МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ

МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ
Владимаренко Светлана Викторовна, воспитатель
МБДОУ детский сад Осиновая Речка,
Хабаровский край, с. Осиновая Речка
Аннотация. Статья посвящена модели непрерывного образования, в контексте которой рассматривается взаимодействие детского образовательного учреждения (ДОУ) и семьи в процессе подготовки детей к школе. В статье анализируются особенности формирования успешной учебной и социальной подготовки детей старшего дошкольного возраста, подчеркивается важность партнерства между воспитателями, родителями и другими участниками образовательного процесса. Рассмотрены различные формы сотрудничества ДОУ и семьи, а также роль взаимодействия в подготовке детей к школе, учитывая их индивидуальные особенности и потребности.
Ключевые слова: непрерывное образование, взаимодействие ДОУ и семьи, подготовка к школе, старший дошкольный возраст, партнерство, воспитание, индивидуальные особенности.
Статья посвящена модели непрерывного образования, в контексте которой рассматривается взаимодействие детского образовательного учреждения (ДОУ) и семьи в процессе подготовки детей к школе. В статье анализируются особенности формирования успешной учебной и социальной подготовки детей старшего дошкольного возраста, подчеркивается важность партнерства между воспитателями, родителями и другими участниками образовательного процесса. Рассмотрены различные формы сотрудничества ДОУ и семьи, а также роль взаимодействия в подготовке детей к школе, учитывая их индивидуальные особенности и потребности.
Ключевые слова: непрерывное образование, взаимодействие ДОУ и семьи, подготовка к школе, старший дошкольный возраст, партнерство, воспитание, индивидуальные особенности.
Введение
Подготовка детей к школе — это не только задача образовательных учреждений, но и важная роль родителей, которая предполагает совместную работу с воспитателями, направленную на всестороннее развитие ребенка. Система непрерывного образования нацелена на создание единого образовательного процесса, где взаимодействие дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и семьи становится основой успешной подготовки к школьной жизни. Современные требования к образовательному процессу акцентируют внимание на развитии не только умственных, но и эмоциональных, социальных, коммуникативных навыков ребенка, что особенно важно в процессе подготовки к школе.
Модель непрерывного образования подразумевает гармоничное соединение дошкольного и школьного этапов обучения, где каждое звено образовательной цепочки взаимодействует для достижения общей цели — всесторонней подготовки ребенка. Важной частью этого процесса является работа с родителями, их участие в образовательной деятельности, чтобы создать комфортные условия для ребенка, которые способствуют успешному переходу в школьную жизнь.
Задачи взаимодействия ДОУ и семьи в подготовке к школе
Создание единой образовательной среды. Одной из основных задач взаимодействия ДОУ и семьи является создание согласованной образовательной среды, в которой ребенок может развиваться и подготовиться к школьной жизни. Важно, чтобы в доме и в детском саду использовались схожие подходы к обучению, воспитанию и дисциплине.
Формирование у детей социальной зрелости. Школа требует от ребенка высокой степени самостоятельности, ответственности и умения работать в коллективе. Подготовка к этим требованиям начинается с дошкольного возраста, и она невозможна без активного участия семьи в воспитательном процессе. Взаимодействие ДОУ и семьи помогает обеспечить развитие у детей таких качеств, как умение взаимодействовать с окружающими, сдержанность в поведении, умение регулировать свои эмоции.
Подготовка к обучению в школе. К началу школьного обучения дети должны быть готовы к восприятию учебного материала. Важнейшей задачей является подготовка ребенка к учебному процессу, что включает в себя как развитие интеллектуальных навыков, так и подготовку к учебной дисциплине, умение работать по инструкции, выслушивать и понимать задания. Взаимодействие ДОУ и семьи помогает обеспечить плавный переход к школьному обучению.
Поддержка эмоциональной стабильности. Переход из детского сада в школу — это стрессовый момент для ребенка, и важно, чтобы он ощущал поддержку и уверенность. Именно взаимодействие воспитателей и родителей позволяет подготовить ребенка к этому важному этапу жизни, снизив уровень тревожности и создавая психологическую готовность к изменениям.
Формы взаимодействия ДОУ и семьи
Консультации и семинары для родителей. Для успешной подготовки ребенка к школе важно, чтобы родители имели необходимые знания и навыки в воспитании. Воспитатели могут организовывать консультации, семинары и тренинги, на которых расскажут о том, как помочь ребенку в освоении школьных навыков, как развивать важнейшие умения для успешного старта в учебе.
Совместные мероприятия. Проведение совместных праздников, выставок, мастер-классов и других мероприятий помогает не только детям, но и родителям лучше понять потребности своих детей, а также способствует укреплению партнерских отношений между ДОУ и семьей. Совместная деятельность создает атмосферу взаимопонимания и доверия.
Индивидуальная работа с родителями. Важной частью взаимодействия является индивидуальная работа с семьями детей, у которых могут быть особые потребности или трудности в подготовке к школе. Педагоги могут вести индивидуальные консультации, помогать родителям выстраивать правильную образовательную стратегию для их детей, обращая внимание на особенности развития и потребности ребенка.
Использование технологий для взаимодействия. В современных условиях значимую роль играет использование цифровых технологий для взаимодействия ДОУ и родителей. Вебинары, электронные дневники, специальные приложения для общения и обмена информацией позволяют поддерживать постоянную связь, информировать родителей о достижениях ребенка и предстоящих событиях.
Роль индивидуального подхода в подготовке к школе
Каждый ребенок — это уникальная личность с собственными темпами развития и особенностями. Это особенно важно учитывать в подготовке к школе, поскольку не все дети одинаково быстро осваивают учебные навыки. Индивидуальный подход в работе с ребенком помогает педагогам и родителям учитывать его потребности и создавать для него наиболее комфортные условия для перехода в школьную жизнь.
Подготовка детей с особенностями развития. Ребенок с особыми образовательными потребностями, например, с задержкой речевого или моторного развития, требует особого внимания со стороны педагогов и родителей. В этом случае особенно важно взаимодействие семьи и ДОУ для разработки индивидуальных образовательных маршрутов.
Раннее выявление проблем. Взаимодействие с семьей позволяет педагогам вовремя заметить трудности в развитии ребенка и предложить соответствующие методы поддержки. Родители могут своевременно сообщать о проблемах, с которыми сталкивается их ребенок, что позволит подготовить план работы для оптимальной подготовки к школе.
Модель непрерывного образования предполагает гармоничное сотрудничество между дошкольным образовательным учреждением и семьей в подготовке ребенка к школе. Это сотрудничество помогает создать единую образовательную среду, которая способствует всестороннему развитию ребенка и его успешному переходу в школьное образование. Важно, чтобы воспитатели и родители работали вместе, поддерживая ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и потребности. Только при таком подходе можно обеспечить гармоничное развитие личности ребенка и подготовить его к новой жизненной стадии — школьной жизни.
Список литературы
Довейко А. Б., Магомедова Т. И., Стеценко А. И. Эффективный детский сад в представлении педагогов и родителей // Россия: тенденции и перспективы развития. 2015. №10-3.
Константинова В. В. Анализ эффективности программ предшкольной подготовки // Таврический научный обозреватель. 2016. №8-3 (13).
Пульникова Н. П., Меньшенина А. А. Проблемы взаимодействия семьи и детского сада в процессе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vzaimodeystviya-semi-i-detskogo-sada-v-protsesse-razvitiya-vospitaniya-i-obucheniya-detey-doshkolnogo-vozrasta
Усенканова А. З. РОЛЬ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ // Форум молодых ученых. 2018. №4 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-i-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizatsiy-v-podgotovke-detey-k-shkole