Многофункциональное авторское пособие «Занимательные липучки»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 г. Ейска муниципального образования Ейский район
Многофункциональное авторское пособие «Занимательные липучки»
Автор: учитель-логопед Шипитько Ольга Владимировна МБДОУ ДСКВ № 11 г. Ейска МО Ейский район,
высшая категория
г. Ейск
Аннотация
Дидактическое пособие «Занимательные липучки» представляет собой многофункциональное пособие, которое можно использовать для решения различных образовательных, воспитательных и развивающих задач. Пособие включает в себя панно-основу (ламинированные листы А4) и комплект съемных атрибутов (ламинированных картинок), которые крепятся на панно при помощи всем известных липучек Velcro. Ребенок должен найти, какие объекты прикрепить к определенной карточке, и точно соединить липучки, чтобы фигурка крепко держалась на картинке.
Основная ценность пособия заключается в его универсальности – его с легкостью можно использовать на занятиях по речевому, познавательному, социально-коммуникативному и художественно-эстетическому развитию. Авторское пособие включает в себя 11 игр, помогают работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит детей к школе. Игры систематизированы в папки на кольцах, чтобы удобно было использовать на практике.
Пояснительная записка
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Данный стандарт нацеливает на максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ и предъявляет к развивающей предметно пространственной среде определенные требования (такие как, полифункциональность, доступность, вариативность и др.).
Основная работа учителя - логопеда заключается в формировании у детей всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка. В поисках путей реализации задач Стандарта, было разработано дидактическое пособие «Занимательные липучки».
Актуальность данного пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование игр на липучках облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Работая учителем-логопедом в детском саду и понимая, что воспитанники нуждаются в модификации способов подачи учебного материала с целью более успешного освоения образовательной программы, мы в своей повседневной работе используем различные нетрадиционные игры и пособия, в том числе и изготовленные своими руками.
Развивающих игр много, но в педагогической работе необходимо выбирать инновационные (трендовые), привлекающие внимание дошкольников. Современный рынок дидактических игр предлагает широкий выбор различных игр и игрушек для педагогов и родителей, поэтому выбор более необходимых, познавательных остаётся актуальной проблемой, которую возможно решить, учитывая активный интерес ребёнка к всевозможным мелким объектам и требующих вложения его действий. Нам всем известно, что особую ценность представляет игра, сделанная своими руками. В таких играх есть душа и любовь к своему делу, и в результате они получаются такими красочными и дружелюбными, что очень важно для дошкольников. Наша инновационная разработка – игры на липучках.
Цель данного пособия – создать условия для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач в работе с детьми с ОВЗ, а также способствовать формированию коммуникативных способностей детей..
Задачи:
Формировать, расширять представления и знания детей в соответствии с программными задачами и педагогическими ориентирами.
Актуализировать и закреплять знания детей через организацию самостоятельной или совместной с педагогом деятельности с дидактическим пособием.
Способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор.
Способствовать расширению и обогащение словаря, развитию связной речи.
Способствовать развитию фонематического восприятия, грамматического строя речи и слоговой структуры слова.
Развивать зрительное, слуховое, тактильно – двигательное восприятие; воображение, пространственное мышление.
Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук.
Создавать целостную, различную по степени сложности, многофункциональную развивающую среду.
Сегодня в помощь, как родителям, так и специалистам продаётся множество полезных пособий и игрушек. Но все мы знаем, что особую ценность представляет игра, сделанная своими руками. В такие игры вкладывается душа и любовь к своему делу, поэтому они получаются такими красочными и дружелюбными, что очень важно для дошкольников.
Игры могут быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в работе с двумя детьми одновременно, возможно и командное выполнение упражнений. Эти игры можно использовать в различных видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при организации индивидуальной работы с ребёнком.
Преимущества игр на липучках:
Яркие, красочные, реалистичные, наглядные альбомы – с ними действительно интересно заниматься, играя.
Большое разнообразие вариантов игр. Все зависит только от фантазии педагога.
Затрагивают все сферы развития ребенка – это развитие речи, фонетики и звуковой культуры речи, элементарные математические представления, ознакомление с окружающим миром.
Развивают воображение, внимание, память, мышление и мелкую моторику, тактильные ощущения.
Влагостойкие, долговечные, благодаря липучкам детали не теряются.
Достаточно мобильны.
В этих развивающих играх объекты крепятся к карточкам или страницам с помощью липучек. Страницы ламинированы, а это значит, практичны в использовании и безопасны. Ребенку необходимо найти, какие объекты прикрепить к определенной карточке, и точно соединить липучки, чтобы фигурка крепко держалась.
Дидактическое пособие «Занимательные липучки» представляют собой серию игр:
- «Алфавит от А до Я»
- «Азбука»
- «Читаем слоги»
- «Весёлый поезд»
- «Улитка»
- «Предлоги-помощники»
- «Зимующие и перелётные птицы»
- «Дикие и домашние животные»
- «Животные жарких стран и Севера»
- «Он, она, оно, они»
- «Из чего сделано?»
Эти игры я начала изготавливать с 2020 года и по сей день пополняю картотеку игр.
Oжидаемые результаты
У детей сформируется умение объединяться с детьми для совместных игр, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом. Появится у детей устойчивый познавательный интерес к играм, направленным на развитие руки и мелкой мускулатуры пальцев. Повысится уровень словарного запаса, речевых навыков детей, а также уровень сформированности базовых психических процессов. Разовьется способность к самостоятельному проявлению творческой инициативы в процессе игры. Сформируется умение развертывать цепочки игровых действий, связанных с реализацией разнообразных ролей.
Условия реализации методической разработки
Многофункциональное дидактическое пособие «Занимательные липучки» может решать множество задач в воспитательно-образовательном процессе и может быть реализовано в условиях:
- групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ;
- групп общеразвивающей направленности.
Форма организации работы зависит от задач решаемых педагогом или выбора детей. Это позволяет широко применять данный материал как в самостоятельной деятельности детей, для работы в парах и индивидуальной работе по ознакомлению с окружающим миром, художественно-эстетическом развитии, формировании элементарных математических представлений и логического мышления, развитии познавательной деятельности, развитии мелкой моторики и сенсорном развитии. Дидактическое пособие «Занимательные липучки» мoжeт быть использовано родителями в домашних условиях для развития детей.
Основная часть
Альбом «Азбука»
Прекрасный большой альбом для развития фонематического слуха и ознакомления со всеми буквами алфавита!
Альбом представляет из себя набор основ и карточек. На каждой основе изображена буква, вокруг которой есть 5 пустых окошек с теневым изображением картинки. На карточках - красочные картинки с изображениями животных, предметов, фруктов и другого, названия которых начинаются на эту букву. В наборе 158 съёмных карточек.
Для удобства ориентировки и запоминания, гласные буквы - красного цвета, а согласные синие.
«Алфавит от А до Я»
«Алфавит от А до Я» - это эффективный современный способ выучить с дошкольником все буквы алфавита. Липучки помогут ребенку развить ловкость, координацию движений и мелкую моторику.
В наборе – 4 ламинированных листа А4 с буквами русского алфавита и 56 картинок на липучках, которые легко прилипают к игровому полю. В игре необходимо поместить изображение картинки на букву, с которой она начинается. Игра развивает фонематический слух, так как картинки подобраны на твёрдые и мягкие звуки. Съёмные детали хранятся в пластиковом конверте на последней странице пособия.
Игра «Весёлый поезд»
Пособие состоит из паровоза и вагонов, на которых прикреплены липучки, чтобы поместить на них буквы и картинки. Игра способствует развитию фонематического слуха, слоговой структуры слова, запоминанию букв как графического образа звука, а также развитию мелкой моторики. На паровоз можно прикреплять буквы или слоговые схемы, а к вагонам красочные картинки с изображением животных.
Игра не оставит равнодушными никого благодаря ярким и красочным изображениями и различным вариантам игры!
Игра «Улитка»
Это игровое пособие создано по образу и подобию всем известной игры. Новизной является использование липучек, которые позволяют детям надёжно прикрепить картинку к основе, развивают мелкую моторику.
Пособие «Читаю слоги»
Данное пособие на липучках в игровой форме помогает дошкольникам на первом этапе обучения чтению. Ребёнок закрепляет графический образ буквы, учится составлять и читать прямые и обратные слоги. Пособие представляет собой ламинированные листы А4 с гласными буквами и кружки на липучках с согласными буквами. Ребёнок помещает любую согласную букву в свободный кружочек и, проводя пальчиком по стрелочке, читает слог.
Пособие «Зимующие и перелётные птицы»
Цель: формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашей страны, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
Задачи:
Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.
Развивать память, внимание, речь, совершенствовать моторику пальцев рук.
Пособие «Предлоги-помощники»
Цель данного пособия – уточнение и закрепление правильного употребления предлогов.
Задачи: упражнять детей в правильном использовании простых и сложных предлогов: В, ИЗ, НА, С, СО, ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА, К, ОТ. Формировать умение составлять грамматически правильные предложения, используя предлагаемые предлоги.
Важно научить детей дошкольного возраста распознавать предлоги, понимать для чего они нужны и грамотно их использовать. Для этого можно использовать данную игру, карточки с надписями и картинками, которые демонстрируют предлоги и ситуации, в которых уместно их употребление.
Ребёнку предлагается к схеме-предлогу подобрать соответствующие карточки, прикрепить их с помощью липучки и составить предложение с этим предлогом.
Пособие «Он, она, оно, они»
Цель игры «Он, она, оно» – формирование навыка соотносить существительные по роду: мужскому, среднему, женскому.
Задачи: обучение умению согласовывать слова определенного рода с местоимениями он, оно, она, а также множественного числа – они;
получение навыка определения принадлежности притяжательных местоимений мой, мое, моя к роду, и к множественному числу – мои;
формирование умения сочетать существительные с прилагательными;
развитие логического мышления; улучшение моторики пальцев рук.
Задача игроков – правильно разделить картинки в соответствии с принадлежностью изображенного объекта или явления к роду существительного.
Пособие «Животные жарких стран и Севера»
Цель: формировать обобщённые представления у детей о животных жарких стран и Севера, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
Задачи:
Учить различать животных по внешнему виду и находить их на картинках.
Развивать память, внимание, речь, моторную ловкость.
Воспитывать бережное отношение к животным.
Пособие «Дикие и домашние животные»
Цель: формировать у детей обобщённые представления о домашних и диких животных нашей страны, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
Задачи:
Учить различать животных по внешнему виду и находить их на картинках.
Развивать память, внимание, речь, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к миру животных.
Пособие «Из чего сделано?»
Игра знакомит дошкольников с основными физическими свойствами предметов, учит выявлению и обобщению объектов по материалам, из которых они изготовлены.
Задачи:
- формирование представления о создании и свойствах предметов окружающего мира;
- знакомство с продукцией, производимой руками человека;
- формирование представления о назначении разных вещей и значимости человеческого труда;
- развитие любознательности, расширение кругозора и словарного запаса;
- развитие логического мышления, обучение навыку сравнения, определения причинно-следственных связей; связной речи, мелкой моторики.
Игровой материал: игровые поля с изображением материала и пустых мест – 6 штук, маленькие предметные карточки - 48 штук. Правила игры: распределить предметы по группам: - из железа; стекла, резины, дерева, пластмассы и муки.
Заключение:
Можно сделать вывод о том, что развитие речи с помощью игр с липучками дает положительный результат. Наблюдается желание детей участвовать в процессе обучения, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, обобщать предметы по существенным признакам, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания. Игры позволяют у дошкольников 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи совершенствовать лексико-грамматические категории, сформировать фонематическое восприятие, что является важнейшей предпосылкой для успешного обучения грамоте.
Дидактическое пособие «Занимательные липучки» является эффективным элементом развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Пособие отвечает требованиям ФГОС и обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей. Пособие ориентировано на возможность самовыражения каждого ребенка и осуществления личностно-ориентированного подхода. Данное пособие можно видоизменять и дополнять, что сделает его более функциональным.
Библиографический список:
1. Лихотина В. В. Развитие познавательных навыков у детей с ОВЗ при помощи дидактического пособия «Игры на липучках»//Вопросы дошкольной педагогики.- 2020. - № 8 (35) – с. 46-50.
2. https://www.maam.ru/detskijsad/-igry-na-lipuchkah-universalnye-posobija-dlja-vsestoronego-razvitija-rebyonka.html
3.https://infourok.ru/didakticheskie-igry-na-lipuchkah-kak-sredstvo-poznavatelnogo-razvitiya-doshkolnikov-6052794.html
Голдина Лилия Вильевна