12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Игнатькова Оксана Владимировна2292
Россия, Брянская обл., п. Суземка
11

Тематическое планирование по разделу программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» и «Развитие элементарных математических представлений» для детей с ЗПР, (4-7 лет)

Тематическое планирование по разделу программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» и «Развитие элементарных математических представлений»

 для детей с ЗПР  (4-5 лет)

 

№ п/п

Месяц

Тема коррекционно-развивающего занятия

Содержание

 

1.

 

Сентябрь

Диагностика

Осень. Знакомство с тетрадью в клетку.

Обогащение и уточнение словаря по теме «Осень»; знакомство с многозначными словами «лист», «листочек»; упражнения в образовании сложных слов. Составление рассказа на тему «Осень» по плану (по картинкам). Развитие непроизвольной памяти, мышления, фонематических процессов, координации движений. Учить детей ориентироваться на странице тетради (верх, низ, справа, слева, середина), обводить заданное количество клеток.

2.

Деревья. Цвет предметов: жёлтый, красный.

Обогащение и уточнение словаря по теме «Деревья»; составление рассказа-описания. Развитие непроизвольной памяти, мышления, мелкой моторики.  Знакомство детей с цветом как одним из свойств предмета. Умение находить и называть жёлтый и красный цвета; сравнение предметов по цвету, нахождение жёлтых и красных предметов на основе практических действий; выделение цвета, отвлекаясь от других признаков предмета (формы, величины, функционального назначения). Развитие внимания, памяти, общей и мелкой моторики.

3.

 

 

 

Октябрь

Овощи. Форма предметов. Круг.

Обобщение и уточнение словаря по теме «Овощи»; составление рассказа-описания. Развитие непроизвольной памяти, мышления, мелкой и общей моторики. Представление о круге, обследование фигуры путём обведения их контуров пальцев и «пробующих действий»

4.

Овощи. Один – много.

Уточнение и обогащение словаря по теме. Упражнение в суффиксальном словообразовании, составление рассказа-сравнения. Развитие непроизвольной памяти, мышления, общей моторики.

Уточнение и закрепление понятия один-много.

5.

Фрукты. Цвет предметов: красный, зелёный.

Обогащение и уточнение словаря по томе «Фрукты»; развитие фонематических процессов, непроизвольной памяти, мышления, мелкой и общей моторики. Закрепление умения составлять рассказ-описание. Продолжение знакомства детей с цветом как одним из свойств предмета. Учить находить и называть зелёный и красный цвета; сравнивать предметы по цвету, находить зелёные и красные предметы на основе практических действий, выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предмета. Развитие внимания, памяти,  мелкой и общей моторики.

6.

Фрукты. Цифра и число 1.

Обогащение и уточнение словаря по теме. Составление рассказа – сравнения. Развитие непроизвольной памяти, мышления, общей моторики. Знакомство с числом и цифрой 1 с помощью различных анализаторов. Учить обводить цифру 1 по контуру.

7.

Овощи – фрукты. Лево-право.

Закрепление умения различать овощи и фрукты; составление рассказа по опорным картинкам. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие памяти, мышления, внимания, фонематических процессов с помощью упражнений.

Право, лево в окружающем пространстве.

8.

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

Игрушки. Одинаковые по размеру, разные.

Обогащение и уточнение словаря по теме «Игрушки». Составление рассказа-описания. Развитие общей и мелкой моторики; непроизвольной памяти; процессов анализа и синтеза, фонематических процессов.

Закрепление представления детей о свойствах предметов: цвете (красный, жёлтый, зелёный), форме (круг), размере (одинаковые по размеру – разные)

9.

Посуда. Цифра и число 1.

Составление описательного рассказа по плану. Развитие мелкой моторики. Активизация предметного словаря. Закрепление навыка ориентировки в пространстве, выполнение заданий по инструкции. Развитие ассоциативного мышления.

Закрепление восприятия числа 1 с помощью различных анализаторов. Обведение  цифры 1 по контуру.

10.

Мебель. Цвет предметов (обобщающее занятие)

Закрепление знаний о мебели. Обогащение словаря по теме. Развивание общей и мелкой моторики, непроизвольной памяти, мышления, внимания, фонематических процессов, процессов анализа и синтеза. 

Продолжение изучения цвета как одного из свойств предмета. Различение и называние основных цветов (красный, жёлтый, зелёный). Сравнение предметов по цвету, нахождение одинаковых по цвету предметов на основе практических действий, составление группы предметов, одинаковых по цвету.

11.

Домашние птицы. Цифра и число 2.

Обобщение знаний о домашних птицах. Составление рассказа по опорным картинкам.

Знакомство детей с образованием числа 2, называние, образование, соотнесение числа 2 с количеством и цифрой.

12.

 

Домашние животные. Большой-маленький, одинаковые по размеру.

Обобщение знаний о домашних животных. Составление рассказа по опорным картинкам. Сравнение предметов по размеру.

13.

Дикие животные. Цифра и число 2.

Обобщение знаний о диких животных. Составление рассказа по опорным картинкам.

Закрепление знаний о числе и цифре 2, называние, обозначение цифрой, соотнесение числа 2 с количеством и цифрой.

14.

Дикие и домашние животные. Сравнение количества, размера предметов.

Различение диких и домашних животных, составление рассказа по опорным картинкам.

Сравнение количества (одинаковое) и размера предметов путём наложения.

15.

Новый год. Форма предметов. Квадрат.

Обогащение и уточнение словаря по теме «Новый год». Составление рассказов по теме. Развитие непроизвольной памяти, фонематических процессов, координации движений.

Представление о квадрате, показ квадратов разных цветов и размеров, обследование фигуры путём обведения их контуров пальцев и «пробующих» действий

16.

 

 

Январь

 

Каникулы

17.

18.

Обувь. Выше, ниже, высокий, низкий.

Обогащение и уточнение словаря по теме «Обувь». Составление рассказа-описания. Развитие общей и мелкой моторики, непроизвольной памяти, мышления, внимания, фонематических процессов, процессов анализа и синтеза.

Сравнение двух предметов, контрастных по высоте, пользуясь приёмом приложения. Обозначение результатов сравнения словами: выше, ниже, высокий, низкий.

19.

Одежда. Цифра и число 3.

Закрепление знания по теме «Одежда», активизация словаря. Развитие мышления. Составление рассказа-описания предмета.

Закрепление навыка пересчёта предметов, восприятие количества с помощью слухового, двигательного, тактильного анализаторов. Счёт до 3, название числительных по порядку, соотнесение количества с предметами, счёт и раскладывание предметов правой рукой слева направо.

20.

Зимующие птицы. Сравнение количества: способ приложения.

Обобщение материала по теме «Зимующие птицы». Составление рассказа по картинке. Активизация словаря.

Сравнение количества предметов путём приложения.

21.

 

 

Февраль

Профессии. Цифра и число 3.

Обобщение знаний о профессиях. Составление описательного рассказа по плану.

Закрепление знаний о числе и цифре 3, называние, обозначение цифрой, соотнесение числа 3 с количеством и цифрой.

22.

Транспорт. Повторение.

Обогащение и уточнение словаря по теме. Составление рассказов.

 

23.

23 февраля. Широкий-узкий.

Обогащение, уточнение и расширение словарного запаса. Составление рассказа. Развитие пространственной ориентировки.

Сравнивание двух предметов по ширине способом наложения, определение указанных признаков предметов словами: широкий – узкий, шире – уже.

 

24.

Зима. Форма предметов. Треугольник.

Обогащение и уточнение словаря по теме. Составление рассказов. Развитие непроизвольной памяти, фонематических процессов, координации движений.

Различение квадрата и треугольника, называние фигур. Упражнение на различие правой и левой руки. Продолжение обучения приёма обведения по контуру фигур, прослеживая взглядом за движением руки.

25.

Март

«Мамин день». Цифра и число 4.

Обогащение и уточнение словаря по теме. Составление рассказа по стихотворению с опорой на картинки. Развитие непроизвольной памяти, мышления, фонематических процессов, координации движений.

Закрепление навыка пересчёта предметов, восприятие количества с помощью слухового, двигательного, тактильного анализаторов. Счёт до 4, называние числительных по порядку, соотнесение числительных с предметами, указывая предметы по порядку, счёт и раскладывание предметов правой рукой слева направо.

26.

Весна. Спереди, сзади.

Обогащение и уточнение словаря по теме. Составление рассказов. Активизация глагольного и предметного словаря. Развитие общих речевых навыков, памяти, мышления, фонематических процессов.

Закрепить понятие спереди, сзади (перед, за) в практической деятельности; повторение понятий слева, справа.

27.

Перелётные птицы. Длинный – короткий, длиннее, короче.

Обобщение материала по теме: «Перелётные птицы». Составление рассказа по картинке. Закрепление понятий длинный-короткий, длиннее-короче.

28.

 

 

Апрель

Весенние цветы. Цифра и число 4.

Обобщение материала по теме «Весенние цветы». Активизация словаря. Составление рассказа по плану по картинкам. Развитие фонематических процессов, мелкой моторики.

Закрепление знаний детей о числе и цифре 4, обозначение цифрой, соотнесение числа 4 с количеством и цифрой.

29.

Насекомые. Сколько, столько же, равно.

Обобщение материала по теме «Насекомые». Развивать мышление, память, фонематические процессы. Активизация предметного словаря. Развитие мелкой моторики.

Установление наличия и отсутствия предметов, равенство и неравенство количества предметов.

30.

Дом, улица, город. Цифра и число 5.

Обобщение материала по теме «Дом». Развитие мышления, памяти, фонематических процессов, мелкой моторики, активизация предметного словаря. Составление рассказа по подражанию.

Закрепление навыков пересчёта предметов, восприятие количества с помощью слухового, двигательного, тактильного анализаторов. Счёт до 5, называние числительных по порядку, соотнесение последнего числительного со всей перечисленной группой и понимание, что оно обозначает общее количество предметов в группе.

31.

Правила дорожного движения. Цифра и число 5.

Обобщение материала по теме «Правила дорожного движения». Развитие мышления, памяти, фонематических процессов, мелкой моторики. Составление рассказа по картинкам.

Закрепление знаний детей о числе и цифре 5, Называние, обозначение цифрой, соотнесение числа 5 с количеством и цифрой, закрепление произнесения слова «пешеход».

32.

 

Май

День Победы. Повторение.

Обобщение материала по теме «День Победы». Развитие памяти, мышления,  фонематических процессов. Активизация предметного словаря. Упражнение в словообразовании, составлении рассказа по представлению. Уточнение временных и пространственных представлений.

 

33.

Аквариумные рыбки. Повторение.

Обобщение материала по теме «Аквариумные рыбки». Развитие мышления и памяти, фонематических процессов. Активизация глагольного словаря, упражнение в словообразовании, составлении рассказа по подражанию.

34.

Комнатные растения. Повторение.

Обобщение материала по теме «Комнатные растения». Развитие мышления, памяти, фонематических процессов. Составление сравнительных рассказов с опорой на план-схему.

35.

Лето. Повторение.

Обогащение и уточнение словаря по теме. Составление рассказа по плану-схеме. Развитие непроизвольной памяти, мышления, фонематических процессов, координации движений.

Контрольная диагностика

 

Всего 35 коррекционно-развивающих занятий проводится за год, 1 раз в неделю + диагностика в начале года и в конце

Тематическое планирование составлено с опорой на программу под редакцией М.А. Васильевой, С.Г. Шевченко

«Коррекционно-развивающая работа в группе детей с задержкой психического развития»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование по разделу программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» и «Развитие элементарных математических представлений»

 для детей с ЗПР  (5-6 лет)

 

№ п/п

Месяц

Тема коррекционно-развивающего занятия

Содержание

Диагностика

1.

 

 

 

 

 

Сентябрь

Начало осени. Соотнесение числа и количества. Цифра 1.

Закрепление знаний детей о временах года; систематизация представления об осени на основе рассматривания сюжетных картинок, содержащих отличительные признаки осени.

Восприятие числа 1 с помощью различных анализаторов, обведение цифры 1 по контуру.

2.

Цветы осенью. Геометрическая фигура круг.

Знакомство детей с осенними цветами, их значением в жизни человека, строением.

Составление круга из частей.

3.

Деревья и кустарники осенью. Сравнение предметов.

Расширение и уточнение знаний о растениях ближайшего окружения, знакомство с изменениями в жизни растений осенью; закрепление знаний о жёлтом, красном, зелёном цветах в природе.

Сравнивание предметов по размеру: большой – маленький, больше – меньше, одинаковые.

4.

Грибы. Понятия «сверху», «снизу».

Знакомство с грибами, понятием «съедобный», «несъедобный»; уточнение представления о значении леса в жизни человека.

Ориентировка в окружающем пространстве, определение верха и низа на плоскости и на листе бумаги.

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь

Овощи. Знакомство с образованием и составом числа 2.

Закрепление, уточнение и расширение представления детей об овощах; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Учить выделять из множества по образцу и слову, воспринимать с помощью различных анализаторов, знакомство с цифрой 2.

6.

Овощи. Признаки предметов.

Обогащение и совершенствование представления детей об овощах; различение овощей по вкусу, на ощупь; составление рассказа-описания.

Закрепление и обобщение представления детей о свойствах предметов. Сравнивание предметов.

7.

Фрукты. Понятия «высокий» - «низкий», «выше – ниже», «одинаковые по высоте»

Уточнение и расширение знаний о фруктах, составление загадок-описаний фруктов; закрепление понятия «фрукты».

Дать понятия «высокий» - «низкий», «выше» - «ниже», «одинаковые по высоте».

8.

Наш детский сад. Понятия «спереди», «сзади» («перед», «за», «между»)

Рассказ детей о внешнем виде здания д/с; закрепление знаний о названиях и назначениях помещений д/с; ответы детей на вопросы о труде воспитателя, помощника воспитателя, педагога-дефектолога, врача, мед. сестры.

Понятия «спереди», «сзади» в практической деятельности.

9.

Овощи – фрукты. Закрепление понятий «больше – меньше»

Закрепление понятия «овощи», «фрукты», узнавание овощей и фруктов по вкусу, на ощупь, по описанию; упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Сравнение количества (1 и 2) зрительно, на слух, решение практических задач на конкретных предметах, различение цифр 1 и 2, соотнесение их с количеством.

10.

Игрушки. Сравнение предметов по одному – двум признакам.

Систематизация знаний детей об игрушках; формирование обобщающего понятия «игрушки»; совершенствовать умения описывать предмет, указывать его существенные признаки, узнавание предмета по описанию.

Закрепить и обобщить представления детей о свойствах предметов, составление группы предметов с заданными признаками.

11.

Ягоды. Образование числа 3, знакомство с цифрой 3.

Формирование понятия «ягоды», образование существительных в формах именительного и родительного падежей множественного числа.

Закрепление навыка пересчёта предметов независимо от перемещения и расположения в пространстве; восприятие количества с помощью слухового, двигательного, тактильного анализаторов.

12.

Овощи, фрукты, ягоды. Понятие «левое, «правое».

Закрепление умений различать ягоды, овощи, фрукты; составление рассказа по опорным картинкам; развитие общей и мелкой моторики, памяти, мышления, внимания, процессов анализа и синтеза.

Нахождение правого и левого в окружающем пространстве.

13.

Середина осени. Образование числа 3.

Уточнение и расширение представления детей об осени, её признаках.

Выделение трёх предметов из множества по слову, закрепить на практике состав числа 3. Формирование понятия о числовом ряде. Прямой счёт до трёх и обратный от трёх.

14.

Повторение. Понятия «один», «много», «мало», «несколько».

Повторение пройденных тем по окр. миру.

Уточнение, сравнивание и закрепление понятия «один», «много», «мало», «несколько».

15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

Столовая и кухонная посуда. Понятия «высокий» - «низкий», «выше» - «ниже», «одинаковые по высоте».

Закрепление названия и назначения отдельных предметов посуды; сравнивание столовой и кухонной посуды. Согласование прилагательных с существительными.

Закрепление понятий «высокий» - «низкий», «выше» – «ниже», «одинаковые по высоте».

16.

Цвет предметов (красный, жёлтый, красный). Пространственные понятия.

Подбор из окружающей обстановки предметы, схожие по цвету с образцом; упражнение в различении правой и левой руки, ноги, других частей тела и лица человека, закрепление понятий «справа» - «слева».

Закрепление пространственных понятий «верх», «низ», «левое», «правое», «середина», «вверху», «внизу», «слева», «справа», «влево», «вправо» на плоскости и на листе бумаги.

17.

Чайная посуда. Счёт в прямом (до 3) и обратном (от 3) порядке.

Знакомство детей с предметами чайной посуды, из чего она сделана, как нужно ухаживать за ней; составление рассказа-описания предметов посуды.

Отсчёт заданного количества в пределах 3; установление равенства и неравенства; сравнивание числа и количества, давая определения «больше (меньше) на 1», дорисовывание до заданного количества, соотнесение количества с цифрами.

18.

Цвет предметов (красный, жёлтый, оранжевый). Геометрическая фигура квадрат.

Различение жёлтого, красного, оранжевого цветов, закрепление названия цветов; составление предметов по цвету, закрепление узнавания геометрических фигур, понятий «верх» - «низ».

Составление квадрата из частей.

19.

Мебель. Понятия «длинный» - «короткий», «длиннее» - «короче», «одинаковые по длине».

Уточнение и расширение знаний об основных видах мебели; правильная обстановка комнаты.

Закрепление понятий «длинный» - «короткий», «длиннее» -«короче», «одинаковые по длине».

20.

Поздняя осень. Понятия «далеко», «близко» («около», «рядом»)

Закрепление знаний об осени, название осенних месяцев, знакомство с жизнью домашних и диких животных осенью.

Закрепление понятий «далеко», «близко», «около», «рядом».

21.

Домашние птицы. Образование числа, знакомство с цифрой 4.

Знакомство с домашними птицами, сравнивание домашних птиц, нахождение признаков сходства и различия.

Выделение из множества по образцу и слову, соотнесение с количеством пальцев пересчитывание с называнием итогового числа; нахождение в окружающем обстановке, счёт с помощью различных анализаторов.

22.

Признаки ранней и поздней осени. Понятия «больше», «меньше».

Составление рассказа о ранней и поздней осени, используя картинки-опоры.

Закрепление понятия «больше», «меньше».

23.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

Домашние животные. Понятия «длинный» - «короткий», «длиннее» - «короче», «одинаковые по длине».

Расширение представлений детей о домашних животных и их детёнышах, о том, как заботится человек о домашних животных.

Закрепление понятий «длинный» - «короткий», «длиннее» - «короче», «одинаковые по длине».

24.

Повторение пройденного материала. Понятия «внутри», «снаружи».

 

Закрепление понятий «внутри», «снаружи».

25.

Дикие животные. Составление числа 4 разными способами.

Закрепление знаний детей о диких животных, узнавание и называние животных и их детёнышей.

Закрепление знания о числовом ряде в пределах 4, закрепление навыка пересчёта предметов независимо от направления счёта, называние  итога счёта, согласовывание числительного с существительными.

26.

Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг. Понятие «столько же», «одинаково», «поровну».

Закрепление знаний о геометрических фигурах; знакомство с понятием «спереди», «сзади».

Формирование понятия «столько же», «одинаково», «поровну».

 

27.

Дикие и домашние животные. Цифра 0.

Различение домашних и диких животных; составление рассказа-сравнения по опорным картинкам.

Сравнивание числа и количества, определение «больше, меньше на 1»; отсчёт заданного количества в пределах 5.

28.

Цвет предметов (красный, синий, фиолетовый). Знакомство с тетрадью в клетку.

Упражнение детей в различении цветов; закрепление понятий «внутри», «снаружи», «около», «между».

Ориентировка на странице тетради, обвод заданного количества клеток.

29.

Зимние забавы детей. Закрепление понятий «больше», «меньше».

Продолжение знакомства детей с зимними явлениями в природе; расширение представлений о зимних видах спорта; закрепление понятия «спортивная одежда».

Закрепление последовательности чисел (цифр) в числовом (цифровом) ряду (1,2,3,4), сравнивание количества.

30.

Новый год. Уравнивание групп предметов.

Составление рассказа о празднике по опорным картинкам.

Уравнивание количества предметов путём увеличения или уменьшения их количества, практические действия словами.

Каникулы

31.

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь

Водный транспорт. Повторение образования и состава числа 4.

Знакомство детей с водным транспортом, с профессиями людей, работающих на водном транспорте.

Закрепление знания о числовом ряде, прямом и обратном счёте, решение практических задач в пределах 4.

32.

Воздушный транспорт. Геометрическая фигура треугольник.

Знакомство детей с воздушным транспортом; с профессиями людей, работающих на воздушном транспорте.

Составление треугольника из частей.

33.

Наземный транспорт. Образование числа 5, знакомство с цифрой 5.

Знакомство с наземным транспортом; с профессиями людей, работающих на наземном транспорте; закрепление понятия «наземный транспорт», правила перехода улицы.

Закрепление счёта и отсчёта предметов, место числа 5 в числовом ряду.

34.

Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «раньше», «позже».

Закрепление знаний о геометрических фигурах; конструирование из палочек и ниток; закрепление понятия «верх» - «низ», «справа» - «слева».

Установление последовательности событий.

35.

Одежда. Порядковый счёт до 5.

Предметы верхней одежды; формирование представлений о видах одежды в соответствии со временами года; закрепление умения правильно соотносить 4-5 конкретных предметов к обобщающему понятию «одежда».

Счёт движений, счёт предметов на ощупь, счёт в прямом и обратном порядке, счёт от заданного числа до 5. Ответ на вопросы: «Который по счёту?» «На каком месте?»

36.

Головные уборы. Понятия «толстый» - «тонкий», «толще» - «тоньше», «одинаковые по толщине».

Уточнение знаний детей о названиях, назначении головных уборов; формирование представлений о головных уборах в соответствии с временами года.

Закрепление понятий: «толстый» - «тонкий», «толще» - «тоньше», «одинаковые по толщине».

37.

Зимующие птицы. Практическое знакомство с составом числа 5.

Уточнение и расширение знания детей о зимующих птицах; формирование понятия «зимующие птицы»; знакомство с условиями жизни птиц.

Выполнение счётных операций в пределах 5 с открытым результатом.

38.

Цвет предметов (изученные цвета). Понятие «пара».

Закрепление умений правильно называть изученные цвета; подбирать предметы, схожие с образцом по цвету; закрепление знаний о геометрических фигурах.

Введение в активный словарь детей понятия «пара».

39.

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

Характерные признаки зимы. Числовой ряд до 6, образование числа 6.

Описание и установление простейших причинно-следственных связей; закрепление представлений о способах зимовки зверей и лесных птиц.

Счёт предметов в пределах 6 с присчитыванием и отсчитыванием по 1, счёт с использованием различных анализаторов, воспроизведение числового ряда от заданного до заданного числа.

40.

Обувь. Части суток, их последовательность.

Уточнение и расширение представления детей об обуви; формирование понятия «обувь»; знакомство с отдельными деталями обуви.

Соотнесение действий в течение суток.

41.

Февраль – последний месяц зимы. Образование числа 7.

Обобщение наблюдений детей, систематизация знаний о зиме; закрепление названий зимних месяцев.

Отсчёт предметов в пределах 7, место числа 7 в числовом ряду, вопроизведение числового ряда от заданного до заданного числа.

42.

Одежда, обувь. Сравнение множеств.

Закрепление знаний детей об одежде и обуви; формирование понятий «обувь», «одежда»; упражнение в образовании существительных единственного и множественного числа; составление рассказа по опорным картинкам.

Сравнивание множеств путём приложения на предметном материале; уравнивание множеств путём добавления и убавления предметов.

43.

День защитника отечества. Образование числа 8.

Знакомство детей с военными профессиями; составление рассказа о защитниках Родины.

Отсчёт предметов в пределах 8, счёт с помощью слухового и двигательного анализаторов, воспроизведение числового ряда от заданного числа до заданного числа.

44.

Форма предметов: круг, овал. Равенство и неравенство (+1, -1), сравнение количества.

Соотнесение геометрических форм с формой реальных предметов и их изображений.

 Устанавливание равенства и неравенства (+1,-1), сравнивание количества, давая определение больше (меньше) на 1, дорисовывание до заданного числа.

45.

Декабрь – первый месяц зимы. Числовой ряд до8.

Расширение представлений о зиме; сравнивание осени и зимы.

Нахождение места числа в ряду, название «соседей» числа.

46.

Величина предметов. Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.

Нахождение предметов заданной формы и величины; закрепление понятия «под», «над», «рядом», «навстречу друг другу».

Закрепление знаний детей о геометрических фигурах.

47.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

Март –первый весенний месяц. Образование числа 9.

Расширение представлений детей о весне; приметы весны; составление рассказа-описания.

Отсчёт предметов в пределах 9, счёт с помощью двигательного анализатора, воспроизведение числового ряда от заданного до заданного числа.

48.

Международный женский день. Сравнение множеств.

Составление рассказа на тему «8 Марта» по представлению; согласование существительных с косвенными падежами, в роде, в настоящем и прошедшем времени.

Сравнивание множеств, уравнивание групп предметов.

49.

Характерные признаки весны. Числовой ряд до 9.

Сравнивание признаков весны и осени в природе; составление рассказа-сравнения осенних и весенних месяцев.

Нахождение места числа в ряду, «соседей» числа, дорисовывание до заданного числа, счёт в прямом и обратном порядке.

50.

Цвет, форма, величина предметов. Повторение.

Различение геометрических фигур, подбор пар предметов одинаковых по цвету, размеру, цвету и форме, размеру и форме.

 

51.

Возвращение перелётных птиц. Образование числа 10.

Расширение знаний детей о перелётных птицах; знакомство с жизнью птиц.

Нахождение места числа в числовом ряду, отсчёт предметов в пределах 10, воспроизведение числового ряда от заданного до заданного числа. Количественный и порядковый счёт.

52.

Семья. Повторение.

Закрепление и уточнение знаний детей о себе и своей семье.

 

53.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

Насекомые. Соотнесение числа и количества.

Знакомство детей с насекомыми, внешним строением их тел, названиями отдельных частей; рассказ о пользе и вреде насекомых для людей и растений.

Выкладывание числового ряда до 10, счёт в обратном порядке, счёт с любого заданного числа

54.

Пространственное положение геометрических фигур. Повторение.

Пространственное положение геометрических фигур; выделение признаков: цвет, форма, величина.

 

55.

Насекомые. Выделение количества, большего, чем названное число, на 1.

Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их характерных признаках; умение видеть сходства и различия.

Отсчёт, выделение количества больше названного числа на 1.

56.

Цвет предметов. Повторение.

Распределение предметов на группы по цвету и форме; классификация предметов.

 

57.

Мой дом. Сравнение предметов по размеру. Составление групп предметов с заданными свойствами.

Закрепление знаний детей о частях дома, назначении комнат в квартире; формирование понятий «вверху», «внизу», «высокий», «низкий», «сверху», «снизу».

Сравнивание предметов по размеру, составление групп предметов с заданными свойствами.

58.

Мой город. Выделение количества, большего или меньшего чем названное число, на 1.

Знакомство с достопримечательностями родного города.

Отсчёт, выделение количества больше и меньше названного числа на 1.

59.

 

 

 

 

 

 

Май

День Победы. Повторение состава чисел 2 и 3.

Обобщение материала по теме: «День Победы», словообразование, образование глаголов совершенного и несовершенного вида, составление рассказа по представлению.

Повторение состава числа 2и 3. Решение задач в пределах 3.

60.

Повторение.

Повторение пройденного материала.

 

61.

Как выращивают хлеб? Повторение состава числа 4.

Знакомство с особенностями выращивания зерновых растений; представление о труде хлебороба, о машинах-помощниках.

Решение задач в пределах 4.

62.

Повторение.

 

Повторение пройденного материала.

63.

Комнатные растения. Повторение состава числа 5.

Знакомство детей с комнатными растениями; части комнатных растений.

Повторение состава числа 5. Решение задач в пределах 5.

 

Май – последний месяц весны. Повторение.

Обобщение знаний детей о весне на основе наблюдений за изменениями в природе.

 

64.

Повторение.

 

                                                                                   Контрольная диагностика

 

Всего 64 коррекционно-развивающее  занятие  проводится за год, 2 раза  в неделю + диагностика в начале года и в конце

 

 

Тематическое планирование составлено с опорой на программу под редакцией М.А. Васильевой, С.Г. Шевченко

«Коррекционно-развивающая работа в группе детей с задержкой психического развития»

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование по разделу программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» и «Развитие элементарных математических представлений»

 для детей с ЗПР  (6-7 лет)

№ п/п

Месяц

Тема коррекционно-развивающего занятия

Содержание

Диагностика

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь

Начало осени. Цвет предметов.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе (по сравнению с летом); название осенних месяцев, знание о характерных признаках осени; установление причинно-следственных связей; работы об осенних работах на огороде, в саду, в поле. Знакомство детей с цветом предметов; основные цвета спектра; сравнение предметов по цвету, нахождение одинаковых по цвету предметов на основе практических действий; составление групп предметов, одинаковых по цвету; уточнение значений слов: «каждый», «все», «остальные», «кроме».

2.

Игрушки. Количественные отношения: один-много-столько же.

Составление описательного рассказа на тему «Моя любимая игрушка»; употребление в речи синонимов и антонимов, простых и сложных предлогов. Уточнение и закрепление количественных отношений на основе визуального сравнения и пересчёта; соотнесение числа 1 с количеством и цифрой; упражнение в согласовании числительного «один» и наречия «много» с существительным в роде и падеже.

3.

Изменения в жизни растений и животных осенью. Числа от 1 до 10.

Обогащение и уточнение словаря по теме; составление рассказа о том, как дикие животные готовятся к зиме. Название чисел от 1 до 10; установление последовательности чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; понимание слов: «до», «после», «между», «перед».

4.

Деревья и кустарники. Понятия «большой» - «маленький».

Расширение и уточнение словаря по теме; упражнение детей в словообразовании; составление рассказа-сравнения по картинкам и по листьям. Закрепление понятий «большой» - «маленький»; сравнивание нескольких предметов по величине способами приложения, наложения; группировка предметам по признакам.

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь

Цвет предметов (красный, синий, жёлтый). Образование числа 2.

Закрепление знаний детей об основных цветах, их различение и называние; упражнения в согласовании прилагательного с существительным; закрепление понятия «вверху» - «внизу», «справа» - «слева», «спереди» - «сзади»; упражнение в выполнении действий по словесному указанию педагога. Уточнение и закрепление знаний детей об образовании числа  на основе сравнения двух совокупностей; обозначение цифрой, соотнесение числа 2 с количеством и цифрой; закрепление понятия «пара»» упражнение в согласовании числительного «два» с существительными в роде и падеже.

6.

Растения огорода.  Числа от 1 до 10.

Обогащение и уточнение словаря по теме; упражнение детей  в согласовании существительных с числительными; составление рассказа-описания. Обозначение числа  от 1 до 10; установление последовательности чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; понимание слов «до», «после», «между», «перед».

7.

Понятия «большой» - «маленький».

Закрепление понятий «большой» - «маленький»; сравнивание нескольких предметов по величине способами приложения, наложения; формирование умений группировать предметы по указанным признакам.

8.

Цвет предметов (красный, синий, жёлтый).Образование числа 2.

Закрепление знаний трёх основных цветов. Формирование понятий верх – низ, справа – слева, различение верхней и нижней стороны, правой и левой стороны доски, листа бумаги. Соотнесение цифры, числа и количества в пределах 10; сравнивание смежных чисел, увеличивая или уменьшая их на 1,2; знакомство со знаками «=», «˂», «˃».

9.

Деревья и кустарники сада. Цифра, число и количество в пределах 10.

Обогащение и уточнение словаря по теме; упражнение в суффиксальном словообразовании, согласовании существительных с числительными; составление рассказа – сравнения.  Формирование умений анализировать и сравнивать совокупности предметов методом взаимного однозначного соотнесения; равенства и неравенства совокупностей предметов, используя понятия «много», «столько же», «мало», «одинаково», «поровну», «больше», «меньше».

10.

Анализ и сравнение совокупности предметов.

Уточнение и закрепление знаний детей об образовании числа 3 на основе сравнения двух совокупностей; обозначение цифрой, соотнесение с количеством и цифрой числа 3; установление последовательности чисел в пределах 3 в прямом и обратном порядке; упражнение в согласовании числительного «три» с существительными в роде и падеже.

11.

Цвет предметов (оранжевый). Образование числа 3.

Закрепление умения различать жёлтый, красный и оранжевые цвета, их название; формирование приёма сопоставления предметов по цвету; закрепление понятия «справа» - «слева», «вверху» - «внизу». Соотнесение цифры, числа и количества в пределах 10; сравнение смежных чисел, увеличивая или уменьшения их на 2; знакомство со знаками «=», «˂», «˃», с числом 0 и его образованием.

12.

Овощи, фрукты, ягоды. Цифра, число и количество в пределах 10.

Закрепление умения детей различать овощи и фрукты; сопоставление предложения с союзом «а», составление рассказа по опорным картинкам. Закрепление знаний детей о цвете, как одном из свойств предметов; различение и называние основных цветов спектра; сравнивание предметов по цвету, нахождение по цвету на основе практических действий, составление групп предметов, одинаковых по цвету; закрепление значений слов «каждый», «все», «остальные», «кроме».

13.

Цвет предметов (жёлтый, красный, оранжевый). Количество предметов.

Закрепление знаний детей о жёлтом, красном и оранжевых цветах; различение геометрических фигур. Нахождение геометрических фигур без опоры на зрительный анализатор. Закрепление знаний детей об образовании числа 3 на основе сравнения двух совокупностей; обозначение цифрой, соотнесение числа 3 с количеством и цифрой; установление последовательности чисел в пределах 3 в прямом и обратном порядке; упражнения в согласовании числительного «три» с существительными в роде и падеже.

14.

Геометрические фигуры.

Закрепление умений детей различать и называть геометрические фигуры; сравнивание предметов по форме, соотнесение одинаковых и разных по форме предметов на основе практических действий, составление групп предметов, одинаковых по форме и различных по другим признакам.

15.

Обобщающие понятия. Количество и счёт.

Закрепление понятия «фрукты», «ягоды»; умение образовывать относительные прилагательные, существительные в формах именительного и родительного падежей множественного числа; согласование прилагательного с существительными в

роде, числе, падеже; подбор антонимов и синонимов. Уточнение и закрепление знаний об образовании числа 4 на основе сравнения двух совокупностей; обозначение цифрой, соотнесение числа 4 с количеством и цифрой; установление последовательности чисел в пределах 4 в прямом и обратном порядке; упражнение в счёте на слух, на ощупь, в счёте движений до 4; упражнение в согласовании числительного «четыре» с существительными в роде и падеже.

16.

Осень. Состав чисел 2 и 3.

Наблюдения за дальнейшим уменьшением продолжительности дня, листопадом; закрепление названий осенних месяцев; составление рассказа – сравнения признаков осени в сентябре и октябре. Знакомство детей с составом числа 3; раскладывание числа 3 на два меньших числа,  а из двух меньших чисел составлять число 3; знакомство с переместительным свойством сложения.

17.

Бытовые приборы. Геометрические фигуры.

Закрепление знаний детей о названиях и назначениях бытовых приборов; о правилах безопасности при пользовании бытовыми приборами.  Различение и называние геометрических фигур; сравнивание предметов по форме; соотнесение одинаковых и разных по форме предметов на основе практических действий; составление групп предметов, одинаковых по форме и различных по другим признакам.

18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

Поздняя осень. Количество и счёт.

Продолжение наблюдения за дальнейшим уменьшением продолжительности дня, листопадом; заморозками; закрепление названий осенних месяцев; изменениями в жизни домашних животных; составление рассказа-сравнения признаков осени в октябре и ноябре. Закрепление знаний детей об образовании числа 4 на основе сравнения двух совокупностей; обозначение цифрой, соотнесение числа 4 с количеством и цифрой; установление последовательности чисел в пределах 4 в прямом и обратном порядке.

19.

Овощи, фрукты, ягоды. Образование числа 4.

Закрепление умений детей различать ягоды, овощи и фрукты; составление рассказа по опорным картинкам. Знакомство детей с составом числа 4; раскладывание числа 4 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять число 4.

20.

Геометрические фигуры.

Формирование представлений детей о размере предмета, как об одном из его свойств; сравнение предметов по размеру, соотнесение одинаковых и разных по размеру предметов на основе практических действий; группирование предметов одинаковых по размеру; выявление общих признаков в расположении ряда фигур и продолжение ряда по заданному признаку.

21.

Цвет предметов (зелёный). Состав числа 4.

Закрепление умений детей различать жёлтый, синий, зелёный цвета; знание геометрических фигур.

22.

Посуда. Состав числа 4. (2 занятия)

Закрепление знаний детей о названиях и назначении посуды; образование относительных прилагательных от существительных, Существительных в ферме именительного и родительного падежей множественного числа,  существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Уточнение и закрепление знаний детей об образовании числа 5 на основе сравнения двух совокупностей; обозначение цифрой, соотнесение числа 5 с количеством и цифрой; установление последовательности в пределах 5 в прямом и обратном порядке; упражнения в счёте на слух, на ощупь, в счёте движений до 5; упражнения в согласовании числительного «пять» с существительными в роде и падеже.

23.

Геометрические фигуры.

Уточнение и закрепление знаний детей об образовании числа 5 на основе сравнения двух совокупностей; обозначение цифрой, соотнесение числа 5 с количеством и цифрой; упражнение в счёте на слух, на ощупь, в счёте движений до 5; знакомство с пятиугольником; упражнение в согласовании числительного «пять» с существительными в роде и падеже, в словообразовании сложных слов.

24.

Цвет предметов (фиолетовый). Образование числа 5.

Различение фиолетового, синего  и красного цветов; закрепление понятий «под», «над», «внутри», «около», «между». Знакомство с составом числа 5; раскладывание числа 5 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять целое число; формирование понятий о переместительном свойстве сложения.

25.

Мебель. Состав числа 5.

Закрепление знаний детей о названиях и назначении мебели, её частей; образование относительных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных в форме именительного и родительного падежей множественного числа; понимание смысловой стороны простых и сложных предлогов, правильное употребление их в речи. Формирование представлений детей о сложении как объединении совокупностей предметов.

26.

Образование числа 6.

Уточнение и закрепление знаний детей об образовании числа 6 на основе сравнения двух совокупностей; обозначение цифрой, соотнесение числа 6 с количеством и цифрой; упражнение в счёте на слух до 6, в согласовании числительного «шесть» с существительным в роде и падеже.

27.

Цвет предметов (чёрный и белый). Состав числа 5.

Различение чёрного, белого, коричневого цвета; закрепление понятия, характеризующие положение предметов в пространстве. Знакомство детей с составом числа 5; раскладывание числа 5 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять число 5; формирование понятия о переместительном свойстве сложения.

28.

Домашние птицы. Сложение.

Закрепление знаний детей о внешнем виде домашних птиц; о том где они живут, чем питаются, какую пользу приносят человеку; о том как человек заботится о них. Формирование представлений детей о сложении как объединении совокупности предметов. 

29.

Образование числа 6.

Уточнение и закрепление знаний детей об образовании числа 6 на основе сравнения двух совокупностей; соотнесение числа 6 с количеством и цифрой; упражнение  в счёте на слух до 6, в согласовании числительного «шесть» с существительными в роде и падеже. Уточнение и закрепление знаний об образовании числа 6 на основе сравнения двух совокупностей; обозначение цифрой, соотнесение числа 6 с количеством и цифрой; установление последовательности чисел в пределах 6 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; упражнение в счёте на слух, на ощупь, в счёте движений до 6; упражнение в согласовании числительного «шесть» с существительными  в роде и падеже.

30.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

Цвет, форма и величина предметов. Состав числа 6.

Упражнение в расположении геометрических фигур на плоскости. Знакомство детей с составом числа 6; раскладывание числа 6 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять число 6; счёт двойками.

31.

Домашние животные. Сложение 

Закрепление знаний детей о внешнем виде домашних животных, их повадках, пище, пользе, приносимой людям. Забота человека о домашних животных; о детёнышах домашних животных; образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными. Закрепление представлений детей о  сложении как объединении совокупностей предметов; запись сложения с помощью знака «+».

32.

Образование числа 7.

Уточнение и закрепление знаний детей об образовании числа 7 на основе сравнения двух совокупностей; обозначение цифрой, соотнесение числа 7 с количеством и цифрой; установление последовательности чисел в пределах 7 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; упражнения в счёте на слух, на ощупь, в счёте движений до 7; упражнение в согласовании числительного «семь» с существительными в роде и падеже.

33.

Повторение. Состав числа 6.

Знакомство детей с составом числа 6; раскладывание числа 6 на два меньших числа, а из двух меньших числа составлять число 6, счёт по 2 («двойками»)

34.

Дикие животные. Вычитание.

Закрепление знаний о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах; упражнения в узнавании и назывании диких животных и их детёнышей; образование притяжательных прилагательных, согласование их с существительными. Закрепление представлений о сложении как объединении совокупностей предметов; запись сложения с помощью знака «+»

35.

Состав числа 7.

Уточнение и закрепление знаний детей об образовании числа 7 на основе сравнения двух совокупностей; обозначение цифрой, соотнесение числа 7 с количеством и цифрой; установление последовательности чисел в пределах 7 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа, упражнение в счёте движений до 7; упражнение в согласовании числительного «семь» с существительными в роде и падеже.

36.

Хвойные и лиственные кустарники зимой. Состав числа.

Обогащение и уточнение словаря по теме; упражнения в суффиксальном словообразовании; составление рассказов сравнений о хвойных и лиственных деревьях; рассказ по представлению. Знакомство детей с составом числа 6; раскладывание числа 6 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составление числа6; счёт по 2.

37.

Домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые. Вычитание.

Закрепление умений детей различать диких и домашних животных; формирование навыков правильного употребления существительных единственного числа родительного и творительного падежей; умение составлять предложения с союзом «и»; составление рассказов по опорным картинкам.  Формирование представлений детей о вычитании как об удалении из совокупности предметов её части; знакомство со знаком «-».

38.

Образование числа 8.

Уточнение и закрепление знаний детей об образовании числа 8 на основе сравнения двух совокупностей; обозначение цифрой, соотнесение числа 8 с количеством и цифрой; упражнение в счёте движений до 8, в согласовании числительного «восемь» с существительными в роде и падеже.

39.

Сравнение предметов по величине. Состав числа 7.

Упражнение детей в нахождении предметов заданной формы и величины; закрепление понятий «за», «перед», «между». Знакомство детей с составом числа 7; раскладывание числа 7 на два меньших числа, а из двух меньших – составление числа 7 (на конкретных предметах).

40.

Новый год в семье. Сложение и вычитание.

Закрепление знаний об отличительных признаках двух-трёх ёлочных игрушках (цвет, форма, величина, материал изготовления, назначение). Формирование представлений детей о вычитании как об удалении из совокупности предметов её части; работа со знаком «-».

41.

Состав числа 8.

Уточнение и закрепление знаний  детей об образовании числа 8 на основе сравнения двух совокупностей; обозначение цифрой, соотнесение числа 8 с количеством и цифрой; установление последовательности чисел в пределах 8 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; упражнение в счёте на слух, на ощупь; в согласовании числительного «восемь» с существительными в роде и падеже.

42.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь

Водный и воздушный транспорт. Состав числа 7.

Закрепление знаний детей о водном и воздушном транспорте; упражнение в сравнении. Знакомство с составом числа 7; раскладывание числа 7 на два меньших числа, а из двух меньших составление числа 7.

43.

Повторение. Сложение и вычитание.

Закрепление практических навыков сложения и вычитания; определение какое действие должно быть выполнено и обоснование выбора знака; закрепление знаний о переместительном свойстве сложения.

44.

Образование числа 9.

Уточнение и закрепление знаний об образовании числа 9 на основе сравнения двух совокупностей; обозначение цифрой, соотнесение числа 9 с количеством и цифрой; установление последовательности чисел в пределах 9 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; упражнения в счёте на ощупь до 9 ; согласование числительного «девять» с существительными в роде и падеже.

45.

Городской наземный транспорт. Состав числа.

Закрепление знаний о городском и междугородном транспорте, подземном транспорте; профессиях людей, работающих на транспорте; правилах поведения на транспорте; упражнения в сравнении двух видов транспорта; упражнения в образовании существительных в формах именительного и родительного падежей множественного числа. Знакомство детей с составом числа 7; раскладывание числа 7 на два меньших числа, а из двух меньших – составлять число 7.

46.

Железнодорожный транспорт. Вычитание в пределах 10.

Закрепление знаний о городском и междугородном транспорте, подземном транспорте; профессиях людей, работающих на транспорте; правилах поведения на транспорте; упражнения в сравнении двух видов транспорта; упражнения в образовании существительных в формах именительного и родительного падежей множественного числа. Закрепление практических навыков сложения и вычитания; анализ: что было вначале, что получилось  в результате действий; выбор знака действия; закрепление переместительного свойства сложения на материале предметно-практических действий детей.

47.

Состав числа 9.

Уточнение и закрепление знаний детей об образовании числа 9 на основе сравнения двух совокупностей; обозначение цифрой, соотнесение числа 9 с количеством и цифрой; установление последовательности чисел в пределах 9 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; упражнения в счёте на слух, на ощупь, в счёте движений до 9; согласование числительного «девять» с существительным в роде и падеже.

48.

Обобщающее занятие «Знаешь ли ты цвета?» Состав числа 8.

Закрепление названий цветов.

Знакомство детей с составом числа 8; раскладывание числа на  два меньших числа, а из двух меньших – составлять число 8.

49.

Одежда. Вычитание в пределах 10.

Закрепление знаний детей о названиях предметов одежды и их деталей, о назначении одежды в зависимости от времени года, об одежде для девочек и мальчиков, уходе за одеждой; упражнения в образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительным в роде, числе, падеже, образовании существительных в форме именительного и родительного падежей единственного и множественного числа. Упражнение детей в вычитании в пределах 10; чтение примеров на сложение и вычитание, закрепление знаний о переместительном свойстве сложения.

50.

Образование числа 10.

Уточнение и закрепление знаний детей  об образовании числа 10 на основе сравнения двух совокупностей; обозначение цифрой, соотнесение числа 10 с  количеством и цифрой; установление последовательности чисел в пределах 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; отсчёт любого количества в пределах 10 по слову, на слух, на ощупь; упражнения в счёте движений до 10, в согласовании числительного «десять» с существительными в роде и падеже.

51.

Условия жизни диких животных .Состав числа 8.

Обобщение и уточнение словаря по теме4 закрепление знаний детей об условиях жизни диких животных, зимующих птиц; о подкормке птиц; составление рассказов по серии сюжетных картинок. Знакомство детей с составом числа 8; раскладывание числа 8 на два меньших числа, а из двух меньших – составлять число 8.

52.

Зимующие птицы. Арифметическая задача.

Закрепление знаний детей об отличительных признаках птиц; упражнения в образовании существительных в формах именительного и родительного падежей множественного числа. Упражнение детей в вычислениях в пределах 10; чтение примеров на сложение и вычитание.

53.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

Порядковый счёт в пределах 10.

Закрепление знаний детей об образовании числа 10 на основе сравнения двух совокупностей; обозначение цифрой, соотнесение числа 10 с количеством и цифрой; установление последовательности чисел в пределах 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; упражнения в счёте движений до 10; в согласовании числительного «десять» с существительными в роде и падеже.

54.

Стройка и строительные профессии. Состав числа.

Обобщение знаний детей о строительстве зданий, строительных профессиях. Знакомство детей с составом числа 8, раскладывание числа 8 на два меньших числа, а из двух меньших – составлять число 8.

55.

Профессии работников детского сада. Решение задач.

Уточнение и расширение знаний детей о профессиях работников д/с. Представление об арифметической задаче; составление задач в предметно-практической  деятельности, ответ на вопрос задачи по образцу педагога; закрепление представлений о положении предметов в пространстве.

56.

Порядковый счёт.

Знакомство с порядковыми числительными, закрепление навыков порядкового счёта в пределах 10, распределение предметов в указанном порядке и определение пространственных отношений: «между», «перед», «за».  

57.

Общественные здания. Состав числа 9.

Закрепление знаний детей об общественных зданиях; правилах поведения в общественных местах; профессиях людей, работающих в этих учреждениях.

Знакомство детей с составом числа 9, раскладывание числа на два меньших числа, а из двух меньших – составлять число 9.

58.

Профессии работников детского сада. Решение  задач.

Уточнение и расширение знаний детей о профессиях работников д/с; принадлежностей для занятий. Представление об арифметических задачах; составление задач в предметно – практической деятельности, закрепление представлений детей о положении предметов в пространстве.

59.

Количество и счёт.

Значение порядковых числительных, закрепление навыков порядкового счёта в пределах 10; расположение предметов в указанном порядке и определение пространственных отношений: «между», «перед», «за».

60.

День защитника Отечества. Состав числа 10.

Обогащение, уточнение и расширение словарного запаса детей; упражнения в составлении рассказов по теме. Знакомство детей с составом числа 9; раскладывание числа 9 на два меньших числа, а из двух меньших составлять число 9.

61.

Обувь. Решение задач.

Закрепление знаний детей об обуви; упражнения в образовании относительных прилагательных от существительных, согласовании прилагательных с существительными  в роде, числе, падеже; образование существительных в форме именительного и родительного падежей множественного числа. Решение задач, составление на основе предметно-практической деятельности; знакомство со структурой задачи; представления о геометрических фигурах. 

62.

Равенство и неравенство совокупностей предметов.

Формирование представлений детей о размере предмета, как об одном из его свойств; сравнивание предметов по размеру, соотнесение одинаковых и разных по размеру предметов на основе практических действий; группировка предметов , одинаковых по размеру; выявление общих признаков в расположении ряда фигур и продолжение ряда по заданному признаку.

63.

Зима. Состав числа 10.

Наблюдение за дальнейшим уменьшением продолжительности дня, морозами, снегопадом, замерзанием водоёмов; представление детей о зимних забавах; упражнение в образовании относительных прилагательных от существительных, одинаковых слов; составление рассказа-описания о зиме. Знакомство с составом числа 9; раскладывание числа 9 на два меньших числа, а из других меньших составлять число 9. 

64.

Машины, облегчающие труд людей. Решение задач.

Обобщение знаний по теме (профессии людей, работающих на машинах, облегчающих труд человека).

Составление и решение задач  на основе предметно-практической деятельности; увеличение числа на несколько единиц; закрепление понятия о структуре задачи; знакомство с признаками отличия задачи от рассказа; закрепление навыков работы с геометрическими фигурами.

65.

Состав числа 10.

Знакомство детей с составом числа 9; учить раскладывать числа 9 на два меньших числа, а из двух меньших составлять число 9.

66.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

Весна. Решение задач.

Наблюдения за увеличением продолжительности дня, таянием снега; закрепление названий весенних месяцев. Составление и решение задач на основе предметно-практической деятельности; увеличение числа на несколько единиц; закрепление понятия о структуре задачи; знакомство с признаками отличия задачи от рассказа; закрепление навыков работы с геометрическими фигурами.

67.

Международный женский день. Равенство и неравенство совокупностей предметов.

Обогащение и уточнение словаря по теме; упражнение в составлении рассказа по теме «8 марта» по сюжетной картинке с опорой на картинки-подсказки и символ выражения положительных эмоций; упражнение в согласовании существительных в косвенных падежах, существительных в роде в настоящем и прошедшем времени. Формирование умений детей анализировать и сравнивать совокупность предметов методом взаимного однозначного соотнесения; раскрытие понятия равенства и неравенства совокупностей предметов, используя слова «много», «столько же», «мало», «несколько», «одинаково», «поровну», «больше», «меньше». 

68.

Состав числа 10.

Знакомство детей с составом числа 10; раскладывание числа 10 на два меньших числа, а из двух меньших – составлять число 10.

69.

Основные признаки весны. Задачи на нахождение суммы и остатка.

Наблюдение за набуханием почек и появлением листочков на срезанных в третью неделю февраля веточках тополя и берёзы; их сравнение: «Чем похожи? В чём различие?» Решение задач с использованием иллюстративного материала; увеличение и уменьшение числа на несколько единиц закрепление знаний о днях недели; упражнение в порядковом счёте до 7.

70.

Повторение. Количество предметов.

Закрепление понятия о равенстве и неравенстве совокупностей предметов, уравнивание совокупностей предметов путём увеличения количества предметов в меньшей группе или уменьшения их количества в большей группе; сопровождение практических действий словами: «прибавил», «убавил», «стало больше», «стало поровну», «стало меньше».

71.

Состав числа 10.

Знакомство детей с составом числа 10; раскладывание числа 10 на два меньших числа, а из двух меньших оставлять число 10.

72.

Перелётные птицы. Задачи на нахождение суммы и остатка.

Упражнение детей в узнавании и назывании перелётных птиц; закрепление знаний об их отличительных признаках, значение птиц в жизни людей. Составление и решение задач с использованием иллюстративного материала и схематичных изображений, увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; закрепление названий дней недели; упражнение в порядковом счёте до 7.

73.

Форма предметов (круг, овал). Цвет, форма, размер предметов.

Закрепление знаний детей о геометрических фигурах (круг, овал); соотнесение по форме геометрических фигур с различными предметами и их изображениями. Закрепление понятий о равенстве и неравенстве совокупностей предметов, уравнивание совокупности предметов путём увеличения количества предметов в меньшей группе ил уменьшения их количества в большей группе; сопровождение практических действий словами: «прибавил», «убавил», «стало больше», «стало поровну», «стало меньше».

74.

Состав числа 10.

Знакомство детей с составом числа 10; раскладывание числа 10 на два меньших числа, а из двух меньших составлять число 10.

75.

Животные весной. Решение задач.

Обогащение и уточнение словаря по теме; закрепление названий весенних месяцев; сравнивание задач на нахождение суммы и остатка; название арифметических действий, используя конкретные арифметические предметы, зрительные опоры, схемы; закрепление знаний о геометрических фигурах.

76.

Моя семья. Сравнение предметов по высоте.

Закрепление знаний о себе; о составе семьи. Упражнение детей в сравнении нескольких предметов по высоте способами приложения, наложения; определение признаков предметов словами: «высокие» - «низкие», «одинаковые по высоте», «выше» - «ниже», «самый высокий» - «самый низкий», формирование предметов по данным признакам.

77.

Пространственные и временные понятия.

Уточнение, закрепление и обобщение понятий «слева», «справа», «посередине» в действиях с конкретными предметами и на плоскости.

78.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

Садовые цветы. Решение задач.

Обобщение материала по теме: «Цветы сада», упражнение в составлении рассказа по плану; активизация предметного словаря; упражнение в согласовании существительных  с числительными. Сравнение задач на нахождение суммы и остатка; называние арифметических действий, используя конкретные предметы, зрительные опоры, схемы; закрепление знаний о геометрических фигурах.

79.

Насекомые. Сравнение предметов.

Закрепление знаний детей о  внешнем строении тела насекомых, название отдельных частей тела, пользе (вреде0 насекомых для людей и растений; упражнения в сравнении насекомых. Обобщение знаний детей о свойствах предметов; умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру и находить признаки сходства и различия, выражая их в речи.

80.

Цвет, форма, размер предметов.

Упражнение детей в сравнении нескольких предметов по высоте способами приложения, наложения; определение признаков предметов словами: «высокие» - «низкие», «одинаковые по высоте», «выше» - «ниже», «самый высокий» - «самый низкий»; группировка предметов по указанным признакам.

81.

Москва-столица России. Пространственные и временные понятия.

Закрепление знаний детей о главной площади и улице города (села), в котором живут дети. Уточнение, закрепление и обобщение и представление детей в действиях с конкретными предметами на плоскости.

82.

Наш дом. Сравнение предметов по длине.

Закрепление знаний домашнего адреса, количества этажей, где живёт ребёнок;  этажа, на котором находится квартира ребёнка; знания частях дома; назначении комнат в квартире; упражнения в образовании сложных прилагательных. Упражнение детей в сравнении предметов по длине способами приложения, наложения; определение признаков предметов словами.

83.

Сутки.

Уточнение представлений детей о сутках и частях суток, их последовательности; систематизация представлений о том, что происходит в разное время суток.

84.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май

Цвет, форма, величина предметов. Решение задач.

Упражнения детей в дифференциации изученных ранее геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник). Решение задач на увеличение числа на несколько единиц; закрепление пространственных представлений; упражнения в сложении и вычитании.

85.

День Победы. Сравнение предметов по длине.

Обобщение материала по теме: «День Победы». Упражнение детей в словообразовании, составлении рассказа по представлению, в образовании глаголов совершенного и несовершенного вида; уточнение временных и пространственных представлений. Упражнение детей в сравнении нескольких предметов по длине способами приложения, наложения; группировка предметов по указанным признакам.

86.

Геометрические фигуры.

Закрепление и обобщение представлений детей о свойствах предметов; сравнивание предметов по цвету, размеру, находя сходства и различия и отражение их в речи.

87.

Признаки лета. Пространственные и временные понятия.

Обогащение и уточнение словаря по теме; закрепление названий летних месяцев; названия летних работ в саду, на огороде, в поле. Закрепление представлений детей о настоящем, прошедшем, будущем времени; использование в речи слова, обозначающего временные понятия.

88.

Сравнение предметов по ширине.

Упражнение детей в сравнении нескольких предметов по ширине способами приложения, наложения; определение признаков предмета словами: «широкий» -«узкий», «одинаковые по ширине», «шире» - «уже», «самый широкий» - «самый узкий».

89.

Рыбы. Пространственные и временные понятия.

Обобщение материала по теме: «Рыбы»; уточнение переносных значений слов. Закрепление понятий о последовательности дней в неделе, месяцев в году; закрепление знаний о последующих и предыдущих днях недели, месяцах в году.

90.

Составление задач.

Решение задач на увеличение числа на несколько единиц; закрепление пространственных представлений; упражнение в сложении и вычитании.

91.

Комнатные растения. Размер предметов.

Закрепление знаний о названиях растений, уходе за комнатными растениями, пересадке растений. Упражнение детей в сравнивании нескольких предметов по ширине способами приложения, наложения, определение признаков предметов словами; группировка предметов по указанным признакам.

92.

Сравнение предметов по толщине.

Упражнение детей в сравнении нескольких предметов по толщине; определение толщины предметов словами: «толстый» - «тонкий», «одинаковые по толщине», «толще» - «тоньше», «самый толстый» - «самый тонкий». Группировка предметов по указанным признакам.

93.

Повторение пройденного материала.  Решение задач.

Составление задач всех видов по картинкам; выделение числовых данных и реальных действий, которые привели к изменению количества предметов; создание рисунка задачи, отражая в нём её условие.

94.

Сравнение предметов по толщине.

Упражнение детей в сравнении нескольких предметов по толщине.

95.

Решение задач.

Составление задач всех видов по картинкам; закрепление понятия о структуре задачи; знакомство с признаками отличия задачи от рассказа; закрепление навыков работы с геометрическими фигурами.

Контрольная диагностика

 

Всего 95 коррекционно-развивающих  занятия  проводится за учебный год, 2 раза  в неделю занятия по ознакомлению с окружающим миром и 3 раза в неделю на развитие элементарных математических представлений  + диагностика в начале года и в конце

Тематическое планирование составлено с опорой на программу под редакцией М.А. Васильевой, С.Г. Шевченко

«Коррекционно-развивающая работа в группе детей с задержкой психического развития»

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.