цифр до 9.
2. «Величина» представлена играми на выявление понятий большой и маленький, толстый – тонкий, высокий – низкий .
3. «Форма и цвет» знакомит детей с плоскостными фигурами, игрой с кубиками по методике Новикова «Сложи узор». У детей развивается умение анализировать форму знакомых предметов.
4. Направление «Ориентировка во времени» формирует развитие представлений о часах, развивает наблюдательность.
5. Блок «Ориентировка в пространстве» предлагается детям на "долгоиграющей" панели.
Пособие способствует развитию наблюдательности, умению включиться в поиск, выделять отдельные признаки предмета, развивать мелкую моторику рук, сравнивать и сопоставлять, делать вывод. На ее верхнем прозрачном листе можно рисовать фломастером, раскрашивать и не бояться ошибки. Ошибка легко стирается салфеткой, поэтому становятся ненужными многочисленные листы с заданиями. В комплекте имеются разнообразные приложения
Данное дидактическое пособие многофункционально, оно просто в эксплуатации и очень эффективно. В нашей группе это многофункциональное пособие у детей пользуется большой популярностью.
В комплекте представлены разнообразные приложения:
|
1. Лудо (Людо) Стратегическая настольная игра с элементом случайности для 2-4 игроков. |
Правила игры
Для каждого игрока на игровом поле имеется место старта - база в углу поля; выход из базы (Первая крупная цветная ячейка); место финиша - цветная дорожка. Цель в игре: привести свои фишки в дом первым. Фишки двигаются против часовой стрелки с выхода из базы и по общей дорожке должны дойти до своего дома - цветных ячеек.
Перед началом игры все игроки расставляют свои фишки по углам игрового поля, в базы в соответствии с их цветом.
Дальше игроки бросают по очереди кубик. Кто первый выбрасывает шестерку, начинает игру и выставляет свою фишку на старт. Только при выпадение шестерки можно выводить очередную фишку на общую дорожку. Также цифра 6 на кубике дает право на внеочередной ход. Игрок может выбирать, ходить ему дальше уже имеющимися фишками на поле или вывести в игру еще одну фишку.
Движение фишек по игровой доске, идет по часовой стрелке. Фишки других игроков можно обгонять (перепрыгивать через них). Если же ваша фишка попадает в одну ячейку с фишкой соперника, то фишка соперника, возвращается на исходную позицию - на базу и ждет там очередной шестерки, что бы опять выйти в игру.
Для того, чтобы ваша фишка попала домой (на цветную дорожку), необходимо выбросить нужную цифру на кубике, равную оставшемуся числу шагов до свободной ячейки в домике.
Побеждает тот, кто первым приведет все свои фишки домой.
Есть еще вариант правил в эту игру с “блоком” (удвоением). Это когда у одного из игроков появляется возможность при выпадении кубика поставить две свои фишки на одну ячейку - он может заблокировать проход и другие игроки не смогут перепрыгнуть ячейку до тех пор пока одна их фишек не освободит её.
Это очень динамичная и веселая игра.
2. « Танграм»
Игра “Танграм” - одна из несложных математических игр. Игра интересна и детям, и взрослым. Детей увлекает результат – они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры и составлять их из частей.
Детям предлагаются разные задания: составлять фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры – составлению фигур по расчлененным образцам.
3. «Тетрис»
Преображение легендарной игры для детей старшего дошкольного возраста .
Цель игры:
учить решать логические задачи.
Ход игры:
отдельные детали тетриса складываются на определённом поле так, чтобы не было зазоров и промежутков между деталями. Выкладываются детали по вертикали и горизонтали на определённой плоскости, с определённой размером площади. Задачу можно усложнить, например предложить посчитать количество деталей или клеток. Можно играть группой детей или индивидуально.
4. «Часы и время»
Цель:
- уточнить представления детей о частях суток ;
- способствовать накоплению опыта при изучении времени;
- вызвать интерес к изучению времени;
- развивать внимание, память, воображение, ассоциативное мышление.
5. «Наши ручки»
Цель: формирование у детей умений ориентироваться на плоскости и в пространстве.
Задачи:
- формирование знаний и умений различать лево и право;
- развитие моторики с помощью пальчиковой гимнастики;
Пальчиковая гимнастика.
Вот левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) И правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе)
Их только так зовут (держать обе руки поднятыми).
Подружки неразлучные
Всегда вдвоём идут (ударять ладошками по коленям имитируя ходьбу)
И левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) И правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе)
Пошли одни гулять (ударять ладошками по коленям имитируя ходьбу)
Нашли большую лужу
И стали в ней скакать (одновременно двумя руками бить по коленям).
Все мокрые, холодные ,
До дома добежали (поднять руки над головой, изобразив крышу).
Смотрите: обе тут (показать обе руки).
Но только позабыли,
Как их теперь зовут (пожать плечиками).
Где левая, где правая,
Не разобрать самим (пожать плечиками, руки в стороны).
Скорее посмотрите
И подскажите им (воспитатель вытягивает две руки вперед и обращается к детям за помощью)!
6. «Мозайка»
Задачи:
Мозаика развивает мелкую моторику рук (действуя с мелкими деталями, ребенок подготавливает руку к письму. Это очень важно для подготовки детей к школе и дальнейшего его обучения)
Развивает и совершенствует сенсорные эталоны (цвет, форма)
Развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, фантазию, речь
Развивает познавательную активность детей, т. е желание принять, заинтересовавшую ребенка информацию, и действовать в соответствии с ней самостоятельно, с проявлением элементов творчества
развивает конструктивные способности (умение действовать)
развивает математические способности у детей: счет, пространственную ориентировку.
вырабатывает у детей художественный вкус, за счет ярких, красочных, эстетичных и необычных композиций
7. «Лабиринт»
Дидактическая задача игры:
развитие логического мышления, пространственного восприятия. Настольная игра в лабиринт развивает мелкую моторику, в том числе координацию движений пальцев, является хорошим помощником при овладении письмом, воспитывает усидчивость, аккуратность, внимание.
8. «Весёлая клетка»
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости.
Выполняя предложенные задания, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.
9. «Пиши-стирай»
Начинать учить малыша писать цифры желательно после того, как он освоит устный счет до 10. Тогда графическое начертание цифры будет для него не просто абстрактным рисунком, а будет наполнено смыслом. Это может быть и в 4 года, и в 6, и зависит от способностей конкретного ребенка. При письме ребенок должен правильно держать ручку или карандаш.
Маленькие дети очень любят рисовать по точкам. «Пишем цифры по точкам» - очень эффективная методика!
Ребенок учится писать сначала отдельные элементы цифры – палочки и крючочки, а затем уже осваивает и ее написание целиком.
10. «Состав числа»
Цель:
учить составлять числа в пределах 10 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа (на наглядной основе). Закреплять умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10. Закреплять понимание отношения чисел натурального ряда, умение увеличивать (уменьшать) каждое число на 1 в пределах 10. Закреплять умение составлять число из единиц. Тренировать в ориентировке на плоскости: слева, справа, вверху, внизу, над. Активизировать внимание, память, логическое мышление.
Игра предназначена для использования в образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений, для свободной самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работы.
11.«В гостях у Лесовичка»
Цель:
Закреплять навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10;
закреплять понятие “ больше” и “ меньше”;
закреплять навыки ориентирования на листе бумаги;
развивать интерес к математике.
12. «Числовая ромашка»
Задачи: продолжать закреплять представления детей о числе и количестве, развивать умение определять место того или иного числа в ряду по его отношению к предыдущему и последующему, развивать мелкую моторику, воспитывать интерес к математическим знаниям, умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.
Игровое пособие состоит из выполнения четырех заданий:
1. ребенку (детям) предлагается посчитать предметы, нарисованные в серединке цветка, а затем с помощью прищепок указать ответы.
2. с помощью прищепок указать цифры, которые меньше или больше заданных цифр 2. с помощью прищепок указать цифры, которые меньше или больше заданных цифр
3. определить пропущенные цифры
4. определить «соседей» заданных цифр.
13. «Слышим и пишем» (графический диктант)
Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии..
Знакомство с клеткой начинаю со средней группы.
Учимся видеть клетку и строку. Пишем палочки, клеточки, уголки, простые узоры, с каждым разом усложняя задания. Узоры сначала делим на сегменты – тренируемся, затем все частички собираются в узор.
В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой.
Сначала проговариваем с детьми, что им будут диктовать, на сколько клеточек нужно провести линии и в каком направлении. А они будут проводить эти линии по клеточкам, не отрывая карандаш от бумаги, а потом мы вместе посмотрим, что получится. Настроить детей на то, чтобы они старались вести линии ровно и красиво, тогда рисунок получится замечательный.
ОБРАЗЕЦ :
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
1.«Лево и право»
Дидактическая задача.
Закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости. Развивать внимание. Способствовать запоминанию понятий право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов.
2. «Продолжи ряд»
Цель:
Учить детей совершать мыслительные операции: продолжать ряды по образцу, данному воспитателем; закреплять знания об окружающем мире.
3. «Найди число»
Цель.
Учить устанавливать равенство предметов при разном их пространственном изображении.
4. «Игра со счетными палочками»
Цель игры:
развитие логического мышления детей.
5. «Посчитай»
Цель:
Закреплять в игре счет от 1 до 10. Чтение и запись чисел. Упражнять детей в сложении числа, воспитывать сообразительность, внимание.
Список используемой литературы
Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. Асвета, 1989.
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991.
Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1996.
Занимательная математика: материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками / авт.-сост. Г. П. Попова, В. И. Усачева. – Волгоград: Учитель, 2006.
Зайцев В. В. Математика для дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2003.
Дидактические игры-занятия в ДОУ (Младший возраст). Выпуск 1 / Авт.- сост. Е. Н. Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
7. Источники иллюстраций
Фотографии из личного архива
Дорджиева Кермен Степановна
Летягина Альфия Равиловна
Шабанова Алёна
Мартынова Ольга Владимировна