Взаимодействие семьи и ДОУ
«Взаимодействие семьи и ДОУ»
Федянина Г. С.
п. Томаровка
Яковлевского городского округа»
Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее.
Новое время предъявляет новые требования к качеству образования, модернизация которого не только государственное требование, но и условие развития общества [2]. В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (пункт 6.2. статьи 9 Закона). Эта норма в Закон была введена с пониманием важности дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, для обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей. ФГОС - это определенная стандартизация содержания дошкольного образования. Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития.
С принятием новых федеральных нормативных документов в дошкольных образовательных учреждениях произошли радикальные изменения в содержании дошкольного образования и организации образовательного процесса. Определены новые стратегические ориентиры в развитии системы образования. Это:
Создание условий для формирования базовой культуры детей, гармоничного сочетания позитивной социализации и личностного роста, полноценной реализации потенциала развития каждого ребенка, сохранение физического и психического развития [2].
Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка, формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию через типичные для дошкольного возраста творческие виды деятельности и формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Учет воспитателем особенностей развития дошкольников, интересов детей своей группы, специфики национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды:
- обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
- высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и имеет потенциальные возможности формирования социальных, нравственных, патриотических чувств. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека. [1]. Оттого что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Все, что усвоено в этот период - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о стране, народе, обычаях, истории, культуре. Всё это может дать мощный духовно-нравственный потенциал русской культурной традиции. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В рамках патриотического воспитания в дошкольных учреждениях проводится работа по сохранению и возрождению культурных традиций предков, чтобы будущие поколения чтили и любили памятные даты своего Отечества.
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский. Богатый материал для воспитания патриотических чувств - устное народное творчество. Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Оно знакомит нас с вековой историей земли русской, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой. Русские народные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только радуют детей, но и закладывают основы нравственности, учат различать, что такое хорошее и плохое, добро и злое.
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы педагогического коллектива детского сада в работе по патриотическому воспитанию детей. [2].
В рекомендованном варианте проекта примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы», опубликованной в рамках общественного обсуждения примерных программ [4], особое внимание уделяется развитию личности ребенка; сохранению и укреплению здоровья детей; а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Одной из задач нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений и повышение культуры педагогической грамотности семьи [1].
Формирование патриотических чувств идёт эффективнее, если установлен тесный контакт с семьями воспитанников. Вовлечение семьи в процесс ознакомления дошкольников с социальным и природным окружением, историей и культурой родного края заключает в себе особые педагогические возможности, ведь родители и другие члены семьи – первые и главные воспитатели. Уклад жизни семьи, отношения между её членами, их отношение к самому ребёнку, к окружающему миру являются для малыша образцом, примером для подражания и формирования позитивной детской субкультуры. [3].
Необходимо, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
В нашем ДОУ стали уже традиционными такие вариативные формы работы по региональному компоненту как:
1. Встреча с интересными людьми:
- Ветеранами Великой Отечественной Войны;
- представителями разных профессий – библиотекарь, технолог молочного производства; инспектор ГИБДД, учитель музыкальной школы (родителями воспитанников);
- участие во Всероссийской акции «Урок мира» - встреча с презентацией достижений многодетной семьи Юрченко, мама получила орден Почетный Знак "Материнская Слава III степени" ;
- презентация «Моя малая Родина» - рассказ о родном поселке Томаровка семьи Башкирева Дениса;
- Батюшкой Храма Казанской Божией Матери п. Томаровка отцом Романом;
- знаменитыми людьми Белгородской области.
2. Цикл бесед об истории и героях России. ( Илья Муромец, Алеша Попович, А.Невский, А.В.Суворов, Ломоносов М.В. и др.)
3. Конкурсы творческих работ семей «Построим дом моей мечты», «Пасхальные поделки», «Ангел Рождества», «Вести ЗОЖ это модно», «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» и многие другие.
4. Участие в Акциях «Посади дерево», «Кормушка для пичужки», «Пристегнись и улыбнись», «Болеем за наших Олимпийцев» фотоконкурс «Я заметный пешеход» (со световозвращающими знаками на одежде) и многие другие.
5. Проводятся семейные праздники и развлечения: «День матери»; «Папа все может»; «Мы за соблюдение правил дорожного движения»; «Коляда-коляда, открывай ворота!»; «Масленица»; «Вербное воскресение» (с катанием на лошадях, ряжеными родителями, настоящим самоваром с сапогом, блинами, кашей, народными играми и гуляниями); «Рождественские сказки» (артисты - родители воспитанников).
6. Возрождаем казачество (кадетская группа «Казачата») – «День защитника Отечества».
Детство – это каждодневное открытие мира. Вся наша работа и направлена на это открытие. Мы делаем так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Родины. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Мы воспитываем гордость к своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой нашей области, воспитываем уважение и любовь к ней.
Список литературы:
Закон РФ от 120.07.92 № 3266-1 «Об образовании»;
Инструктивно-методическое письмо департамента образования Белгородской области «Белгородского института развития образования «Организация деятельности дошкольных образовательных учреждений в условиях введения ФГОС дошкольного образования в 2013-2014 учебном году»
Инструктивно-методическое письмо департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области «Белгородского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» «Об организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГТ к основной общеобразовательной программе дошкольного образования и условиям ее реализации»
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.